Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Экономические исследования – научный журнал
Публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
+7 964 912-32-46
+7 964 912-32-46
Заказать звонок
E-mail
mail@myeconomix.ru
Адрес
170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Отправить статью
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Конкурсы
Все статьи
Номера журнала
Контакты
Экономические исследования – научный журнал
Публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Конкурсы
Все статьи
Номера журнала
Контакты
    Отправить статью
    Экономические исследования – научный журнал
    О журнале
    • О журнале
    • Условия публикации
    • Редколлегия
    • Партнеры
    • Документы
    • Реквизиты
    Конкурсы
    Все статьи
    Номера журнала
    Контакты
      Отправить статью
      Экономические исследования – научный журнал
      Телефоны
      +7 964 912-32-46
      Заказать звонок
      Экономические исследования – научный журнал
      • О журнале
        • О журнале
        • О журнале
        • Условия публикации
        • Редколлегия
        • Партнеры
        • Документы
        • Реквизиты
      • Конкурсы
      • Все статьи
      • Номера журнала
      • Контакты
      Отправить статью
      • +7 964 912-32-46
        • Телефоны
        • +7 964 912-32-46
        • Заказать звонок
      • 170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      • mail@myeconomix.ru
      • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00

      Модернизация налоговой системы. Эпоха налоговой конкуренции

      Главная
      —
      Статьи
      —
      Предпринимательство
      —Модернизация налоговой системы. Эпоха налоговой конкуренции
      Предпринимательство
      2 июня 2014

      Специальность: Экономика и управление народным хозяйством 

      Направление: Экономика предпринимательства

      Автор: А.А. ВАСИЛЕНКО, студент магистратуры 1 курса Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета

      Цель данной работы – доказать важность развития налогового законодательства как основы построения эффективной и процветающей экономики. Также в данной работе отражены результаты всероссийского опроса. Кроме того, в работе производится оценка налоговой системы России как основы экономического роста и развития предпринимательства в стране и даны рекомендации по повышению эффективности (конкурентоспособности) российской налоговой системы.

      The purpose of this paper – to prove the importance of the tax laws as a basis for constructing efficient and prosperous economy. Also in this paper presents the results of a nationwide survey. In addition, work is assessed Russia's tax system as a basis for economic growth and development of entrepreneurship in the country, and recommendations to improve the efficiency (competitiveness) of the Russian tax system.

      Ключевые слова: налоги, налоговая конкуренция, развитие экономики, инвестиции, предпринимательство, капитал.

      Keywords: taxes, tax competition, economic development, investment, entrepreneurship, capital.

      На современном этапе развития цивилизации приоритетом развития стран становится превращение страны в «центр притяжения капитала», иными словами, правительства стремятся создать такие условия, при которых в страну будет приходить иностранный капитал – иностранные инвестиции, а из страны не будет уходить отечественный капитал. Создаются условия, не только привлекающие иностранные компании перерегистрироваться из «родных» юрисдикций в юрисдикцию другой страны, но и стимулирующие отечественные компании не уходить в другие страны.

      Основным инструментом создания комфортных экономических условий является удобное налоговое законодательство, которое и является тем самым показателем, по которому оценивают страну иностранные и отечественные предприниматели, с помощью которого создается удобный инвестиционный климат, привлекается капитал и развивается экономика. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что сегодня одним из важнейших показателей оценки государства должно быть именно развитие налогового законодательства, его простота и понятность, оно должно не обременять, а поддерживать развитие. Иными словами, мы живем во время борьбы за эффективное налоговое законодательство – в «эпоху налоговой конкуренции».

      Налоги – особый универсальный инструмент, который способствует наполняемости бюджета для государства, уменьшению социальной несправедливости между самыми обеспеченными и самыми бедными гражданами, препятствует образованию монополий, способствует развитию экономики за счет привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а значит, росту благосостояния граждан.

      Стоит выделить в качестве подтверждения вышесказанного, что сегодня такие основные мировые рейтинги, как рейтинг Всемирного Банка Ведение бизнеса ( «Doing Business»), выделяют как один из важнейших показателей налогообложение, который в свою очередь состоит из ряда таких переменных, как время, налоговая ставка, количество выплат. В рейтинге стран по уровню процветания  (The Legatum Prosperity Index Rankings) один из наиболее важных показателей – развитие экономики и развитие предпринимательства, которые не могут развиваться без эффективного инвестиционного климата и «простого и понятного налогообложения», что подтверждается переменными, из которых они состоят (например, стартовые затраты, экономическое окружение предпринимателей и др.). Аналог рейтинга Всемирного Банка Ведение бизнеса ( «Doing Business») – Bloomberg Best for doing business, полностью построен на таких переменных, которые невозможны без влияния налогового режима. Например: стоимость создания бизнеса, расходы по ведению бизнеса (включая налогообложение и бухгалтерский учет). 

