Экологические проблемы современного Китая в основном обусловлены стремительными темпами роста экономики в период масштабных реформ без должного внимания к природоохранным мерам, а также большой численностью населения. Справедливости ради следует отметить, что с экологическими проблемами в современном мире сталкиваются не только такие гиганты промышленного развития как Китай, США или Россия, но и небольшие страны мира [18].
По мнению ряда международных экспертов в настоящее время загрязнение природной среды в Китае существенно превосходит ее способности к самовосстановлению и экологический кризис в стране в настоящее время принял масштабный характер – Международный банк реконструкции и развития оценивает экологический ущерб Китая в 7,7% ВВП. Из 20 самых загрязненных городов мира 16 находятся в КНР. Смертность в Китае по причине неблагоприятной экологии в 4 раза выше, чем в развитых странах мира [6].
В стране разработан целый ряд конкретных программ, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Так с 2018 г. в стране реализуется трехлетняя программа «Битва за голубое небо», которая предусматривает значительный объем инвестиций, направленных на кардинальное улучшение состояния воздушной среды в крупных городах страны. Государственная программа по увеличению лесного покрова страны на период до 2050 г. позволила уже к концу 2018 г. увеличить долю лесных насаждений страны до 21,66% и занять по показателю площади лесопосадок первое место в мире. В КНР также действует программа по борьбе с опустыниванием и предотвращения песчаных бурь, а эффективность и достижения в этой сфере были отмечены не только руководством страны, но международным сообществом. В Китае реализуются и масштабные инвестиционные программы в области сохранения чистой водной среды, охраны водных бассейнов рек и озер, прибрежной морской зоны.
Решающая роль в оздоровлении экологической ситуации в стране отводится денежно-кредитным инструментам. По мнению международных экспертов, только использование финансовых рычагов в состоянии изменить ситуацию в сфере экологии в стране, занимающей второе место в мире по объему производства и с населением 1,4 млрд человек. Руководством КНР уже предпринят целый комплекс мер с тем, чтобы отрезать [7] от финансовых источников неупорядоченное развитие и слепое расширение энергоемких и загрязняющих отраслей промышленности.
В стране уже создан ряд соответствующих учреждений – в Пекине сформирован и активно сотрудничает с соответствующими международными структурами китайский Международный институт зеленых финансов (The International Institute of Green Finance in Beijing), международное сотрудничество которого наиболее успешно развивается с Международным институтом по устойчивому развитию (International Institute for Sustainable Development).
Для становления и продвижения финансирования устойчивого развития (sustainable development) в КНР и, в том числе и для активизации «зеленых» инвестиций в стране в сентябре 2016 г. Госсоветом КНР был принят документ «Руководящие принципы по созданию „зеленой“ финансовой системы» (Guidelines for Establishing the Green Financial System) [8], что стало первой в мире систематической основой в области становления и развития «зеленого» финансирования.
Над составлением «Руководящих принципов…» работали семь министерств КНР включая центральный банк страны – Народный банк Китая. Данный документ официально вводит определение «зеленого» финансирования, устанавливает стимулы, требования к раскрытию информации, определяет планы развития «зеленого» финансирования в КНР. Принятие данного документа позволили включить «зеленое» финансирование в определяющие документы Госсовета и нормативную базу страны, положив конец его фрагментарному развитию. По сути, КНР стала первой страной в мире где была четко обозначена государственная поддержка по созданию всеобъемлющей «зеленой» финансовой системы.
Китайские эксперты выделяют три этапа развития «зеленого» финансирования в стране:
- начальный этап (2007–2010 гг.) – разработка политики «зеленого» финансирования, кредитования, страхования и эмиссии «зеленых» ценных бумаг;
- этап консолидации (2011–2014 гг.) – разработка директив по «зеленому» кредитованию и отчетности. Создание по инициативе Народного банка Китая и Программы ООН по окружающей среде (UN Environment Inquiry) в 2014 г. Целевой группы по «зеленым» финансам (The Green Finance Task Force), которая разработала 14 рекомендаций по созданию «зеленой» финансовой системы Китая;
- этап реализации (с 2015 г. по настоящее время) – подготовка и обнародование в сентябре 2016 г. «Руководящих принципов по созданию „зеленой“ финансовой системы», развитие рынка «зеленых» облигаций и создание в стране новых «зеленых» финансовых продуктов, учреждение Комитета по «зеленым» финансам (The Green Finance Committee), становление стандартов «зеленого» финансирования, а также механизмов контроля.
