Сложные современные социально-экономические условия в РФ, характеризующиеся кризисными явлениями в экономике и внешнеполитической напряженностью, безусловно, находят негативное отражение и во внутренней политике. Одной из наиболее актуальных проблем является ситуация на рынке труда РФ. Несмотря на то, что официально регистрируемый уровень безработицы в последние годы снижается и не превышал 6%, фактически многие люди не имеют официального трудоустройства, активно популяризируются такие категории как «фрилансеры» и «самозанятые» [1, 2].
Сегодня весомая часть экономически активного населения находится
Усложняет ситуацию на рынке труда, как отмечает группа ученых [8], проведенная в 2018 году Пенсионная реформа, регламентирующая повышение пенсионного возраста на 5 лет. Фактически это приведет к тому, что та часть людей предпенсионного возраста, которая в ближайшем будущем должна была перейти в категорию экономически неактивного населения, останется в категории экономически активного населения, тем самым увеличив численность рабочей силы. Учитывая и без того недостаточный спрос на трудовые ресурсы, рост численности экономически активного населения лишь усугубит ситуацию, что дает возможность прогнозировать рост уровня безработицы и численности «самозанятых». Несмотря на данные Президентом РФ распоряжения по активному содействию в трудоустройстве людей предпенсионного возраста, эффективность механизмов фактической реализации данных мероприятий является достаточно сомнительной [9]. В этой связи, проблема занятости и безработицы в контексте современных тенденций на рынке труда и законодательных изменений является актуальным направлением экономического анализа.
В ходе исследования с использованием статистических данных, публикуемых Росстатом [10], проведен анализ динамики показателей развития рынка труда РФ в период 2000–2017 гг.
На первом этапе нами была рассмотрена динамика уровня безработицы в стране. Для целей исследования рассматриваемый период был разделен на 2 отрезка: 2000-2008 гг. и 2009–2017 гг., что обусловлено происходящими экономическими процессами. Так, в период 2000-2008 гг. отмечается общая тенденция к снижению уровня безработицы, о чем свидетельствует нисходящая линия степенной модели аппроксимации, выполненной с высоким уровнем достоверности. Самый низкий уровень безработицы отмечается в 2007 году и составляет 6%. В целом безработица за 8 лет снизилась с 10,6% до 6,2%, что во многом обусловлено экономическим подъемом в стране в этот период, сопровождающимся ускорением темпов роста ВВП, появлением новых рабочих мест и качественным развитием экономики (рис. 1).
В 2009 году произошёл резкий скачок уровня безработицы до 8,2% (в сравнении с 6,2% в предыдущем году), что обусловлено наступлением в 2008 году мирового экономического кризиса, последствия которого уже в 2009 году привели к увеличению уровня безработицы на 2%. Это произошло вследствие ухудшения экономической ситуации в стране, сопровождающейся сокращением темпов производства, закрытием части предприятий, которые не смогли справиться с негативными последствиями кризиса, что привело и к значительному уменьшению количества рабочих мест (рис. 2).
Однако уже к 2010 году наблюдается сокращение уровня безработицы, которая составила 7,3%. В соответствии с проведенным трендовым анализом, тенденция дальнейшего снижения безработицы является устойчивой во всем рассматриваемом периоде, а, начиная с 2012 года, данный показатель составляет менее 6%, что является самым низким значением по сравнению с началом 2000 годов.
Анализируя уровень занятости в стране, можно отметить, что данный показатель имеет общую тенденцию к росту, о чем свидетельствует модель линейной аппроксимации вида y=0,4516x+58,265 с уровнем достоверности 0,95 (рис. 3).
Рассматривая динамику уровня занятости по годам, можно отметить волнообразный характер вариации показателя. Так, незначительное снижение по сравнению с предыдущими и последующими годами наблюдается в 2001 и 2009 годах, что также обусловлено протекающими в данные периоды неблагоприятными тенденциями в экономике. В 2017 году также отмечается снижение уровня занятости с 65,7% до 65,5%.
Следуя логике экономической теории, если численность рабочей силы представляет собой сумму численности занятых и безработных, а уровень занятости (безработицы) рассчитывается как отношение численности занятых (безработных) к численности рабочей силы, то суммарно уровень занятости и безработицы должны составлять 100%. Однако, стоит учитывать то, что занятыми признаются люди, имеющие официальное трудоустройство в соответствии с ТК РФ, а безработными – те, кто зарегистрировал свой статус в Службе занятости. Изучая статистические данные по РФ, можно отметить, что суммарно уровень занятости и безработицы не равен 100%, а составляет около 70%. Следовательно, примерно 30% экономически активного населения не относится к категории занятых или безработных, что позволяет гипотетически включить их в категорию самозанятых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня в РФ количество самозанятых людей является значительным. Учитывая популяризацию «самозанятости» в стране в последние годы, Федеральная налоговая служба в 2017–2018 гг. начала формировать статистические данные о физических лицах, официально зарегистрировавших свою деятельность в качестве самозанятых [11] (рис.4).
