Введение
Повышение рейтинга Российской Федерации в мировой торговле, улучшение делового бизнес – климата в странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), формирование более действенного механизма таможенного поста ориентирует органов исполнительной власти в сфере таможенной политики на вопросы, касающиеся решения проблем регулирования трансграничной электронной торговли [1].
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в процессе движения товаров электронной торговли по всей цепочке создания их добавленной стоимости возникают непредвиденные затраты, начиная с издержек по организации и закрытии процедуры таможенного транзита, и, заканчивая коммерческими издержками при конечном потреблении товара покупателями – физическими лицами в рамках электронного товарооборота.
Цель исследования – определение критериев и показателей оценки эффективности применения процедуры таможенного склада для целей развития трансграничной электронной торговли в странах – участницах ЕАЭС.
Задачами исследования выступают: сбор и обобщение данных о рынке трансграничной электронной торговли в России и странах – участницах ЕАЭС; систематизация решений по регулированию трансграничной электронной торговли в государствах единого экономического пространства; изучение вопросов финансирования строительства и модернизации таможенных (бондовых) складов в России; формирование критериев оценки эффективности введения процедуры таможенного склада, в результате чего определена степень готовности к инфраструктурным таможенным преобразованиям государств – членов Союза.
Методы исследования: диагностические приемы; оценка причин ухудшения положения дел в экономике таможенного дела и интерпретация фактов замедления электронного движения товаров. В результате рядов динамики и индукции сформулированы выводы о необходимости стимулирования бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в результате, недополученные налогов, сборов и таможенных пошлин вследствие неконкурентной борьбы со стороны иностранных маркетплейсов и поставщиков товаров электронной торговли.
В настоящее время трансграничная электронная торговля товарами – это не форма сбыта, а маркетинговый канал движения материальных благ от иностранного продавца к российскому потребителю физическому лицу, которое приобретает товары для личного пользования. Данный канал движения и распределения иностранных товаров в России предлагается развивать с применением таможенного склада, что позволит оптимизировать решения по привлечению новых таможенных пошлин и сборов, налоговых платежей и иных бюджетных поступлений для достижения долгосрочных финансовых выгод бюджетной системы Российской Федерации.
В процессе изучения динамики роста затрат в таможенном бизнесе выявлены симптомы кризиса и снижения эффективности процедур взаимной торговли в государствах ЕАЭС. Например, на этапе таможенного декларирования товаров возникают различные запреты и ограничения, которые являются результатом поставки браксодержащей или некачественной продукции. Вследствие неверного определения кода товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС в рамках декларирования товаров трансграничной торговли возникают непредвиденные финансовые обременения. В этой связи, усиливаются коммерческие и финансовые риски, которые негативно отражаются на показателях бюджетной и социально-экономической эффективности.
1. Особенности регулирования процедуры таможенного склада в процессе трансграничной электронной торговли товарами
Товары, приобретенные в рамках внешней электронной торговли, которые не должны вовлекаться в коммерческий оборот, подлежат таможенному контролю в рамках национальной компетенции регулирования таможенного дела конкретной страны – участница Евразийского экономического союза.
Двойное назначение экспорта отдельных видов продукции предусматривает необходимость проведения процедуры таможенного досмотра с учетом идентификации товаров и их вскрытия. В результате дополнительные издержки на снятие проб и образцов рассматриваемых видов товаров увеличивает общую сумму затрат таможенных органов, обязанных внедрять и регулировать систему управления рисками (далее – УР) [5].
Современный рынок электронной торговли неоднороден: общее количество российских интернет – торговцев уменьшается, а число крупных игроков увеличивается. Примером спекулятивной «выгоды» может быть зарубежная практика по поиску более важных сценариев продаж. Например, индийская компания, специализирующаяся на производстве и продаже кожаных ремней, не способна до конца оценить полноту рыночной ниши.
