Введение
В большинстве современных экономических зон и территорий особого экономического развития установленный преференциальный режим, предусматривающий ряд фискальных льгот на региональном и федеральном уровнях управления бюджетной системой РФ, стимулирует развитие расширенного воспроизводства, создавая экономический суверенитет макрорегионов и реализацию дальновидных планов технологического совершенствования ведущих отраслей народного хозяйства.
Функционирование преференциального режима налогообложения в Российской Федерации предполагает установление либо нулевой, либо пониженной ставки налога вместо основной процентной ставки [6]. Это предопределяет специфический характер налоговых отношений по поводу взимания и уплаты основных видов налогов, исчисляемых экономическими субъектами, создавая сдерживающие бюджетные эффекты в виде выпадающих доходов государства.
Проблемы оценки эффективности налоговых льгот заключаются в сложности механизма высвобождения денежных средств за счет предоставленных льгот и экономических преференций. Причинами снижения бюджетных эффектов являются неопределенность и недостоверность информации о перераспределении свободного налогового потока, у которого существует множество альтернатив использования в экономических субъектах ОЭЗ, ТОСЭР, индустриальных парков.
Актуальность исследования обусловливается необходимостью поиска баланса интересов государства и частных инвесторов, предпринимательских структур, применяющих преференциальные режимы налогообложения в части формирования и распределения свободного налогового потока ввиду высвобождения налоговых льгот из сферы денежного оборота.
Цель исследования – проанализировать текущее состояние применения налоговых преференций в регионах в разрезе федеральных округов и выявить возможные предпосылки улучшения результативности и эффективности предоставления государством налоговых льгот.
Задачи исследования: определить этапы оценки эффективности применения преференциальных режимов налогообложения; систематизировать количественные и качественные показатели оценки эффективности применения налоговых льгот; определить тенденции улучшения налоговых поступлений в государственную финансовую систему с учетом функционирования преференциального налогового режима.
Методы исследования: монографический метод, анализ рядов динамики, структурный и графический анализ налоговых преференций, метод обобщения и систематизации недопоступления налогов в разрезе федеральных округов.
Исследование проблем и этапов оценки эффективности налоговых льгот
Целевые направления использования высвобождающихся от налоговых льгот денежных средств многоаспектны: минимизация себестоимости; оптимизация ценообразования; стимулирование персонала; финансирование долговых обязательств. В этой связи, объективной необходимостью является процедура оценки и постоянного мониторинга целевого использования средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, которая должна быть прописана и утверждена законодательными актами Российской Федерации [7].
Исследования ряда авторов: Атаяна Ю.К., Дуганова Д.С., Федониной М.А., Стабровского А.И. позволяют констатировать тот факт, что в целях оценки эффективности налоговых льгот важное значение имеет контроль принадлежности соответствующей льготы к уровню федеральной или региональной власти. Это позволит минимизировать объем выпадающих доходов государства, структура которых имеет сложившиеся стереотипы: в части налоговых льгот по НДС – 97%, по налогу на прибыль организаций – 1%, по налогу на имущество организаций – 2% [3].
По мнению Глотко А.В., Ляскина Г.Г., последовательность оценки эффективности налоговых льгот включает ряд этапов [5]:
- выявление характеристик налоговых льгот и субъектов преференциального режима, установление сроков его действия;
- выявление закономерностей взимания и уплаты налоговых платежей и их уменьшения из-за преференциальных режимов взимания налоговых обязательств юридических лиц в пользу бюджетной системы государства;
- оценка коэффициентов эффективности льгот, включая анализ их востребованности по субъектам РФ и отраслям экономики.
Приоритетную роль в системе реализации политики преференциального режима налогообложения в России играет система льгот по налогу на прибыль. Если говорить о стратегических инициативах поощрения субъектов экономики, реализующих крупные инфраструктурные проекты на территории регионов с преференциальными режимами налогообложения, то следует отметить о востребованности сегодня инвестиционного налогового вычета.
На основании ст. 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации данный инструмент устанавливается законами субъектов РФ и позволяет уменьшить суммы налогов, подлежащих уплате, в региональный и федеральный бюджеты страны [1].
В перспективном развитии методологии оценки эффективности налоговых льгот возникает необходимость учёта влияния федерального инвестиционного вычета, который вводится в юридическую и налоговую практику с 1 января 2025 года и будет действовать во всех регионах. Применение нового инструмента регулирования налоговых льгот даст возможность уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет [2].
