Основы государственной политики в области здорового питания населения утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1134-р [1]. Цель данной политики заключается в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактике заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. План мероприятий включает в себя три больших направления: правовое, нормативное и методическое обеспечение; снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием; создание условий по производству пищевых продуктов, необходимых для здорового питания населения.
Важнейшей задачей государственной политики России в области формирования рационального и сбалансированного питания является увеличение доли отечественной пищевой продукции на рынке. Программа рассчитана на период до 2020 г. Ожидается, что к этому времени отечественные производители обеспечат рынок продуктами питания и сырьем для их производства в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [2], в том числе: растительным маслом и сахаром – не менее чем на 80%, мясом – на 85%, молоком – на 90%, зерном – на 95%. На сегодняшний день достижение этих показателей, за исключением зерна, представляется маловероятным.
Россия продолжает тратить ежегодно десятки миллиардов долларов на импорт продовольствия, поддерживая не своего, а зарубежного производителя. В 2012 г., по данным Росстата [3], в страну было ввезено мяса на 5,3 млрд долларов, сахара-сырца – на 1,7 млрд, молока – на 0,75 млрд, сливочного масла – на 0,6 млрд, масла подсолнечного – на 130 млн долларов. В натуральном выражении это миллионы тонн импортного продовольствия.
Мясное скотоводство в силу своей специфики, особенно в период интенсивного формирования подотрасли, особо нуждается в государственной поддержке. В России проблема государственной поддержки развития скотоводства объективно вытекает из необходимости снижения опасной для страны зависимости от импортных поставок говядины. Уровень импорта говядины превышает 60% совокупных ресурсов мяса крупного рогатого скота, что нежелательно с точки зрения продовольственной безопасности. За 2000–2011гг. объемы импорта мяса возросли в 2,8 раза, молока – в 5,0 раз (табл. 1).
Не достигнут дореформенный уровень по доле России в мировом производстве и потреблении мяса. По данным ФАО [5], Россия занимает шестое место в мире по объему производства мяса (принимая страны ЕС одним участником рынка; 2,4% мирового объема, 6,9 млн. т), третье место – по импорту (2,3 млн. т, или 6,1% мирового импорта, уступая Китаю и Японии) и пятое – по потреблению (32% мирового потребления, 9,2 млн т; уступая Китаю, ЕС, США и Бразилии).
Формирование и прогрессивное развитие социально-ориентированной экономики должно обеспечить под воздействием государственного регулирования сближение платежеспособного спроса населения на продукты питания с нормой потребности в них.
В России существует два вида физиологических норм потребления пищевых продуктов: минимальная, заложенная в основу расчёта потребительской корзины (уровня прожиточного минимума) и рациональная, разработанная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отвечающая современным требованиям здорового питания. Существует также норма потребления, установленная Всемирной организацией здравоохранения и принятая в мировом сообществе.
Исходя из фактического и нормативного потребления основных продуктов питания на душу населения, уровень потребления молока и говядины существенно ниже рациональных норм (табл. 2). Россияне в среднем недоедают около 10 кг говядины в год.
Россия относится к числу стран, где, учитывая традиции питания, большая часть населения потребляет повышенное количество молока. В конце советского периода норма потребления молока и молочных продуктов в пересчете на молоко составляла 390 кг на человека в год. К 1990 г. в Советском Союзе были близки к этой отметке: на человека приходилось 387 кг молока в год. Это превышало аналогичный показатель США в 1,5 раза, Великобритании – на треть. В 2011 г. потребление молока на душу населения составило 247 кг в год. В ряде регионов (Республике Калмыкия, Брянской области, Республике Башкортостан, Тульской области, Чувашской Республике) наблюдается существенное сокращение потребления молока и молочных продуктов. Наименьший уровень потребления молока наблюдается в Чукотском автономном округе, Приморском и Камчатском краях.
Низкий уровень самообеспеченности молоком и говядиной явился следствием снижения объемов производства продукции скотоводства за годы рыночных преобразований. Хотя отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители в состоянии обеспечить ежегодное производство до 2 млн. т говядины, вследствие высоких издержек ее производства участники рынка вынуждены снижать поголовье крупного рогатого скота и переходить на производство более рентабельных видов мяса, структура производства которых представлена в таблице 3.
С советских времен от поголовья крупного рогатого скота осталась только половина. Поголовье свиней сократилось в 2,3 раза, овец – в 3,0 раза. Мясное животноводство мало привлекает бизнес из-за длительности производственного цикла. В результате из всего поголовья крупного рогатого скота мясное стадо не дотягивает и до двух процентов. Но даже с учетом того, что почти все скотоводство – молочное, в производстве молока рост практически отсутствует.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о наличии в стране диспропорций между стратегией рационального питания, развитием подотраслей животноводства и видовой структурой производства мяса, сохранение которых в перспективе может негативно отразиться на здоровье населения (при дальнейшем превышении потребления свинины), а также на эффективности распределения и использования финансовых ресурсов между отдельными подотраслями животноводства.
