Введение
Государственные корпорации (далее госкорпорации, ГК) – одни из ключевых игроков отечественной экономики. Более половины российского ВВП производится в ГК вместе с другими компаниями с государственным участием [1].
Государственные корпорации были введены Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ. Согласно этому документу, госкорпорацией может быть признана «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций».
Во втором подпункте той же статьи 7.1. N 140-ФЗ указывается следующее: «Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» [2].
Таким образом, госкорпорации, как и любая другая некоммерческая организация, не ставят перед собой получение прибыли как наиболее важную задачу.
ГК также обладают свойством «неимения членства», так, создаются, контролируются и ликвидируются лишь одним субъектом хозяйствования - государством, однако владеют предоставленным им имуществом, в отличие от госучреждений (ГУ) и федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) [3].
Госкорпорации не являются уникальными по своей форме организациями, присущими исключительно России. В некоторых западных странах ГК имеют более чем двухсотлетнюю историю, однако в основном их развитие пришлось на XX век. В США значительная часть государственных корпораций появилась благодаря Ф.Д. Рузвельту, убежденному, что в некоторых отраслях экономики частные компании не могут быть достаточно эффективны. Например, они не смогут по причине неполучения ощутимой прибыли помогать ветеранам войны во Вьетнаме возвращаться к мирской жизни и открывать собственный бизнес: с этой целью была создана «National Veterans Business Development Corporation».
При этом в Government Corporation Control Act (GCCA, 1945), главном законе о контроле американских ГК, четко не прописывается их организационная форма: есть только список относящихся к правительственным корпорациям организаций.
В Западной Европе госкорпорации получили особенное распространение после Второй Мировой войны, когда некоторые ключевые отрасли экономики (транспортная инфраструктура, ТЭК и прочие) находились в упадке и требовали срочного восстановления с контролем со стороны государства.
Таким образом, в большинстве стран такие корпорации создавались в качестве объединения правительственных и частных капиталов для решения задач национального масштаба, на которые не была способна «невидимая рука» [4].
Генезис российских госкорпораций в целом схож по своим причинам с зарубежной практикой, однако имеет и уникальное целеполагание. Сферы, где созданы российские госкорпорации (космос, атомная промышленность, развитие высокотехнологических производств, ранее нанотехнологии), стратегически важны для отечественной экономики, имеют долгий срок окупаемости и являются достаточно рискованными для частного капитала. Именно поэтому такая форма организаций как ГК, функционирующих фактически как государственный институт (иногда при слиянии властных и хозяйствующих функций [5, 33]), и реализуется в перечисленных отраслях [6].
Благодаря деятельности таких организаций, заточенных на развитие отраслей, а не на бездумное максимальное извлечение прибыли, Россия приобретает возможность занять технологическое лидерство на мировой арене в конкретных областях прикладной науки, а значит защитить свой экономический суверенитет и занять достойное место в конструкции многополярного мира. [7]
Другим важным поводом для создания госкорпораций видится отсутствие достаточного финансирования в некоторых отраслях промышленности, где четко выражен интерес государства и есть соответствующие технологии для создания эффективно работающей организации. Такие компании способны стать точками роста для российской промышленности и помочь в реализации целей, ставящихся государством. Предлагается и деление ГК на 4 основных вида: естественные монополии (как, например, «Росатом» в атомной промышленности), защитные («Агентство по страхованию вкладов»), развивающие («ВЭБ.РФ», занимающаяся поддержкой бизнеса) и инновационные корпорации («Ростех») [8].
Некоторые ГК возникали из чисто государственных образований, которые необходимо было превратить в бизнес-структуры для повышения эффективности: «Росатом» и «Роскосмос» возникли из Федеральных агентств. ВЭБ.РФ был создан на основании «Внешэкономбанка», функционирующего с 1922 года, а такие госкорпорации, как «Ростех», были созданы без первоначальной объединяющей базы, получая в управление определенные производственные мощности и экономические функции.
О роли госкорпораций в экономических процессах России писали Киселев А.Г. [7], Дейнега В.Г. и Тамазян М.Г. [5], Васильев В.А. [9], Ларин С.Н. [10] и многие другие российские ученые и экономисты. Однако, учитывая драматические изменения в структуре мировой экономики в последние несколько лет, необходимо актуализировать представленную информацию и представить новую характеристику госкорпораций как одних из драйверов участия России на международной экономической арене, подвести определенные итоги деятельности ГК и выявить роль санкций, значительно повлиявших на отечественную экономику.
Объект исследования – четыре из ныне действующих российских госкорпораций: «ВЭБ.РФ», «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех». Предмет – роль данных организаций в современной внешнеэкономической политике России.
Цель работы состоит в определении особенности функционирования российских госкорпораций и выявлении их роли во внешнеэкономической деятельности страны.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ научных публикаций, метод сравнений и аналогий, графический анализ.
