1. Что такое SMART?
SMART – это аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач.
S – Specific (Конкретность)
M – Measurable (Измеримость)
A – Attainable (Достижимость)
R – Relevant (Значимость)
T – Time-bound (Ограниченность во времени)
Методика SMART – система постановки целей в менеджменте, позволяющая компании поставить конкретные и реальные цели.
2. История возникновения
Аббревиатура SMART появилась в 1981 году, когда в журнале «Management Review» Джордж Доран опубликовал статью «S.M.A.R.T. – способ описания управленческих целей и задач.
3. Что даёт использование методики SMART?
Система постановки целей по SMART позволяет обобщить все имеющиеся данные на этапе целеполагания, установить адекватные сроки работы, определить достаточность ресурсов, обеспечить участникам процесса конкретные задачи.
4. Когда используется методика SMART?
Методика SMART подходит для разных компаний и ситуаций. Методика эффективна в тех случаях, когда можно прогнозировать результат.
5. Как проводить постановку целей по SMART?
Каждая буква SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Для постановки целей по SMART необходимо, чтобы цель была поставлена в соответствии с каждым из критериев.
Specific: Конкретность.
Цель по SMART должна быть конкретной. Это увеличивает вероятность ее достижения. При постановке целей должен быть точно определен результат, который планируется достичь. Одна цель – один результат. Если при постановке цели установлено, что требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.
Measurable: Измеримость
Цель по SMART должна быть измеримой. Необходимо определить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.
Attainable: Достижимость
Цели по SMART должны быть достижимыми. При постановке недостижимых целей их выполнение становится невозможным. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех ресурсов и ограничений.
Relevant: Значимость
Цели по SMART должны быть значимыми. Для определения того, насколько значима поставленная цель, необходимо понимать то, какой вклад решение конкретной цели внесет в достижение глобальных стратегических целей компании.
Time-bound (Ограниченность во времени)
Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени. Должны быть установлены сроки. Установление границ позволяет сделать процесс управления контролируемым.
6. Пример применения SMART-технологии
КРИТЕРИИ SMART | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Specific (конкретность) |
Цель: Организация и проведение фестивалей, выставок, мастер-классов, творческих вечеров для детского, молодёжного и семейного досуга с целью возрождения культурных ценностей региона |
Measurable (измеримость) |
2 фестиваля, 10 мастер-классов, 3 выставки, 5 творческих вечеров |
Attainable (достижимость) |
Цель достижима:
|
Relevant (значимость, обеспеченность ресурсами) |
Внутренняя среда
Внешняя среда
|
Time-bound (ограниченность во времени) |
Начало проекта: 1 сентября 2023 года Завершение проекта: 15 декабря 2023 года |
7. Преимущества постановки целей по SMART
Постановка целей по SMART даёт определенность планирования, структуру, чёткое видение результата и ограничение во времени.
8. Недостатки постановки целей по SMART
Постановка целей по SMART не даёт гарантии, что цель будет выполнена (как и в случае с другими методиками).
Список литературы
- Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва: Магистр Инфра-М, 2019. – 656 с.
- Гуськов, Ю. В. Основы менеджмента : учебник / Ю. В. Гуськов. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 263 с.
- Егоршин, А. П. Основы менеджмента: учебник / А. П. Егоршин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
Продолжение публикации материалов раздела «Вопрос-ответ» в следующих номерах журнала.