«Зеленая» финансовая система КНР предполагает использование таких финансовых инструментов, как «зеленый» кредит, «зеленые» облигации, «зеленые» фондовые индексы и связанные с ними продукты [5]. В КНР созданы «зеленые» фонды развития, действует «зеленое» страхование, предусмотрены соответствующие льготы для поддержки трансформации экономики в сторону «зеленой».
По данным Комиссии по контролю и регулированию банковской и страховой деятельности КНР объем выданных «зеленых» кредитов 21 китайским банком на середину 2017 г. превысил 8,22 трлн юаней (около 1,3 трлн долл. США), что более чем на 60% больше, чем на конец 2013 г. (5,2 трлн юаней). При этом доля просроченных или невозвратных кредитов составляет всего 0,37%, что на 1,32 процентных пункта меньше, чем по общим кредитам.
Используя различные инструменты регулирования государство стремится оптимизировать структуру «зеленого» кредитования: доля кредитов на создание объектов охраны окружающей среды и услуги в этой сфере превышает 77%, а доля кредитования проектов по энергосбережению, разработке и созданию новых источников энергии, новых электромобилей, а также на развитие новых стратегических отраслей составляет около 23% от общего объема «зеленого» кредитования в стране.
Началом «зеленого» кредитования в КНР китайские эксперты считают июль 2007 г., когда регулирующий орган банковской системы КНР – Комиссия по регулированию банковской сферы (КРБС) (China Banking Regulatory Commission)* опубликовала «Руководство по кредитованию энергосберегающих и с сокращенными выбросами энергетических объектов». Дальнейшее развитие «зеленое» кредитование в Китае получило в феврале 2012 г., когда был подготовлен основной документ, которым в настоящее время руководствуются банковские учреждения страны в области «зеленого» кредитования – «Руководство по „зеленому“ кредитованию» [12]. Данное руководство включает в себя 7 глав и 30 статей.
*В марте 2018 г. данная комиссия была реформирована и в настоящее время объединяет в себе контрольные функции над банковской и страховой отраслью КНР и носит название «Комиссия по контролю банковской и страховой отрасли Китая» (China Banking and Insurance Regulatory Commission).
В 2015 г. вышеназванные документы были дополнены «Руководством по кредитованию энергосберегающих проектов». Основополагающим документом в создании «зеленого» сектора денежно-кредитной системы в Китае стало опубликованное в августе 2016 г., при участии семи министерств КНР «Руководство по созданию „зеленой“ денежно-кредитной системы» [9]. Одним из самых последних документов по «зеленому» кредитованию стало опубликованное в июле 2018 г. «Уведомление Народного банка Китая о проведении оценки эффективности „зеленого“ кредитования по отношению к депозитам банка».
В 2013 г. Комиссия по контролю и регулированию банковской сферы Китая обязала 21 наиболее крупное банковское учреждение страны** ежегодно предоставлять центральному банку статистическую отчетность по «зеленым» кредитам. В 2014 г. были установлены ключевые показатели «зеленого» кредитования и правила составления рейтинга «зеленых» банков страны***. Таким образом можно констатировать, что в КНР создана система мониторинга и стимулирования «зеленого» кредитования денежно-кредитными учреждениями страны и активно внедряется индекс устойчивого развития ESG Green.
** Упомянутые 21 китайский банк включают в себя: Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк Китая, Банк сельскохозяйственного развития Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая, Строительный банк Китая, Банк Цзяотун, Банк СИТИК, Банк Гуанда, Банк Хуася, Банк развития Гуандуна, Банк Пинъань, Банк Чжаошан, Банк развития зоны Пудун, Индустриальный банк, Банк Миншэнь, Гонконг-Шанхайская банковская корпорация (HSBC), Банк Чжэцзян, Банк Бохай, Почтовый сберегательный банк Китая.
*** Количество денежно-кредитных учреждений в КНР на конец 2018 г. достигало 4588 единиц, в том числе: 3 банка развития, 5 крупнейших коммерческих банков страны, 12 общенациональных акционерных коммерческих банков, 134 муниципальных банка, 1427 сельских коммерческих банка, 812 сельских кредитных кооперативов, 1616 деревенских и поселковых банков, а также 30 сельских кооперативных банка и плюс иностранные банки в стране. Однако Народный банк Китая обязал только 21 банк в стране предоставлять статистику по «зеленому» кредитованию.