      По приведенным выше рейтингам инвесторы не только определяют потенциал страны, но и риски вложения инвестиций в страну. И сегодня правительство России и многих других стран уделяет все больше внимание этим рейтингам, так как они показывают правовое и инвестиционное, а главное, налоговое развитие страны относительно других стран. Конкуренцию за инвесторов и инвестиции, за процветание и экономику можно свести к такому единому термину, как  «борьба налоговых юрисдикций» за инвесторов и за развитие экономики.

      Правоту этого мнения подтверждают примеры процветания таких стран и отдельных экономик, как Сингапур, Швейцария, Кипр, Мальта, Нидерланды, специальные административные районы КНР – Гонконг и Макао и многие другие. Именно данные государства занимают лидирующие позиции в общепризнанных мировых рейтингах, привлекая тем самым в свою экономику инвесторов и инвестиции, создавая благоприятные налоговые режимы, обеспечивают стабильность и рост экономики в своих странах.

      Главным трендом времени, по мнению автора, следует обозначить то, что государство осознает всю важность создания эффективной (конкурентоспособной) налоговой системы, стремится реформировать её, определяет ключевые показатели оценки реформ, а также видит в этом залог успеха для создания удобных налоговых условий для ведения бизнеса и привлечения капитала, а также развития экономики регионов и городов.

      Эффективную налоговую систему можно построить именно модернизацией законодательства, и если законодательство станет более эффективным, то тем самым будет создан благоприятный инвестиционный климат, сразу будет отмечен рост предпринимательства, будут создаваться новые рабочие места и даже целые производства, расти экономика и благосостояние граждан. Поэтому современная экономика требует от государства не многомиллиардных вложений в модернизацию производств, а лишь упрощение законодательства – модернизацию налоговой системы, создания условий для эффективной работы. Именно таким образом нынешние процветающие страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, превратились в мировые центры притяжения капитала.

      Цель данной работы – оценить налоговую систему России как основу экономического роста и развития предпринимательства в стране, а также дать рекомендации по повышению её эффективности (конкурентоспособности). В рамках данной работы был проведен всероссийский социологический опрос, в котором приняли участие 210 человек, представивших как ведущие университеты России, так и различные компании из разных регионов страны. Результаты опубликованы на сайте «Российского налогового портала http://taxpravo.ru/» [6].

      Как показал опрос, основная масса опрошенных считают, что после предыдущих налоговых реформ в Российском законодательстве много неясных «двойственных» моментов (52%). В том, что реформа в целом прошла эффективно, но остались «белые пятна» в законодательстве, считают 23% опрошенных. Остальная часть респондентов считает, что изменения «поверхностными“ (13%) и безрезультатными (6%). И только 2% опрошенных уверены, что реформа прошла эффективно.

      При этом можно выделить факторы, влияющие на развитие налогового законодательства и на все проводимые реформы в целом:

      • высокая офшоризация экономики [1];
      • высокая ставка рефинансирования – 8,25% (ключевая ставка – 7%)»[2], (к примеру, в Евросоюзе – 0,25%), что ведет к удорожанию кредитов;
      • постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка (по результатам анкетирования, проведенного Торгово-промышленной палатой, в нынешнем году 70% представителей бизнеса считают нынешний уровень налоговой нагрузки чрезмерно высоким [3], а в ежегодном обзоре международной аудиторской компании PWC было отмечено, что в России общая налоговая ставка составляет 50,7% [4]);
      • отсутствие стабильности в налоговом законодательстве (постоянно вносимые в законодательство изменения, которые не дают возможности просчитывать риски в долгосрочной перспективе).
      • высокая коррупционная составляющая (согласно индексу восприятия коррупции среди 177-ти стран мира в 2013 году Россия находится на 127 месте [5]);
      • сложность понимания законодательства, что заставляет предпринимателей прибегать к помощи юристов и налоговых консультантов;
      • наличие теневой экономики.

      По результатам упомянутого опроса, 70% респондентов отмечают, что налоги в нашей стране несправедливые, а эффективность органов ФНС оценивают на 3 (по пятибалльной шкале). 79% опрошенных уверены, что российская налоговая система не способствует развитию предпринимательства. 41% респондентов затруднились предсказывать будущие налоговые реформы, что является крайне отрицательным показателем государственной политики в сфере реформирования налогового законодательства.

      При этом, рассуждая о заимствовании опыта других стран, 69% респондентов уверены в необходимости выборочного заимствования, 26% – в необходимости полного заимствования опыта, а 5% – в отсутствии такой необходимости.

      В ходе опроса респондентам было предложено выделить 3 основные отрицательные тенденции в реформировании российского законодательства в сфере налогов и сборов. Результаты опроса:

      • 43% отметили увеличение коррупционной составляющей;
      • 42% отметили увеличение налоговой нагрузки;
      • 39% отметили, что налоговое законодательство постоянно усложняется;
      • 30% отметили необходимость обращаться к помощи налоговых консультантов, профессиональных юристов;
      • 20% отметили увеличение штрафных санкций;
      • 8% отметили, что никаких отрицательных изменений не произошло;
      • 6% отметили другие отрицательные тенденции.