Снижение объемов производства продукции скотоводства в расчете на душу населения, уменьшение потребления молока и говядины, рост удельного веса импорта в ресурсах свидетельствуют о том, что в стране существует серьезная проблема продовольственной безопасности. За пределами критериев продовольственной безопасности по мясным продуктам находятся 39 субъектов Российской Федерации с численностью населения 73,5 млн чел. При общем уровне самообеспечения молочными продуктам 80,6%, ниже рациональной нормы потребляют молока и молокопродуктов три четверти населения страны.
По подсчетам ученых-экономистов, медиков, диетологов суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (в 1990 г. – 2590 ккал). В США и ЕС уровень калорийности питания составляет 3500-3600 ккал [6]. По международной классификации ФАО (Всемирной продовольственной организации) [5], питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий, т.е. население Российской Федерации не обеспечено нормальным уровнем питания.
Пищевая ценность потребляемого россиянами продовольствия по сравнению с дореформенным периодом снизилась почти на четверть. И в ближайшие 5–7 лет, вероятнее всего, дореформенный уровень потребления мясо- и молокопродуктов достигнут не будет.
Исходя из реалий современного состояния животноводства рациональные нормы потребления с 2010 г. претерпели изменения – на 10–15% сократился удельный вес говядины и свинины в структуре норм потребления при одновременном росте доли мяса птицы (более чем в 2 раза). Рекомендации по снижению среднегодового потребления мяса на 10 кг вряд ли являются оправданными ввиду того, что большая часть населения страны проживает в суровых климатических условиях и для поддержания здоровья организму требуется большее количество питательных веществ и высококалорийной пищи.
Кроме того, нормы питания человека – это не только физиологическая, но и социально-экономическая категория, поэтому необходимо еще раз обратить внимание на то, что структура потребления пищевых продуктов тесно связана с зональными системами земледелия, экономическим районированием и международным разделением труда. В современных условиях для стран, придерживающихся принципов открытой экономики и свободы торговли, игнорирование этих подходов недопустимо. Еще в конце ХVII века в рамках идеи «свободы торговли» А. Смит [11] доказал, что использование природных и абсолютных преимуществ обеспечивает рост государственного благосостояния. Для России в контексте поставленной проблемы таким преимуществом являются огромные площади естественных и улучшенных сенокосов и пастбищ, которые наиболее продуктивно и в интересах граждан могут использоваться, прежде всего, для производства говядины и баранины.
Процесс сокращения потребления говядины за счёт увеличения потребления мяса птицы и свинины характерен для многих стран мира (рис. 1). Но если в развитых странах это главным образом обусловлено ценностью мяса птицы, как диетического продукта, то для России, как страны с более низким уровнем жизни, определяющую роль играют относительно невысокие цены на мясо птицы по сравнению с говядиной. Так, в 2011 г. по сравнению с 2000 г. потребительские цены на говядину выросли в 4,4 раза, на свинину – в 3,6 раза, в то время как на мясо птицы – в 2,5 раза (табл. 4).
Учитывая недостаточный уровень потребления населением страны мяса всех видов, возникает вопрос обеспечения внутреннего производства мяса в объеме, отвечающем требованиям рациональных норм потребления, за счет мяса птицы. Однако следует помнить, что исторически определяющее место в мясном балансе России принадлежит говядине, заменить которую другими видами мяса невозможно. По своему химическому составу, структуре и свойствам говядина наиболее полно отвечает потребностям человеческого организма. Чтобы выйти на показатели самообеспеченности мясными продуктами в соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности, необходимо наращивать производство всех видов мяса.
Основополагающими причинами серьезных потерь в производстве мяса крупного рогатого скота и молока послужили:
- не прекращающаяся тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, особенно в регионах, имеющих потенциальные природные и экономические условия развития скотоводства;
- непропорциональная система цен в межотраслевых отношениях между сферами АПК на продукцию скотоводства (табл. 5), которая свидетельствует об извлечении сферой обращения из сельского хозяйства значительной доли прибавочного продукта, а также внутриотраслевые диспропорции;
- проблема ограниченности кормовой базы для животноводства при наличии огромных площадей неиспользуемых естественных кормовых угодий (за 1990–2011 гг. посевные площади кормовых культур сократились в 2,5 раза, общее количество грубых и сочных кормов снизилось в 4 раза);
- отсутствие полнорационных кормов, способных обеспечить реализацию имеющегося и без того низкого потенциала продуктивности животных (наибольший расход кормов на производство продукции скотоводства наблюдается в регионах с продуктивностью скота ниже среднероссийского уровня).
