Проблема низкой оплаты труда в государственном секторе здравоохранения сегодня является одной из самых актуальных в рамках проводимой модернизации отрасли [1]. Недостаточный уровень оплаты труда в совокупности с высокой нагрузкой на медицинский персонал приводит к «перетеканию» кадров из государственного сектора в коммерческое здравоохранение. Как следствие, это приводит к снижению обеспеченности национальной системы здравоохранения медицинским персоналом, что негативно отражается на результатах функционирования отрасли [2, 3]. Ситуацию усугубляет и проводимая с 2010 года «оптимизация», в рамках которой произошло сокращение количества медицинских организаций в стране и численности медицинского персонала соответственно. В значительной степени такие изменения затронули средний медицинский персонал (СМП). В результате сократилось соотношение между численностью СМП и количеством врачей. Если в 2010–2014 годах на одного врача приходилось более двух человек СМП, то к 2017 году на одного врача стало приходиться чуть более одного работника со средним медицинским образованием при рекомендованном соотношении 1:3. Это способствовало росту нагрузки на оставшийся персонал, причем, заработная плата соразмерно росту нагрузки не увеличилась [4, 5].
Реализации «майских» Указов Президента РФ 2012 года, устанавливающих увеличение заработной платы медицинского персонала не дала ожидаемых результатов. Негативным следствием проводимых изменений стали массовые кадровые перестановки с целью экономии фонда оплаты труда в медицинских организациях. В результате, к 2016 году в большинстве медицинских организаций страны младший медицинский персонал был переведен в категорию прочего, а заработная плата среднего медицинского и врачебного персонала так и не достигла установленных ориентиров – 100% и 200% соответственно от среднего уровня оплаты труда в экономике региона [6, 7]. Наличие указанных проблем определяет актуальность данной работы.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ динамики средней заработной платы СМП и общей средней заработной платы в РФ, ЦФО и его субъектах в период 2013–2017 годов. При рассмотрении ситуации в целом по РФ установлено, что уровень общей средней заработной платы в стране в исследуемом периоде превышает уровень оплаты труда СМП. Средняя номинальная заработная плата СМП имеет тенденцию к росту: с 24,1 тыс. руб. в 2013 году до 30,2 тыс. руб. в 2017 году. Уровень оплаты труда в экономике страны также увеличивается с 30 тыс. руб. до 39,2 тыс. руб. соответственно при некотором снижении в 2015 году относительно уровня предыдущего года. При этом необходимо отметить увеличение разницы между оплатой труда СМП и средней по стране: если в 2013 году разница составляла около 6 тыс. рублей, то в 2017 году средняя заработная плата СМП была меньше желательного уровня на 9 тыс. рублей (рис. 1).
При изучении аналогичных показателей в ЦФО отмечается, что как общая средняя заработная плата, так и оплата труда СМП в данном регионе значительно выше, чем в целом по РФ. В 2013 году средняя заработная плата в ЦФО составила 36,6 тыс. рублей, а для СМП – 29,7 тыс. рублей. К 2017 году данные показатели возросли до 48,6 тыс. рублей и 36,9 тыс. рублей соответственно. При этом в ЦФО выявлены аналогичные общероссийским тенденции: уровень общей средней заработной платы превышает уровень оплаты труда СМП. Также в 2015 году средняя заработная плата по ЦФО снизилась относительно предыдущего года, в то время как средняя заработная плата СМП неуклонно растет (рис. 2).
Также в ходе исследования проведен анализ выполнения «майских» указов Президента РФ 2012 года в субъектах ЦФО и в целом по России в период 2013–2017 годов. Сортировка регионов проведена в порядке убывания значения рассматриваемого показателя в 2017 году (табл. 1).
