Первый тип со слабой депрессивной обстановкой включает 7 районов центральной и южной частей Тверской области. Эти районы (Вышневолоцкий, Лихославльский, Калининский, Конаковский, Торжокский, Старицкий и Ржевский) обладают внутренним демографическим потенциалом, имеют достаточно развитый уровень социальной инфраструктуры. На их территориях преобладают позитивные тенденции социально-демографической ситуации: самые низкие коэффициенты естественной убыли на 1000 чел. сельского населения (-11,5‰) и миграционного оттока (1,1‰); высокая доля женщин репродуктивного возраста (16-29 лет) – 17,3 % и низкая доля населения старше трудоспособного возраста – 28,2 %
Рисунок 1 – Типология сельских муниципальных поселений Тверской области по остроте социально-демографических характеристик, 2008 г.
Высокие количественные показатели развития социальной инфраструктуры: удельный вес жилой площади, оборудованной всеми видами коммунальных услуг в 2008 году составил 21,2 %. В целом первый тип обладает внутренним демографическим потенциалом и привлекателен для мигрантов.
Второй тип включает 15 сельских муниципальных образований Тверской области. Данный тип подразделяется на два подтипа. Подтип 2-А включает 8 сельских муниципальных районов: Зубцовский, Кимрский, Кашинский, Кесовогорский, Кувшиновский, Лесной, Рамешковский, Спировский. Для них характерна естественная убыль сельского населения не превышающая областной уровень, миграционный прирост и высокая доля населения старше трудоспособного возраста. Уровень жилищного обустройства значительно ниже, чем по области. Обеспеченность населения услугами общеобразовательных учреждений не превышает областные данные.
К подтипу 2-Б относятся следующие районы: Андреапольский, Бологовский, Оленинский, Осташковский, Пеновский, Селижаровский, Удомельский. В данном подтипе уровень естественной убыли, и механический отток незначительно превышают средние данные по области.
Третий тип включает в себя 14 сельских муниципальных поселений, расположенных преимущественно на северо-востоке и западе области. Самый низкий уровень жилищного обустройства. Требует значительных денежных средств на развитие социальной инфраструктуры села. Демографический потенциал подорван. Данный тип имеет два подтипа. Подтип 3- А представлен районами: Бельским, Сонковским, Нелидовским, Торопецким, Бежецким, Фировским, Калязинским, Краснохолмским. Характеризуется критической демографической обстановкой, низкой долей женщин репродуктивного возраста. Социальная инфраструктура села развита слабо. Подтип 3-Б включает районы: Весьегонский, Жарковский, Сандовский, Молоковский, Максатихинский, Западнодвинский. Для него характерен очень высокий уровень естественной убыли и механического оттока населения. Структура сельского населения значительно деформирована (доля жителей старше трудоспособного и женщин наиболее репродуктивного возраста составляла в 2008 г. 35,2 и 13,5 %). При этом обеспеченность сельского населения общеобразовательными учреждениями самая высокая.
Учитывая особенности каждого типа сельских поселений Тверской области были выявлены основные направления, влияющие на формирование и использование рабочей силы на селе. Особое внимание должно быть уделено повышению рождаемости и снижению смертности, привлечению мигрантов, развитию учреждений образования и культуры, а также улучшению жилищных условий (особенно коммуникационного оборудования). Представленные мероприятия целесообразно рассматривать, основываясь на следующих нормативных документах: постановлениях администрации Тверской области «Об утверждении плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области до 2010 года» и «О региональной программе Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007–2012 годы»; федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»; областной целевой программе «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2008–2010 годы».
Для каждого типа районов Тверской области были выделены основные виды и направления государственной поддержки (таблица 1).
Для сельских муниципальных районов с относительно благоприятной демографической обстановкой (тип 1) предлагается затратностимулирующая государственная поддержка, основными приоритетами которой являются: активное стимулирование рождаемости, путем укрепления института семьи, и активная пропаганда репродуктивного поведения – семья с двумя или тремя детьми. Для совершенствования условий труда работников сельскохозяйственных предприятий необходимы следующие мероприятия: обеспечение безопасности на рабочем месте, оказание повседневной и экстренной медицинской помощи. Сельские муниципальные районы данного типа являются основными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, поэтому реализация ОЦП «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2008–2010 годы», обеспечит условия для создания дополнительных рабочих мест, особенно в отрасли животноводства. Одновременно необходима подготовка, переподготовка кадров, развитие системы профессионально-технического образования, которая будет вовлекать молодежь в сельскохозяйственное производство. Другим источником привлечения дополнительной рабочей силы является постановление администрации Тверской области «О региональной программе Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007–2012 годы». В данной программе участвуют два проекта переселения: «Конаково», «Торжок». Однако в них нет мероприятий по привлечению мигрантов на село, поэтому их необходимо предусмотреть. Для улучшения жилищных условий сельских тружеников необходимо усиленно информировать их о возможности покупки или строительства жилья в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и ОЦП «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2008–2010 годы».