Внедрение механизма учета повышающих коэффициентов по отдельным видам налоговых расходов – это ещё одно важное направление в оценке и улучшении эффективности налоговых преференций. В соответствии со ст. 259.3 и 257 Налогового кодекса РФ применение данных механизмов позволяет учесть и аккумулировать расходы в налоговой базе в большем размере или быстрее обычного [1].
Вместе с положительными сторонами развития косвенной государственной поддержки индустриально развивающихся территорий для государства отрицательной тенденцией служит практика недополученных налоговых доходов.
Эксперты подчеркивают, что сегодня не целесообразно отменять налоговые преференции в регионах, а, напротив, их следует подвергать инвентаризации, систематизации. Важно осуществлять постоянные расчеты бюджетной эффективности и мониторинг целевого назначения использования фискальных льгот [5].
Итак, сложность применения механизма преференций в налоговой политике России не позволяет утверждать о «гибкости» модели бюджетной поддержки, реализуемой через косвенные инструменты: фискальные и инвестиционные рычаги регулирования. Требуется особый канал высвобождения региональных налоговых льгот через систему финансово-экономического распределения товарных, материальных и трудовых потоков в масштабах деятельности территорий социально-экономического развития.
Анализ предоставления налоговых преференций в разрезе федеральных округов
Оценку общих показателей динамики сформированного объема платежей по налогу на прибыль организаций по федеральным округам можно изучить по данным таблицы 1. Сведения о наличии и движении исчисленных налогов на прибыль были получены по данным Отчета ФНС России по форме № 5-П [8].
Таблица 1 – Общие показатели динамики исчисленной суммы в рамках налога на прибыль в разрезе федеральных округов, тыс. руб.
Показатели | 2022 г. | 2023 г. | 01.07.2024 |
Темп роста, 2023 г./2022 г., % |
Сумма исчисленного налога на прибыль – всего |
5583034688 | 6887549065 | 3155357124 | 123,37 |
ЦФО | 2471998450 | 3342474480 | 1516214080 | 135,21 |
СЗФО | 1104617002 | 844731943 | 353235366 | 76,47 |
СКФО | 37303235 | 38899255 | 18273491 | 104,28 |
ЮФО | 201734741 | 311908725 | 137100622 | 154,61 |
ПФО | 537265642 | 730271031 | 357194757 | 135,92 |
УФО | 485 658 305 | 812 785 433 | 439 492 423 | 167,36 |
СФО | 565 407 982 | 539 839 327 | 219 547 751 | 95,48 |
ДФО | 179 047 672 | 248 689 305 | 107 383 698 | 138,90 |
В 2022 – 2023 гг. наблюдается закономерное повышение темпов роста налоговых доходов государства при взимании налога на прибыль организаций (далее – НПО) в большинстве федеральных округов. Максимальный прирост сумм уплаченных налогов в разрезе НПО был достигнут в ЦФО (135,21%) и ДФО (138,90%). По наблюдаемой картине статистики исключение из правил исчисления суммы корпоративного налога на прибыль соответствует налоговой политике таких субъектов РФ, как регионы Северо-Западного и Сибирского федерального округов, в которых отмечена динамика спада анализируемого показателя в 2023 году относительно 2022 года на 23,53% и на 4,52% соответственно. Наибольший объем аккумулируемых налоговых доходов по налогу на прибыль организаций на 01.07.2024 г. приходился на субъекты РФ, функционирующие в ЦФО – 1516,2 млрд руб., или 48,1%. Далее исследуем структуру налога на прибыль, подлежащего уплате в разрезе экономических субъектов федеральных округов (рис. 1, рис. 2, рис. 3).
Рисунок 1 – Структура федеральных округов по сумме исчисленного налога на прибыль в 2022 г., % [8]
Рисунок 2 – Структура федеральных округов по НПО в 2023 г., % [8]
В период с 2022 по 2023 гг. распределение удельных весов взимаемого налога на прибыль организаций сформировалось с приоритетностью фискальных поступлений в бюджетную систему РФ от субъектов Центрального федерального округа. При этом доля НПО анализируемых субъектов ЦФО выросла на 4,25 п.п.
В 2024 году понижение доли налога на прибыль, исчисленного организациями Центрального федерального округа, произошло до уровня 48,05% против 48,53% в 2023 году. Это обусловлено ростом налоговых сборов субъектами Уральского федерального округа, так как его удельный вес на 01.07.2024 года достиг значения 13,93%, превысив аналогичный показатель 2023 года на 2,13 п.п.Рисунок 3 – Структура федеральных округов по НПО в 2024 г., % [8]
Самыми минимальными суммами налоговых поступлений по корпоративному налогу на прибыль отличались платежи регионов СКФО, так как доля взимания данного вида налогов за 2022 – 2023 гг. не превысила 0,67% и в 2024 году достигла значения 0,58%.