Неопределенность спроса на заказы ремней с позиции российских покупателей – естественный процесс, обусловленный неизвестностью товаров анализируемой компании (производитель кожаных ремней), которая функционирует на территории Индии. В этой связи, для сокращения неопределённости индийская компания может разместить на OZON свой товар и произвести наблюдение (мониторинг) спроса на розничную продажу ремней. В результате размещения товара на иностранном маркетплейсе (OZON), действующем и в Российской Федерации, с помощью специализированного программного обеспечения население отслеживает статистику данных продаж в разрезе: наименования и формы товара; страны – производителя и компании – поставщика; количества ассортиментных позиций и цены продаж и т.д.
Следовательно, подобный способ размещения и движения товаров на иностранных маркетплейсах определяет деятельность определённого маркетингового канала для распознания новых товаров и идентификации торговых площадок, удобных для совершения куплю – продажи в интересах российского общества.
На пути реализации новых задач следует политика трансграничной торговли товарами для личного потребления физическими лицами, которая требует своей корректировки в свете введения процедуры таможенного (бондового) склада.
Проблемными зонами ответственности за применение новой процедуры таможенного поста для временного хранения товаров электронной трансграничной торговли являются: отсутствие правовой унификации и гармонизации по согласованности всех таможенных процедур между странами – участниками ЕАЭС.
По мнению Владимирова С.В. необходимо решить блок вопросов организации движения товаров трансграничной электронной торговли с применением таможенного (бондового) склада [3].
Необходимо согласовать и утвердить три основополагающих нормативно-правовых акта Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК).
- Проект Акта ЕЭК по утверждению формы декларации на товары электронной торговли.
- Проект Акта ЕЭК о Перечне товаров, которые не будут заноситься в декларацию на товары электронной торговли.
- Проект Акта ЕЭК по установлению единой ставки таможенной пошлины.
С учетом значимости данного пакета нормативно-правовых актов Евразийской экономической комиссии целесообразно уделить внимание вопросам контроля и регулирования таможенных процедур (рис.1).
Рисунок 1 – Элементы управления трансграничной торговли товарами в процессе изменения правил таможенного контроля в ЕАЭС (Источник: составлено по данным [3])
Сегодня необходима разработка ключевых показателей и критериев эффективности, применяемых для оценки качества не только процессов экспорта и импорта товаров, но и на организацию мониторинга результативности деятельности таможенного представителя.
В рамках организации применения процедуры таможенного склада в Российской Федерации целесообразно обеспечить определённую последовательность действий органов исполнительной власти стран – участниц ЕАЭС с учетом единой модели эффективности электронной трансграничной торговли. Данная модель эффективности, на наш взгляд, предусматривает три основных этапа реализации управленческих процедур.
- Построение модели эффективности для каждого государства – члена Союза, в которой должна быть учтена практика применения процедуры таможенного (бондового) склада динамика; макроэкономических переменных: ВВП; ВНД; инвестиции в основной капитала; оборот розничной электронной торговли.
- Обобщение коэффициентов оценки эффективности в разработанной модели по всем странам ЕАЭС в две группы: а) учитывающей специфику макроэкономического развития и б) определяющей темпы трансграничной торговли.
- Осуществление применения в экономической модели поправочного коэффициента, позволяющего урегулировать риски возможных отклонений от сценариев внедрения процедуры таможенного (бондового) склада в практику трансграничной торговли.
Использование общего реестра владельцев таможенных складов, а также процедуры его формирования и ведения необходимы для обеспечения унификации методов информационного взаимодействия в ЕАЭС.
В настоящее время на уровне коллегии Евразийской экономической комиссии разработаны специальные правила и Единый для всех стран – участниц Союза перечень товаров, в отношении которых не предусмотрено применение процедуры таможенного склада [8].
В результате введения процедуры таможенного склада в странах ЕАЭС эффективность внешнеторгового оборота электронной торговли товарами улучшается вследствие: активизации потока специальных налогов, таможенных сборов и пошлин; привлечения дополнительного объема денежных средств в национальные бюджеты стран – партнеров за счет повышения объема антидемпинговых и компенсационных пошлин, внедрения цифровых технологий взаимной торговли [2].
Помещение товаров под процедуру таможенного склада предполагает также и формирование прямых экономических эффектов в форме снижения затрат на производство конкурентоспособных товаров и минимизации себестоимости продукции за счет стимулирования отечественных товаропроизводителей к размещению своих качественных продуктов на Интернет – площадках [9].
