В настоящее время туризм является массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Его устойчивому развитию способствует укрепление политических, экономических и культурных связей между государствами и народами мира. Туризм в России – это развивающийся комплекс. Политика государства в области туризма должна быть направлена на создание благоприятных условий для успешного развития туристской отрасли.
Развитие туристско-рекреационного комплекса ведет к прогрессивным социальным преобразованиям, к повышению экономической эффективности и более рациональному использованию ресурсного потенциала региона.
В современных российских условиях туристский бизнес сопряжен с разными видами рисков, которые связаны между собой и представляют целостную систему. Риски различаются причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но их объединяет одно – негативные последствия, которые наступают после их возникновения.
В этих условиях появилась объективная необходимость анализа методологических основ управления и развития внутреннего туристского рынка в условиях риска и неопределенности, предпосылок и факторов, обусловливающих ее дальнейший рост.
В настоящее время, для решения проблем управления и развития регионального туризма разрабатываются программы и внедряются новые механизмы и методы управления.
Необходимость исследования и совершенствования методологических основ управления внутреннего туристского рынка в условиях риска и неопределенности обуславливает своевременность и актуальность предлагаемого научного исследования.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма сыграли труды А.Ю. Александрова, З.М. Горбылева, М.Б. Биржакова и т.д. Однако в силу сложности и многозначности проблемы управления внутренним туристским рынком в условиях риска и неопределенности, многие вопросы еще не получили достаточно глубокой теоретической и методической разработки, что предопределило цель и задачи научного исследования.
Туризм – это стабильно развивающий сектор экономики, который взаимодействуя со всеми отраслями экономического комплекса, выступает как катализатор социально-экономического преобразования. Туристский рынок представляет собой систему социально-экономических отношений, связывающих производителей и потребителей туристских услуг. Туристская индустрия – это совокупность предприятий и организаций, осуществляющих туристскую деятельность. Для получения максимальной выгоды от развития туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является стратегическим направлением социально-экономической политики государства.
При организации и функционировании туристского рынка большое значение имеет сложившаяся в стране социально-политическая ситуация и уровень развития экономики. Каждое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. На рисунке 1 представлена динамика оказания платных услуг размещения туристов в Российской Федерации за 2010-2013 гг.
Экономическая эффективность туризма означает получение прибыли от организации туристской деятельности в масштабах государства. Внутренний туризм это хозяйственная деятельность предприятий туристского бизнеса, которые предоставляют туристские услуги только внутренним туристам. Он привязан к регионам [1]. Развитие регионального туризма способствует:
- увеличению рабочих мест;
- динамичному развитию туризма с другими отраслями;
- социально-экономическому развитию;
- повышению интереса к местной культуре;
- пополнению регионального бюджета.
Специфика организации и особенности развития туристского рынка оказывают большое влияние на экономическое развитие страны. Это обусловлено тем, что туризм выполняет ряд стратегических функций:
- является источником валютных поступлений;
- расширяет и развивает отрасли экономики обслуживающие туризм;
- способствует к развитию экономической инфраструктуры;
- приводит к росту доходов населения, с ростом занятости в сфере туризма.
Туристская рекреация, подвержена влиянию различных внешних и внутренних факторов. Анализ и классификация этих факторов требует применения комплексного системного подхода. Наблюдения и экспертные оценки современного состояния туристской деятельности показывают, что развитие внутреннего туризма способствует консолидации национальных сил для достижения стратегических целей государства. Для этого необходимо внедрить новые модели управления и хозяйствования; эффективно использовать людские и природные ресурсы; разработать новые формы сотрудничества в сфере туристского бизнеса.
С учетом вышеизложенного, в условиях рыночных отношений, туристский сектор должен развиваться в гармоничной увязке с другими секторами хозяйственной деятельности. Такой подход сбалансирует национальную экономику и даст возможность конкретнее выявить острые проблемы туристской инфраструктуры. Необходимо учесть, что, грамотное управление туристским рынком требует глубокого понимания отраслевых характеристик и проблем всей экономики в целом. Основной движущей силой туристского развития являются социально-экономические выгоды.