Несмотря на положительную динамику налога на прибыль организаций формируется своеобразная тенденция роста объема инвестиционного налогового вычета, которая наглядно отображена в таблице 2, построенной на основе данных ФНС России [8].
Таблица 2 – Объем инвестиционного налогового вычета в рамках налога на прибыль в разрезе федеральных округов, тыс. руб.
Показатели | 2022 г. | 2023 г. | 01.07.2024 |
Темп роста, 2023 г./2022 г., % |
Всего, в том числе: |
55181791 |
69247329 | 21464019 | 125,49 |
ЦФО |
19378128 |
16831034 | 7114089 | 86,86 |
СЗФО |
5224903 |
7206067 | 2379241 | 137,92 |
СКФО |
6388169 |
3109534 | 210243 | 48,68 |
ЮФО |
3860562 |
9853121 | 3481869 | 255,23 |
ПФО |
12424577 |
17929162 | 3238163 | 144,30 |
УФО |
1870912 |
5483379 | 3257178 | 293,09 |
СФО |
1607053 |
3324896 | 859715 | 206,89 |
ДФО |
4427490 |
5510134 | 923522 | 124,45 |
В 2023 году в сравнении с 2022 годом наблюдалось существенное превышение сумм инвестиционного налогового вычета (более, чем в 2 раза) в трех федеральных округах: ЮФО – в 2,6 раза; в УФО – в 2,9 раза; в Сибирском федеральном округе – в 2,1 раза.
Причинно-следственные связи позволили установить, что именно регионы анализируемых федеральных округов имеют больший финансовый потенциал по сужению перечня инвестиционных проектов, при реализации которых доступны налоговые вычеты. Существует закономерная привязка налоговых вычетов к инвестиционной стоимости основных производственных фондов, приобретаемых по проектам расширенного воспроизводства экономики регионов Сибирского, Уральского и Южного федерального кругов.
В таблице 3 систематизированы данные о числе налогоплательщиков, применяющих инвестиционный налоговый вычет.
Таблица 3 – Количество налогоплательщиков, применивших инвестиционный налоговый вычет в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8]
Показатели | 2022 г. | 2023 г. |
01.07. 2024 |
Изменение (+, -), 2023 г./2022 г. |
Всего, в том числе: | 349 | 557 | 498 | 149 |
Центральный федеральный округ | 83 | 111 | 98 | + 28 |
Северо-Западный федеральный округ | 20 | 47 | 41 | +27 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 4 | 6 | 3 | +2 |
Южный федеральный округ | 70 | 142 | 133 | +72 |
Приволжский федеральный округ | 65 | 95 | 84 | +30 |
Уральский федеральный округ | 63 | 87 | 86 | +24 |
Сибирский федеральный округ | 32 | 55 | 41 | +23 |
Дальневосточный федеральный округ | 12 | 14 | 12 | +2 |
Число налогоплательщиков, участвующих в системе применения инвестиционного налогового вычета, растет из года в год во всех регионах, кроме Северо-Кавказского федерального округа, где анализируемый показатель снизился на 1 ед. В Дальневосточном федеральном округе показатель количества лиц, получивших инвестиционный налоговый вычет, в 2022–2024 гг. не изменился.
Анализ недопоступления НПО в связи с предоставлением преференциальных режимов налогообложения имел нежелательную динамику роста в регионах 6 федеральных округов. За период 2022–2023 гг. был сформирован максимальный темп роста: 180,16% и 188,20% в Уральском и Южном федеральных округах соответственно (табл. 4).
Таблица 4 – Объем недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением преференций в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8]
Субъекты РФ |
2022 г. | 2023 г. | 01.07.2024 |
Темп роста, 2023 г./2022 г., % |
Всего, в том числе: |
465121260 |
648788877 | 218892942 | 139,49 |
ЦФО |
197811244 |
322623337 | 97899028 | 163,10 |
СЗФО |
102651006 |
61113314 | 20923942 | 59,54 |
СКФО |
8858935 |
5616120 | 999180 | 63,39 |
ЮФО |
17906736 |
33701215 | 8706371 | 188,20 |
ПФО |
53846735 |
81314595 | 22602548 | 151,01 |
УФО |
53733919 |
96806791 | 50545404 | 180,16 |
СФО |
15655836 |
21412090 | 9278115 | 136,77 |
ДФО |
14656855 |
25174044 | 7893927 | 171,76 |
Как следует, из расчетов более эффективно проявили свою деятельность по минимизации выпадающих доходов (за счет оптимизации налоговых льгот) регионы 2 федеральных округов: СЗФО и СКФО, в которых обнаружен спад недопоступлений по НПО на 40,46% и на 36,61% соответственно (табл. 5).