Таким образом, регулирование вопросов создания таможенной инфраструктуры и документального оформления товаров, помещаемых под соответствующую таможенную процедуру, требует дальнейшего совершенствования.
2. Критерии оценки эффективности применения процедуры таможенного склада в странах – участницах ЕАЭС
Потребности развития таможенного дела в мировой экономической среде требуют того, чтобы классические модели взаимодействия таможенных территорий ЕАЭС с другими макрорегионами: Российская Федерация и Китай; Республика Казахстан и Российская Федерация; Китай и Евразийский экономический союз и т.д. трансформировались в новую бизнес – платформу для трансграничной (внешней) электронной торговли товарами с применением процедуры таможенного склада. Главным недостатком на сегодняшний день является наличие не реализованного механизма организации данной модели ввиду отсутствия, законодательно утвержденной системы индикативных критериев оценки бюджетной и социально-экономической эффективности.
Развитие инфраструктуры таможенных (бондовых) складов должно осуществляться в соответствии с государственными стратегическими документами в области создания и совершенствования объектов транспортной, магистральной, информационно-технической инфраструктуры. При этом для России, как члена Евразийского экономического союза, приоритетным является подчинение модели создания инфраструктуры таможенного склада с учетом критериев и показателей реализуемости национальных интересов таможенного дела. Следуя данной логике, вовлечение частных инвестиций в организацию трансграничной электронной торговли, способно удовлетворить потребности государственной таможенной системы Российской Федерации с достижением максимальной бюджетной эффективности.
Нашу позицию по данному вопросу разделяют, как ученые, так и практики, подчеркивающие идею того, что привлечение средств частных инвесторов России в процедуры финансового обеспечения проектов трансграничной электронной торговли с применением бондовых (таможенных) складов – необходимый инструмент регулирования таможенных отношений между контрагентами мировой торговли [4].
Вполне очевидно, что данные инвестиции могут служить средством финансирования строительства новых бондовых (таможенных) складов или модернизации действующих аналогов.
Эксперты считают, что открытие таможенного склада предусматривает прохождение специализированной техники в количестве порядка 600 единиц. При этом скорость оборота инвестиций в таможенную инфраструктуру оценивается оптимальным количеством дней 90 календарных дней. Реалии таковы, что единовременное хранение товаров на складе может позволять размещать до 150 ед. заказов. Учитывая размеры средних габаритов техники, для открытия таможенного склада необходима площадка общей площадью 6000 м2 и более [6].
Итак, логично предположить, что создание условий эффективной реализации процесса привлечения и использования частных инвестиций для строительства таможенных (бондовых) складов на пространстве ЕАЭС в целом и в России, в частности, позволит положительно решить финансовые вопросы при стимулировании развития трансграничной электронной торговли.
Критериями оценки эффективности реализации процедуры таможенного склада в рамках организации торговли электронного товарооборота в России и иных странах – участницах Евразийского экономического союза могут быть:
- рост эффективности деятельности таможенных органов стран единого экономического пространства;
- углубление интеграции результатов помещения товаров под процедуру таможенного склада;
- улучшение социально-экономической эффективности организаций – посредников в реализации трансграничной электронной торговли;
- повышение доступности информационно-аналитической деятельности таможенных представителей и рыночных агентов, обеспечивающих размещение и перемещение товаров с таможенного (бондового) склада.
По каждому критерию эффективности эксперты – оценщики из состава представителей Евразийской экономической коллегии должны разработать и установить диапазон с оценочными баллами (от 0 до 10 баллов).
