Современная ситуация в РФ характеризуется наличием ряда проблем в социальной сфере, важнейшей среди которых является низкий уровень жизни населения. Реалии таковы, что весомая часть населения страны находится за чертой бедности и на грани «социального дна», имея доходы, не превышающие прожиточный минимум. Стоит отметить, что до недавних пор основные показатели, являющиеся базисом для определения размера заработной платы работников (прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда (МРОТ), были крайне невысокими и не соответствовали действительной жизни россиян. А потребительская корзина, являющаяся основой для исчисления прожиточного минимума, давно требует пересмотра состава с учетом изменяющихся потребностей населения, в которые сегодня помимо продуктов питания и одежды входят компьютеры, планшеты, телефоны, смарт-часы и прочие «гаджеты». Повышение прожиточного минимума и МРОТа в 2018 году, а также их законодательное приравнивание является важным этапом на пути повышения уровня жизни населения, поскольку именно данные показатели являются «отправной точкой» для исчисления и определения уровня доходов населения. Однако стоит отметить, что прожиточный минимум и МРОТ сегодня примерно на половину ниже среднего уровня доходов стране, следовательно, их дальнейшее повышение является необходимым мероприятием для повышения уровня жизни населения [1–4].
Безусловно, далеко не все люди имеют низкие доходы: внутри страны, федеральных округов, регионов и даже городов наблюдается значительная дифференциация населения по уровню оплаты труда, что в свою очередь приводит к расслоению людей и делению на «бедных и богатых» [5]. Различие уровня оплаты труда на территориях страны связано с дифференциацией их общего социально-экономического развития, уровня цен и отраслевой спецификой региональных экономик. Такое неравенство между регионами, в свою очередь, активизирует миграционные процессы среди трудовых ресурсов из регионов с более низким уровнем оплаты труда в те, где данный показатель выше. Соответственно, проблема низкого уровня оплаты труда формирует дефицит кадров в отдельных регионах, что негативно сказывается на развитии всей экономики и возможности достижения экономического роста [6, 7]. В этой связи проблема оплаты труда и дифференциации регионов по уровню заработной платы является актуальным направлением экономического анализа.
В ходе исследования, на основе официальных статистических данных, формируемых Росстатом [8], был проведен анализ средней заработной платы в период 2012–2017 гг. в РФ в целом, в ЦФО и в разрезе субъектов Центрально-Черноземного экономического района (ЦЧР). Поскольку инфляционные процессы являются неотъемлемым «спутником» любой экономики, то для изучения качественного уровня повышения заработной платы без учета инфляции, номинальная заработная плата нами была пересчитана с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) на уровень цен 2017 года.
В результате установлено, что реальный уровень средней заработной платы в РФ в последние 6 лет варьирует волнообразно. В период 2012–2014 гг. рассматриваемый показатель имел устойчивую тенденцию к росту с 33,8 тыс. руб. до 36,3 тыс. рублей, а в 2015 году произошло резкое снижение уровня средней заработной платы до 35,1 тыс. рублей, а в 2016 году – до 34,9 тыс. рублей. По нашему мнению, сложившиеся тенденции связаны с началом санкционной политики в отношении страны на волне «украинского конфликта». Очевидно, что внешнеполитическое санкционное давление оказывает угнетающее воздействие и на экономику страны, сокращая возможность достижения экономического роста. Учитывая прежнее широкое международное взаимодействие РФ с развитыми странами в области производства и торговли, санкции привели к закрытию филиалов международных компаний и сворачиванию их деятельности на территории РФ, что негативно сказалось на внутреннем рынке труда в части спроса на рабочую силу и уровня заработной платы (рис. 1).
В 2017 году, впервые в период экономико-политического кризиса, отмечается рост реального уровня средней заработной платы. Более того его значение стало максимальным за все время. На это положительно сказалось приспособление экономики страны и рынка труда к новым сложным условиям хозяйствования, а также стабильность курса рубля при определенном смягчении монетарной политики.
При рассмотрении динамики реального уровня средней заработной платы в ЦФО нельзя не заметить аналогичные с общероссийскими тенденции волнообразно изменения показателя. В период 2012–2014 гг. средняя заработная плата имела устойчивую тенденцию к росту до 45 тыс. рублей, а в 2015-2016 гг. – снижение до 43,3 тыс. рублей. В 2017 году уровень средней заработной платы увеличился до 45,9 тыс. рублей, что является наибольшим значением за 6 рассматриваемых лет (рис. 2).
Во всем рассматриваемом периоде уровень средней заработной платы в ЦФО превышает средний уровень по РФ, что вполне объяснимо, учитывая входящие в состав округа Москву и Московскую область, обладающие наиболее высоким (значительно превышающим остальные регионы) уровнем социально-экономического развития в стране. В ЦФО средняя заработная плата превышает среднее по РФ значение более чем на 8–9 тыс. рублей. Так, в 2012 году данный показатель в ЦФО составлял 42,2 тыс. рублей, тогда как в РФ – всего лишь 33,8 тыс. рублей. А в 2017 году в РФ средняя заработная плата составила 36,7 тыс. рублей в сравнении с 45,9 тыс. рублей в ЦФО.
На следующем этапе нами была рассмотрена динамика средней заработной платы в сопоставимых ценах (ценах 2017 года) в разрезе регионов ЦЧР. Сортировка областей произведена в порядке уменьшения рассматриваемого показателя в 2017 году (табл. 1).
