Предприятия малого бизнеса оказывают существенное влияние на процесс инновационного развития страны и отдельных регионов. В связи с этим необходимо повсеместно развивать политику государственной поддержки для расширения и укрепления инновационной составляющей в деятельности данного сектора экономики. Оценить эффективность функционирования совокупности субъектов малого предпринимательства на территории Российской Федерации и в том числе Астраханской области можно на основе массива данных, отражающих их вклад в экономическое развитие страны и региона (табл. 1).
На основании информационного массива, представленного в таблице 1 можно сделать вывод о том, что количество предприятий малого бизнеса на территории Российской Федерации увеличивается на протяжении всех исследуемых периодов (в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 192 тыс. предприятий), что характеризует положительную динамику в развитии данных субъектов хозяйствования. Рассчитанный темп роста показывает, что количество малых предприятий в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрастало в среднем в 11,7 п.п.
Анализ данных о деятельности предприятий малого бизнеса на территории Астраханской области позволяет утверждать, что количество субъектов малого бизнеса в данном регионе уменьшилось, так в 2011 году по сравнению с 2010 годом их количество сократилось на 3505 предприятий (тем роста 64,1%). Данная отрицательная тенденция может быть связана с отсутствием в регионе эффективного механизма поддержки малых субъектов хозяйствования.
С увеличением числа предприятий малого бизнеса на территории Российской Федерации, соответственно, происходит повышение численности работников данных субъектов хозяйствования. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом данное увеличение составило 332 тыс. чел. Таким образом, можно отметить, что именно предприятия малого бизнеса являются базой для создания рабочих мест и сохранения занятости населения в современных экономических условиях. Рассматривая динамику изменения средней численности сотрудников предприятий малого бизнеса на территории Астраханской области, необходимо отметить, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом она сократилась на 12784 чел.
Показатель оборота предприятий малого бизнеса включает стоимость выполненных работ, оказанных услуг и отгруженных товаров предприятиями на протяжении отчетного периода. Величина данного показателя изменялась в 2011 году по сравнению с 2010 годом в положительном направлении, то есть увеличение оборота составило 4311,8 млрд. руб.
На территории Астраханской области значение показателя оборота малых субъектов хозяйствования в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось на 12,2 млрд. руб. Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на уменьшение количества предприятий малого бизнеса в регионе результативность деятельности функционирующих предприятий увеличивается.
Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат на новое строительство, расширение, модернизацию, а также реконструкцию, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости и относятся на добавочный капитал организации. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. объем инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса сократился на 305,2 млрд. руб.
Изучив и проанализировав общую динамику деятельности совокупности предприятий малого бизнеса на территории Астраханской области и в Российской Федерации, отметим, что данный сектор экономики имеет высокую степень значимости в развитии экономической ситуации. Роль предприятий малого бизнеса в развитии любой страны или региона определяется решаемыми ею задачами по обеспечению роста занятости и снижению социальной напряженности, повышению устойчивости и инновационного характера экономического роста, формированию массового среднего класса (рис. 1).
Предпринимательские структуры могут развивать свою деятельность в различных видах, формах и отраслях, но наиболее экономически значимой для государственных органов в настоящее время является совершенствование предприятий малого бизнеса.
Этим предприятиям принадлежит особенная роль в решении проблемы ускорения темпов инновационного развития экономики. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация предопределяет необходимость создания благоприятных условий хозяйствования для предприятий малого бизнеса.
Предприятия малого бизнеса, несомненно, имеют множество экономических преимуществ, отражающих эффективность деятельности, среди которых можно выделить следующие: высокая мобильность; простые организационно-управленческие связи; узкая направленность и специализация по видам бизнеса; сферы деятельности, которые невыгодны и неприбыльны для крупных предприятий; приспособленность к изменяющейся конъюнктуре рынка; восприимчивость для воплощения инновационных технологий; поддержание свободной конкуренции; стартовые площадки для инновационного развития различных регионов и страны в целом.
