Для отрасли здравоохранения кадры являются наиболее значимым видом ресурсов, что связано со специфическими особенностями медицинской помощи. Поэтому сегодня кадровой политике и модернизации отрасли в части ее обеспечения высококвалифицированными специалистами уделяется повышенное внимание. Проблема дефицита кадров является актуальной для государственной сферы здравоохранения достаточно продолжительное время: отмечается довольно низкая обеспеченность не только врачами, но и другими категориями медицинского персонала. А в последние годы, на волне приводимой «оптимизации», кадровый голод в отрасли лишь усилился и обеспеченность медицинским персоналом в расчете на численность населения стала критически низкой, что ставит под угрозу не только результативность функционирования здравоохранения, но и здоровье населения [1–3].
По мнению многих исследователей [4–7], дефицит кадров в отрасли здравоохранения обусловлен тяжелыми условиями труда и недостаточно высоким уровнем заработной платы. Это приводит к «оттоку» весомой части квалифицированных специалистов в коммерческий сектор здравоохранения, предлагающий более выгодные условия труда. Если раньше тенденция такого «оттока» кадров была единичной, то сегодня со стремительным развитием платной медицины, весомая доля квалифицированных врачей с большим практическим опытом сменяют работу в государственных учреждениях здравоохранения на коммерческие медицинские центры. В результате, платные медицинские услуги в стране все больше популяризируются, а результативность и эффективность национальной системы здравоохранения вследствие дефицита трудовых ресурсов снижается.
В 2012 году «майскими» Указами Президента РФ было регламентировано повышение заработной платы для медицинского персонала и ее привязка к уровню средней заработной платы в соответствующем субъекте страны. Так, было запланировано повышение заработной платы врачей к 2018 году до 200% от средней по региону, а среднего (СМП) и младшего (ММП) персонала – до 100% от средней по региону [8]. Принятые нормы вызвали массу споров и обсуждений, поскольку заработная плата СМП и ММП фактически была приравнена, что некорректно, поскольку данные категории персонала имеют разные должностные обязанности, уровень образования и квалификации. С целью экономии на заработной плате, руководство многих учреждений здравоохранения было вынуждено перевести большую часть ММП в разряд прочего персонала. В результате, уже к 2016 году обеспеченность ММП во многих учреждениях страны приблизилась к нулю [9]. А недовольства среди медицинского персонала, вызванные такими изменениями, стали причиной увольнений и перехода в коммерческий сектор здравоохранения, что привело к еще большему снижению обеспеченности национального здравоохранения медицинскими кадрами. Несмотря на повышение и все попытки доведения заработной платы врачей до заданного значения, достигнуть поставленных Президентом целей в полной мере так и не удалось [10]. В этой связи, проблема оплаты труда в здравоохранении и исполнения «майских» указов является актуальным направлением экономического анализа.
В ходе исследования был проведён анализ динамики средней номинальной заработной платы врачей в РФ и ЦФО в 2013–2017 гг., а также проведено сопоставление средней заработной платы врачей со среднерегиональной в разрезе субъектов ЦФО с целью установления степени исполнения «майских» указов Президента РФ. Установлено, что средняя номинальная заработная плата врачей как в РФ, так и в ЦФО в исследуемом периоде неуклонно растет, что связано не только с повышением реального уровня оплаты труда врачей, но и обусловлено инфляционными процессами в экономике (рис. 1).
Стоит отметить, что в ЦФО уровень средней заработной платы врачей во всем рассматриваемом периоде на порядок выше, чем в среднем по стране. Так, в РФ средняя номинальная заработная плата врачей возросла с 42,3 тыс. рублей до 56,4 тыс. рублей, а в ЦФО – с 49,8 тыс. рублей до 68,3 тыс. рублей. Таким образом, можно выделить более стремительное повышение оплаты труда врачей в ЦФО по сравнению с данными в целом по РФ. Особенно отмечается ускорение роста заработной платы в ЦФО и, соответственно, усиление дифференциации со средним в РФ уровнем – в 2017 году.
При сопоставлении средней заработной платы врачей с общей средней заработной платой в РФ и ЦФО становится очевидно, что «майские» указы Президента не выполняются. Причем, можно выделить тенденцию волнообразного изменения данного соотношения в исследуемом периоде. В 2013–2014 гг. соотношение заработной платы врачей к общерегиональному уровню как в РФ, так и в ЦФО практически не изменилось (рис. 2).
В 2015 году отмечается скачок, в результате которого средняя заработная плата врачей в целом по РФ составила 156% от общего среднего уровня оплаты труда в стране, а в ЦФО – 148% от среднего уровня оплаты труда в ЦФО. В 2016 году отмечается снижение данных показателей до 138% и 131% соответственно, а в 2017 году – повышение до 144% и 141%. Стоит отметить, что во всем исследуемом периоде степень выполнения «майских» указов в целом по РФ выше, чем в ЦФО. По нашему мнению, данный факт связан с тем, что в ЦФО более высокий уровень средней заработной платы как общий, так и в здравоохранении, но темпы увеличения среднего по округу общего уровня оплаты труда значительно опережают темпы повышения оплаты труда в здравоохранении. В РФ же данные показатели хоть и ниже, но изменяются более планомерно. Также можно выделить, что заданные параметры по заработной плате к 2017 году выполнены не были, соответственно, можно прогнозировать, что и к 2018 году их достижения не произойдёт.
