1. Что такое процессный подход к управлению?
Процессный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через бизнес-процессы (бизнес-процесс – многократно повторяющаяся деятельность, преобразующая ресурсы (входы) в результаты (выходы)) (рис. 1).
Рисунок 1 – Ландшафт процессов
2. Что такое «процесс»?
Процесс – это совокупность взаимосвязанных видов целенаправленной деятельности, преобразующей входы в выходы и направленной на создание результата, имеющего ценность для потребителя (рис.2).
Рисунок 2 – Схема описания процесса
3. Кто такой владелец процесса?
Владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса и наделенное полномочиями и ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. Владелец процесса, по сути, является его модератором (рис.2).
Рисунок 2 – Владелец процесса и распределение ответственности в процессе
4. Схема описания процесса?
Схема описания процесса представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Cхема описания процесса по циклу PDCA
Расшифровка схемы (рис. 3):
- соответствие входов выходу (например, невозможно только из нематериальных входов получить материальный выход, выход – это трансформация входа);
- описание функций по циклу постоянного улучшения (PDCA). P – Plan (спланируй), D – Do (сделай как запланировано), C – Сheck (проверь то, что сделано), A – Analyze & Act (анализируй и изменяй процесс);
- проверка правильности распределения ответственности на логичность (отсутствие конфликта интересов), однозначность (отвечают за результат функции только те, кто его создают) и равномерность (нагрузка между участниками процесса распределена оптимально);
- наличие чётких требований к входам и выходу (что входит / выходит, кто передает, где фиксируется, когда передается, как проверяется).
5. Элементы процесса и процессной модели?
Основа системы менеджмента – это связанная цепочка процессов (процессная модель).
Процессная модель или выстраивание цепочки процессов для передачи ценности потребителям с учетом требований других заинтересованных сторон (акционеров, персонала, партнеров, государства и др.).
Процессная модель – это совокупность бизнес-процессов. Элементы процессной модели представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Элементы процесса и процессной модели
6. Характеристика элементов процесса и процессной модели?
- Процесс – это совокупность взаимосвязанных видов целенаправленной деятельности, преобразующей входы в выходы и направленной на создание результата, имеющего ценность для потребителя.
- Цель процесса – производство выхода с максимальной ценностью для потребителя.
- Владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса и наделенное полномочиями и ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.
- Участники процесса – структурные подразделения, должностные лица, специалисты различных уровней организационной структуры предприятия.
- Границы процесса – события, начинающие и завершающие процесс.
- Схема процесса – это графическое отображение процесса, которое четко показывает, как протекает процесс.
- Процесс-поставщик – процесс, предоставляющий результаты (выход) своего процесса другому процессу.
- Процесс-потребитель – процесс, использующий результаты (выход) другого процесса.
- Входы процесса – входные объекты – ресурсы (материалы, информация и т.п.), которые преобразуются в выходы в ходе выполнения процесса.
- Выход процесса – материальный и/или информационный объект, являющийся результатом выполнения процесса, представляющий ценность для потребителя и потребляемый внешними по отношению к процессу Клиентами.
7. Существует ли стандартный перечень процессов?
Стандартного перечня процессов, подходящих для любой организации, не существует. Перечень, цели и функционал процессов могут меняться в зависимости от стратегии и стратегических целей. Количество процессов разных уровней зависит от численности персонала и структуры организации.
Список литературы
- Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 512 с.
- Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.
Продолжение публикации материалов раздела «Вопрос-ответ» в следующих номерах журнала.