Весьма значимую роль в создании «зеленого» сегмента финансового рынка в Китае сыграло учреждение в апреле 2015 г. Комитета по «зеленым» финансам денежно-кредитного сектора Китая (The Green Finance Committee (GFC) of the China Society of Finance and Banking). С момента его создания все крупные банки и фонды страны, страховые и фондовые компании присоединились к данному комитету и в настоящее время члены данного комитета управляют ⅔ всех финансовых активов КНР, играют ключевую роль во внедрении «зеленого» финансирования [3].
В середине 2017 г. по решению Госсовета КНР в стране были созданы пять экспериментальных зон по развитию «зеленого» финансирования в провинциях Чжэцзян, Цзянси, Гуандун, Гуйчжоу и в Синьцзян-уйгурском автономном районе [3]. Семью министерствами совместно были разработаны планы развития местной «зеленой» финансовой системы на различных уровнях для каждой из зон, предлагая разнообразные модели развития и уже по итогам 2018 г. руководством страны были отмечены успехи в развитии данных зон.
Одним из основных направляющих документов в сфере «зеленого» кредитования в Китае является разработанный и опубликованный в 2014 г. Комиссией по регулированию банковской отрасли Китая, документ «Ключевые показатели оценки внедрения „зеленых“ кредитов» [16], которая всесторонне оценивает реализацию банками страны «Руководства по „зеленому“ кредитованию» от 2012 г.
«Зеленое» кредитование в КНР характеризуется высокими темпами роста. Так, если на конец 2013 г. объем «зеленого» кредитования составлял 5,2 трлн юаней, то на конец 2015 г. остаток «зеленых» кредитов всей банковской системы КНР достигал 8,08 трлн юаней (около 1,25 трлн долл.). На середину 2016 г. общая сумма предоставленных «зеленых» кредитов вышеназванными 21 банковским учреждением КНР составила 7,26 трлн юаней (около 1,12 трлн долл.), что составляет 9% от общей суммы кредитования юридических лиц в стране, а на середину 2017 г. сумма предоставленных «зеленых» кредитов выросла уже до 8,22 трлн юаней [1].
Руководство денежно-кредитного сектора КНР четко и однозначно установило, что финансовые учреждения, предоставляющие кредиты предприятиям, не имеющим экологической и социальной ответственности, также являются соучастниками экологических преступлений.
Различными государственными структурами КНР в соответствии с национальной промышленной политикой, стандартами охраны окружающей среды и условиями функционирования промышленности разработана политика «зеленого» кредитования, охватывающая около полусотни отраслей, установлены различные коэффициенты размещения капитала в соответствии с отраслевой классификацией, поощряя и уделяя приоритетное внимание кредитованию в таких областях, как экологическая защита, экологически чистая энергия, энергосбережение, охрана окружающей среды и возобновляемая энергия.
Поддержка институциональных инвесторов в КНР при «зеленом» кредитовании реализуется посредством целого комплекса различных мер, осуществляемых посредством таких операций как:
- перекредитование;
- бюджетные субсидии на выплату процентов;
- специализированные гарантийные механизмы для поддержки «зеленого» кредитования и другие меры.
Существенной особенностью современного развития КНР, весьма значимо влияющей на экологическую ситуацию в стране, является то, что доля сферы услуг в ВВП страны уже составляет более 50% и дальнейшее развитие идет в направлении наращивания сервисных отраслей, а услуги в целом менее энергоемки, чем производственный сектор. Поэтому руководство КНР в последние годы делает акцент на росте ВВП за счет развития сферы услуг, т.е. трансформация экономики в сторону постиндустриального развития, что также является еще одной особенностью стратегии устойчивого развития (sustainable development) в КНР.
