Ни для кого не секрет, что в сложившейся социально-экономической действительности в России необходимо проведение инновационной политики для развития страны и ее регионов. Для обеспечения инновационного развития России необходима выработка и реализация комплексной долгосрочной экономической политики государства, которая, в свою очередь, ориентируется на новую социальную политику и введение новых векторов роста. Именно для достижения этой цели была разработана «Стратегия-2020».
Внимание критиков направлено на то, что некоторые вопросы Стратегии не рассмотрены или проанализированы недостаточно подробно, например, борьба с коррупцией, политическая реформа и др. Не раз высказывалось соображение, что нынешнее руководство страны не в состоянии реализовать некоторых положений Стратегии.
Но уже прошло чуть больше года с момента опубликования Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». За этот год часть положений Стратегии была отражена в указах В.В.Путина, часть – в программных документах Правительства. Некоторые результаты не были в должной мере восприняты властью страны. Часть экспертных групп, разрабатывающих Стратегию, высказали вещи, к которым специалисты то и дело возвращаются, т.к. это наиболее проблемные аспекты экономики (например, безопасность собственности, безопасный правовой режим бизнеса).
Россия стоит перед целым рядом вызовов и проблем. Для того, чтобы их решить необходима работа разных институтов и общественных площадок не только на уровне страны, но и на уровне регионов и городов.
Сейчас становится ясно, что необходимо создать условия для максимальной организационной и финансовой самостоятельности городов как центров экономического развития. Для этого, кроме делегирования части полномочий местным органам самоуправления, необходимо содействовать развитию и продвижению конструктивной гражданской активности «на местах», ведущей к самореализации, само- и взаимопомощи граждан и наращиванию социального капитала в сообществах.
Кроме того, для успешного применения положений «Стратегии-2020» необходимо предусматривать и решать все проблемы, которые возникают на пути ее реализации. Такими проблемами являются следующие:
1. Актуальность реализации Стратегии в сложившейся социально-экономической ситуации.Социально-экономическая ситуация в стране меняется с течением времени под воздействием различных факторов. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать Стратегию.
2. Практическое применение предлагаемых мер по каждому из направлений развития. Исходя из ошибок предыдущей КДР, необходимо сделать «Стратегию-2020» практическим руководством в применении ее положений.
3. Поддержка правительства. В настоящий момент, не все положения Стратегии поддержаны правительством. Это создает большую преграду на пути ее реализации.
4. Осведомленность и одобрение «Стратегии-2020» гражданами РФ.
Данная проблема является наиболее обширной. Без осведомленности и поддержки гражданами России «Стратегии-2020» невозможно ее применение для развития социально-экономической системы страны.
Каждая из вышеперечисленных проблем требует пристального внимания со стороны экспертов. Помимо экспертных групп, созданных непосредственно для разработки «Стратегии-2020», в настоящее время формируются объединения, которые анализируют применение положений Стратегии в современных условиях и вносят предложения по ее совершенствованию. Так, например, «Молодежная Стратегия-2020», созданная на базе экономического клуба МГИМО Oeconomicus и Ассоциации мировой экономики Высшей школы экономики. Молодые эксперты так же отметили, что необходимо предоставить больше полномочий региональному и местному уровням власти, в том числе и при реализации «Стратегии-2020». Здесь также нужно отметить эффективность участия молодежи в совершенствовании и применении положений Стратегии на практике. Ведь именно нынешней молодежи жить в будущей обновленной России.
Практика влияния молодежи на принятие политических и экономических решений существует. Другое дело, что в России она не так развита, как в некоторых зарубежных странах, но молодежные движения есть и это нужно развивать.
При изучении участия молодежи Томской области в таких глобальных проектах, как Стратегия-2020, нужно отметить, что Томск по праву считается студенческим городом, в котором «выращивается» уже не первое поколение креативных и талантливых людей. Здесь созданы все условия для образования общественных молодежных организаций, участвующих в экономической, политической и социальной жизни региона.
Так, например, Молодежный Парламент, в рамках которого создан форум для обсуждения положений Стратегии-2020 и их применения в нашем регионе. «Должна присутствовать позиция власти и позиция населения. Население должно участвовать в определении вектора развития, – считает председатель Томского молодежного парламента Владислава Ильяшенко. – Должны быть общественные обсуждения. Они есть. Но обсуждения пока не являются неотъемлемым элементом, так как позиция населения не всегда активна. Власть должна создавать условия для этого – через поддержку общественных объединений, через поддержку активности граждан. Власть должна поддерживать активность граждан законодательно» [2].
В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди студентов города Томска. Целью данного анкетирования является получение информации об осведомленности студентов о «Стратегии-2020», их отношения к положениям Стратегии и степени заинтересованности в ее совершенствовании. Выдвинута гипотеза о том, что студенты Томска мало осведомлены о «Стратегии-2020», не знают ее положений, поэтому не могут проявить должного участия в ее совершенствовании.
В процессе анкетирования было опрошено 100 человек: 68 женщин и 32 мужчины. Средний возраст опрошенных составляет 20 лет. Из них 60 человек – студенты Томского Политехнического Университета, 20 человек – студенты Томского Государственного Университета, 20 человек – студенты других вузов. 56 опрошенных учатся по направлению «Экономика», 44 – студенты неэкономического направления (технического, гуманитарного, медицинского, юридического и др.)
Осведомленность опрошенных студентов о «Стратегии-2020» рассмотрим на диаграммах.
Первый вопрос определяет количество человек, хотя бы раз слышавших о «Стратегии 2020» (рис. 1).