В последние два года численность самозанятых граждан стремительно возросла, увеличившись более чем в 2 раза. На конец 2018 года в стране насчитывалось чуть менее 2000 человек, которые в ФНС официально зарегистрировали свой статус. Рассматривая статистику по регионам страны, в которых численность самозанятых граждан является наибольшей, можно также отметить стремительный рост абсолютного значения рассматриваемого показателя (табл. 1).
Наибольшая численность самозанятых отмечается в Москве и области, в которых данный показатель увеличился за 2 года в 1,5 раза и составил 193 и 151 человек соответственно. Третье место занимает Краснодарский край, в котором в 2018 году 141 человек зарегистрировал свой статус самозанятых. Наибольший прирост в 2017–2018 гг. отмечается в Санкт-Петербурге (2,2 раза), в котором количество самозанятых достигло значения 83. Однако не во всех субъектах наблюдается тенденция к росту численности самозанятых. Так, в Республике Крым, Ростовской и Белгородской областях прирост является отрицательным.
По результатам проведенного исследования установлено, что ситуация на рынке труда РФ является неоднозначной. Несмотря на рост уровня занятости и снижение официальной безработицы, которая в последние годы является стабильно низкой и не превышает 6%, реалии таковы, что численность рабочих мест в стране на порядок ниже предложения трудовых ресурсов, а возникающие кризисные явления и политические противоречия лишь усугубляют ситуацию. Проведенная в 2018 году Пенсионная реформа также негативно скажется на показателях занятости и безработицы вследствие количественного увеличения численности и качественного ухудшения рабочей силы. Известно, что работодатели отдают предпочтение молодым специалистам, а не возрастным и людям предпенсионного возраста. Все это дает толчок развития категории «самозанятости» как отдельного направления на рынке труда.
Стоит отметить, что теневой рынок начал развиваться еще до распада СССР, а переход к рыночной экономике лишь активизировал и ускорил эти процессы. В результате этого стал формироваться коррупционный элемент, многие предприниматели попросту официально не регистрируют свою деятельность, в частности в таких отраслях как строительство и ремонт, где подсчет стоимости работ является достаточно сложным, а оценка реального объема доходов — проблематичной. Несмотря на принятый в 2018 году закон о налоге для самозанятых гражданах, сегодня отсутствуют реальные механизмы государственного контроля и регулирования их деятельности, поэтому прогнозируемо, что данный сегмент, который, вероятно, включает в себя около 30% от общей численности рабочей силы, будет продолжать развиваться. Как показывает статистика ФНС, лишь незначительная доля самозанятых граждан официально зарегистрировала свой статус. Следовательно, для легализации деятельности самозанятых и вывода их «из тени» необходимо создать благоприятные условия для их развития в качестве индивидуальных предпринимателей за счет льготного налогообложения, снижения нагрузки, упрощения процедур оформления и минимизации препятствий выхода на рынки.
Список литературы
1. Мельникова А. К. Анализ проблем занятости и безработицы РФ // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 8. – С. 64–67.
2. Ермакова К. Л., Штоколова К. В. Исследование рынка труда в России // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 8 (10). – С. 12.
3. Криволаба А. Н. Безработица в России и в мире: анализ основных тенденций // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2017. – № 7. – С. 29–32.
4. Всяких Ю. В., Огородникова С. И. Безработица как социальное явление и объект статистических исследований // Символ науки. – 2016. – № 11-1 (23). – С. 32–35.
5. Гусейнов К. М. Некоторые проблемы трудоустройства в российской федерации (на примере республики Дагестан) // Юридический вестник ДГУ. – 2015. – Т. 14. – № 2. – С. 102–106.
6. Пинская М. Р. Самозанятые граждане: налоговые риски государства и способы управления // Налоги и налогообложение. – 2018. – № 6. – С. 16-30.
7. Ситник А. А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 3. – С. 31–34.
8. Зюкин Д. А., Дендак Г. М., Быстрицкая А. Ю. Повышение пенсионного возраста как способ ухода от несостоятельности финансовой модели государства // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – № 3. – С. 104–108.
9. Бобков В. Н., Забелина О. В., Локтюхина Н. В. Повышение пенсионного возраста в Российской Федерации: социально-трудовые последствия // Народонаселение. – 2015. – № 4 (70). – С. 93–107.
10. Рабочая сила, занятость и безработица в России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113991....
11. Статистика по самозанятым гражданам // Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/.