В современных экономических условиях процедура оценки и инвентаризации налоговых льгот позволяет определять, насколько эффективно действуют меры государственной поддержки субъектов экономической деятельности с преференциальными режимами налогообложения: особых экономических зон; территорий опережающего социально-экономического развития; субъектов специального административного района; резидентов Арктической зоны Российской федерации.
Цель исследования – анализ состояния налоговых потоков по применению в России преференциальных режимов и выявление путей решения проблем повышения эффективности налоговых льгот.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались задачи:
- систематизация теории и методологии оценки эффективности налоговых льгот;
- формирование методических подходов к оценке эффективности преференциальных режимов налогообложения в России;
- проведение анализа недополученных средств в рамках преференциального режима налогообложения.
Информационной базой исследования являлись официальные материалы Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) и зарегистрированные данные о наличии и движении денежных средств, привлеченных резидентами преференциальных режимов налогообложения для целей оптимизации налоговых льгот.
Использование инструментом преференциальных налоговых режимов анализируются в работах таких авторов как Гончаренко Л.И., Мельниковой Н.П. [1], Екатериновской М.А. [2], Котова А.В. [3], Шевыркова Л.В. [4], Белоусовой С.Н., Ткачевой Т.Ю. [5], Кунициной Е.М. [6], Морошкиной М.В. [7], Вылковой Е.С. [8].
Изучая труды Гончаренко Л.И., Мельниковой Н.П. можно выделить несколько признаков научно-обоснованной классификации процедуры проведения инвентаризации налоговых льгот: учет всех налоговых инструментов господдержки, являющихся преимуществом для налогоплательщиков; определение социального и экономического эффектов от применения налоговых льгот; анализ регионального потенциала формирования налоговых льгот; оценка лимитов по объему налоговых льгот в государстве [1].
Действительно, налоговые льготы как инструмент преференциальных возможностей снижения налоговых обязательств для отдельных категорий налогоплательщиков становятся предметом обсуждения: региональных диспропорций в структуре доходов и расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации; вопросов установления ограничений по предоставлению прямых и косвенных налогов экономических субъектам.
Вместе с тем Екатериновская М.А. инструменты преференциальных режимов изучает под углом зрения ориентации на достижение национальных целей государства в разрезе федерального и регионального уровней регулирования налоговых доходов [2]. Примечательно, что в большинстве случаев инструмент оценки эффективности преференциальных режимов налогообложения результативен только при выявлении Минфином России выпадающих доходов.
В научных трудах Котова А.В. отмечается, что в современных условиях использование инструментов преференциальных режимов налогообложения должно базироваться на учете фискальных запретов и ограничений [3]. Данная мера способна рационально воздействовать на динамику налоговых потоков и координацию решений по линии взаимодействия инвесторов, резидентов и налоговых органов в Российской Федерации.
Белоусова С.Н., Ткачева Т.Ю. рассматривают результаты оценки качества налоговых льгот, которую рекомендуется производить посредством выявления не только величины налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и с учетом оптимизации порядка предоставления налоговых льгот и преференций в рамках достижения целевых индикаторов социальной или стимулирующей направленности [5].
В этой связи, обращает на себя внимание стремление государства к достижению целевых показателей эффективности социального развития в регионах, на территории которых создаются зоны промышленности и торговли с преференциальными режимами налогообложения: рост количества рабочих мест; оптимизация условий и доступности образования и медицины; благоустройство жилых массивов и доступность к объектам коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, несмотря на главную цель налоговых преференций в России – создание режима наиболее благоприятного режима для развития предпринимательской активности и рациональной конкуренции в экономической деятельности, необходимо соблюдать баланс интересов между экономическим и социальным эффектами, которые общество формирует в результате предоставления, как прямых налоговых льгот экономическим субъекта, так и косвенных выгод от снижения уплаченных таможенных сборов, иных преференций, выраженных в достижении уменьшения объемов долговых обязательств резидентов перед государством по налогам и сборам. При этом фискальная функция государства выражается в защите его налоговых интересов и недопущения роста выпадающих доходов, которые могут затронуть и показатели качества жизни населения, создавая определенные социальные риски.
