Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Экономические исследования – научный журнал
Бесплатная публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
+7 (495) 859-02-12
+7 (495) 859-02-12Редакция журнала
+7 (964) 912-32-46
Заказать звонок
E-mail
mail@myeconomix.ru
Адрес
170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Отправить статью
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Все статьи
Номера журнала
Контакты
Экономические исследования – научный журнал
Бесплатная публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Все статьи
Номера журнала
Контакты
    Отправить статью
    Экономические исследования – научный журнал
    О журнале
    • О журнале
    • Условия публикации
    • Редколлегия
    • Партнеры
    • Документы
    • Реквизиты
    Все статьи
    Номера журнала
    Контакты
      Отправить статью
      Экономические исследования – научный журнал
      Телефоны
      +7 (495) 859-02-12 Редакция журнала
      +7 (964) 912-32-46
      Заказать звонок
      Экономические исследования – научный журнал
      • О журнале
        • О журнале
        • О журнале
        • Условия публикации
        • Редколлегия
        • Партнеры
        • Документы
        • Реквизиты
      • Все статьи
      • Номера журнала
      • Контакты
      Отправить статью
      • +7 (495) 859-02-12 Редакция журнала
        • Телефоны
        • +7 (495) 859-02-12 Редакция журнала
        • +7 (964) 912-32-46
        • Заказать звонок
      • 170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      • mail@myeconomix.ru
      • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00

      Научно-методические подходы к оценке эффективности применения в России преференциальных налоговых режимов

      Главная
      —
      Статьи
      —
      Финансы
      —Научно-методические подходы к оценке эффективности применения в России преференциальных налоговых режимов
      Финансы
      3 декабря 2024
      3171

      Рыкова Инна Николаевна, доктор экономических наук, академик РАЕН, руководитель центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации

      Ремизова Татьяна Сергеевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации

      Смирнова Нелли Витальевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации

      Аннотация. Статья посвящена оценке эффективности преференциальных режимов, применяемых на территории Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена тем, что рассматриваемые режимы призваны обеспечить стимулирования инвестиций, привлечение рабочей силы, повышению занятости на территории их расположения за счет применения налоговых льгот. Однако налоговые льготы – это не поступление денежных средств в бюджет государства, поэтому повышение эффективности их применения является важной задачей, а выработка подходов к проведению оценки эффективности применения налоговых льгот – необходимым этапом реализации данной задачи.

      Annotation. The article is devoted to evaluating the effectiveness of preferential regimes applied in the territory of the Russian Federation. The relevance of the topic is due to the fact that the regimes under consideration are designed to stimulate investment, attract labor, and increase employment in the territory of their location through the use of tax incentives. However, tax benefits are not the receipt of funds to the state budget, therefore, improving the effectiveness of their application is an important task, and developing approaches to assessing the effectiveness of tax benefits is a necessary stage in the implementation of this task.

      Ключевые слова: преференциальный режим; налоги; инвестиции; оценка эффективности

      Keywords: preferential treatment; taxes; investments; efficiency assessment preferential

      В современных экономических условиях процедура оценки и инвентаризации налоговых льгот позволяет определять, насколько эффективно действуют меры государственной поддержки субъектов экономической деятельности с преференциальными режимами налогообложения: особых экономических зон; территорий опережающего социально-экономического развития; субъектов специального административного района; резидентов Арктической зоны Российской федерации.

      Цель исследования – анализ состояния налоговых потоков по применению в России преференциальных режимов и выявление путей решения проблем повышения эффективности налоговых льгот.

      Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались задачи:

      • систематизация теории и методологии оценки эффективности налоговых льгот;
      • формирование методических подходов к оценке эффективности преференциальных режимов налогообложения в России;
      • проведение анализа недополученных средств в рамках преференциального режима налогообложения.

      Информационной базой исследования являлись официальные материалы Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) и зарегистрированные данные о наличии и движении денежных средств, привлеченных резидентами преференциальных режимов налогообложения для целей оптимизации налоговых льгот.

      Использование инструментом преференциальных налоговых режимов анализируются в работах таких авторов как Гончаренко Л.И., Мельниковой Н.П. [1], Екатериновской М.А. [2], Котова А.В. [3], Шевыркова Л.В. [4], Белоусовой С.Н., Ткачевой Т.Ю. [5], Кунициной Е.М. [6], Морошкиной М.В. [7], Вылковой Е.С. [8].

