Легкая промышленность любого государства является одним из важных направлений в области государственной политики и стратегического развития страны. Легкопромшленный сектор производства РФ представлен текстильным производством, швейным, а также меховым и кожевенным производством. Он взаимосвязан с широким спектром различных отраслей производства и сфер деятельности государства, таких как военная промышленность, химическое производство, машиностроение, торговая деятельность и т. д.
Легкая промышленность в РФ играет значимую роль в поддержании экономической стабильности государства, совершенствовании состояния показателей экономического роста, уровня жизни населения и обеспеченности его необходимыми товарами и продукцией.
Политические волнения, происходящие в течение последних двух лет, на мировой арене оказали существенное влияние на состояние различных сфер экономической деятельности и интересов нашей страны, в том числе и на промышленный сектор в целом. Таким образом, лёгкая промышленность РФ сегодня переживает ряд существенных качественных изменений, связанных, прежде всего, с применением относительно экономики нашей страны санкций со стороны США и стран ЕС. На сегодняшний день российская легкая промышленность испытывает массу серьезных проблем, оказывающих существенное влияние на ее деятельность, а также на общую экономическую ситуацию, сложившуюся в отрасли. К таким проблемам можно отнести следующие: нелегальный импорт товаров, использование устаревшего оборудования и не передовых технологий, практически полное отсутствие отечественного сырья и материалов, недостаток бюджетного финансирования НИОКР в области легкой промышленности т.д.
В структуре предприятий легкой промышленности РФ четко прослеживается значительное преобладание организаций, занятых в сфере текстильного и швейного производства, продукция которых составляет около 80% от общего объема выпуска предприятиями данной отрасли. Таким образом, на кожевенное производство приходится около 20% выпуска готовой продукции [2]. Наглядно ситуация, сложившаяся в течение трёх последних лет в отрасли, представлена на рисунке 1.
Также стоит отметить, что значительная часть импорта товаров легкой промышленности поступает в РФ из стран дальнего зарубежья: США, Европы, Англии, Италии и др. По данным Федеральной Таможенной Службы РФ только в период с января по сентябрь 2017 года в Россию из перечисленных выше стран поступило сырья и готовой текстильной и обувной продукции на сумму свыше 9700 млн. долл. В то же время, значительно меньшее количество этих видов сырья и товаров за аналогичный период поступило из стран СНГ – на общую сумму около 1309 млн. долл. Подобная тенденция, сложившаяся в сфере торговли между РФ и ее зарубежными партнерами, имеет весьма негативные последствия для экономики нашей страны. Так, по мнению ряда экспертов, столь высокие объемы импорта ведут к потере около 1,1% ВВП России.
Что же касается экспорта, то здесь сложилась иная ситуация. За тот же исследуемый период (январь-сентябрь 2017 г.) большая часть экспортируемых Россией товаров приходится на страны СНГ – 608,5 млн. долл., а объемы экспортируемых в страны дальнего зарубежья товаров значительно меньше – 385, 9 млн. долл. Объемы экспорта в РФ по сравнению с импортом весьма низкие и импорт товаров из стран дальнего зарубежья определенно превалирует [4]. Для наглядности данные о текущей ситуации, сложившейся в области импорта и экспорта легкопромышленного сырья и готовой продукции, представлены на рисунке 2.
По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ в течение трех последних лет в легкопромышленном секторе наблюдается увеличение доли инновационных товаров, производимых отечественными предприятиями, в особенности, в области швейного и текстильного производств. В период с 2014 по 2016 гг. объемы внедренных и технологически измененных товаров текстильного и швейного производств в среднем увеличились на 36,01%, а кожевенного и обувного производства, наоборот, сократились на 16,21% [3]. Описанная тенденция представлена на рисунке 3. Превышение доли инновационных товаров в текстильной промышленности над кожевенным производством обуславливается большими объемами производства, а также повышенным спросом на текстильную продукцию на рынке.
Производство высокотехнологичных тканей и волокон в РФ на сегодняшний день имеет важное значение для развития легкопромышленного производства. Но для активного развития данного направления необходима сильная сырьевая база, которой недостаточно, ввиду и экспорта сырья за рубеж и малого количества предприятий, занимающихся его производством.
Основным поставщиком сырья для легкой промышленности является сельское хозяйство. Ввиду неравномерного распределения, не в полной мере используются потенциальные возможности агропромышленного комплекса РФ в области производства натуральных волокон. Большая часть предприятий, занимающихся выращиванием льна, например, расположена, преимущественно, только в Центральной и Северо-Западной частях России. В то же время, Россия является лидером по выращиванию льна, но значительно отстает от Китая и США в части хлопчатника, который очень широко используется в текстильном производстве.
Что же касается пушнины, шерстяных волокон и кожи, то здесь ситуация обстоит лучше. Россия богата данным видом сырья, что позволяет снижать долю его импорта. Но здесь остро стоит проблема, связанная с обработкой этого сырья и производством конечного продукта, так как подкладочные и стелечные материалы, нитки, фурнитура и прочее для обувной промышленности, к примеру, не производятся в необходимом количестве и качестве в России.