На основании изученных исследований в основе методики оценки эффективности преференциальных режимов выделим систему алгоритмов расчета следующих показателей: доля недопоступления налога на прибыль от преференций; доля исчисленного налога к налоговой базе; доля недопоступления налога к налоговой базе; размер налоговых льгот на одного налогоплательщика.
В рамках исследования проведена оценка различных преференциальных режимов, исходя из официальных данных ФНС России, раскрываемых в форме 5-П *. В соответствии с данными таблицы 1 рост суммы исчисленного налога на прибыль в 2023 году относительно 2019 года произошел на 83,70%, сформировав поступления в бюджеты бюджетной системы РФ в 2023 году в размере 6 887,3 млрд руб. При этом доля недопоступления налога на прибыль организаций в связи с действием преференциальных режимов налогообложения в 2023 году равна 9,42%. Сумма недополученных налогов с корпоративной прибыли в 2019–2023 гг. возросла до 465,1 млрд руб., что на 74,60% выше базисного значения (7371,6 млрд руб.). При этом резидентами особых экономических зон в России в 2023 году относительно 2019 года фактически было уплачено в бюджеты субъектов РФ средств в виде налогов и сборов в 1,7 раза больше, чем в федеральный бюджет. Обращает на себя внимание десятикратное увеличение за период 2019–2023 гг. размера недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в части участников проектов ИНТЦ).
* Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2024 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru). Дата обращения 24.06.2024 г.
Рассмотрим общие показатели динамики состава налогов и сборов в рамках преференциальных режимов налогообложения, тыс. руб. (табл. 1), включая сумму недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п.1, 1.2 и 1.10 ст. 284 НК РФ (в части резидентов особых экономических зон) (табл. 1) и показатели налоговой эффективности резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, тыс. руб. (табл. 2).
Таблица 1 – Общие показатели динамики состава налогов и сборов в рамках преференциальных режимов налогообложения, тыс. руб. *
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
Темп роста, % |
Сумма исчисленного налога на прибыль | 3749258660 | 3379878672 | 5310232125 | 5583034688 | 6887286134 | 183,70 |
в т. ч. в разрезе преференциальных режимов | ||||||
Всего сумма недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением преференций |
371 590 013 | 251 102 840 | 457 269 871 | 465 121 260 | 648 787 333 | 174,60 |
Доля недопоступления налога на прибыль от преференций, % |
9,91 | 7,43 | 8,61 | 8,33 | 9,42 | 95,05 |
Сумма недопоступления налога в связи с применением пониженной ставки налога участниками консолидированных групп налогоплательщиков, являющимися резидентами Арктической зоны Российской Федерации или организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий |
н/д | н/д | 1 375 503 | н/д | н/д | н/д |
Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п.1, 1.2 и 1.10 ст. 284 НК РФ (в части резидентов особых экономических зон): |
||||||
|
967 052 | 1 769 976 | 1 846 673 | 1 357 476 | 2 567 962 | 265,55 |
|
4 137 497 | 4 298 216 | 8 052 495 | 11 150 402 | 18 667 918 | 451,19 |
Сумма недопоступления налога на прибыль организаций в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в части участников проекта «Сколково» и проектов ИНТЦ) |
111 820 | 187 911 | 215 279 | 469 168 | 1 118 818 | в 10 раз |
* Источник: рассчитано по данным ФНС России. Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2024 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru). Дата обращения 24.06.2024 г.; Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2023 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2022 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2021 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2020 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru)
Таблица 2 – Показатели налоговой эффективности резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, тыс. руб. *
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | Темп роста, % |
Доходы организаций | 270455623 | 360293191 | 592404967 | 781943704 | 1015361478 | в 3,8 раз |
Налоговая база для исчисления налога | 19 660 714 | 23 911 734 | 77 301 085 | 74 971 461 | 143 377 921 | в 7,3 раза |
Сумма исчисленного налога на прибыль, в т. ч.: | н/д | н/д | 1 136 620 | н/д | н/д | н/д |
|
399 219 | 566 296 | 1 116 945 | 4 653 289 | 7 719 166 | |
|
н/д | н/д | 13 147 | 786 536 | 1 113 762 | н/д |
Доля исчисленного налога к налоговой базе, % | н/д | н/д | 1,47 | н/д | н/д | н/д |
Сумма недопоступления налога в связи с применением нулевых и пониженных налоговых ставок | 3 572 399 | 4 208 430 | 14 312 571 | 10 341 004 | 20 956 417 | в 5,9 раз |
Доля недопоступления налога к налоговой базе, % | 18,17 | 17,60 | 18,52 | 13,79 | 14,62 | 80,44 |
Количество налогоплательщиков, всего (ед.) | 518 | 692 | 866 | 975 | 1 070 | 206,56 |
Размер налоговых льгот на одного налогоплательщика | 6896,52 | 6081,55 | 16527,22 | 10606,16 | 19585,44 | 283,99 |
* Источник: рассчитано по данным ФНС России. Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2024 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru). Дата обращения 24.06.2024 г.; Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2023 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2022 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2021 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru); Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.01.2020 | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru)
Согласно данным таблицы 2 за период 2019–2023 гг. были увеличены следующие показатели: доходы организаций в 3,8 раза; налоговая база для исчисления налога на прибыль – в 7,3 раза; объем недополученных налоговых в связи с действие режима нулевых и пониженных налоговых ставок – в 5,9 раз.
