Настоящее исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Вологодской области, проект № 18-410-350001 «Совершенствование методологии исследования регионального рынка труда».
В настоящее время существует несколько подходов к диагностике состояния рынка труда: матричный, функциональный, процессный, воспроизводственный, системный, комплексный, маркетинговый. Особое место в анализе регионального рынка труда занимает маркетинговый подход, который предполагает изучение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, его сегментирование и дифференцирование в зависимости от требований и потребностей работодателей и уровня квалификации работников.
Пеша А. В. отмечает, что рабочая сила является товаром: «этот товар обладает особенным свойством – быть силой, создающей стоимость, источником стоимости, и притом – при надлежащем употреблении – источником большей стоимости, чем та, которую он сам имеет» [4, с. 14]. В настоящее время маркетинг рабочей силы выделяется в отдельное направление исследования, ориентированное на изучение рынка труда.
Пеша А. В. [4, с. 14–15] дает следующую трактовку понятию маркетинг рабочей силы – «как деятельность, предполагающую создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей и маркетинговые функции, такие, как маркетинговые исследования спроса и предложения рабочей силы, реклама, определение цены рабочей силы». Он утверждают, что «в современном маркетинге рабочая сила – с одной стороны, товар, который приобретается работодателем, а с другой стороны – покупатель, который в обмен на труд покупает свое рабочее место».
Маркетинговый подход к анализу рынка труда, по мнению Библя Г. Н., предусматривает исследование следующих вопросов [1, с. 192]:
- анализ позиционирования товара «рабочая сила» на рынке труда;
- определение основных факторов конкуренции на рынке труда и конкурентоспособности кадров;
- моделирование жизненного цикла товара «рабочая сила»;
- изучение закономерностей ценовой политики на рынке труда;
- сегментация и дифференциация рынка труда;
- исследование конъюнктуры и емкости рынка труда.
Гриненко С. В. утверждает, что все маркетинговые инструменты, используемые в анализе рынка труда можно объединить в две группы [3, с. 193]:
- маркетинг, ориентированный на продукт, в качестве которого выступает рабочая сила;
- маркетинг, ориентированный на удовлетворение потребителей, в качестве которых выступают работодатели, с учетом их требований к набору компетенций, уровню квалификации и другим характеристикам рабочей силы.
Шилаев А. В. выделяет два подхода к маркетингу персонала как механизму исследования рынка труда [5, с. 294–295]. Классический подход заключается в том, что маркетинг персонала – это исследование рынка труда с целью определения имеющихся вакансий и определения их взаимосвязи с имеющимися у организаций потребностей в тех или иных сотрудниках. Инновационный подход включает в себя маркетинговые коммуникации на рынке труда. К ним относятся новые методы отбора и оценки персонала, системы корпоративного обучения, организация внутрифирменной материальной мотивации персонала, формирование корпоративной культуры.
Одним из инструментов маркетингового анализа является маркетинг-микс. Касательно рынка труда основные элементы маркетинга-микс представлены на рисунке 1.
Таким образом, компоненты маркетинг-микса помогут представить более полно общую картину, сложившуюся на рынке труда Вологодской области. В данной работе рассмотрены лишь некоторые составляющие показатели, подтвержденные данными официальной статистики.
Далее обратимся к показателям маркетинг-микса. На рисунке 2 представлена численность занятых и безработных в Вологодской области за 2017 год (тыс. чел.).
В 2017 году количество занятого населения области составляет 554,9 тыс. человек, при этом 30,9 тыс. человек являются безработными.
Следующим важным показателем маркетинг-микса является уровень доходов населения (рис. 3).
Доходы населения области незначительно повышались с 2013 по 2016 год (рис.3). Рост за 4 года составил 6833 руб., в 2017 г. данный показатель снизился на 1038 руб. по сравнению с 2016 годом.
Следующим важным показателем является «распределение трудовых ресурсов» (рис. 4).
Исходя из представленных данных, наибольшее количество населения области трудится в сфере обрабатывающих видов производства (61535 человек), наименьшее количество – в сфере добычи полезных ископаемых (231 человек).
Далее рассмотрим четвертый компонент – продвижение на рынке труда, обратимся в рамках этого показателя к данным по численности работников, получивших образование по категориям персонала (рис. 5).
Наибольшее количество работников, которые получили профессиональное образование в 2016 году в Вологодской области, относятся к категории «рабочие» (27072 человека), наименьшее количество включает группа «служащие» (1787 человек).
Таким образом, для получения объективной картины сложившейся ситуации на региональном рынке труда важным инструментом выступает проведение анализа в разрезе показателей маркетингового анализа, в частности анализа 4Р. Маркетинговые инструменты анализа являются эффективным средством в контексте осмысления процессов, происходящих на рынке труда региона.
Список литературы
1. Библя Г. Н. Маркетинговые аспекты управления рынком труда // Наука и современность. – 2015. – № 36. – С. 190–194.
2. Григорян Е. С. Маркетинговая модель адаптации молодых специалистов на рынке труда // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 40–46.
3. Гриненко С. В. Анализ рынка труда выпускников системы профессионального образования: маркетинговый подход // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. – 2012. – № 2. – С. 190–196.
4. Пеша А. В. Социологический аспект маркетинга труда // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2017. – № 4. – Т 8. – С. 13–18.
5. Шилаев А. В. Маркетинговые подходы к исследованию рынка труда // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2012. – № 30. – С. 293–299.
6. Среднегодовая численность работников организаций по видам экономической деятельности // Вологдастат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/resources/cf54fc004dddff99a3eab34a5... (дата обращения 12.08.2018).