Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Экономические исследования – научный журнал
Бесплатная публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
+7 964 912-32-46
+7 964 912-32-46
Заказать звонок
E-mail
mail@myeconomix.ru
Адрес
170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Отправить статью
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Все статьи
Номера журнала
Контакты
Экономические исследования – научный журнал
Бесплатная публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Все статьи
Номера журнала
Контакты
    Отправить статью
    Экономические исследования – научный журнал
    О журнале
    • О журнале
    • Условия публикации
    • Редколлегия
    • Партнеры
    • Документы
    • Реквизиты
    Все статьи
    Номера журнала
    Контакты
      Отправить статью
      Экономические исследования – научный журнал
      Телефоны
      +7 964 912-32-46
      Заказать звонок
      Экономические исследования – научный журнал
      • О журнале
        • О журнале
        • О журнале
        • Условия публикации
        • Редколлегия
        • Партнеры
        • Документы
        • Реквизиты
      • Все статьи
      • Номера журнала
      • Контакты
      Отправить статью
      • +7 964 912-32-46
        • Телефоны
        • +7 964 912-32-46
        • Заказать звонок
      • 170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      • mail@myeconomix.ru
      • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00

      Эффективность применения налоговых преференций в регионах России

      Главная
      —
      Статьи
      —
      Финансы
      —Эффективность применения налоговых преференций в регионах России
      Финансы
      3 декабря 2024
      1866

      Смирнова Нелли Витальевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации; 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2; e-mail: nellik@inbox.ru

      Табуров Денис Юрьевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации; 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2; e-mail: dtaburov@nifi.ru

      Рыков Георгий Константинович, лаборант-исследователь Центра финансов государственных и муниципальных учреждений ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации; 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2; e-mail: Rykov@nifi.ru

      Nelly V. Smirnova, PhD in Economics, Leading Researcher at the Center for Sectoral Economics FSBI «Financial Research Institute» of the Ministry of Finance of the Russian Federation; 3/2 Nastasyinsky Lane, Moscow, Russian Federation, 125375; e-mail: nellik@inbox.ru


      Denis Y. Taburov, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher at the Center for Industrial Economics FSBI «Financial Research Institute» of the Ministry of Finance of the Russian Federation; 3/2 Nastasyinsky Lane, Moscow, Russian Federation, 125375; e-mail: dtaburov@nifi.ru


      George K. Rykov, Laboratory Assistant Researcher, Center for Finance of State and Municipal Institutions, FSBI «Financial Research Institute» of the Ministry of Finance of the Russian Federation; 3/2 Nastasyinsky Lane, Moscow, Russian Federation, 125375; е-mail: Rykov@nifi.ru.

      Аннотация. В статье рассматриваются проблемы оценки эффективности налоговых льгот ввиду формирования дополнительных расходных обязательств и возможного недополучения государством бюджетных доходов. Для обоснования целесообразности применения налоговых преференций в регионах России в разрезе федеральных округов систематизированы и проанализированы в динамике и в структуре ключевые показатели исчисления, взимания и уплаты налоговых платежей. Авторами изучены актуальные вопросы применения инвестиционного налогового вычета в рамках расчета налога на прибыль организаций. Оценка эффективности применения налоговых преференций рассмотрена и с позиции расчета объемов недопоступления налогов вследствие применения нулевых и пониженных ставок для сегмента IT – компаний. О несбалансированности налоговых эффектов от предоставления льгот свидетельствует резкая дифференциация регионов России по валовой сумме доходов при реализации специальных инвестиционных контрактов. В этой связи, в статье отражено, что из общей суммы денежных потоков государства львиную долю доходов по данному виду господдержки формируют бюджеты регионов Приволжского федерального округа.