      Изучая труды Гончаренко Л.И., Мельниковой Н.П. можно выделить несколько признаков научно-обоснованной классификации процедуры проведения инвентаризации налоговых льгот: учет всех налоговых инструментов господдержки, являющихся преимуществом для налогоплательщиков; определение социального и экономического эффектов от применения налоговых льгот; анализ регионального потенциала формирования налоговых льгот; оценка лимитов по объему налоговых льгот в государстве [1].

      Действительно, налоговые льготы как инструмент преференциальных возможностей снижения налоговых обязательств для отдельных категорий налогоплательщиков становятся предметом обсуждения: региональных диспропорций в структуре доходов и расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации; вопросов установления ограничений по предоставлению прямых и косвенных налогов экономических субъектам.

      Вместе с тем Екатериновская М.А. инструменты преференциальных режимов изучает под углом зрения ориентации на достижение национальных целей государства в разрезе федерального и регионального уровней регулирования налоговых доходов [2]. Примечательно, что в большинстве случаев инструмент оценки эффективности преференциальных режимов налогообложения результативен только при выявлении Минфином России выпадающих доходов.

      В научных трудах Котова А.В. отмечается, что в современных условиях использование инструментов преференциальных режимов налогообложения должно базироваться на учете фискальных запретов и ограничений [3]. Данная мера способна рационально воздействовать на динамику налоговых потоков и координацию решений по линии взаимодействия инвесторов, резидентов и налоговых органов в Российской Федерации.

      Белоусова С.Н., Ткачева Т.Ю. рассматривают результаты оценки качества налоговых льгот, которую рекомендуется производить посредством выявления не только величины налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и с учетом оптимизации порядка предоставления налоговых льгот и преференций в рамках достижения целевых индикаторов социальной или стимулирующей направленности [5].

      В этой связи, обращает на себя внимание стремление государства к достижению целевых показателей эффективности социального развития в регионах, на территории которых создаются зоны промышленности и торговли с преференциальными режимами налогообложения: рост количества рабочих мест; оптимизация условий и доступности образования и медицины; благоустройство жилых массивов и доступность к объектам коммунальной инфраструктуры.

      Таким образом, несмотря на главную цель налоговых преференций в России – создание режима наиболее благоприятного режима для развития предпринимательской активности и рациональной конкуренции в экономической деятельности, необходимо соблюдать баланс интересов между экономическим и социальным эффектами, которые общество формирует в результате предоставления, как прямых налоговых льгот экономическим субъекта, так и косвенных выгод от снижения уплаченных таможенных сборов, иных преференций, выраженных в достижении уменьшения объемов долговых обязательств резидентов перед государством по налогам и сборам. При этом фискальная функция государства выражается в защите его налоговых интересов и недопущения роста выпадающих доходов, которые могут затронуть и показатели качества жизни населения, создавая определенные социальные риски.

      На основании изученных исследований в основе методики оценки эффективности преференциальных режимов выделим систему алгоритмов расчета следующих показателей: доля недопоступления налога на прибыль от преференций; доля исчисленного налога к налоговой базе; доля недопоступления налога к налоговой базе; размер налоговых льгот на одного налогоплательщика.

      В рамках исследования проведена оценка различных преференциальных режимов, исходя из официальных данных ФНС России, раскрываемых в форме 5-П *. В соответствии с данными таблицы 1 рост суммы исчисленного налога на прибыль в 2023 году относительно 2019 года произошел на 83,70%, сформировав поступления в бюджеты бюджетной системы РФ в 2023 году в размере 6 887,3 млрд руб. При этом доля недопоступления налога на прибыль организаций в связи с действием преференциальных режимов налогообложения в 2023 году равна 9,42%. Сумма недополученных налогов с корпоративной прибыли в 2019–2023 гг. возросла до 465,1 млрд руб., что на 74,60% выше базисного значения (7371,6 млрд руб.). При этом резидентами особых экономических зон в России в 2023 году относительно 2019 года фактически было уплачено в бюджеты субъектов РФ средств в виде налогов и сборов в 1,7 раза больше, чем в федеральный бюджет. Обращает на себя внимание десятикратное увеличение за период 2019–2023 гг. размера недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в части участников проектов ИНТЦ).

      * Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2024 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru). Дата обращения 24.06.2024 г.

      Рассмотрим общие показатели динамики состава налогов и сборов в рамках преференциальных режимов налогообложения, тыс. руб. (табл. 1), включая сумму недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п.1, 1.2 и 1.10 ст. 284 НК РФ (в части резидентов особых экономических зон) (табл. 1) и показатели налоговой эффективности резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, тыс. руб. (табл. 2).

      Таблица 1 – Общие показатели динамики состава налогов и сборов в рамках преференциальных режимов налогообложения, тыс. руб. *

       Показатели     2019 г.      2020 г.      2021 г.      2022 г.      2023 г. Темп роста,
             %
      Сумма исчисленного налога на прибыль       3749258660      3379878672      5310232125      5583034688      6887286134      183,70
                                                                                                              в т. ч. в разрезе преференциальных режимов
      Всего сумма недопоступления налога на
      прибыль организаций в связи с
      предоставлением преференций
      371 590 013 251 102 840 457 269 871 465 121 260 648 787 333      174,60
      Доля недопоступления налога
      на прибыль от преференций, %
           9,91      7,43      8,61      8,33      9,42      95,05
      Сумма недопоступления налога в связи
      с применением пониженной ставки налога
      участниками консолидированных групп
      налогоплательщиков, являющимися
      резидентами Арктической зоны Российской
      Федерации или организациями, осуществляющими
      деятельность в области информационных
      технологий
           н/д      н/д      1 375 503      н/д      н/д      н/д
                                                  Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п.1, 1.2 и 1.10 ст. 284 НК РФ
                                                                                  (в части резидентов особых экономических зон):
      • в федеральный бюджет   
           967 052      1 769 976      1 846 673      1 357 476      2 567 962      265,55
      • в бюджеты субъектов Российской Федерации   
           4 137 497      4 298 216      8 052 495      11 150 402      18 667 918      451,19
      Сумма недопоступления налога на прибыль
      организаций в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ
      (в части участников проекта «Сколково» и проектов ИНТЦ)
           111 820      187 911      215 279      469 168      1 118 818     в 10 раз

      * Источник: рассчитано по данным ФНС России. Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2024 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru). Дата обращения 24.06.2024 г.; Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2023 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2022 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2021 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2020 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru)

      Таблица 2 – Показатели налоговой эффективности резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, тыс. руб. *

       Показатели     2019 г.      2020 г.      2021 г.      2022 г.      2023 г.      Темп роста, %
      Доходы организаций      270455623      360293191      592404967      781943704 1015361478      в 3,8 раз
      Налоговая база для исчисления налога 19 660 714 23 911 734 77 301 085 74 971 461 143 377 921      в 7,3 раза
      Сумма исчисленного налога на прибыль, в т. ч.:      н/д      н/д      1 136 620      н/д      н/д      н/д
      • в бюджеты субъектов Российской Федерации   
      399 219 566 296 1 116 945 4 653 289 7 719 166  
      • в федеральный бюджет   
           н/д      н/д 13 147 786 536 1 113 762      н/д
      Доля исчисленного налога к налоговой базе, %      н/д      н/д      1,47      н/д      н/д      н/д
      Сумма недопоступления налога в связи с применением нулевых и пониженных налоговых ставок      3 572 399      4 208 430 14 312 571 10 341 004 20 956 417      в 5,9 раз
      Доля недопоступления налога к налоговой базе, %      18,17      17,60      18,52      13,79      14,62      80,44
      Количество налогоплательщиков, всего (ед.)      518      692      866      975      1 070      206,56
       Размер налоговых льгот на одного налогоплательщика     6896,52      6081,55      16527,22      10606,16      19585,44      283,99

       * Источник: рассчитано по данным ФНС России. Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2024 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru). Дата обращения 24.06.2024 г.; Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2023 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2022 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2021 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2020 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru)

      Согласно данным таблицы 2 за период 2019–2023 гг. были увеличены следующие показатели: доходы организаций в 3,8 раза; налоговая база для исчисления налога на прибыль – в 7,3 раза; объем недополученных налоговых в связи с действие режима нулевых и пониженных налоговых ставок – в 5,9 раз.