Обзор деятельности российских госкорпораций на международной арене
Отметим, что основная специфика деятельности российских Госкорпораций направлена на поддержку российской экономики в ключевых отраслях, где стране важно обеспечивать технологический и ресурсный суверенитет.
Однако четыре из всех на данный момент действующих российских ГК имеют в рамках своих компетенций и международные проекты, которые рассмотрены ниже в основной части работы.
«ВЭБ.РФ» активно участвует в качестве представителя Российской Федерации в ряде проектов, развивающих международное сотрудничество между странами. По большей части это объединения финансовых учреждений, таких как Межбанковское объединение ШОС, Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС, Межправительственная Российско-Китайская комиссия, Клуб банков развития «двадцатки» и долгосрочных инвесторов (D20-LTIC), Ассоциация латиноамериканских банков развития (ALIDE) в качестве ассоциированного члена и в некоторых других.
Такая активная международная деятельность позволяет России принимать живое участие в обсуждении устройства мировых финансов на общемировом и региональном уровнях, обмениваться опытом и налаживать сотрудничество с разными странами [11].
Помимо этого, компания активно содействует развитию экспортной деятельности. Для этой цели в структуру госкорпорации входит РЭЦ – Российский экспортный центр. Финансирование инвестиционных и экспортных проектов происходит в 30 странах мира, среди которых, помимо Китая, с которым нашу страну связывает стратегическое партнерство, есть и США, Италия, Ирландия, Польша и другие. Сопровождение на всех этапах экспортного цикла, в том числе нематериальная поддержка, позволяет ВЭБ.РФ поддерживать конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Также компания активно помогает зарубежным инвесторам и покупателям принимать участие в экспортных проектах страны [12].
РЭЦ играет ключевую роль в достижении целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт», созданного по инициативе Президента РФ. Совместно с представителями министерств и крупнейших компаний разрабатываются новые экспортные стратегии, учитывающие современные геополитические реалии [13].
Международная деятельность «Росатома» четко регламентируется и отвечает наиболее высоким требованиям безопасности: Госкорпорация является членом Глобального договора Организации Объединенных Наций (UN Global Compact), затрагивающем принципы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.
Компания занимает 16% мирового рынка ядерного топлива, которое поставляется в страны со всего земного шара, включая США, для которых даже при обширной санкционной политике не удается полностью избежать закупок ценного энергетического ресурса – обогащенного урана-235, за который только в 2023 году пришлось заплатить в пользу российской госкорпорации 696,5 млн долларов [14].
Помимо поставок топлива, «Росатом» осуществляет полный цикл строительства атомных станций, обладая наиболее обширным портфелем заказов среди всех компаний отрасли в мире. На данный момент проекты реализуются в 8 странах, таких, как Китай, Индия, Бангладеш, Венгрия и другие. Белорусская АЭС была завершена в 2023 году, а некоторые проекты были заморожены, например, приостановленное в 2022 году строительство атомной станции в Финляндии [15].
Постепенно «Росатом» распространяет свою деятельность и на относительно новый для себя регион – Латинскую Америку. В Боливии в 2022 году были введены в эксплуатацию первые площадки центра ядерных исследований и технологий (ЦЯИТ). Благодаря развитию ядерной медицины в Эль-Альто более 5000 граждан ежегодно могут проходить обследования с применением высоких технологий без обязательного выезда за пределы страны. На АЭС Мексики и Бразилии поставляется российское топливо [16], а в июле 2024 года были подписаны соглашения о сотрудничестве с тремя новыми странами: Чили, Сальвадором и Аргентиной [17].
Очевидно, что дальнейшее укрепление лидерских позиций госкорпорации на международной арене будет положительно влиять на позиции России. Успешный опыт взаимодействия с «Росатомом» может позволить другим странам более доверительно относиться и к другим российским проектам, что положительно повлияет на экономическое сотрудничество даже в других отраслях.
Космическая деятельность – одна из наиболее затратных экономических отраслей, которая, к тому же, часто не обладает свойством окупаемости, когда речь идет, например, об исследованиях. Учитывая данное обстоятельство, большинство стран предпочитает объединять усилия в процессе освоения космоса.
Большую часть совместных инициатив, которые реализовывала Госкорпорация «Роскосмос», пришлось заморозить на фоне санкционного давления. Формально западные «партнеры» соглашения о сотрудничестве не разрывали, однако нет определенности, когда они будут разморожены.