      Annotation. The article considers the problems of assessing the effectiveness of tax benefits due to the formation of additional expenditure obligations and possible shortfall in budget revenues by the state. To substantiate the expediency of applying tax preferences in the regions of Russia in the context of federal districts, the key indicators of calculation, collection and payment of tax payments are systematized and analyzed in dynamics and structure. The authors have studied the topical issues of applying the investment tax deduction in the framework of calculating corporate income tax. The assessment of the effectiveness of the application of tax preferences is also considered from the point of view of calculating the volume of tax shortfalls due to the application of zero and reduced rates for the segment of IT companies. The imbalance of tax effects from the provision of benefits is evidenced by the sharp differentiation of Russian regions in terms of gross income from the implementation of special investment contracts. In this regard, the article reflects that out of the total amount of state cash flows, the lion's share of revenues for this type of state support is formed by the budgets of the regions of the Volga Federal District.

      Ключевые слова: налоги, льготы, эффект, эффективность, преференции, регионы, прибыль, расходы

      Keywords: taxes, benefits, effect, efficiency, preferences, regions, profit, expenses, budget

      Введение

      В большинстве современных экономических зон и территорий особого экономического развития установленный преференциальный режим, предусматривающий ряд фискальных льгот на региональном и федеральном уровнях управления бюджетной системой РФ, стимулирует развитие расширенного воспроизводства, создавая экономический суверенитет макрорегионов и реализацию дальновидных планов технологического совершенствования ведущих отраслей народного хозяйства.

      Функционирование преференциального режима налогообложения в Российской Федерации предполагает установление либо нулевой, либо пониженной ставки налога вместо основной процентной ставки [6]. Это предопределяет специфический характер налоговых отношений по поводу взимания и уплаты основных видов налогов, исчисляемых экономическими субъектами, создавая сдерживающие бюджетные эффекты в виде выпадающих доходов государства.

      Проблемы оценки эффективности налоговых льгот заключаются в сложности механизма высвобождения денежных средств за счет предоставленных льгот и экономических преференций. Причинами снижения бюджетных эффектов являются неопределенность и недостоверность информации о перераспределении свободного налогового потока, у которого существует множество альтернатив использования в экономических субъектах ОЭЗ, ТОСЭР, индустриальных парков.

      Актуальность исследования обусловливается необходимостью поиска баланса интересов государства и частных инвесторов, предпринимательских структур, применяющих преференциальные режимы налогообложения в части формирования и распределения свободного налогового потока ввиду высвобождения налоговых льгот из сферы денежного оборота.

      Цель исследования – проанализировать текущее состояние применения налоговых преференций в регионах в разрезе федеральных округов и выявить возможные предпосылки улучшения результативности и эффективности предоставления государством налоговых льгот.

      Задачи исследования: определить этапы оценки эффективности применения преференциальных режимов налогообложения; систематизировать количественные и качественные показатели оценки эффективности применения налоговых льгот; определить тенденции улучшения налоговых поступлений в государственную финансовую систему с учетом функционирования преференциального налогового режима.

      Методы исследования: монографический метод, анализ рядов динамики, структурный и графический анализ налоговых преференций, метод обобщения и систематизации недопоступления налогов в разрезе федеральных округов.

      Исследование проблем и этапов оценки эффективности налоговых льгот

      Целевые направления использования высвобождающихся от налоговых льгот денежных средств многоаспектны: минимизация себестоимости; оптимизация ценообразования; стимулирование персонала; финансирование долговых обязательств. В этой связи, объективной необходимостью является процедура оценки и постоянного мониторинга целевого использования средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, которая должна быть прописана и утверждена законодательными актами Российской Федерации [7].

      Исследования ряда авторов: Атаяна Ю.К., Дуганова Д.С., Федониной М.А., Стабровского А.И. позволяют констатировать тот факт, что в целях оценки эффективности налоговых льгот важное значение имеет контроль принадлежности соответствующей льготы к уровню федеральной или региональной власти. Это позволит минимизировать объем выпадающих доходов государства, структура которых имеет сложившиеся стереотипы: в части налоговых льгот по НДС – 97%, по налогу на прибыль организаций – 1%, по налогу на имущество организаций – 2% [3].