Исследования позволяют прийти к выводу о том, что факты повышения эффективности налоговых льгот для субъектов с преференциальным режимом налогообложения связаны с улучшением порядка налогового учета и контроля. Так, например, действие специального режима налогообложения в рамках эксперимента «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» на период до 2027 года позволяет обладателям права на налоговые льготы выбрать объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов; оптимизировать налоговые потоки с учетом предоставленных вариаций налоговых ставок. В результате определения наиболее экономически выгодного варианта взимания и уплаты налоговых обязательств субъект с преференциальным режимом налогообложения имеет возможность самостоятельного регулирования расходов; торговых сборов, убытков и минимального размера налога.
Таким образом, приоритезация налоговой поддержки тех организаций с преференциальным режимом налогообложения, которые систематически обеспечивают обоснованный вклад в: развитие НИОКР; расширение портфеля проектов реального сектора экономики регионов; выравнивание доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ; реализацию проектов социального заказа и др. становится экономически «полезной» в условиях автоматизации и цифровизации процессов привлечения и распределения денежных средств в национальной экономике России.
Список литературы
- Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – № 2. – С. 96–104.
- Екатериновская М.А. Преференциальные режимы в России: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – С. 2649–2662.
- Котов А.В. Оценка эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне // Вопросы территориального развития. – Том 10. – № 1. – 2022. – С. 1–15.
- Шевырков Л.В. Методика оценки налоговых льгот на местном уровне // Вестник университета № 6. – 2018. – С. 117–122.
- Белоусова С.Н., Ткачева Т.Ю. Методические и практические аспекты оценки эффективности налоговых льгот и преференций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 152–159.
- Куницына, Е.М. Оценка эффективности преференциальных территорий / Е. М. Куницына // Инвестиционная политика, инвестиции и предпринимательство в условиях геополитической нестабильности (памяти В.И. Огородникова): Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01 декабря 2022 года. – Новосибирск: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2023. – С. 102–104. – EDN SWGAJD).
- Морошкина, М.В. Оценка экономического и человеческого потенциала и неравенство территорий АЗРФ на примере районов Карельской Арктики / М. В. Морошкина // Российская Арктика. – 2022. – № 2(17). – С. 8–20. – DOI 10.24412/2658-42552022-2-08-20. – EDN UEOMHK).
- Вылкова, Е.С. Актуализация методов стимулирования НИОКР при налогообложении прибыли организаций в России / Е. С. Вылкова, Н. Г. Викторова, Н.В. Покровская // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2018. – Т. 19, № 5. – С. 44–58. – DOI 10.29141/2073-1019-2018-19-5-4. – EDN PJALLD.)
- Справочный и информационно-аналитический материал к заседанию «круглого стола» на тему «Преференциальные режимы на территории Российской Федерации: эффективность и перспективы развития» [Электронный ресурс]. – URL: http://council.gov.ru/media/files/TUAjpJ2SlDdHPBGcS1vbboZxflNr57xK.pdf (дата обращения: 01.07.2024).