      Тем не менее, несмотря на все проблемы в российском законодательстве, в налоговом законодательстве отмечаются тенденции к его улучшению, а именно:

      • развивается электронный документооборот;
      • стимулируется предпринимательство;
      • разрабатываются и утверждаются дорожные карты и другие документы, связанные с развитием налоговой политики и экономики в целом, которые дают возможность более четко прогнозировать риски ведения экономической деятельности.

      В ходе опроса респондентам было предложено выделить 3 основные положительные тенденции развития налогового законодательства в сфере налогов и сборов. Результаты опроса:

      • 52% отметили развитие электронного правительства и электронного документооборота;
      • 31% отметили развитие досудебного урегулирования налоговых споров;
      • 25% отметили, что никаких положительных изменений не произошло;
      • 17% отметили системное упрощение налогового законодательства;
      • 7% отметили снижение необходимости обращаться к помощи налоговых консультантов, профессиональных юристов;
      • 7% отметили снижение налоговой нагрузки;
      • 6% отметили другие положительные тенденции.

      Любые реформы проходят с изменениями, которые не всегда воспринимаются положительно. В социологическом опросе автором предложен ряд мер по реформированию налогового законодательства. Респондентам было предложено оценить и выделить 3 наиболее важные меры. Результаты опроса:

      • 60% – за упрощение режимов (больше льгот малому и среднему бизнесу);
      • 51% – за приведение к единым нормам бухгалтерский и налоговый учёт;
      • 47% – за прозрачность распределения налогов, чтобы налогоплательщики точно знали, в какой бюджет и на что тратиться тот или иной налог;
      • 41% – за более простое изложение налогового законодательства, не требующего специальных знаний для его понимания;
      • 30% – за поощрение добросовестных налогоплательщиков различными льготами;
      • 24% – за снижение налогов и взносов;
      • 23% – за налоговые каникулы для предприятий отдельных отраслей;
      • 18% – за разработку специальных режимов для компаний различных отраслей;
      • 6% – за уменьшение государственного контроля;
      • 3% – иное.

      Как свидетельствуют результаты опроса, наиболее необходимыми изменениями оказались изменения в действующем законодательстве, а именно упрощение режимов малому и среднему бизнесу – «двигателю» экономик во многих странах, простоты изложения налогового законодательства, прозрачности их распределения, единство норм бухгалтерского и налогового учета, снижение налоговой нагрузки, поощрение добросовестных налогоплательщиков, налоговые каникулы.

      И если государство прислушается к требованию времени и приведет в соответствие налоговое законодательство, то в России упростится ведение бизнеса, повысится эффективность (конкурентоспособность) налогового законодательства, государство получит эффективный инструмент для развития экономики и сможет превратить Россию в «мировой центр притяжения капитала».

      Список литературы 

      1. Триллион из тихой гавани [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/15/kapital-site.html.

      2. Центральный банк Российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru.

      3. Две трети предпринимателей недовольны уровнем налоговой нагрузки // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/biznes-site-anons.html.

      4. Paying taxes 2013 The Global Picture [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pwc.co.za/en/publications/paying-taxes.jhtml.

      5. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции – информация об исследовании // Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info.

      6. Результаты Всероссийского социологического опроса на тему «Изучение мнения о проблемах и перспективах развития налогового законодательства в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345551-rezultatyi_vserossiyskogo_sotsiologicheskogo_oprosa_na_te....

      7. Methodology The Legatum Prosperity Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosperity.com/#!/methodology.

      8. Methodology Bloomberg Best for doing business [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bloomberg.com/visual-data/best-and-worst/best-for-doing-business-countries.



      Документы
      Модернизация налоговой системы. Эпоха налоговой конкуренции
      326,5 Кб
      Дополнительно

      Дополнительная вкладка, для размещения информации о статьях, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.

      Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.

      Назад к списку
      • Экономика отраслей и предприятий 49
      • Маркетинг 11
      • Менеджмент 15
      • Предпринимательство 42
      • Управление качеством 3
      • Финансы 19
      • Управление инновациями 14
      • Инвестиционная деятельность 6
      • Организация производства 3
      • Информационные технологии в экономике 13
      • Математические методы в экономике 6
      • Региональная экономика 75
      • Макроэкономика 16
      • Мировая экономика 5
      • Другие направления 50
      • Конкурсы и конференции 29
      О журнале
      О журнале
      Условия публикации
      Редколлегия
      Партнеры
      Документы
      Реквизиты
      +7 964 912-32-46
      +7 964 912-32-46
      Заказать звонок
      E-mail
      mail@myeconomix.ru
      Адрес
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      mail@myeconomix.ru
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      © 2023
      Учредитель ООО «ИнтерКонсалт». Сетевое издание «Экономические исследования» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 24 июня 2022 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-83525
      Политика конфиденциальности
      Разработано в