      По мнению Глотко А.В., Ляскина Г.Г., последовательность оценки эффективности налоговых льгот включает ряд этапов [5]:

      1. выявление характеристик налоговых льгот и субъектов преференциального режима, установление сроков его действия;
      2. выявление закономерностей взимания и уплаты налоговых платежей и их уменьшения из-за преференциальных режимов взимания налоговых обязательств юридических лиц в пользу бюджетной системы государства;
      3. оценка коэффициентов эффективности льгот, включая анализ их востребованности по субъектам РФ и отраслям экономики.

      Приоритетную роль в системе реализации политики преференциального режима налогообложения в России играет система льгот по налогу на прибыль. Если говорить о стратегических инициативах поощрения субъектов экономики, реализующих крупные инфраструктурные проекты на территории регионов с преференциальными режимами налогообложения, то следует отметить о востребованности сегодня инвестиционного налогового вычета.

      На основании ст. 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации данный инструмент устанавливается законами субъектов РФ и позволяет уменьшить суммы налогов, подлежащих уплате, в региональный и федеральный бюджеты страны [1].

      В перспективном развитии методологии оценки эффективности налоговых льгот возникает необходимость учёта влияния федерального инвестиционного вычета, который вводится в юридическую и налоговую практику с 1 января 2025 года и будет действовать во всех регионах. Применение нового инструмента регулирования налоговых льгот даст возможность уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет [2].

      Внедрение механизма учета повышающих коэффициентов по отдельным видам налоговых расходов – это ещё одно важное направление в оценке и улучшении эффективности налоговых преференций. В соответствии со ст. 259.3 и 257 Налогового кодекса РФ применение данных механизмов позволяет учесть и аккумулировать расходы в налоговой базе в большем размере или быстрее обычного [1].

      Вместе с положительными сторонами развития косвенной государственной поддержки индустриально развивающихся территорий для государства отрицательной тенденцией служит практика недополученных налоговых доходов.

      Эксперты подчеркивают, что сегодня не целесообразно отменять налоговые преференции в регионах, а, напротив, их следует подвергать инвентаризации, систематизации. Важно осуществлять постоянные расчеты бюджетной эффективности и мониторинг целевого назначения использования фискальных льгот [5].

      Итак, сложность применения механизма преференций в налоговой политике России не позволяет утверждать о «гибкости» модели бюджетной поддержки, реализуемой через косвенные инструменты: фискальные и инвестиционные рычаги регулирования. Требуется особый канал высвобождения региональных налоговых льгот через систему финансово-экономического распределения товарных, материальных и трудовых потоков в масштабах деятельности территорий социально-экономического развития.

      Анализ предоставления налоговых преференций в разрезе федеральных округов

      Оценку общих показателей динамики сформированного объема платежей по налогу на прибыль организаций по федеральным округам можно изучить по данным таблицы 1. Сведения о наличии и движении исчисленных налогов на прибыль были получены по данным Отчета ФНС России по форме № 5-П [8].

      Таблица 1 – Общие показатели динамики исчисленной суммы в рамках налога на прибыль в разрезе федеральных округов, тыс. руб.

      Показатели 2022 г. 2023 г. 01.07.2024 Темп роста,
      2023 г./2022 г.,
      %
      Сумма исчисленного
      налога на прибыль –
      всего
      5583034688 6887549065 3155357124      123,37
      ЦФО 2471998450 3342474480 1516214080      135,21
      СЗФО 1104617002 844731943 353235366      76,47
      СКФО 37303235 38899255 18273491      104,28
      ЮФО 201734741 311908725 137100622      154,61
      ПФО 537265642 730271031 357194757      135,92
      УФО 485 658 305 812 785 433 439 492 423      167,36
      СФО 565 407 982 539 839 327 219 547 751      95,48
      ДФО 179 047 672 248 689 305 107 383 698      138,90

