Введение
В последние годы стали чрезвычайно популярными дистанционные образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Как правило организация осуществляет реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
При реализации программ обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является обучающая организация независимо от места нахождения обучающихся. Важно, что обучающая организация должна обеспечивать защиту персональных данных пользователей системы.
Однако многие аспекты процесса электронного обучения всё ещё не определены. Так требуют уточнения вопросы, связанные с практикой электронного обучения, условиями организации процесса обучения, а также регулирующие отношения участников образовательного процесса.
Теоретические аспекты электронного обучения
Электронное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием программного обеспечения – специализированной дистанционной оболочки (платформы). Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы). Основные термины и понятия процесса электронного обучения приведены ниже.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – среда, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающая освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения участников образовательного процесса.
Система дистанционного обучения (СДО) – образовательная система, в которой образовательные программы реализуются посредством дистанционных образовательных технологий.
Онлайн-курс – организация учебных занятий для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценка результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Цель и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является обеспечение доступности и непрерывности образования, повышение качества образования, востребованности образовательных услуг за счет внедрения новых, актуальных форм, технологий и средств обучения, включая электронный образовательный контент и сеть Интернет.
Задачи обучающей организации, решаемые путем внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- предоставить возможность освоения обучающимися дополнительных программ обучения в полном объеме независимо от их места нахождения;
- усилить личностную направленность процесса обучения, интенсификацию самостоятельной работы обучающихся;
- обеспечить реализацию дополнительных программ обучения, основанную на принципах открытости, непрерывности, персонифицированности.
Платформы для дистанционных образовательных технологий
Программное обеспечение для электронного обучения – это специализированная дистанционная оболочка (платформа). В настоящее время существует множество платформ для реализации дистанционного обучения через сеть Интернет. Наиболее известные из них – это: We Study, Teachbase, Антитренинги, Getcourse, EPIR и др. Могут использоваться и другие образовательные и информационные сервисы и ресурсы сети Интернет, не противоречащие Законодательству РФ.
Возможности платформ для дистанционного обучения огромны. Например, организация лэндинга, настройка сертификата, настройка доступов (траекторий обучения), размещение текста и интерактивных досок, размещение видео и презентаций, размещение материалов для скачивания, настройка и проведение тестирования, настройка вебинара, создание офлайн-встреч, размещение справочной информации (контактные данные, информация об организации, информация о создателях курса, информация о преподавателе курса, программа курса) и многое другое.
Услуга подключения к платформе должна предоставляться в период обучения в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика.
Модели электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации онлайн-курсов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие модели:
- полностью дистанционное обучение – обучающийся осваивает образовательную программу удаленно с использованием системы дистанционного обучения (СДО), коммуникация между участниками образовательных отношений осуществляется дистанционно с использованием СДО и других дистанционных образовательных технологий;
- частичное дистанционное обучение – электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются в виде отдельных учебных модулей.
Порядок организации электронного обучения
Организация электронного обучения складывается из следующих этапов:
- подготовительный этап;
- размещение материалов;
- оформление договоров и регистрация слушателей;
- обучение;
- контроль;
- завершение обучения.
1) Подготовительный этап. Основные действия: подготовка каркаса онлайн-курса для дистанционного обучения; разработка учебно-тематического плана; подготовка электронного учебно-методического комплекса; разработка инструкции по выкладке материала образовательную платформу.
Структура, предметное содержание и метаданные электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования в электронной информационно-образовательной среде.
2) Размещение материалов. Основные действия: размещение материал на платформе, т.е. формирование онлайн-курса.
3) Оформление договоров и регистрация слушателей. Основные действия: приём заявлений; оформление договоров; контроль поступления оплаты при оказании платных образовательных услуг; регистрация обучающихся (слушателей).
4) Обучение. Основные действия: знакомство слушателей с процедурой проведения курсового мероприятия; обучение на образовательной платформе; контроль продвижения слушателей в электронном курсе от начала и до завершения.
5) Контроль. Основные действия: контроль обучения слушателей на образовательной платформе.
6) Завершение обучения. Основные действия: компьютерное тестирование (если предусмотрено); подготовка и вручение документов об обучении (если предусмотрено).
Участники образовательных отношений в рамках электронного обучения несут ответственность за некачественное и (или) несвоевременное выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Список литературы
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.
- ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 ВК-1014/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме.
- ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
Продолжение публикации материалов раздела «Программное обеспечение для бизнеса» – в следующих номерах журнала.