Эффективность функционирования предприятий малого бизнеса позволяет решать ряд стратегических задач:
- повышение экономического роста страны и регионов;
- стимулирование инновационного развития;
- укрепление налоговой дисциплины;
- создание новых рабочих мест;
- повышение валового внутреннего продукта страны и т.д.
Однако существуют и определенные недостатки в деятельности предприятий малого бизнеса:
- ограниченность ресурсной базы (финансовых, материальных и трудовых ресурсов);
- слабые кредитные возможности;
- условия труда и социальное обеспечение работников хуже, чем на крупных предприятиях;
- относительно невысокая оплата труда и т.д.
К основным имеющимся формам поддержки со стороны государства предприятий малого бизнеса можно отнести имущественную, финансовую и информационную. В частности, имущественная поддержка предполагает следующее: предоставление в пользование нежилых помещений; осуществление технической эксплуатации зданий; осуществление почтово-секретарских услуг и т.д.
Предоставление информационной поддержки предприятиям малого бизнеса предполагает:
- обеспечение доступа к информационным базам данных;
- реализацию специальных программ обучения для сотрудников малых предприятий;
- предоставление сведений из реестра субъектов малого предпринимательства и т.д.
Финансовая поддержка является одной из самых востребованных форм государственной поддержки со стороны предприятий малого бизнеса и включает:
- субсидии на создание малого бизнеса;
- субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, займам и договорам финансовой аренды;
- микро-займы предприятиям малого бизнеса;
- предоставление грантов в форме бюджетной субсидии начинающим предприятиям малого бизнеса;
- субсидирование части затрат предприятий малого бизнеса, связанных с выплатой вознаграждений по гарантиям и договорам поручительства.
Существующий подход к распределению данных форм поддержки, базирующийся на принципах заявительного порядка, открытости и доступности, не в полной мере удовлетворяет потребности инновационной экономики [4]. Поэтапный существующий на сегодняшний день процесс распределения форм государственной поддержки представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Процесс распределения форм государственной поддержки предприятиям малого бизнеса
Таким образом, среди основных недостатков представленного процесса распределения государственной поддержки предприятиям малого бизнеса можно отметить следующие:
- отсутствует наглядность процесса распределения запрашиваемых ресурсов;
- требуется представление предприятиями малого бизнеса достаточно обширного пакета разрозненной документации, отражающей и результаты деятельности хозяйствующего субъекта и прогнозируемые показатели;
- механизм распределения государственной поддержки базируется только на субъективном мнении членов конкурсной комиссии;
- отсутствуют количественные методики, позволяющие органам государственной власти из совокупности предприятий выявить наиболее эффективно функционирующие (с учетом инновационной направленности), с целью распределения им форм государственной поддержки;
- распределение средств государственной поддержки осуществляется, как правило, на основе критериев, которые учитывают отдельные стороны деятельности малого бизнеса (численность рабочих мест, выпуск отдельных видов продукции), то есть отсутствует комплексный подход оценки деятельности предприятия малого бизнеса.
Однако существующие на сегодняшний день критериальные показатели не достаточно отражают принадлежность предприятия к малому предпринимательству, а также не учитывают инновационную направленность деятельности предприятий малого бизнеса. В основе разделения предприятий на крупные, средние и малые должны лежать не только количественные признаки, но и важная роль должна отводиться различиям в условиях функционирования, в возможностях доступа к материальным и финансовым ресурсам, а также специфике управления и непосредственно предпринимательской среде региона.
Этому есть авторские подтверждения, так, ученые А.О. Блинов и И.Н. Шапкин [1] считают, что количественные характеристики отнесения субъектов хозяйствования к предприятиям малого бизнеса необходимо дополнять и качественными критериями. В современных экономических исследованиях ведущих ученых содержатся различные классификации качественных характеристик отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, но наиболее подробным является классификационный перечень критериев, предложенный Д.А. Ендовицким и Р.Р. Рахматулиной [2].
Данная классификация содержит следующие наименования качественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса:
- единство функций собственности и управления;
- ограниченность ресурсов источников финансирования;
- гибкость номенклатуры;
- мобильность;
- организационно-функциональная гибкость;
- узость рынков сбыта и т.д.