      В 2022 – 2023 гг. наблюдается закономерное повышение темпов роста налоговых доходов государства при взимании налога на прибыль организаций (далее – НПО) в большинстве федеральных округов. Максимальный прирост сумм уплаченных налогов в разрезе НПО был достигнут в ЦФО (135,21%) и ДФО (138,90%). По наблюдаемой картине статистики исключение из правил исчисления суммы корпоративного налога на прибыль соответствует налоговой политике таких субъектов РФ, как регионы Северо-Западного и Сибирского федерального округов, в которых отмечена динамика спада анализируемого показателя в 2023 году относительно 2022 года на 23,53% и на 4,52% соответственно. Наибольший объем аккумулируемых налоговых доходов по налогу на прибыль организаций на 01.07.2024 г. приходился на субъекты РФ, функционирующие в ЦФО – 1516,2 млрд руб., или 48,1%. Далее исследуем структуру налога на прибыль, подлежащего уплате в разрезе экономических субъектов федеральных округов (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

      Структура федеральных округов по сумме исчисленного налога на прибыль в 2022 г., %
      Рисунок 1 – Структура федеральных округов по сумме исчисленного налога на прибыль в 2022 г., % [8]

      Структура федеральных округов по НПО в 2023 г., %
      Рисунок 2 – Структура федеральных округов по НПО в 2023 г., % [8]

      В период с 2022 по 2023 гг. распределение удельных весов взимаемого налога на прибыль организаций сформировалось с приоритетностью фискальных поступлений в бюджетную систему РФ от субъектов Центрального федерального округа. При этом доля НПО анализируемых субъектов ЦФО выросла на 4,25 п.п.

      В 2024 году понижение доли налога на прибыль, исчисленного организациями Центрального федерального округа, произошло до уровня 48,05% против 48,53% в 2023 году. Это обусловлено ростом налоговых сборов субъектами Уральского федерального округа, так как его удельный вес на 01.07.2024 года достиг значения 13,93%, превысив аналогичный показатель 2023 года на 2,13 п.п.
      Структура федеральных округов по НПО в 2024 г., %
      Рисунок 3 – Структура федеральных округов по НПО в 2024 г., % [8]

      Самыми минимальными суммами налоговых поступлений по корпоративному налогу на прибыль отличались платежи регионов СКФО, так как доля взимания данного вида налогов за 2022 – 2023 гг. не превысила 0,67% и в 2024 году достигла значения 0,58%.

      Несмотря на положительную динамику налога на прибыль организаций формируется своеобразная тенденция роста объема инвестиционного налогового вычета, которая наглядно отображена в таблице 2, построенной на основе данных ФНС России [8].

      Таблица 2 – Объем инвестиционного налогового вычета в рамках налога на прибыль в разрезе федеральных округов, тыс. руб.

      Показатели 2022 г. 2023 г. 01.07.2024 Темп роста,
      2023 г./2022 г.,
               %
      Всего, в том числе:
      55181791
      69247329 21464019 125,49
      ЦФО 19378128
      16831034 7114089 86,86
      СЗФО 5224903
      7206067 2379241 137,92
      СКФО 6388169
      3109534 210243 48,68
      ЮФО 3860562
      9853121 3481869 255,23
      ПФО 12424577
      17929162 3238163 144,30
      УФО 1870912
      5483379 3257178 293,09
      СФО 1607053
      3324896 859715 206,89
      ДФО 4427490
      5510134 923522 124,45

      В 2023 году в сравнении с 2022 годом наблюдалось существенное превышение сумм инвестиционного налогового вычета (более, чем в 2 раза) в трех федеральных округах: ЮФО – в 2,6 раза; в УФО – в 2,9 раза; в Сибирском федеральном округе – в 2,1 раза.

      Причинно-следственные связи позволили установить, что именно регионы анализируемых федеральных округов имеют больший финансовый потенциал по сужению перечня инвестиционных проектов, при реализации которых доступны налоговые вычеты. Существует закономерная привязка налоговых вычетов к инвестиционной стоимости основных производственных фондов, приобретаемых по проектам расширенного воспроизводства экономики регионов Сибирского, Уральского и Южного федерального кругов.

      В таблице 3 систематизированы данные о числе налогоплательщиков, применяющих инвестиционный налоговый вычет.