Из всего вышеперечисленного можно сделать ввод, что с каждым годом в отрасли наблюдается увеличение объемов выпуска продукции предприятиями легкой промышленности, как в области швейного и текстильного производства, так и в области кожевенного производства. Это означает, что предприятия рассматриваемой отрасли обладают существенным потенциалом для наращивания производственных возможностей и своего развития. В то же время, существует проблема значительного преобладания импортных товаров на полках российских магазинов, а также проблема недостаточной оснащенности предприятий легкопромышленного сектора сырьем и новыми технологиями производства.
Таким образом, в условиях существующих проблем, сложившихся в отрасли, потенциальный рост показателей деятельности отраслевых предприятий должен быть обеспечен не только усилиями самих этих предприятий, но и за счет специальных государственных программам, предназначенных для их поддержки и развития.
В мае 2015 г. Минпромторг РФ разработал «Концепцию развития легкой промышленности» до конца 2025 года, поставив основными целями данной стратегии следующие [4]:
1) увеличение объемов производства легкой промышленности и доли производимой сектором продукции в составе ВВП с 0,9% до 1,5% за счет применения политики импортозамещения, развития внутреннего спроса и реализации экспортного потенциала;
2) обеспечение стратегически значимых отраслей отечественной высокотехнологичной текстильной продукцией;
3) сохранение и поддержку занятости в отрасли путем создания рабочих мест с высокой производительностью труда и частичного перемещения рабочей силы из низко производительных сегментов.
Для достижения результатов данной стратегии развития Правительством РФ были разработаны следующие основные направления поддержки легкой промышленности страны:
1) субсидирование организаций лёгкой и текстильной промышленности по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам;
2) упрощение доступа предприятий лёгкой промышленности к получению кредитных средств на льготных условиях;
3) продвижение продукции лёгкой промышленности отечественного производства на участие в конкурсных мероприятиях государственных закупок РФ;
4) субсидирование НИОКР и инноваций в легкой промышленности;
5) проведение ежегодных оптовых ярмарок товаров и оборудования легкой промышленности.
Крупные предприятия легкопромышленного производства РФ получают поддержку от государства по различным программам, разработанным Минпромторгом РФ. К наиболее известным из них можно отнести: программу «Специальный инвестиционный контракт (СПИК)», позволяющую производителям поставлять продукцию для государственного заказа вне конкурса, а также снизить налоговую ставку региональных налогов до 0%.
АО «Российский экспортный центр» осуществляет поддержку российских предприятий, занятых во внешнеэкономической деятельности и оказывает им помощь в упрощении экспортных процедур, в страховании этих процедур от рисков (политических, экономических), а также в развитии инфраструктуры экспорта.
В РФ государственная поддержка оказывается не только крупным отраслевым предприятиям, но и, по большей части, средним и малым. Для поддержки последних перечисленных в РФ функционируют: «Фонд развития промышленности» (ФРП), образованный в 2014 году по инициативе Минпромторга РФ. Фонд оказывает поддержку средним и малым предприятиям легкой промышленности в области создания льготных условий финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов отрасли. Таким образом, ФРП своей деятельность оказывает положительное влияние на процесс модернизации российского легкопромышленного сектора в целом.
«Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» ( «Корпорация СМП») предлагает предприятиям поддержку в рамках «Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства». Корпорация позволяет предприятиям получать льготный кредит на пополнение оборотного капитала, запуск новых проектов, а также на рефинансирование уже имеющихся у предприятия кредитов.
«Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» оказывает предприятиям легкой промышленности РФ в области НИОКР. Программы Фонда нацелены, прежде всего, на поддержку высокотехнологичных секторов экономики, а также инновационных стартапов на ранних этапах. Также стоит отметить, что Фонд активно содействует поддержке международного сотрудничества в разрезе экспортно-ориентированного производства [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день легкая промышленность РФ является стратегически значимым сектором экономической деятельности страны. В связи с этим фактом, предприятиям, занятым в данной отрасли оказываются различные меры государственной финансовой и нефинансовой поддержки. Несмотря на большое количество существующих фондов и организаций, оказывающих помощь предприятиям легкопромышленного сектора на различных этапах их деятельности, многие ключевые проблемы отрасли сегодня остаются нерешенными. К таким проблемам относятся: недостаточность сырьевой базы и отсутствие квалифицированных кадров, способных эффективно работать на предприятиях отрасли.
Исходя из вышесказанного, следует, что на сегодняшний день существует необходимость комплексного подхода к решению сложившихся проблем не только в легкой промышленности, но также и во всех других отраслях, обеспечивающих её различными видами сырья и ресурсов, которых так не хватает для совершенствования деятельности предприятий легкой промышленности РФ и выходу их на сильные конкурентные позиции на мировом и отечественном рынках.
Список литературы
1. Меры государственной поддержки легкой промышленности // Инновационный центр текстильной и легкой промышленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inpctlp.ru/ Меры_поддержки_документы.pdf (дата обращения: 18.11.2017 г.).
2. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2017. – 511 с.
3. Система показателей Росстата для статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/# (дата обращения 19.11.2017 г.).
4. Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_razvitiya_legkoy_promyshlennosti_rossii_na_period_do_202... (дата обращения 18.11.217 г.).
5. Товарная структура импорта и экспорта Российской Федерации со всеми странами Январь-Сентябрь 2017 г. // Федеральная Таможенная Служба: Текущие материалы таможенной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=24932&Itemid=1978 (дата обращения 19.11.2017 г.).