В соответствии с методами эксперимента и наблюдения, обзора таможенной статистики в странах – участницах Евразийского экономического союза нами подготовлена следующая матрица, описывающая возможности каждой страны Союза по максимальному приближению экономического потенциала объектов исследования к установленному диапазону оценочных баллов (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка критериев эффективности применения мер реализации процедуры таможенного склада в рамках трансграничной электронной торговли, баллы
Критерии |
Средний балл по ЕАЭС |
Республика Беларусь |
Республика Армения |
Республика Кыргызстан |
Республика Казахстан |
Российская Федерация |
1. Рост эффективности деятельности таможенных органов |
7,00 | 8 | 5 | 4 | 9 | 9 |
2. Углубление интеграции результатов помещения товаров под процедуру таможенного склада |
5,20 | 5 | 5 | 3 | 6 | 7 |
3. Улучшение социально-экономической эффективности |
6,60 | 7 | 6 | 4 | 8 | 8 |
4. Повышение доступности информационно-аналитической деятельности таможенных представителей в Единой информационной среде |
2,40 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 |
ИТОГО по всем критериям: | 21,20 | 23 | 18 | 12 | 26 | 27 |
Средний балл по всем критериям | 5,30 | 5,75 | 4,50 | 3,00 | 6,50 | 6,75 |
Источник: разработано авторами по данным [7]
Результаты оценки предложенной системы критериев эффективности для всех стран Евразийского экономического союза показала, что большинство из участников трансграничной электронной торговли товарами еще не полностью подготовлены к таможенному эксперименту, как в законодательном аспекте, так и в плане инфраструктурного развития.
Расчеты показали, что средний фактический балл оценочных критериев общей эффективности применения процедуры таможенного (бондового) склада по ЕАЭС составил 5,30 баллов, что находится в центре диапазона шкалы оценки.
При этом наиболее высокий результат готовности инфраструктурного обеспечения и правового поля в сфере таможенного регулирования процедуры таможенного (бондового) склада продемонстрировали следующие государства – члены ЕАЭС: Российская Федерация (6,75 баллов); Республика Казахстан (6,50 баллов) и Республика Беларусь (5,75 баллов).
С учетом предложенной оценочной матрицы критериев оценки, на наш взгляд, большое практическое значение будет иметь рекомендуемая группировка показателей эффективности процессов создания и развития таможенных складов.
1 Блок – показатели коммерческой эффективности. В рамках первого блока показателей целесообразно удовлетворение требований высокой результативности: по чистому дисконтированному доходу (значение NPV> 0); по максимизации индекса доходности инвестиций (значение PI> 1); по достижению срока окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования (значение DPP <2).
2 Блок – показатели бюджетной эффективности. Критериями оценки выступают: обязательное условие превышения бюджетного интегрального дохода над объемом выпадающих налогов и таможенных пошлин, включая льготы по экспорту произведённых в Российской Федерации товаров, преференциальные режимы, предоставленные таможенным постам и др.
3 Блок – показатели социально-экономической эффективности. Критериальный отбор проектов развития таможенной инфраструктуры в целом, и создание таможенных (бондовых) складов, в частности служат индикаторами роста труда и занятости населения в таможенном сегменте России и стран ЕАЭС. Среди оценочных показателей выделяются: коэффициент ввода новых таможенных постов; количество новых объектов социальной инфраструктуры; темп роста налогов и сборов от введения процедуры таможенного склада при организации трансграничной (электронной) торговли.
Для целей дальнейшего совершенствования системы оценочных показателей эффективности целесообразно изучать таможенный и инвестиционный потенциал организаторов электронной трансграничной торговли при различных критериях отбора отраслевых проектов, реализуемых за счет бюджетных субсидий. Это важная деталь в практике регулирования таможенных отношений позволит минимизировать издержки упущенных возможностей и скоординировать стратегию роста социально-экономической и бюджетной эффективности проектов трансграничной электронной торговли, реализуемых в условиях создания таможенных складов в России и государствах ЕАЭС.
Заключение
Реализация предложенных блоков оценочных показателей измерения эффективности применения процедуры таможенного склада позволит контролирующим органам исполнительной власти принимать грамотные финансово-управленческие решения о лимитах расходов бюджетных обязательств на создание таможенной инфраструктуры; прогнозировать доходы в пользу национальных бюджетов Российской Федерации за счет активизации вовлечения в экономический оборот таможенных пошлин и сборов в рублях и иностранной валюте; справедливо регулировать отношения по линии трансграничной электронной торговли товарами на интернет – пространстве Евразийского экономического союза. Рекомендуемая модель оценки критериев эффективности создания таможенной инфраструктуры в рамках трансграничной электронной торговли имеет экономическую целесообразность применения, как в период временного экономического подъема, так и в условиях постоянно возрастающей потребности в организации рационального движения товаров и их помещении под процедуру таможенных (бондовых) складов.