      Таблица 3 – Количество налогоплательщиков, применивших инвестиционный налоговый вычет в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8]

       Показатели 2022 г.  2023 г. 01.07.
      2024
      Изменение (+, -),
      2023 г./2022 г.
      Всего, в том числе:      349      557      498      149
      Центральный федеральный округ      83      111      98      + 28
      Северо-Западный федеральный округ      20      47      41      +27
      Северо-Кавказский федеральный округ      4      6      3      +2
      Южный федеральный округ      70      142      133      +72
      Приволжский федеральный округ      65      95      84      +30
      Уральский федеральный округ      63      87      86      +24
      Сибирский федеральный округ      32      55      41      +23
      Дальневосточный федеральный округ      12      14      12      +2

      Число налогоплательщиков, участвующих в системе применения инвестиционного налогового вычета, растет из года в год во всех регионах, кроме Северо-Кавказского федерального округа, где анализируемый показатель снизился на 1 ед. В Дальневосточном федеральном округе показатель количества лиц, получивших инвестиционный налоговый вычет, в 2022–2024 гг. не изменился.

      Анализ недопоступления НПО в связи с предоставлением преференциальных режимов налогообложения имел нежелательную динамику роста в регионах 6 федеральных округов. За период 2022–2023 гг. был сформирован максимальный темп роста: 180,16% и 188,20% в Уральском и Южном федеральных округах соответственно (табл. 4).

      Таблица 4 – Объем недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением преференций в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8]

      Субъекты РФ
      2022 г. 2023 г. 01.07.2024 Темп роста,
      2023 г./2022 г.,
             %
      Всего, в том числе:
      465121260
      648788877 218892942 139,49
      ЦФО 197811244
      322623337 97899028 163,10
      СЗФО 102651006
      61113314 20923942 59,54
      СКФО 8858935
      5616120 999180 63,39
      ЮФО 17906736
      33701215 8706371 188,20
      ПФО 53846735
      81314595 22602548 151,01
      УФО 53733919
      96806791 50545404 180,16
      СФО 15655836
      21412090 9278115 136,77
      ДФО 14656855
      25174044 7893927 171,76

      Как следует, из расчетов более эффективно проявили свою деятельность по минимизации выпадающих доходов (за счет оптимизации налоговых льгот) регионы 2 федеральных округов: СЗФО и СКФО, в которых обнаружен спад недопоступлений по НПО на 40,46% и на 36,61% соответственно (табл. 5).
      Таблица 5 – Доля недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением преференций в разрезе федеральных округов, % *

      Показатели
      2022 г. 2023 г. 01.07.2024 Темп роста,
      2023 г./2022 г.,
              %
      Всего, в том числе:
      8,33
      9,42
      6,94
      113,07
      ЦФО 8,00
      9,65
      6,46
      120,62
      СЗФО 9,29
      7,23
      5,92
      77,85
      СКФО 23,75
      14,44
      5,47
      60,79
      ЮФО 8,88
      10,80
      6,35
      121,73
      ПФО 10,02
      11,13
      6,33
      111,10
      УФО 11,06
      11,91
      11,50
      107,65
      СФО 2,77
      3,97
      4,23
      143,25
      ДФО 8,19
      10,12
      7,35
      1123,66
      * Источник: рассчитано авторами по данным [8].

      Налоговые льготы предоставляются участникам инвестиционных соглашений, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность и поддерживать стратегически важные отрасли экономики.

      Например, при заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) государство обязуется не применять нормативные акты, ухудшающие положение инвестора или создающие барьеры для реализации инвестиционного проекта.

      На рисунке 4 представлена динамика валовой величины доходов организаций – участников специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК). Так, максимальный объем средств в 2023 году приходился на доходы регионов Приволжского федерального округа: 1052,3 млрд руб., или 72%.

      Доходы участников специальных инвестиционных контрактов в разрезе федеральных округов, тыс. руб.

      Рисунок 4 – Доходы участников специальных инвестиционных контрактов в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8].