      Исследования позволяют прийти к выводу о том, что факты повышения эффективности налоговых льгот для субъектов с преференциальным режимом налогообложения связаны с улучшением порядка налогового учета и контроля. Так, например, действие специального режима налогообложения в рамках эксперимента «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» на период до 2027 года позволяет обладателям права на налоговые льготы выбрать объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов; оптимизировать налоговые потоки с учетом предоставленных вариаций налоговых ставок. В результате определения наиболее экономически выгодного варианта взимания и уплаты налоговых обязательств субъект с преференциальным режимом налогообложения имеет возможность самостоятельного регулирования расходов; торговых сборов, убытков и минимального размера налога.

      Таким образом, приоритезация налоговой поддержки тех организаций с преференциальным режимом налогообложения, которые систематически обеспечивают обоснованный вклад в: развитие НИОКР; расширение портфеля проектов реального сектора экономики регионов; выравнивание доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ; реализацию проектов социального заказа и др. становится экономически «полезной» в условиях автоматизации и цифровизации процессов привлечения и распределения денежных средств в национальной экономике России.

      Список литературы

      1. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – № 2. – С. 96–104.
      2. Екатериновская М.А. Преференциальные режимы в России: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – С. 2649–2662.
      3. Котов А.В. Оценка эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне // Вопросы территориального развития. – Том 10. – № 1. – 2022. – С. 1–15.
      4. Шевырков Л.В. Методика оценки налоговых льгот на местном уровне // Вестник университета № 6. – 2018. – С. 117–122.
      5. Белоусова С.Н., Ткачева Т.Ю. Методические и практические аспекты оценки эффективности налоговых льгот и преференций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 152–159.
      6. Куницына, Е.М. Оценка эффективности преференциальных территорий / Е. М. Куницына // Инвестиционная политика, инвестиции и предпринимательство в условиях геополитической нестабильности (памяти В.И. Огородникова): Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01 декабря 2022 года. – Новосибирск: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2023. – С. 102–104. – EDN SWGAJD).
      7. Морошкина, М.В. Оценка экономического и человеческого потенциала и неравенство территорий АЗРФ на примере районов Карельской Арктики / М. В. Морошкина // Российская Арктика. – 2022. – № 2(17). – С. 8–20. – DOI 10.24412/2658-42552022-2-08-20. – EDN UEOMHK).
      8. Вылкова, Е.С. Актуализация методов стимулирования НИОКР при налогообложении прибыли организаций в России / Е. С. Вылкова, Н. Г. Викторова, Н.В. Покровская // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2018. – Т. 19, № 5. – С. 44–58. – DOI 10.29141/2073-1019-2018-19-5-4. – EDN PJALLD.)
      9. Справочный и информационно-аналитический материал к заседанию «круглого стола» на тему «Преференциальные режимы на территории Российской Федерации: эффективность и перспективы развития» [Электронный ресурс]. – URL: http://council.gov.ru/media/files/TUAjpJ2SlDdHPBGcS1vbboZxflNr57xK.pdf (дата обращения: 01.07.2024).








      Документы
      Научно-методические подходы к оценке эффективности применения в России преференциальных налоговых режимов
      214,8 Кб
      Назад к списку
      • Экономика отраслей и предприятий 60
      • Маркетинг 19
      • Менеджмент 33
      • Предпринимательство 49
      • Управление качеством 8
      • Финансы 29
      • Управление инновациями 18
      • Инвестиционная деятельность 6
      • Организация производства 3
      • Информационные технологии в экономике 24
      • Математические методы в экономике 6
      • Региональная экономика 78
      • Макроэкономика 18
      • Мировая экономика 7
      • Другие направления 51
      • Конкурсы и конференции 30
      О журнале
      О журнале
      Условия публикации
      Редколлегия
      Партнеры
      Документы
      Реквизиты
      +7 (495) 859-02-12
      +7 (495) 859-02-12Редакция журнала
      +7 (964) 912-32-46
      Заказать звонок
      E-mail
      mail@myeconomix.ru
      Адрес
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      mail@myeconomix.ru
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      © 2025
      Учредитель ООО «ИнтерКонсалт». Сетевое издание «Экономические исследования» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 24 июня 2022 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-83525
      Политика конфиденциальности
      Публичная оферта
      Согласие на обработку персональных данных