Как видно из таблицы за исследуемый период во всех рассматриваемых субъектах ЦФО произошло снижение соотношения между оплатой труда СМП и в среднем по экономике региона. Если в 2013 году средняя заработная плата СМП составляла 100% и более от среднерегионального уровня в 15-ти из 18-ти субъектов ЦФО, а в 2014–2015 годах – в 13-ти областях, то в 2016 году произошло резкое снижение данного показателя в большинстве регионов ЦФО, среди которых лишь в 5-ти значение соответствовало установленному уровню. В 2017 году только лишь в Ивановской области средняя заработная плата СМП соответствовала среднерегиональной, составив 103%. Также можно отметить Тамбовскую область, в которой в 2017 году средняя заработная плата СМП составила 99% от среднерегиональной, что практически соответствует необходимому уровню.
В целом, можно выделить регионы-лидеры, в которых в течение всего исследуемого периода наблюдались высокие значения рассматриваемого показателя. Это Ивановская, Тамбовская, Костромская, Брянская и Орловская области. Наименьший уровень исполнения указов по заработной плате СМП наблюдается в Москве, Московской, Калужской, Тульской и Ярославской областях. Сопоставление данных по регионам ЦФО со средним значением по РФ показывает, что во всех регионах ЦФО (за исключением Москвы и Московской области), показатель выше. В целом по РФ к 2017 году отмечается снижение степени исполнения «майских» указов по заработной плате СМП. Уровень средней оплаты труда СМП относительно средней заработной платы в экономике региона уменьшился до 62%, что является достаточно низким значением.
В результате проведенного исследования установлено, что средняя заработная плата СМП, как в целом по стране, так и в большинстве регионов ЦФО заметно ниже среднего уровня оплаты труда в регионах. Несмотря на рост оплаты труда среднего медицинского персонала в 2013–2017 годах, отставание данного показателя от средней заработной платы в экономике соответствующих регионов увеличивается. Это обусловлено тем, что в других отраслях и сферах деятельности темпы роста оплаты труда являются более высокими, значительно опережающими данный показатель в здравоохранении. «Майские» указы Президента 2012 года о повышении оплаты труда медицинского персонала в большинстве регионов ЦФО и в целом по РФ не выполняются.
Учитывая высокую социальную нагрузку здравоохранения и хронический дефицит финансовых ресурсов в отрасли, обеспечение планомерного роста оплаты труда медицинского персонала требует серьезного экономического обоснования и адресной поддержки государства и системы обязательного медицинского страхования. Попытка провести кадровую «оптимизацию» и «сэкономить» финансовые средства за счет сокращения неэффективных расходов привела к снижению обеспеченности населения страны медицинским персоналом и увеличению трудовой нагрузки, в том числе на СМП. Обеспечение роста заработной платы в здравоохранении позволит сохранить высококвалифицированные кадры и является необходимым условием повышения производительности труда и мотивации персонала. В противном случае это грозит критическим дефицитом медицинского персонала в отрасли, что может поставить под угрозу возможность нормального функционирования Национальной системы здравоохранения, и в конечном итоге – здоровье населения.
Список литературы
1. Фомин А. А. Проблемы оплаты труда в системе здравоохранения // Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. – 2017. – № 4. – С. 3.
2. Харченко А. В. Обеспеченность трудовыми ресурсами как фактор повышения качества оказания медицинских услуг // Региональный вестник. – 2018. – № 4. – С. 24–25.
3. Сергеева Н. М. Направления реализации кадрового потенциала системы здравоохранения региона // Вопросы социально-экономического развития регионов. – 2017. – № 2 (3). – С. 2–10.
4. Зюкин Д. А., Куркин М. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 9. – С. 287–290.
5. Шаповалов А. Г., Брянская М. Н. Проблемы и недостатки процессов оптимизации в здравоохранении: взгляд руководителя организации // Забайкальский медицинский журнал. – 2015. – № 3. – С. 53–55.
6. Петров А. А. «Майские указы» и проблемы их исполнения // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2017. – № 10. – С. 15–23.
7. Жигалова О. Подходы к оценке эффективности достижения целевых показателей «майских указов» Президента Российской Федерации // Государственная служба. – 2015. – № 3 (95). – С. 30–33.