В ходе исследования было рассмотрено исполнение «майских» указов в разрезе регионов ЦФО в период 2013–2017 гг. Сортировка областей произведена в порядке уменьшения степени выполнения заданного уровня заработной платы врачей в 2017 году (табл. 1).
В результате установлено, что ни в одной из областей «майские» указы не выполнялись за рассматриваемый период и не выполняются сейчас. В 2015 году отмечается повышение степени исполнения указов по заработной плате врачей в большинстве регионов ЦФО, а в 2016 году произошло очередное снижение. Лишь в 2017 году наблюдается незначительное повышение значения показателя, однако оно далеко от заданного уровня 200%. В период 2013–2017 гг. в 6 субъектах ЦФО (Тамбовская, Ивановская, Костромская, Брянская, Тульская, Калужская и Рязанская области) отмечается снижение степени исполнения указов по заработной плате врачей. В остальных регионах за исследуемый период отмечается общее увеличение рассматриваемого показателя. За последние 3 года во всех субъектах ЦФО, за исключением Московской области, степень исполнения «майских» указов по заработной плате врачей снизилась. В 2017 году самый высокий показатель отмечается во Владимирской области – 163%, а самый низкий – Москве (134%). По нашему мнению, самая низкая степень исполнения указов по заработной плате в Москве связана с тем фактом, что в столице высокий уровень социально-экономического развития и, соответственно, достойный уровень оплаты труда. Поэтому темпы роста средней заработной платы в здравоохранении «не успевают» за аналогичными темпами в целом по субъекту, что приводит к снижению процентного соотношения между данными показателями.
Таким образом, поставленная Президентом РФ в 2012 году задача по повышению оплаты труда в здравоохранении пропорционально среднерегиональному уровню осуществлена не была. На наш взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является нехватка финансирования в отрасли здравоохранения. Именно дефицит средств не дает возможность руководству медицинских организаций планомерно и постоянно повышать заработную плату медицинскому персоналу, в первую очередь, врачам. К тому же, учитывая высокую динамику роста среднерегиональной заработной платы по субъектам страны, региональным системам здравоохранения, имеющим ряд системных проблем, «угнаться» за данными темпами является практически невозможным. Так, в 2017 году в целом по РФ средняя заработная плата врачей составила 144% от средней по стране, а в ЦФО – 141% от средней по федеральному округу вместо запланированных 200%.
В регионах ЦФО в 2017 году уровень исполнения «майских» указов варьировался в пределах 134–163%. Причем самое низкое значение наблюдается в Москве, что, по нашему мнению, связано с высоким уровнем общего экономического развития столичного региона и значительным отставанием уровня развития системы здравоохранения. Учитывая тот факт, что заданные параметры по заработной плате врачей не были выполнены ни в целом по стране, ни в разрезе субъектов самого развитого федерального округа, можно сделать вывод о том, что сегодня существует значительная дифференциация и отставание отрасли здравоохранения в регионах по экономическому развитию и размеру оплаты труда от общерегионального уровня. Для того чтобы коренным образом решить проблему низкой оплаты труда в отрасли, по нашему мнению, необходимо сначала произвести системные преобразования всего здравоохранения в области эффективности и технической оснащенности при повышении уровня его финансирования.
Список литературы
1. Шейман И. М., Cажина С. В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит врачей // Мир России: Социология, этнология. – 2018. – Т. 27. – № 3. – С. 130–153.
2. Титова Е. Я. Кадровая политика в здравоохранении: риски и пути решения // Анализ риска здоровью. – 2017. – № 1. – С. 125–131.
3. Зюкин Д. А. Оптимизации системы управления медицинскими кадрами региона / Д.А. Зюкин, С.А. Беляев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-6. – С. 1145–1148.
4. Созарукова Ф. М. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения на региональном уровне // Вестник экспертного советэдэжа. – 2017. – № 4 (11). – С. 30–34.
5. Штоколова К. В. Влияние кадрового потенциала на качество медицинских услуг // Вопросы социально-экономического развития регионов. – 2017. – № 1 (2). – С. 20–25.
6. Попцова В. А., Назаренко Н. А., Штоколова К. В. Медицинские кадры как основной ресурс повышения качества оказания медицинской помощи // Региональный вестник. – 2018. – № 1 (10). – С. 38–40.
7. Сергеева Н. М. Направления реализации кадрового потенциала системы здравоохранения региона // Вопросы социально-экономического развития регионов. – 2017. – № 2 (3). – С. 2–10.
8. Петров А. А. «Майские указы» и проблемы их исполнения // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2017. – № 10. – С. 15–23.
9. Кадыров Ф. Н. Перспективы реализации «майских» указов Президента в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. – 2016. – № 9. – С. 67–76.
10. Алексеева Н. В., Маршалкина Е. А. Анализ проблем развития кадрового потенциала сферы здравоохранения // Правовестник. – 2018. – № 3 (5). – С. 54–59.