      Значительную сумму доходов от участия в реализации СПИК аккумулируют бюджеты регионов Центрального федерального округа: 298,1 млрд руб. и 300,99 млрд руб. в 2022 году и в 2023 году соответственно. Минимальным объемом доходов характерен для налогового потенциала участников СПИК в Уральском федеральном округе, где в 2023 году аккумулирован денежный поток в размере: 2638 млн руб., что на 24,1 млн руб., или на 0,9% больше показателя 2022 года.

      Согласно данным рисунка 5 статистический максимум по объему исчисленного налога при реализации СПИК в 2023 году приходился на регионы СЗФО: 1553,1 млн руб., или 94,8% в общей сумме налоговых обязательств по данному направлению господдержки в целом по России.

      Сумма исчисленного налога при реализации специальных инвестиционных контрактов в разрезе федеральных округов, тыс. руб.

      Рисунок 5 – Сумма исчисленного налога при реализации специальных инвестиционных контрактов в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8]

      В 2022– 023 гг. самый низкий налоговый потенциал выявлен в регионах ЦФО, так как исчисленные налоговые платежи сократились с 77,2 млн руб. в 2022 году до 45,9 млн руб. в 2023 году, достигая исторического минимума по состоянию на 01.07.2024 в размере 3,2 млн руб.

      В виду применения нулевых налоговых ставок по НПО участники специальных инвестиционных контрактов, выступая в качестве налогоплательщиков обеспечивали неравномерный вклад в налоговую систему страны, что подтверждается данными таблицы 6 [8].

      Вполне очевидно, что развитость сферы промышленного производства с применением инструментов специального инвестиционного контракта обеспечивалась за счет концентрации и специализации профильного бизнеса в региональных сегментах 4 федеральных округов.

      Таблица 6 – Сумма недопоступления налога в связи с применением нулевых и пониженных налоговых ставок – участников СПИК, тыс. руб.

      Показатели 2022 г. 2023 г. 01.07.2024 Темп роста,
      2023 г./2022 г.,
              %
      Всего, в том числе: 32158272 15689018 14359073      48,79
      ЦФО 4628713 3668550 2238785      79,26
      СЗФО 6846795 2610459 2794267      38,13
      ПФО 19845327 9198117 9232080      46,35
      УФО 225451 211893 93943      93,99

      Львиную долю в структуре недополученных доходов занимают регионы ПФО: 61,7% в 2022 году и 58,6% в 2023 году. Среди регионов – лидеров по наращению производства с применением инструментов СПИК в Приволжском федеральном округе можно выделить: Нижегородскую область, Чувашскую Республику, Пермский край.

      Определим тенденции в изменении формирования налоговых поступлений в государственную финансовую систему за счет функционирования льготного режима налогообложений в отношении IT-компаний. Ключевые бюджетно-налоговые решения в управлении эффективностью фискальной политики принимаются с учетом мониторинга налоговых льгот, предоставляемых организациям, работающим в сфере информационных технологий.

      Например, в 2024 году для IT-компаний действует ставка 0% по налогу на прибыль. С 2025 года налоговая ставка увеличится до 5%. Однако, участники проекта «Сколково» освобождаются от уплаты этого налога на 10 лет. Важна также оценка недопоступлений в бюджетную систему РФ тех сумм налога на прибыль, которые уменьшены в результате предоставления фискальных преференций субъектам IT – индустрии (таблица 7) [8].

      Таблица 7 – Сумма недопоступления налога вследствие применения пониженных ставок в IT–компаниях, тыс. руб.

      Показатели 2022 г. 2023 г. 01.07.2024 Темп роста,
      2023 г./2022 г.,
              %
      Всего, в том числе: 61260594
      133313365 64830456 217,62
      Центральный федеральный округ
      43775128
      102819154 51205349 234,88
      Северо-Западный федеральный округ
      8576419
      12559342 5235873 146,44
      Северо-Кавказский федеральный округ
      460992
      1262785 215279 273,93
      Южный федеральный округ
      449030
      1105167 378333 246,12
      Приволжский федеральный округ 4151492 7745592 4623781 186,57
      Уральский федеральный округ 1699275 2632619 893156 154,93
      Сибирский федеральный округ 2083989 4904765 2063134 235,35
      Дальневосточный федеральный округ 64268 283947 215549 441,82

      К основополагающим принципам применения льгот и вычетов на региональном уровне относятся следующие принципы: экономической целесообразности; экономической эффективности; целевой направленности; выгоды; прозрачности критериев установления.