Разработка стратегии «зеленого» кредитования реализуется и на корпоративном уровне денежно-кредитными структурами КНР. Ведущие китайские банки самостоятельно разрабатывают планы «зеленого» финансирования исходя из общих программных документов – соответствующих решений Госсовета, постановлений ВСНП и пятилетних планов экономического развития – на 13-ю пятилетку (2016–2020 гг.). Так крупнейший банк развития КНР (один из трех действующих в КНР так называемых в китайской литературе «политических» банков, недепозитных банков) Банк развития Китая (China Development Bank) в октябре 2016 г. также разработал и реализует корпоративную стратегию сохранения окружающей среды и устойчивого развития [17]. Банк является лидером КНР по «зеленому» кредитованию и на середину 2015 г. банком было предоставлено таких кредитов на 1,5 трлн юаней (около 230 млрд долл.) [15]. При этом доля невозвратных «зеленых» кредитов у данного банка заметно ниже, чем у банковской отрасли страны в целом.
Мощную финансовую поддержку в сфере экологии (восстановление лесного покрова) оказывает и другой банк развития Китая — Банк развития сельского хозяйства (Agricultural Development Bank of China). Банк предоставил средства 25 провинциям и автономным районам страны для 184 проектов в объеме 40,5 млрд юаней (около 6,2 млрд долл.) на озеленение земель, охрану экологии лесов, освоение лесных ресурсов. Только в течение 2018 г. названным банком было предоставлено 14,397 млрд юаней (около 2,2 млрд долл.) лесной отрасли страны [2].
Одним из основным программным документов Государственного банка развития Китая в сфере «зеленого» кредитования является «Мнение о хорошем выполнении работ по „зеленому“ кредитованию в 2015 г.». Другой крупнейший банк Китая – Торгово-промышленный банк опубликовал «Стратегию развития „зеленого“ кредитования в банке». Строительный банк Китая также реализует собственный «План реализации „зеленого“ кредитования в Строительном банке Китая».
Однако признанным лидером в сфере «зеленого» развития в КНР является Торгово-промышленный банк Китая – инициатор становления и развития «зеленого» кредитования в Китае. В 2007 г. банк не только взял на себя инициативу по разработке политики «зеленого» кредитования в банковской сфере страны, но также участвовал в разработке стандартов по охране окружающей среды и внедрении системы «экологического вето» – запрета на кредитование проектов, наносящих ущерб экологии.
В целом банк одновременно стимулирует все аспекты устойчивого развития (sustainable development, ESG), стремясь к достижению эффективности в экономической, социальной и экологических сферах.
Необходимо отметить, что одновременно с развитием «зеленого» кредитования в стране центральный банк Китая активно развивает систему мониторинга для предотвращения рисков, связанных с «зеленым» финансированием, совершенствуя правила и стандарты, контролируя риски невозврата «зеленых» кредитов и «зеленых» облигаций, разрабатывая принципы долевого финансирования, с тем чтобы не допустить чрезмерного кредитного плеча «зеленых» проектов, нездоровый финансовый арбитраж, «зеленую отмывку» и другие проблемы для предотвращения системных финансовых рисков.
Центральный банк Китая включил «зеленое» кредитование в рамки макропруденциальной оценки, ключевые показатели которой применяются для оценки деятельности банков и для разработки стимулов для «зеленого» финансирования, а также и для ограничения кредитования отраслей с высоким уровнем загрязнения и затратами энергии и ресурсов.
Для ограничения источников финансирования для загрязняющих предприятий в Китае Министерством охраны окружающей среды КНР сформирован черный список компаний – основных загрязнителей, а также информация о крупных экологических инцидентах.
Структура «зеленого» финансирования в КНР показывает, что наибольшая доля инвестиций – 36% в настоящее время направляется в проекты по созданию «зеленых» транспортных перевозок, замены автотранспорта на железнодорожные перевозки электровозами. Около 23% «зеленого финансирования» в КНР приходится на проекты, связанные с новыми стратегическими отраслями промышленности и 20% на проекты по возобновляемым источникам энергии (рис.1).
Другим важным направлением развития «зеленого» финансирования в КНР является выпуск «зеленых» облигаций. Внимание к «зеленым» облигациям весьма высокими темпами растет в Китае, а также в Гонконге и клише, что Азия отстает от Европы в плане «зеленых» инвестиций оспаривается многими международными экспертами [10].
22 декабря 2015 г. центральный банк официальным постановлением разрешил денежно-кредитным учреждениям выпускать «зеленые» финансовые облигации на межбанковском рынке облигаций, что предоставило банковским учреждениям страны важный источник финансирования для расширения «зеленых» кредитов.