Для районов второго типа более необходимы затратные мероприятия государственной поддержки, чем стимулирующие. Для первого подтипа меры стимулирующего характера являются перспективными, но в силу слабого развития социальной и инженерной инфраструктуры села, может быть применим и затратный вид господдержки.
Таблица 1 – Основные направления государственной поддержки населения
по сельским типам Тверской области
Для второго подтипа большую роль играет затратная поддержка государства, применение стимулирующих мер возможно, но они не дадут положительного результата. Для третьего типа сельских муниципальных поселений Тверской области с сильно истощенным демографическим потенциалом и очень низким уровнем развития социальной инфраструктуры применим только затратный подход.
Государственная поддержка для второго и третьего типов сельских муниципальных поселений должна быть направлена на поддержку семей с детьми, стимулирование рождаемости и снижение смертности (особенно для третьего типа). Необходима усиленная пропаганда грудного вскармливания детей, дающая значительную экономию денежных средств на питание ребенка и гармоничное состояние матери и ее малыша. Эффективность данных мероприятий может быть повышена при том же ресурсном обеспечении, если помощь семьям будет сконцентрирована на группах населения с денежными доходами ниже среднего областного уровня.
Для снижения уровня смертности и травматизма необходимо ведение здорового образа жизни, улучшение бытовых условий, усиление контроля за состоянием условий и охраны труда работников.
Дополнительные вложения в развитие социальной и инженерной инфраструктуры села позволят повысить качество жизни сельского населения, создадут условия для активного привлечения мигрантов, в рамках региональной программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Развитие начального профессионального образования, привлечение работников на производство, стимулирование работы молодежи в сельском хозяйстве, денежные доплаты в рамках регионального закона Тверской области «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области» помогут закрепиться на селе, по нашему мнению, в основном специалистам со средним специальным образованием. Так как, во-первых, разница в ежемесячных выплатах между специалистами с высшим (10000 руб.) и средним специальным образованием (8000 руб.) незначительна – всего 2000 руб. [2, с. 5]. Во-вторых, обучение специалистов со средним специальным образованием происходит в основном в районных центрах и ее продолжительность составляет не более двух лет, учащиеся не успевают адаптироваться к городской жизни. В-третьих, сложности обустройства в городе не позволяет выпускникам сельскохозяйственных образовательных учреждений найти высокооплачиваемую работу и жилье. Действие данного закона необходимо дополнить государственным заказом на подготовку специалистов со средним специальным образованием для сельского хозяйства.
Преимуществом сельских муниципальных поселений второго и третьего типов является то, что большинство из них попадают в зону развития рекреационного и других видов туризма. Осташковский и Пеновский районы представляют туристический центр – Селигер. В дальнейшем, в связи с очевидными перспективами к существующим зонам развития туризма могут быть добавлены новые, например Торопецкий и Западнодвинский районы (историко-познавательный, экологический, водный, спортивный, зимний туризм, обслуживание транзитных турпотоков) и др. [1, с. 114].
В целом для сельских поселений этих типов основными мерами являются: улучшение демографической обстановки; развитие социальной инфраструктуры села и повышение занятости сельского населения путем разработки программы рабочих мест и подпрограммы развития альтернативной занятости на селе, которая должна содержать широкий спектр стимулирующих мер.
Для стабилизации социальной демографической обстановки, совершенствования формирования и использования рабочей силы на селе необходимо сочетать программно-целевой подход и типологию сельских муниципальных поселений Тверской области. Это позволит корректировать направления государственной поддержки в зависимости от уровня социально-экономического развития исследуемых поселений.
Список литературы
1. Костюкович К. Н. Оценка состояния и перспектив развития регионального рынка туристических услуг (на примере Тверской области): Дис. канд. экон. наук. М., 2008.– 212 с.
2. О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области: Закон Тверской области // Тверские ведомости. – 2007. – 28 декабря (Закон Тверской области от 21. 12. 2007. № 163 – ЗО с изменениями от 19.04. 2008. № 38 – ЗО)