Каждый регион Российской Федерации имеет свой туристско-рекреационный комплекс. Взаимодействуя с другими регионами, он образует единое экономическое пространство. В таблице 1 представлены текущие показатели оценки эффективности управления туристской отраслью в регионах.
Региональная экономика туризма – это одна из важнейших отраслей экономических знаний в туристическом бизнесе [4]. Главные задачи региональной экономики туризма:
- научное обоснование экономики регионального туризма;
- комплексный анализ ресурсного потенциала конкретного региона;
- выработка направлений развития туризма с целью улучшения социально-экономического положения региона;
- исследование производственных и социальных связей с другими регионами в сфере туризма;
- выработка принципов устойчивого развития сферы туризма в регионе;
- выработка принципов производственной интеграции туристских региональных продуктов.
Изучение регионального туризма начинается с исследования экономического развития региона. Туристско-рекреационная система России, несмотря на огромный потенциал, на мировом туристском рынке обозначена как зона повышенного риска.
С развитием рыночных отношений предпринимательская деятельность часто сталкивается с условиями риска и неопределенности. Изменения как внешней, так и внутренней среды прямым образом влияют на экономико-хозяйственную деятельность турфирм. В этих условиях предприниматель должен предвидеть риск и стремиться снизить его до возможно низкого уровня.
В современных российских условиях туристский бизнес сопряжен с разными видами рисков, которые связаны между собой и представляют целостную систему. Функционирование туристского рынка в условиях риска и неопределенности требует выполнения следующих задач:
- выявление причин и обстоятельств возникновения риска;
- выработка эффективного механизма управления сферой туризма в условиях риска и неопределенности;
- принятие управленческих решений на преодоление негативных последствий вызванных риском.
Риск в туризме – понятие «широкое», которому подвергаются не только туристы. Туристические фирмы, даже самые крупные компании, склоны к разным финансовым рискам. Их затрагивает также проблема сезонности.
Существуют множество видов рисков, которые оказывают влияние на деятельность и результативность туристских компаний. Многие из них связаны со сложившейся обстановкой в местах отдыха. Риск в туризме можно избежать, если ответственно относиться к этой проблеме, и правильно оценить его.
Раскрытие и уточнение методологических основ управления внутренним туристским рынком в условиях риска и неопределенности имеют стратегическое значение для дальнейшего социально-экономического развития региона.
Методологические основы представляют собой совокупность функций и методов управления, направленных на достижение поставленных целей. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления представляет собой действенный механизм с совокупностью инструментов воздействия [5].
Туризм представляет собой специфическую форму взаимодействия людей, которая требует применения эффективного механизма управления. Туристская индустрия включает в себя множество туристских предприятий, призванных обеспечить конкурентоспособность отечественного туристского рынка. С точки зрения менеджмента туризма они должны образовать единую систему управления, хотя возможно их интересы на туристском рынке могут и не совпадать.
Туризм – сложная организационная структура, которой нужен эффективный механизм управления. Управление туризмом – это сложная система взаимозависимых дисциплин, ценностей и методов, развиваемых для преодоления различных по своей величине и степени воздействия проблем, сложностей и неопределенностей, которые присущи туристской деятельности [2].
В настоящее время главными элементами управления являются: видение ситуации, честность, справедливость, социальные и моральные ценности.
Управление – это деятельность, которая напрямую связана с личностными качествами менеджеров. Эффективность управления зависит от правильного и своевременного выбора научно-обоснованных, управленческих методов. Управление туристской структурой предусматривает выполнение следующих задач:
- оптимальное распределение организационных функций между всеми участниками туристского взаимодействия:
- распределение прав и ответственности между отдельными сегментами туристского рынка;
- создание эффективного механизма управления устойчивым развитием туристской деятельности.