Таблица 5 – Доля недопоступления налога на прибыль организаций в связи с предоставлением преференций в разрезе федеральных округов, % *
Показатели |
2022 г. | 2023 г. | 01.07.2024 |
Темп роста, 2023 г./2022 г., % |
Всего, в том числе: |
8,33 |
9,42 |
6,94 |
113,07 |
ЦФО |
8,00 |
9,65 |
6,46 |
120,62 |
СЗФО |
9,29 |
7,23 |
5,92 |
77,85 |
СКФО |
23,75 |
14,44 |
5,47 |
60,79 |
ЮФО |
8,88 |
10,80 |
6,35 |
121,73 |
ПФО |
10,02 |
11,13 |
6,33 |
111,10 |
УФО |
11,06 |
11,91 |
11,50 |
107,65 |
СФО |
2,77 |
3,97 |
4,23 |
143,25 |
ДФО |
8,19 |
10,12 |
7,35 |
1123,66 |
Налоговые льготы предоставляются участникам инвестиционных соглашений, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность и поддерживать стратегически важные отрасли экономики.
Например, при заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) государство обязуется не применять нормативные акты, ухудшающие положение инвестора или создающие барьеры для реализации инвестиционного проекта.
На рисунке 4 представлена динамика валовой величины доходов организаций – участников специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК). Так, максимальный объем средств в 2023 году приходился на доходы регионов Приволжского федерального округа: 1052,3 млрд руб., или 72%.
Рисунок 4 – Доходы участников специальных инвестиционных контрактов в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8].
Значительную сумму доходов от участия в реализации СПИК аккумулируют бюджеты регионов Центрального федерального округа: 298,1 млрд руб. и 300,99 млрд руб. в 2022 году и в 2023 году соответственно. Минимальным объемом доходов характерен для налогового потенциала участников СПИК в Уральском федеральном округе, где в 2023 году аккумулирован денежный поток в размере: 2638 млн руб., что на 24,1 млн руб., или на 0,9% больше показателя 2022 года.
Согласно данным рисунка 5 статистический максимум по объему исчисленного налога при реализации СПИК в 2023 году приходился на регионы СЗФО: 1553,1 млн руб., или 94,8% в общей сумме налоговых обязательств по данному направлению господдержки в целом по России.
Рисунок 5 – Сумма исчисленного налога при реализации специальных инвестиционных контрактов в разрезе федеральных округов, тыс. руб. [8]
В 2022– 023 гг. самый низкий налоговый потенциал выявлен в регионах ЦФО, так как исчисленные налоговые платежи сократились с 77,2 млн руб. в 2022 году до 45,9 млн руб. в 2023 году, достигая исторического минимума по состоянию на 01.07.2024 в размере 3,2 млн руб.
В виду применения нулевых налоговых ставок по НПО участники специальных инвестиционных контрактов, выступая в качестве налогоплательщиков обеспечивали неравномерный вклад в налоговую систему страны, что подтверждается данными таблицы 6 [8].
Вполне очевидно, что развитость сферы промышленного производства с применением инструментов специального инвестиционного контракта обеспечивалась за счет концентрации и специализации профильного бизнеса в региональных сегментах 4 федеральных округов.
Таблица 6 – Сумма недопоступления налога в связи с применением нулевых и пониженных налоговых ставок – участников СПИК, тыс. руб.
Показатели | 2022 г. | 2023 г. | 01.07.2024 |
Темп роста, 2023 г./2022 г., % |
Всего, в том числе: | 32158272 | 15689018 | 14359073 | 48,79 |
ЦФО | 4628713 | 3668550 | 2238785 | 79,26 |
СЗФО | 6846795 | 2610459 | 2794267 | 38,13 |
ПФО | 19845327 | 9198117 | 9232080 | 46,35 |
УФО | 225451 | 211893 | 93943 | 93,99 |
Львиную долю в структуре недополученных доходов занимают регионы ПФО: 61,7% в 2022 году и 58,6% в 2023 году. Среди регионов – лидеров по наращению производства с применением инструментов СПИК в Приволжском федеральном округе можно выделить: Нижегородскую область, Чувашскую Республику, Пермский край.