В стране разработаны унифицированные нормы и правила для эмиссии и обращения «зеленых» ценных бумаг. Государственные органы оказывают квалифицированную поддержку при регистрации выпуска «зеленых» облигаций и связанных с ними продуктов. Институциональные инвесторы в КНР активно помогают имеющим признанный стандарт «зеленого» предприятия в размещении ценных бумаг по IPO, а также оказывают юридическую помощь листинговым «зеленым» предприятиям при выпуске дополнительных акций.
Только в 2016 г. в Китае было эмитировано «зеленых» облигаций на 230 млрд юаней (около 35 млрд долл.), что составило 39% от общего объема по всему миру, а к концу года внутренний рынок «зеленых» облигаций достиг 300 млрд юаней, или половины мирового рынка «зеленых» облигаций [14].
Только в первой половине 2017 г. в КНР было проведено 36 эмиссий «зеленых» облигаций на 77,67 млрд юаней (около 12 млрд долл.) Наибольшая доля эмиссий «зеленых» облигаций (70–76%) приходится на Государственный банк развития (недепозитный государственный банк развития) [13].
По данным Центрального депозитария ценных бумаг Китая (China Securities Depository and Clearing Corporation Limited), Китай продолжает оставаться вторым по величине рынком «зеленых» облигаций в мире. Общий объем выпуска «зеленых» облигаций Китая в 2018 г. достиг 31,2 млрд долл. (рост на 33% по сравнению с 2017 г.). При этом на Торгово-промышленный банк Китая пришлось 23% от общего объема эмиссии зеленых облигаций в 2018 г., что делает его крупнейшим эмитентом в Китае и вторым в мире [11].
Как следует из последнего опубликованного в КНР доклада по «зеленым» облигациям, на конец 2017 г. в стране имели хождение определяемые как «зеленые» ценные бумаги**** на 248,61 млрд юаней (около 38 млрд долл.), что составляет 22% от общего мирового объема «зеленых» ценных бумаг. Китай по объему эмиссии «зеленых» ценных бумаг лишь немного уступает мировому лидеру – США, где было выпущено «зеленых» ценных бумаг на 42,4 млрд долл. [4].
**** В число «зеленых» ценных бумаг в КНР включают более 100 видов ценных бумаг: «зеленые» облигации трех китайских банков развития, «зеленые» облигации корпораций и предприятий, среднесрочные векселя, краткосрочные финансовые векселя, облигации на поддержание управления активами и т.д.
Руководство КНР всемерно поддерживает национальные финансовые институты и предприятия в размещении «зеленых» облигаций за рубежом. Более того, некоторые китайские компании уже рассматривают зарубежные рынки в сфере «зеленого» финансирования, планируют создание ряда фондов для инвестирования в «зеленую» сферу. Так Сельскохозяйственный банк Китая (Agricultural Bank of China) в 2015 г. выпустил в Лондоне двухвалютные «зеленые» облигации в эквиваленте 9,95 млрд долл., что стало прорывом Китая по выпуску своих «зеленых» облигаций в юанях на европейском рынке. Филиал Банка Китая (Bank of China) разместил в Сингапуре облигации на 1 млрд. юаней для «Тяньцзиньской компании по инвестициям и развитию» в специальной экологической зоне города, которая привлекает средства для проектов по охране окружающей среды. В 2017 г. Государственный банк развития (China Development Bank) также первые разместил на 500 млн долл. и 1 млрд евро квази-суверенные международные «зеленые» облигации. В апреле 2019 г. Торгово-промышленный банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China) через свой сингапурский филиал также осуществил эмиссию «зеленых» облигаций в трех валютах: китайских юанях, долларах США и евро в эквиваленте 2,2 млрд долл. Данные средства будут направленны через механизм межбанковского сотрудничества стран в рамках «Пояса и пути», который включает в себя более 100 членов из 65 стран и территорий, на поддержку развития «зеленых» проектов.
Вместе с достигнутыми успехами в создании системы «зеленого» финансирования в Китае международные эксперты отмечают и ряд существующих проблем в этой сфере: в стране ощущается острая нехватка соответствующих специалистов и структур, занимающихся вопросами «зеленого» финансирования на местном уровне, отсутствует включение элементов «зеленого» финансирования в законы и нормативные акты – в законы о коммерческих банках, о ценных бумагах и о страховании, согласование фискальной, налоговой, денежно-кредитной и промышленной политики, создание координационных механизмов между департаментами различных министерств для обмена информацией и обеспечения единообразия и стабильности политики «зеленого» финансирования.