Из полученных показателей можно определить, что большинство опрошенных ни разу не слышали о «Стратегии-2020».
Целью следующего вопроса являлось определение источника получения информации о Стратегии у тех, кто все же слышал о ней (рис. 2).
Исходя из диаграммы, можно определить, что по большому счету информация о Стратегии передается «из уст в уста» от родственников, друзей и знакомых. Сравнительно небольшой процент опрошенных знают о Стратегии из СМИ и вуза.
Следующий вопрос помогает выяснить, какое количество опрошенных знакомы со стратегией более детально, чем все остальные (рис. 3).
Результат показал, что очень маленькое количество студентов знают некоторые положения «Стратегии-2020».
Необходимо выяснить, какое количество из них поддерживает эти положения (рис. 4).
Результат показывает, что большинство мнений разделилось между положительным ответом и нейтральным ответом. Это произошло из-за недостаточных знаний о направлениях Стратегии.
В связи с этим необходимо выяснить, хотели бы студенты узнать больше о «Стратегии-2020» (рис. 5).
Диаграмма показывает, что большинство студентов хотят узнать о Стратегии больше.
И остается выяснить, хотят ли студенты вступить во взаимодействие с правительством и поучаствовать в совершенствовании «Стратегии-2020» (рис. 6).
Большинство студентов затруднились с ответом, т.к. не имеют достаточной информации. Многие все же хотят внести вклад в развитие «Стратегии-2020». Но существуют и те, кому это не интересно.
Таким образом, в результате анкетирования было установлено, что большинство опрошенных никогда не слышали о «Стратегии-2020». А большинство из тех, кто слышал, узнали о ней от родственников, друзей или знакомых. Остальные слышали в СМИ или в вузе.
Более детально знакомы со Стратегией 12% опрошенных, из них равное количество опрошенных либо поддерживают «Стратегию-2020», либо затрудняются в своем решении. Всего 2% не поддерживают положения Стратегии.
Убедительное большинство опрошенных (83%) хотели бы узнать о «Стратегии-2020» больше информации. Но большее количество опрошенных не знают, хотели бы они поучаствовать в совершенствовании данной Стратегии. А из оставшихся – большинство человек все же хотели бы помочь усовершенствовать «Стратегию-2020».
Исходя из проанализированных данных, можно сделать вывод о том, что информационная поддержка «Стратегии-2020» находится на очень низком уровне. Граждане России мало знают о планах социально-экономического развития их страны. Особенно, молодое поколение, которое, как указано и в самой Стратегии, должно стать «креативным классом» и способствовать этому развитию. Поэтому правительству необходимо обеспечить информационную осведомленность о «Стратегии-2020» и заручиться поддержкой граждан при ее реализации.
Пути повышения заинтересованности и участия граждан можно представить в виде так называемой лестницы, которая поэтапно характеризует действия правительства (рис. 7).
У людей нет желания объединяться с правительством ради общественно полезных целей, личное благополучие ставится приоритетнее общественной солидарности. Поэтому первый класс задач состоит в необходимости повышения мотивационной готовности людей к общественной активности.
Второй класс задач: накопление опыта коллективных действий. Участие людей в различных объединениях представляет собой вызов их способности к групповой работе, к осознанию себя в качестве члена сообщества, группы и требует целого ряда практических навыков – навыков организации и ведения дискуссии, выдвижения тех, кто будет представлять общегрупповые интересы, и т.д.
Третий класс задач – закрепление практики коллективных действий. От этого зависит диалогоспособность граждан и правительства, их готовность к конструктивному взаимодействию [3].
Теперь следует перейти к конкретным рекомендациям.
1. Прежде всего, следует уделять внимание освещению положений и необходимости следованию «Стратегии-2020» в СМИ, т.к. это верный способ расширить аудиторию заинтересованных и повысить осведомленность граждан.
2. Следует рассказывать о «Стратегии-2020» в вузах (а возможно и в школах), т.к. «креативный класс» формируется из молодого поколения с нестандартным мышлением, и для своевременной реализации Стратегии продуктивнее будет заручиться его поддержкой с самого начала формирования.
3. Повышать мотивацию гражданского участия следует путем введения конкурсов и грантов, т.к. борьба за достойный приз и склонность к соперничеству вызовут заинтересованность в совершенствовании Стратегии.
4. Будет полезно устраивать обсуждение правительства с гражданами о «Стратегии-2020», например, в режиме открытого диалога по «горячей линии» или на различных собраниях и выступлениях.
5. Еще одним способом повышения осведомленности и мотивации участия в совершенствовании Стратегии должен стать Интернет, т.к. этот ресурс обеспечивает одновременно возможность получения нужной информации и взаимодействие людей.
Следование данным рекомендациям поможет повысить информационную осведомленность всех граждан (в т.ч. и молодого поколения) о «Стратегии-2020» в городах и регионах, увеличит количество заинтересованных в поддержке и реализации данной Стратегии, будет способствовать увеличению мотивации к взаимодействию представителей «креативного класса» между собой и диалогу с правительством для развития социально-экономической системы. Ведь именно нынешней молодежи жить в будущей обновленной России.
Список литературы
1. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/13/1214585985/itog.pdf.
2. Форум «Стратегия 2020. Региональная проекция» проходит в Томске // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.tomsk.ru/page/17325/.
3. Задорин И. В., Зайцев Д. Г., Климов И. А. Гражданское участие в России: картография проблем и решений // Полития. – № 1. – 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/10/10/1270366310/110111.pdf.
4. Young today – leading the world tomorrow // Экономический клуб «OECONOMICUS» МГИМО (У) МИД РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mgimoeclub.com/.
5. Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/.