На современном этапе развития цивилизации приоритетом развития стран становится превращение страны в «центр притяжения капитала», иными словами, правительства стремятся создать такие условия, при которых в страну будет приходить иностранный капитал – иностранные инвестиции, а из страны не будет уходить отечественный капитал. Создаются условия, не только привлекающие иностранные компании перерегистрироваться из «родных» юрисдикций в юрисдикцию другой страны, но и стимулирующие отечественные компании не уходить в другие страны.
Основным инструментом создания комфортных экономических условий является удобное налоговое законодательство, которое и является тем самым показателем, по которому оценивают страну иностранные и отечественные предприниматели, с помощью которого создается удобный инвестиционный климат, привлекается капитал и развивается экономика. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что сегодня одним из важнейших показателей оценки государства должно быть именно развитие налогового законодательства, его простота и понятность, оно должно не обременять, а поддерживать развитие. Иными словами, мы живем во время борьбы за эффективное налоговое законодательство – в «эпоху налоговой конкуренции».
Налоги – особый универсальный инструмент, который способствует наполняемости бюджета для государства, уменьшению социальной несправедливости между самыми обеспеченными и самыми бедными гражданами, препятствует образованию монополий, способствует развитию экономики за счет привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а значит, росту благосостояния граждан.
Стоит выделить в качестве подтверждения вышесказанного, что сегодня такие основные мировые рейтинги, как рейтинг Всемирного Банка Ведение бизнеса ( «Doing Business»), выделяют как один из важнейших показателей налогообложение, который в свою очередь состоит из ряда таких переменных, как время, налоговая ставка, количество выплат. В рейтинге стран по уровню процветания (The Legatum Prosperity Index Rankings) один из наиболее важных показателей – развитие экономики и развитие предпринимательства, которые не могут развиваться без эффективного инвестиционного климата и «простого и понятного налогообложения», что подтверждается переменными, из которых они состоят (например, стартовые затраты, экономическое окружение предпринимателей и др.). Аналог рейтинга Всемирного Банка Ведение бизнеса ( «Doing Business») – Bloomberg Best for doing business, полностью построен на таких переменных, которые невозможны без влияния налогового режима. Например: стоимость создания бизнеса, расходы по ведению бизнеса (включая налогообложение и бухгалтерский учет).
По приведенным выше рейтингам инвесторы не только определяют потенциал страны, но и риски вложения инвестиций в страну. И сегодня правительство России и многих других стран уделяет все больше внимание этим рейтингам, так как они показывают правовое и инвестиционное, а главное, налоговое развитие страны относительно других стран. Конкуренцию за инвесторов и инвестиции, за процветание и экономику можно свести к такому единому термину, как «борьба налоговых юрисдикций» за инвесторов и за развитие экономики.
Правоту этого мнения подтверждают примеры процветания таких стран и отдельных экономик, как Сингапур, Швейцария, Кипр, Мальта, Нидерланды, специальные административные районы КНР – Гонконг и Макао и многие другие. Именно данные государства занимают лидирующие позиции в общепризнанных мировых рейтингах, привлекая тем самым в свою экономику инвесторов и инвестиции, создавая благоприятные налоговые режимы, обеспечивают стабильность и рост экономики в своих странах.
Главным трендом времени, по мнению автора, следует обозначить то, что государство осознает всю важность создания эффективной (конкурентоспособной) налоговой системы, стремится реформировать её, определяет ключевые показатели оценки реформ, а также видит в этом залог успеха для создания удобных налоговых условий для ведения бизнеса и привлечения капитала, а также развития экономики регионов и городов.
Эффективную налоговую систему можно построить именно модернизацией законодательства, и если законодательство станет более эффективным, то тем самым будет создан благоприятный инвестиционный климат, сразу будет отмечен рост предпринимательства, будут создаваться новые рабочие места и даже целые производства, расти экономика и благосостояние граждан. Поэтому современная экономика требует от государства не многомиллиардных вложений в модернизацию производств, а лишь упрощение законодательства – модернизацию налоговой системы, создания условий для эффективной работы. Именно таким образом нынешние процветающие страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, превратились в мировые центры притяжения капитала.
Цель данной работы – оценить налоговую систему России как основу экономического роста и развития предпринимательства в стране, а также дать рекомендации по повышению её эффективности (конкурентоспособности). В рамках данной работы был проведен всероссийский социологический опрос, в котором приняли участие 210 человек, представивших как ведущие университеты России, так и различные компании из разных регионов страны. Результаты опубликованы на сайте «Российского налогового портала http://taxpravo.ru/» [6].
Как показал опрос, основная масса опрошенных считают, что после предыдущих налоговых реформ в Российском законодательстве много неясных «двойственных» моментов (52%). В том, что реформа в целом прошла эффективно, но остались «белые пятна» в законодательстве, считают 23% опрошенных. Остальная часть респондентов считает, что изменения «поверхностными“ (13%) и безрезультатными (6%). И только 2% опрошенных уверены, что реформа прошла эффективно.
При этом можно выделить факторы, влияющие на развитие налогового законодательства и на все проводимые реформы в целом:
- высокая офшоризация экономики [1];
- высокая ставка рефинансирования – 8,25% (ключевая ставка – 7%)»[2], (к примеру, в Евросоюзе – 0,25%), что ведет к удорожанию кредитов;
- постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка (по результатам анкетирования, проведенного Торгово-промышленной палатой, в нынешнем году 70% представителей бизнеса считают нынешний уровень налоговой нагрузки чрезмерно высоким [3], а в ежегодном обзоре международной аудиторской компании PWC было отмечено, что в России общая налоговая ставка составляет 50,7% [4]);
- отсутствие стабильности в налоговом законодательстве (постоянно вносимые в законодательство изменения, которые не дают возможности просчитывать риски в долгосрочной перспективе).