В России, банками, реализующими «зеленые» инвестиционные проекты, являются ПАО «Сбербанк» и ПАО ВТБ [19], однако масштабы этих проектов весьма существенно уступают китайским банкам.
Список литературы
1. 21 major banks green credit statistics / China Banking Regulatory Commission [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbrc.gov.cn/chinese/files/2018/8FF0740BF974482CB442F31711B3ED03.pdf. (Дата обращения 09.07.2019 г.).
2. Agricultural Bank of China Annual Report 2018 / Agricultural Bank of China [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.abchina.com/en/investor-relations/performance-reports/annual-reports/201903/t20190329_182.... (Дата обращения 06.09.2019 г.).
3. China Green Finance Progress Report 2017. Summary / UN Environment [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unepinquiry.org/china_green_finance_progress_report_2017_summary-2/. (Дата обращения 09.07.2019 г.).
4. China issued 248.6 billion green bonds, ranking second in the world / Sina Finance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://finance.sina.com.cn/money/bond/market/2018-02-09/doc-ifyrkuxs7656907.shtml. (Дата обращения 15.08.2019 г.).
5. Chinese banks report steady growth in green credit / Xinhuanet. 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/english/2018-02/11/c_136967241.htm. (Дата обращения 05.07.2019 г.).
6. Connecting East Asia: A New Framework for Infrastructure. ADB. JBIC / The World Bank. – Washington [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.siteresources.worldbank.org/INTEASTASIAPACIFIC/Resources/Connecting-East-Asia.pdf. (дата обращения: 12.06.2019 г.). – 2005. – P. 22.
7. Green-credit policy / Baidu Encyclopedia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/10385805. (дата обращения: 11.06.2019 г.).
8. Guidelines for establishing the green financials system / China Daily. 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.chinadaily.com.cn/business/2016hangzhoug20/2016-09/04/content_26692931.htm. (Дата обращения 03.09.2019 г.).
9. Guidelines for establishing the green financials system / China Daily. 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chinadaily.com.cn/business/2016hangzhoug20/2016-09/04/content_26692931.htm. (Дата обращения 11.09.2019 г.).
10. How does Europe see China in terms of ESG? / The Asset [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esg.theasset.com/ESG/35894/financial-magazine-for-asias-decision-makers. (Дата обращения 19.07.2019 г.).
11. How does Europe see China in terms of ESG? / The Asset [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esg.theasset.com/ESG/35894/financial-magazine-for-asias-decision-makers. (Дата обращения 07.07.2019 г.).
12. Notice of the China Banking Regulatory Commission on the issuance of green credit guidelines / Law-Lib [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=376468. (Дата обращения 05.07.2019 г.).
13. Review of green bond market in the first half of 2017 and outlook for the second half of the year [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bond.jrj.com.cn/2017/08/15090122939076.shtml. (Дата обращения 07.09.2019 г.).
14. Summary of Domestic and Foreign Green Financial Products and Financial Policies / Xinhua [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.greenfinance.xinhua08.com/a/20190326/1806469.shtml. (Дата обращения 08.08.2019 г.).
15. Sustainable Development Report 2018 / China Development Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdb.com.cn/shzr/lsxd/. (Дата обращения 22.08.2019 г.).
16. The UK-China Climate and Environmental Information Disclosure Pilot Action Plan / China Banking Regulatory Commission [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbrc.gov.cn/chinese/home/docDOC_ReadView/FC5E38D62BE54E3D836E441D6FC2442F.html. (Дата обращения 17.09.2019 г.).
17. Леванчук В. А. Банк развития Китая и устойчивое развитие / Вестник международных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iorj.hse.ru/data/2016/10/14/1108369821/Леванчук%20В.А,.pdf. (Дата обращения 12.08.2019 г.). – Т. 11. – № 3. – 2016.
18. Морозкина А. К. Страны ЕАЭС в системе содействия международному развитию // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2019/1/statii/fm_2019_1_08.pdf. (дата обращения: 11.04.2019 г.). – 2019. – № 1. – С.88–100
19. Якунин С. В. Доминирование банков с государственным участием в России: современные тенденции // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dominirovanie-bankov-s-gosudarstvennym-uchastiem-v-rossii-sovremen.... – 2019. – № 3. – С. 64–74.