      Необходимо отметить, что вопросы эффективности региональных льгот и вычетов являются предметом внимания, как всех уровней государственной власти, так и научного сообщества. В этой связи, «узкое место» в оценке эффективности налоговых льгот обнаружено в отсутствии формализации модели учёта интегрального эффекта применения налоговых преференций [4].

      На наш взгляд, отсутствие комплексности расчета бюджетно-налогового эффекта в связи с разрозненностью моделей оценки бюджетной, социальной, геополитической и экономической эффективности создает барьеры на пути достижения результативности налоговой политики Российской Федерации.

      Заключение

      Таким образом, резкая дифференциация региональных доходов и расходов обусловливается наличием различий в бюджетно-финансовом потенциале субъектов РФ и специфике режимов налогообложения, применяемых предпринимательскими структурами. Законодательные новеллы о повышении налоговых ставок по корпоративному налогообложению в экономических субъектах в 2025 году свидетельствуют о необходимости выявления внутрифирменных резервов роста эффективности функционирования преференциальных режимов. Рациональный контроль на уровне федеральных округов и системное регулирование процедур взимания налоговых платежей в пользу государства позволит улучшить результативность государственной налоговой политики с учётом предоставления гарантий по минимизации выпадающих доходов.

      Список литературы

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 / (дата обращения: 16.11.2024).
      2. Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480697/ (дата обращения: 16.11.2024).
      3. Атаян Ю.К., Дуганов Д.С., Федонина М.А., Стабровский А.И. Оценка эффективности налоговых льгот // Международный научный журнал «Синергия наук» 2020. – № 47. – С. 163–178.
      4. Беспалова О.А. К вопросу об оценке эффективности региональных налоговых льгот, налоговых вычетов и налоговых преференций // NovaUm.Ru. –2022. – № 40. – С. 321–323.
      5. Глотко А.В., Ляскин Г.Г. Оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых инвесторам в Республике Алтай // Сибирская финансовая школа. – 2021. – № 3 (143). – С. 55–62.
      6. Какаулина М. О., Горлов Д. Р. Оценка влияния налоговых льгот на инвестиционную активность в особых экономических зонах Российской Федерации // Journal of Applied Economic Research. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 282–324. – DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.2.011.
      7. Короткова Е.А. Актуальность проблемы использования налоговых льгот // Парадигма. – 2019. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-ispolzovaniya-nalogovyh-lgot?ysclid=m3k72iy3be410434123.
      8. Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.07.2024 / ФНС России / 77 город Москва [Электронный ресурс]. – URL: nalog.gov.ru (дата обращения: 15.10.2024).

      Документы
      Эффективность применения налоговых преференций в регионах России
      451,4 Кб
      Назад к списку
      • Экономика отраслей и предприятий 58
      • Маркетинг 18
      • Менеджмент 32
      • Предпринимательство 47
      • Управление качеством 8
      • Финансы 28
      • Управление инновациями 18
      • Инвестиционная деятельность 6
      • Организация производства 3
      • Информационные технологии в экономике 22
      • Математические методы в экономике 6
      • Региональная экономика 78
      • Макроэкономика 18
      • Мировая экономика 7
      • Другие направления 51
      • Конкурсы и конференции 30
      О журнале
      О журнале
      Условия публикации
      Редколлегия
      Партнеры
      Документы
      Реквизиты
      +7 964 912-32-46
      +7 964 912-32-46
      Заказать звонок
      E-mail
      mail@myeconomix.ru
      Адрес
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      mail@myeconomix.ru
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      © 2025
      Учредитель ООО «ИнтерКонсалт». Сетевое издание «Экономические исследования» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 24 июня 2022 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-83525
      Политика конфиденциальности
      Публичная оферта
      Согласие на обработку персональных данных