- высокая коррупционная составляющая (согласно индексу восприятия коррупции среди 177-ти стран мира в 2013 году Россия находится на 127 месте [5]);
- сложность понимания законодательства, что заставляет предпринимателей прибегать к помощи юристов и налоговых консультантов;
- наличие теневой экономики.
По результатам упомянутого опроса, 70% респондентов отмечают, что налоги в нашей стране несправедливые, а эффективность органов ФНС оценивают на 3 (по пятибалльной шкале). 79% опрошенных уверены, что российская налоговая система не способствует развитию предпринимательства. 41% респондентов затруднились предсказывать будущие налоговые реформы, что является крайне отрицательным показателем государственной политики в сфере реформирования налогового законодательства.
При этом, рассуждая о заимствовании опыта других стран, 69% респондентов уверены в необходимости выборочного заимствования, 26% – в необходимости полного заимствования опыта, а 5% – в отсутствии такой необходимости.
В ходе опроса респондентам было предложено выделить 3 основные отрицательные тенденции в реформировании российского законодательства в сфере налогов и сборов. Результаты опроса:
- 43% отметили увеличение коррупционной составляющей;
- 42% отметили увеличение налоговой нагрузки;
- 39% отметили, что налоговое законодательство постоянно усложняется;
- 30% отметили необходимость обращаться к помощи налоговых консультантов, профессиональных юристов;
- 20% отметили увеличение штрафных санкций;
- 8% отметили, что никаких отрицательных изменений не произошло;
- 6% отметили другие отрицательные тенденции.
Тем не менее, несмотря на все проблемы в российском законодательстве, в налоговом законодательстве отмечаются тенденции к его улучшению, а именно:
- развивается электронный документооборот;
- стимулируется предпринимательство;
- разрабатываются и утверждаются дорожные карты и другие документы, связанные с развитием налоговой политики и экономики в целом, которые дают возможность более четко прогнозировать риски ведения экономической деятельности.
В ходе опроса респондентам было предложено выделить 3 основные положительные тенденции развития налогового законодательства в сфере налогов и сборов. Результаты опроса:
- 52% отметили развитие электронного правительства и электронного документооборота;
- 31% отметили развитие досудебного урегулирования налоговых споров;
- 25% отметили, что никаких положительных изменений не произошло;
- 17% отметили системное упрощение налогового законодательства;
- 7% отметили снижение необходимости обращаться к помощи налоговых консультантов, профессиональных юристов;
- 7% отметили снижение налоговой нагрузки;
- 6% отметили другие положительные тенденции.
Любые реформы проходят с изменениями, которые не всегда воспринимаются положительно. В социологическом опросе автором предложен ряд мер по реформированию налогового законодательства. Респондентам было предложено оценить и выделить 3 наиболее важные меры. Результаты опроса:
- 60% – за упрощение режимов (больше льгот малому и среднему бизнесу);
- 51% – за приведение к единым нормам бухгалтерский и налоговый учёт;
- 47% – за прозрачность распределения налогов, чтобы налогоплательщики точно знали, в какой бюджет и на что тратиться тот или иной налог;
- 41% – за более простое изложение налогового законодательства, не требующего специальных знаний для его понимания;
- 30% – за поощрение добросовестных налогоплательщиков различными льготами;
- 24% – за снижение налогов и взносов;
- 23% – за налоговые каникулы для предприятий отдельных отраслей;
- 18% – за разработку специальных режимов для компаний различных отраслей;
- 6% – за уменьшение государственного контроля;
- 3% – иное.
Как свидетельствуют результаты опроса, наиболее необходимыми изменениями оказались изменения в действующем законодательстве, а именно упрощение режимов малому и среднему бизнесу – «двигателю» экономик во многих странах, простоты изложения налогового законодательства, прозрачности их распределения, единство норм бухгалтерского и налогового учета, снижение налоговой нагрузки, поощрение добросовестных налогоплательщиков, налоговые каникулы.
И если государство прислушается к требованию времени и приведет в соответствие налоговое законодательство, то в России упростится ведение бизнеса, повысится эффективность (конкурентоспособность) налогового законодательства, государство получит эффективный инструмент для развития экономики и сможет превратить Россию в «мировой центр притяжения капитала».
Список литературы
1. Триллион из тихой гавани [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/15/kapital-site.html.
2. Центральный банк Российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru.
3. Две трети предпринимателей недовольны уровнем налоговой нагрузки // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/biznes-site-anons.html.
4. Paying taxes 2013 The Global Picture [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pwc.co.za/en/publications/paying-taxes.jhtml.
5. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции – информация об исследовании // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info.
6. Результаты Всероссийского социологического опроса на тему «Изучение мнения о проблемах и перспективах развития налогового законодательства в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345551-rezultatyi_vserossiyskogo_sotsiologicheskogo_oprosa_na_te....
7. Methodology The Legatum Prosperity Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosperity.com/#!/methodology.
8. Methodology Bloomberg Best for doing business [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/visual-data/best-and-worst/best-for-doing-business-countries.