В результате анализа установлено, что среди регионов Черноземья наблюдается незначительная дифференциация по уровню средней заработной платы. Абсолютным лидером по рассматриваемому показателю как на начало изучаемого периода, так и на конец является Белгородская область, в которой средняя заработная плата составила 24,5 тыс. рублей и 27,1 тыс. рублей соответственно. За 6 лет прирост реальной средней заработной платы в данном регионе составил 10,7% или 2616 рублей. Самый низкий уровень реальной средней заработной платы наблюдается в Тамбовской области, в которой в 2012 году данный показатель составлял 20,8 тыс. рублей, а к 2017 году увеличился на 9,6%, достигнув 22,8 тыс. рублей. Самые высокие темпы прироста средней заработной платы за исследуемый период отмечаются в Воронежской области (12,4% или 2908 рублей), а самые низкие – в Курской и Липецкой областях, где прирост за 6 лет составил всего 8 и менее процентов, что в абсолютном выражении составило 1943 и 1859 рублей соответственно.
В результате исследования установлено, что средняя заработная плата (в сопоставимых ценах) в РФ не имеет системного изменения: до 2014 года отмечался рост реального уровня средней заработной платы, а в 2015–2016 годах – снижение. Основной причиной деградации стало изменение внешнеполитической ситуации, выражением которой стали финансово-экономические санкции, обострившие структурный кризис в экономике страны. Также результатом введенных в отношении РФ санкций стало сворачивание международной деятельности со многими странами и закрытие филиалов крупнейших международных компаний внутри страны, что привело к росту уровня безработицы и сокращению высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест. Соответственно и цена труда снизилась, что повлекло за собой хоть и не значительное, но снижение уровня средней заработной платы в стране. Лишь только в 2017 году, впервые за последние годы, наметился рост уровня средней заработной платы в РФ. В целом, за рассматриваемые 6 лет средняя заработная плата в стране (в ценах 2017 года) варьировала в пределах 33,8–36,7 тыс. рублей.
В ЦФО во всем рассматриваемом периоде отмечается более высокий уровень средней заработной платы по сравнению со средним по стране, вариация которого была в пределах 42,2–45,9 тыс. рублей. Не смотря на более высокий уровень оплаты труда в ЦФО, динамика изменения данного показателя имеет такой же, как и в стране характер, так как объясняется теми же экономическими и политическим тенденциями, оказавшими свое влияние и на рынок труда в стране. Превышение уровня средней заработной платы в ЦФО над средним по РФ значением примерно на 8–9 тыс. рублей, по нашему мнению, связано с тем фактом, что в состав ЦФО входят Москва и Московская область, являющиеся центром экономического развития страны и обладающие значительно более высоким (по сравнению с остальными регионами страны) уровнем оплаты труда, что статистически дает такое высокое значение средней заработной платы в целом по ЦФО.
При рассмотрении ситуации в разрезе других областей, входящих в состав Центрально-Черноземного экономического региона, выявлено, что тенденция снижения реального размере средней заработной платы после 2014 года является повсеместной. Вместе с тем, можно отметить дифференциацию регионов внутри экономического района по уровню средней заработной платы, сохраняющуюся во всем исследуемом периоде. С одной стороны, это свидетельствует о стабильности экономической ситуации в ЦЧР, а с другой, что уровень оплаты труда в регионе сильно зависит от уровня развития экономики страны и от сложившихся на рынке труда условий. Самый высокий уровень оплаты труда отмечается в Белгородской области (27,1 тыс. рублей в 2017 году), а самый низкий – в Тамбовской (22,8 тыс. рублей в 2017 году). Темпы прироста реального уровня средней заработной платы в регионах Черноземья также различны: самый большой прирост за 6 лет произошел в Воронежской области (12,4%), а самый маленький – в Курской области (7,9%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что на уровень средней заработной платы в областях также влияют внутрирегиональные факторы, связанные со сложившимися особенностями локальных рынков труда и развитостью в регионе крупного бизнеса. Такой вывод можно сделать на основании того, что дифференциация наблюдается даже в территориально соседствующих областях, входящих в один экономический район и имеющих между собой тесную экономическую и хозяйственную интеграцию.
Список литературы
1. Буторина Г. Ю. Заработная плата в РФ: различия по регионам и отраслям // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-1. – С. 151–155.
2. Лоскутова Е. Ф. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации // Вестник современных исследований. – 2018. – № 5.2 (20). – С. 234–236.
3. Хогуев В. Ш., Шамилев С. Р. Тенденции изменений доходов и зарплаты населения регионов РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 405.
4. Козлова М. Э. Сравнительный анализ основных показателей уровня жизни населения РФ // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2015. – № 28-1. – С. 93–97.
5. Ермакова К. Л., Штоколова К. В. Исследование рынка труда в России // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 8 (10). – С. 12.
6. Инькова А. А., Соколова А. В. Исследование факторов дифференциации оплаты труда в России // Инновационная наука. – 2018. – Т. 1. – № 5. – С. 93–97.
7. Юрков Д. В., Сафина Д. М. Динамика внутренних миграционных процессов в Российской Федерации // Казанский экономический вестник. – 2016. – № 2 (22). – С. 85–92.
8. Труд и занятость в России. 2018: Стат.сб./Росстат. – M., 2018. – 274 c.