Определим тенденции в изменении формирования налоговых поступлений в государственную финансовую систему за счет функционирования льготного режима налогообложений в отношении IT-компаний. Ключевые бюджетно-налоговые решения в управлении эффективностью фискальной политики принимаются с учетом мониторинга налоговых льгот, предоставляемых организациям, работающим в сфере информационных технологий.
Например, в 2024 году для IT-компаний действует ставка 0% по налогу на прибыль. С 2025 года налоговая ставка увеличится до 5%. Однако, участники проекта «Сколково» освобождаются от уплаты этого налога на 10 лет. Важна также оценка недопоступлений в бюджетную систему РФ тех сумм налога на прибыль, которые уменьшены в результате предоставления фискальных преференций субъектам IT – индустрии (таблица 7) [8].
Таблица 7 – Сумма недопоступления налога вследствие применения пониженных ставок в IT–компаниях, тыс. руб.
Показатели | 2022 г. | 2023 г. | 01.07.2024 |
Темп роста, 2023 г./2022 г., % |
Всего, в том числе: |
61260594 |
133313365 | 64830456 | 217,62 |
Центральный федеральный округ |
43775128 |
102819154 | 51205349 | 234,88 |
Северо-Западный федеральный округ |
8576419 |
12559342 | 5235873 | 146,44 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
460992 |
1262785 | 215279 | 273,93 |
Южный федеральный округ |
449030 |
1105167 | 378333 | 246,12 |
Приволжский федеральный округ | 4151492 | 7745592 | 4623781 | 186,57 |
Уральский федеральный округ | 1699275 | 2632619 | 893156 | 154,93 |
Сибирский федеральный округ | 2083989 | 4904765 | 2063134 | 235,35 |
Дальневосточный федеральный округ | 64268 | 283947 | 215549 | 441,82 |
К основополагающим принципам применения льгот и вычетов на региональном уровне относятся следующие принципы: экономической целесообразности; экономической эффективности; целевой направленности; выгоды; прозрачности критериев установления.
Необходимо отметить, что вопросы эффективности региональных льгот и вычетов являются предметом внимания, как всех уровней государственной власти, так и научного сообщества. В этой связи, «узкое место» в оценке эффективности налоговых льгот обнаружено в отсутствии формализации модели учёта интегрального эффекта применения налоговых преференций [4].
На наш взгляд, отсутствие комплексности расчета бюджетно-налогового эффекта в связи с разрозненностью моделей оценки бюджетной, социальной, геополитической и экономической эффективности создает барьеры на пути достижения результативности налоговой политики Российской Федерации.
Заключение
Таким образом, резкая дифференциация региональных доходов и расходов обусловливается наличием различий в бюджетно-финансовом потенциале субъектов РФ и специфике режимов налогообложения, применяемых предпринимательскими структурами. Законодательные новеллы о повышении налоговых ставок по корпоративному налогообложению в экономических субъектах в 2025 году свидетельствуют о необходимости выявления внутрифирменных резервов роста эффективности функционирования преференциальных режимов. Рациональный контроль на уровне федеральных округов и системное регулирование процедур взимания налоговых платежей в пользу государства позволит улучшить результативность государственной налоговой политики с учётом предоставления гарантий по минимизации выпадающих доходов.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 / (дата обращения: 16.11.2024).
- Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480697/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Атаян Ю.К., Дуганов Д.С., Федонина М.А., Стабровский А.И. Оценка эффективности налоговых льгот // Международный научный журнал «Синергия наук» 2020. – № 47. – С. 163–178.
- Беспалова О.А. К вопросу об оценке эффективности региональных налоговых льгот, налоговых вычетов и налоговых преференций // NovaUm.Ru. –2022. – № 40. – С. 321–323.
- Глотко А.В., Ляскин Г.Г. Оценка эффективности налоговых льгот, предоставляемых инвесторам в Республике Алтай // Сибирская финансовая школа. – 2021. – № 3 (143). – С. 55–62.
- Какаулина М. О., Горлов Д. Р. Оценка влияния налоговых льгот на инвестиционную активность в особых экономических зонах Российской Федерации // Journal of Applied Economic Research. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 282–324. – DOI: 10.15826/vestnik.2022.21.2.011.
- Короткова Е.А. Актуальность проблемы использования налоговых льгот // Парадигма. – 2019. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-ispolzovaniya-nalogovyh-lgot?ysclid=m3k72iy3be410434123.
- Отчет по форме № 5-П по состоянию на 01.07.2024 / ФНС России / 77 город Москва [Электронный ресурс]. – URL: nalog.gov.ru (дата обращения: 15.10.2024).