Список использованной литературы
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/74178959/?ysclid=m02c4u00gx604529123 (дата обращения: 20.08.2024)
- Бакаева О.Ю. Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы // Вестник ВГУ, Серия Право. – 2019. – № 2. – С. 142–150.
- Владимиров С.В. Вопросы заполнения новой декларации на товары электронной торговли обсудили в ЕЭК [Электронный ресурс]. – URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/312367062?requestId=3b782dc2-e655-40c5-908d-047f7922926a (дата обращения: 20.08.2024)
- Гаврилова А.С., Круг Э.А. Проблемы развития таможенной инфраструктуры пунктов пропуска между Россией и Казахстаном // Восток – Запад: история и современность. – 2023. – Выпуск 3. – С. 259–266.
- Гупанова Ю.Е., Нестерова Д.А. Оценка показателей «затраты бизнеса» предприятий – участников внешнеэкономической деятельности // Вестник российской таможенной академии. – 2021. – № 4. – С. 90–97.
- Курганова Н.В., Сазонов А.А. Роль и эффективность логистического таможенного склада в системе смешанных перевозок // Транспортное дело России 2023. – № 3. – С. 220–224.
- Лаптев Р.А., Коварда В.В., Болычева Е.А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом // Вестник Евразийской науки. – 2021. – № 2. – Том 13. – С. 1–22.
- Шахов Е.Н. Таможенный склад: возможные новации в регулировании // АмГУ. – Выпуск 98. – 2022. – С. 42–47.
- Ширинская Д.А., Ляховский В.В. Организационно-правовые аспекты применения таможенной процедуры свободного склада в Республике Беларусь // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела в условиях международной экономической интеграции: материалы II Международной научно-практической конференции Республики Беларусь, Минск. – 25 марта 2020. – Минск БГУ. – 2020. – С. 130–135.
List of used literature
- Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/23/2020 No. 1388-r «On the Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030». – URL: https://base.garant.ru/74178959/?ysclid=m02c4u00gx604529123 (accessed 08/20/2024)
- Bakaeva O.Y. Post-customs control in the EAEU in the context of digitalization of customs relations: legal issues // Bulletin of the VSU, Series Pravo. – 2019. – No. 2. – pp. 142–150.
- Vladimirov S.V. The issues of filling out a new declaration for e-commerce goods were discussed in the EEC. – URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/312367062?requestId=3b782dc2-e655-40c5-908d-047f7922926a (date of application: 08/20/2024)
- Gavrilova A.S., Krug E.A. Problems of development of customs infrastructure of checkpoints between Russia and Kazakhstan // East –West: History and Modernity. – 2023. – Issue 3. – pp. 259–266.
- Gupanova Yu.E., Nesterova D.A. Assessment of indicators of "business costs" of enterprises participating in foreign economic activity // Bulletin of the Russian Customs Academy. – 2021. – No. 4. – pp. 90–97.
- Kurganova N.V., Sazonov A.A. The role and effectiveness of a logistic customs warehouse in the system of multimodal transport // Transport business of Russia. – 2023. – No.3. – pp. 220–224.
- Laptev R.A., Kovarda V.V., Bolycheva E.A. Research the role of the customs authorities of the EAEU countries in ensuring the economic security of national states and the integration association as a whole // Bulletin of Eurasian Science. – 2021. – No. 2. – Volume 13. – pp. 1–22.
- Shakhov E.N. Customs warehouse: possible innovations in regulation // AmSU Issue 98. – 2022. – pp. 42–47.
- Shirinskaya D.A., Lyakhovsky V.V. Organizational and legal aspects of the application of the customs procedure of a free warehouse in the Republic of Belarus // Actual problems of the theory and practice of customs in the context of international economic integration: materials of the II International Scientific and Practical Conference of the Republic of Belarus, Minsk. March 25, 2020. – Minsk BSU. – 2020. – pp. 130–135.