Решение оптимизационной задачи территориального размещения поголовья крупного рогатого скота по построенной экономико-математической модели [16] и разработка вариантов прогнозов [17] (табл. 6, табл. 7) показали, что для дальнейшего развития скотоводства потребуется его структурная перестройка, соответствующая условиям спроса на внутреннем и внешнем рынках молока и мяса крупного рогатого скота. Необходима переориентация развития скотоводства Российской Федерации на формирование специализированных зон по производству молока и говядины преимущественно в тех регионах, где они дешевле и более качественны. Это имело место в дореформенный период в России и широко практикуется в экономически развитых странах.


Совершенствование территориально-отраслевого разделения труда в скотоводстве позволит минимизировать потери, вызываемые членством России в ВТО, формированием Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией, а также отменой квот на производство молока в ЕС к 2015 г., что подтверждается результатами исследований [18]. Оптимальное размещение поголовья обеспечит снижение себестоимости производства и реализации молока в среднем по стране на 8,2%, в мясном скотоводстве – на 16,0%. Столь существенное повышение экономической эффективности производства и реализации животноводческой продукции будет достигнуто за счёт оптимизации кормовых рационов, формирования специализированных зон производства молока и мяса крупного рогатого скота и оптимальных потоков транспортировки животноводческой продукции.
Только за счет структурных изменений в скотоводстве при средневероятном прогнозе возможен рост уровня удовлетворения минимальных потребностей в молоке за счет собственного производства с 69,7% в 2011 г. до 85,9% к 2020 г., по говядине – с 45,8% до 53,3% (табл. 8).
Однако к 2020 г. достичь полного удовлетворения минимальных потребностей в молоке и рациональных потребностей в мясе крупного рогатого скота за счет собственного производства едва ли удастся, особенно по говядине. С целью дальнейшего наращивания объемов производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции скотоводства, увеличения объемов потребления молока и говядины населением России необходимо наряду с увеличением объемов производства и реализации продукции скотоводства в зонах с наиболее благоприятными природно-экономическими условиями:
- повысить инновационную активность и инвестиционную привлекательность скотоводства;
- обеспечить развитие кормовой базы на основе технического переоснащения предприятий перерабатывающей и комбикормовой промышленностей и использования имеющихся в стране значительных ресурсов пастбищного скотоводства;
- повысить генетический потенциал отечественной племенной базы мясного скотоводства;
- обеспечить развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков молока и говядины;
- развивать кооперацию и интеграционные связи в сфере производства, реализации, торговли продукцией скотоводства;
- обеспечить развитие кадрового потенциала и информационного обеспечения;
- регулировать рынки молока и говядины путем разработки и внедрения системы мониторинга происхождения продукции, оценки качества молока и говядины, а также применения мер таможенно-тарифного регулирования с учетом достигнутых договоренностей с ВТО.
Таким образом, в целях увеличения потребления наиболее ценной в пищевом отношении продукции животного происхождения российское животноводство должно основываться на тенденции улучшения социально-экономического положения населения страны. В противном случае реализация требований Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и достижение целей государственной политики в области здорового питания населения представляются едва ли достижимыми.
Список литературы
1. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 5. – ст. 502.
3. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
4. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2012. – 573 с.
5. ФАО. FAOSTAT [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://faostat.fao.org.
6. Минсельхоз обещает продовольственную безопасность миру, забыв о России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.2020snn.ru/articles.php?article_id=222.
7. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2011: Стат.сб./Росстат. – M., 2011. – 446 c.
8. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Былое и думы мясного скотоводства в России // Аграрное обозрение. – 2011. – № 6 (28) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. agroobzor.ru.
10. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах: Федеральный закон от 08.12.2010 № 332-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Ось-89. Библиотека (Элит-класс), 1997. – 256 с.
12. Официальный сайт американского института Food and Agriculture Policy Research Institute (FAPRI) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fapri.org/.
13. Аналитика мясного рынка России в 2011 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://meatinfo.ru.
14. Яшина М. Л. Эффективность развития скотоводства в регионах России // Научное обозрение. – 2012. – № 4. – С. 308-315.
15. Яшина М. Л. Углубление территориально-отраслевого разделения труда в скотоводстве Российской Федерации. – М.: Издательство ИП Насирддинова В. В., 2012. – 311 с.
16. Солнцева О. В., Яшина М. Л. Методические рекомендации к территориальному размещению скотоводства Российской Федерации на основе экономико-математического моделирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2013. – № 2. – С. 7-13.
17. Яшина М. Л., Солнцева О. В. Прогнозирование продуктивности крупного рогатого скота и объемов производства продукции скотоводства на основе комбинации методов экстраполяции и экономико-математического моделирования // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 3. – С. 246-251.
18. Яшина М. Л. Россия и ВТО: снижение рисков в скотоводстве на основе углубления территориально-отраслевого разделения труда // Экономические исследования [Электронный ресурс]: Научный интернет-журнал. – 2012. – № 4. – Режим доступа: http://erce.ru.