Вместе с тем под угрозой сворачивания находится проект «Венера-Д», реализация которого предполагалась в 2029 году, а также полеты на Марс с участием российских ракет «Протон-М». «ExoMars» мог быть запущен в середине 2022 года и стать всего лишь вторым марсоходом в истории страны, однако данное направление также было приостановлено. Запрет на поставки российских двигателей, сворачивание сотрудничества с британским аналогом «StarLink» – «OneWeb», а также с Германским центром авиации и космонавтики оставили «Роскосмос» практически без международных проектов, именно благодаря которым экономически обоснованно было осуществлять дальнейшее освоение внеземного пространства [18].
Определенный оптимизм внушает сотрудничество с Китаем, который значительно наращивает космический потенциал, в том числе благодаря российскому опыту. 25 ноября 2022 года было заключено стратегическое сотрудничество между «Роскосмосом» и Китайским национальным космическим управлением (CNSA) до 2027 года. В его рамках планируется развитие нескольких направлений: международная научная лунная станция (МНЛС), в рамках которой уже с 2031 году планируется постепенное размещение инфраструктуры на поверхности Луны, и взаимное размещение на территории двух стран измерительно-контрольных систем ГЛОНАСС и Beidou. Нынешний глава «Роскосмоса» Юрий Борисов отметил, что в 2033–2035 гг. на спутник Земли может быть доставлена ядерная энергетическая установка [19].
Вышеуказанные совместные российско-китайские проекты в космической отрасли позволяют укрепить экономическое сотрудничество между странами и помочь России оставаться на передовых ролях в ходе освоения космоса.
«Ростех» на международной арене специализируется в основном в области содействия экспорту российской высокотехнологичной продукции, в том числе военного назначения. Причем, несмотря на санкции и изменение географии сбыта, в целом объемы продаж остаются на прежнем уровне – действующий портфель заказов составляет порядка 4 трлн рублей.
Первый заместитель генерального директора «Ростеха» Владимир Артяков отмечает, что ведется «...активная работа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки, СНГ». Госкорпорация активно наращивает свое присутствие в странах со всего мира, которые получают доступ к отечественным высоким технологиям. Особым спросом пользуется российская военная продукция на Ближнем Востоке, где применяется в борьбе с террористическими группировками [20].
Присутствие «Ростеха» на международной арене повышает интерес к российским практическим высоким технологиям. Помимо импорта оружия многие партнеры обращают внимание и на гражданскую линейку госкорпорации, которая активно продвигает за рубеж как материальную продукцию, так и ИТ-решения, например, в сфере информационной безопасности.
Рисунок 1 – Доля зарубежных доходов ГК «Росатом» в общем экспорте РФ, 2019–2023 гг. (составлено автором на основе данных [21], [22])
Отчетливо можно наблюдать (рис.1), что доходы «Росатома» на международной арене увеличиваются быстрее общих темпов роста экспорта России – несоответствующий тренду перекос в 2020 году объясняется пандемией, когда многие логистические цепочки были нарушены, а энергетика оставалась одним из немногих жизненно важных секторов, деятельность которого нельзя замораживать.
Учитывая, что «ВЭБ.РФ» в основном помогает экспортной деятельности (то есть тратит средства, для того чтобы другие участники экономики получали прибыль), а «Ростех» не публикует подробную отчетность из-за наличия продуктов двойного и военного назначения, именно данные по «Росатому» позволяют точнее всего установить увеличение уровня значимости госкорпораций для международной деятельности России. Представленная информация по другим ГК позволяет заключить, что их роль в отечественной внешнеэкономической деятельности также становится все более важной.
Заключение
Подводя итог, отметим, что госкорпорации остаются эффективным инструментом поддержки устойчивого развития России. При помощи бюджетных средств такие компании способны реализовывать сверхдолгосрочные проекты с длинными сроками окупаемости, то есть те, на которые не готов в данный момент пойти частный капитал.
После начала Специальной военной операции России на Украине в 2022 году международная деятельность российских ГК по-прежнему остается на высоком уровне и продолжает генерировать прибыль, стимулируя российский бизнес увеличивать международную конкурентоспособность собственной продукции и выходить на новые рынки.
Список литературы
- Как доля государства в экономике России превысила 50%. Инфоргафика, 11.05.23 // РБК [сайт]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/11/05/2023/645b94f89a794700cb727aa5. – Загл. с экрана (дата обращения: 22.07.2024).
- Постановление Правительства РФ от 26 января 2000 г. № 88 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/933187ac22e14635e1e3ba1c5d5ca118bca5b17d/ (дата обращения: 22.07.2024).
- Кузнецов С.И. Правовой статус государственных корпораций // Государственная служба. – № 1 (93). – 2015 г. – С. 75–79.
- Пухова М.М., Кривцова М.К., Цихоцкий Ф.Н., Свиридова Е.С. Опыт управления государственными корпорациями в зарубежных странах и его применение в России // Науковедение, выпуск 4 (23). – 2014 г. – DOI: 10.7890/nauko45678 [Электронный ресурс]. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/46EVN414.pdf#:~: text=Понятие%20»государственная%20корпорация»%20существует%20во,и%20формируют%20советы%20директоров%20госкорпорации (дата обращения: 22.07.2024). – DOI: 10.7890/nauko45678.