Таким образом, по нашему мнению, существует необходимость законодательно закрепить качественные критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, а также, учитывая условия развития экономики в инновационном направлении, количественные критерии, отражающие инновационность предприятий малого бизнеса.
В целом совокупный набор данных критериев должен выглядеть следующим образом (рис. 3).
В представленной схеме автором предложены количественные и качественные критерии отнесения предприятий малого бизнеса с учетом их инновационной активности. В качестве основных показателей рассмотрены следующие:
- доля в общем объеме продаж инновационных товаров (работ, услуг) – данный показатель представляет собой частное от деления общего объема продаж продукции (работ, услуг) предприятия на объем продаж инновационных товаров, работ и услуг. Для расчета показателя на предприятии необходимо выделить в отчетности отдельную строку, по которой будет отражаться объем произведенных и реализованных инноваций;
- кадры, занимающиеся научными исследованиями, – квалифицированный персонал организации, имеющий или планирующий получить ученую степень любого достоинства (кандидат или доктор наук), а также, деятельность которых направлена не только на реализацию поставленных задач, но и на исследовательский и творческий подход;
- прибыль от научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности – средства предприятия малого бизнеса, полученные в результате внедрения научных разработок в области науки и техники.
Рисунок 3 – Качественные и количественные критерии предприятий малого бизнеса с учетом условий инновационности
Предложенный подход выделения качественных и количественных критериев предприятий малого бизнеса позволит государственным органам, заинтересованным в их развитии, разрабатывать и внедрять наиболее эффективные механизмы поддержки.
Для предприятий малого бизнеса, не обладающих существенными финансовыми результатами, инновационная деятельность является основным фактором, способствующим эффективному процессу функционирования. В условиях конкуренции новые продукты, технологии, услуги являются основным преимуществом деятельности предприятий, что и предопределяет активность предприятий малого бизнеса в инновационной среде.
Предприятия малого бизнеса, приступая к инновационному процессу, обладают главными, необходимыми для этого ресурсами: творческим началом и возможностью идти на риск, что, как правило, способствует более высоким темпам внедрения инноваций. Дополнительные преимущества предприятий малого бизнеса определяют такие факторы, как: организационная обособленность от крупного текущего производства; отсутствие бюрократических процедур; высокий профессионализм кадрового состава. В процессе характеристики инновационности предприятий малого бизнеса необходима доработка основных ее составляющих, включающих следующие элементы (рис. 4).
Рисунок 4 – Основные элементы инновационности предприятий малого бизнеса
Представленные элементы отражают высокую инновационную мобильность предприятий малого бизнеса и их возможность к быстрому реагированию на внедрение различного рода инновационных процессов. Такая ситуация является следствием того, что предприятия малого бизнеса играют важнейшую роль в эффективном развитии российской экономики и являются стратегически важным субъектом экономики.
Предприятия малого бизнеса являются неотъемлемым механизмом стабилизации экономики, а также способствуют развитию инновационного потенциала страны. Поэтому можно утверждать, что данный сектор экономики является экономически и социально привлекательным и требует особого внимания со стороны государства.
Все механизмы государственной поддержки в настоящее время должны быть направлены на совершенствование условий хозяйствования для улучшения процесса функционирования предприятий малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса способны не только наиболее эффективно внедрять различного рода нововведения, но и повышать инновационный потенциал страны посредством высокой заинтересованности в финансировании новейших разработок, в связи, с чем государственные и муниципальные органы являются заинтересованными в повышении эффективности и привлекательности их деятельности, а вопросы, направленные на изучение особенностей их функционирования, имеют высокую теоретическую значимость и практическую востребованность.Список литературы
1. Блинов А. О. Малое предпринимательство: теория и практика. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 256 с.
2. Ендовицкий Д. А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.
3. Сикацкий В. А. Критерии и статус малого инновационного предпринимательства в России // Управленческое консультирование. – 2008. – № 3.
4. Трубникова Л. С. Разработка методики оценки деятельности предприятий малого бизнеса с использованием комплексного подхода // Информационные возможности современной системы учета и отчетности. – Астрахань, 2011.