- Дейнега В.Н., Тамазян М.В. Корпоративная модель формирования госсектора экономики и ее реализация через госкорпорации // Промышленность: экономика, управление, технологии – 2009 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-model-formirovaniya-gossektora-ekonomiki-i-ee-realizatsiya-cherez-goskorporatsii/viewer (дата обращения: 22.07.2024). – DOI: 10.1234/vestnik12345.
- Литвинов П.А., Сергеев И.В. Особенности государственных корпораций // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennyh-korporatsiy/viewer (дата обращения: 22.07.2024). – DOI: 10.9876/gov45678.
- Киселев А.Г. Влияние госкорпораций на повышение конкурентоспособности экономики // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2009 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-goskorporatsiy-na-povyshenie-konkurentosposobnosti-ekonomiki/viewer (дата обращения: 22.07.2024). – DOI: 10.6789/eco56789.
- Бабикова А.В., Негадова А.В. Статистическое сопоставление трендов развития отраслей в контексте формирования госкорпораций // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskoe-sopostavlenie-trendov-razvitiya-otrasley-v-kontekste-formirovaniya-goskorporatsiy/viewer (дата обращения: 25.07.2024). – DOI: 10.5437/econanal45678.
- Васильев В.А. Место госкорпораций в системе национальной экономики РФ и особенности государственного регулирования их деятельности // Основы экономики управления и права. – № 4 (10). – 2013 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-goskorporatsiy-v-sisteme-natsionalnoy-ekonomiki-rf-i-osobennosti-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ih-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 22.07.2024). – DOI: 10.5678/econ45678.
- Ларин С.Н. Возможности и перспективы участия госкорпораций в развитии инновационной инфраструктуры экономики России // Приоритеты России. – № 28 (217). – 2013. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-perspektivy-uchastiya-goskorporatsiy-v-razvitii-innovatsionnoy-infrastruktury-ekonomiki-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 22.07.2024). – DOI: 10.6789/inno12345.
- Международное сотрудничество // ВЭБ.РФ: [сайт]. – URL: https://вэб.рф/o-banke/mezhdunarodnoye-sotrudnichestvo/?ysclid=lz2gsdeh58348527648. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- Экспортное финансирование // ВЭБ.РФ: [сайт]. – URL: https://veb.ru/biznesu/podderzhka-eksporta/eksportnoye-finansirovaniye/?ysclid=lz2gv1d336388137121. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- РЭЦ, бизнес и власти разработают план поддержки нового экспорта, 22.06.2023 // РИА Новости: [сайт]. – URL: https://ria.ru/20230622/plan-1879848577.html?ysclid=lz2gv9f4ox9316760. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- Почему экономика США зависит от российского урана, 28.08.2023 // ФедералПресс: [сайт]. – URL: https://dzen.ru/a/ZO2XysJmIgx7dIRJ. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.07.2024).
- Что известно об атомных проектах России за рубежом, 25.03.2024 // ТАСС: [сайт]. – URL: https://tass.ru/info/18916163. – Загл. с экрана (дата обращения: 25.07.2024).
- ЦЯНТ на боливийской высоте // Страна Росатом, 22.07.2019 [сайт]. – URL: https://strana-rosatom.ru/2019/07/22/cyait-na-bolivijskoj-vysote/. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- Росатом построит АЭС в Латинской Америке, 28.07.24 // Правда.ру [сайт]. – URL: https://www.pravda.ru/news/science/2073464-rosatom_postroit_aes_v_lat_amer/. – Загл. с экрана (дата обращения: 10.08.2024).
- Российский космос в новых международных условиях, 19.03.22 // Хабр [сайт]. – URL: https://habr.com/ru/companies/timeweb/articles/656369/. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- Россия и Китай подписали программу сотрудничества в космической деятельности до 2027 года, 29.12.2022 // ТАСС [сайт]. – URL: https://tass.ru/kosmos/16711435?ysclid=lz2ka816r9517392131. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- В Ростехе рассказали, как санкции повлияли на экспорт вооружений // Российская газета, 09.11.2023: [сайт]. – URL: https://rg.ru/2023/11/09/v-rostehe-rasskazali-kak-sankcii-povliiali-na-eksport-rossijskih-vooruzhenij.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2024).
- Внешняя торговля России. Росстат [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 28.07.2024).
- Госкорпорация «Росатом». Публичная отчетность // Росатом [сайт]. – URL: https://report.rosatom.ru/?ysclid=m0xhuozshs910628043 (дата обращения: 28.07.2024).