Эффективность управленческого механизма в туризме зависит от правильного выбора и применения функций управления. Совокупность управленческих функций в сфере регионального туризма составляют следующие категории:
- функции, вытекающие из специфики туристского рынка;
- функции распределения обязанностей по обслуживанию туристов;
- функции оценки развития индустрии туризма в регионе;
- функции взаимодействия государственных структур по развитию туристско-рекреационного комплекса региона;
- функции правового обеспечения.
Правильное использование функций управления приведет к решению следующих задач:
- рациональному использованию ресурсного потенциала региона;
- успешному протеканию всех интеграционных процессов в сфере туризма;
- минимизацию рисковых ситуаций.
Обоснуем и уточним ряд мероприятий, направленных на совершенствование методических основ повышения эффективности управления сферой туризма [3]:
1. Совершенствование нормативно-правовой регламентации туристской деятельности.
Для этого нужно использовать следующие методы:
- внедрение единых стандартов ведения документации в туристском бизнесе;
- развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма;
- упрощение визовых формальностей для иностранных туристов;
- создание государственных программ для постоянного повышения квалификации работников туристских предприятий;
- разработка стратегий и концепций развития туристской отрасли.
2. Формирование благоприятного имиджа страны, региона на мировом туристском рынке.
Для этого целесообразно использовать следующие методы:
- информационно-аналитическая пропаганда;
- борьба с преступностью и коррупцией в сфере туризма;
- создание благоприятного инвестиционного климата в туристской сфере;
- реклама национального туристского продукта;
- заключение международных договоров в сфере развития туризма.
3. Совершенствование экономического механизма туристской индустрии.
Для этого необходимо:
- внедрение механизмов экономической ответственности туроператоров перед туристами;
- повышение качества предоставляемых услуг за счет дополнительного финансирования;
- использование историко-культурного наследия в качестве важнейшего ресурса экономического развития региона.
4. Разработка модели устойчивого развития внутреннего туристского рынка в условиях риска и неопределенности.
Для этого нужно использовать следующие методы:
- анализ ресурсного потенциала региона для развития туризма;
- комплексная оценка всех факторов оказывающих влияние на развитие туризма;
- реализация мероприятий по формированию интегрированной системы управления сферой туризма с использованием принципов планирования;
- интеграция туризма в экономику региона, для эффективного использования ресурсного потенциала.
5. Создание благоприятной экологической атмосферы.
Для этого необходимо:
- совершенствовать политику по защите окружающей среды;
- создать целевые программы по охране и реставрации исторических памятников.
Основное воздействие на развитие туристско-рекреационного комплекса оказывает государственный аппарат. Для успешной организации системы управления сферой туризма необходимо:
- изучить современное состояние туристского рынка и специфику туристского продукта;
- оценить роль туризма для экономики страны и его воздействие на другие отрасли народного хозяйства;
- изучить и обобщить современные методы, используемые в мировой практике;
- оценить возможность использования мирового опыта в сфере организации управления туризмом в России.
Формирование устойчивой модели управления туристской индустрии требуют одновременного решения задач и догоняющего, и опережающего развития.
Необходимо разработать инновационный механизм развития региональной экономики, формировать новую модель социального развития на основе сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и конкурентоспособности. Инновационный механизм экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и расширения возможностей бизнеса по работе на открытых рынках в условиях жесткой конкуренции.
На основе проведенного исследования можно построить модель формирования государственной политики развития туризма (рис.2).
Анализ региональной специфики развития туризма предусматривает совершенствование программно-целевого подхода к управлению туристским комплексом. Для этого необходимо совершенствование ряда стратегических направлений:
- институциональная поддержка туристской сферы;
- инвестиционная поддержка развития туристской отрасли региона;
- инфраструктурная поддержка туристско-рекреационной зоны;
- усиление кадрового обеспечения управленческой деятельности в туризме;
- активизация научно-исследовательской работы в туристско-рекреационной сфере;
- обеспечение безопасности туристско-рекреационных объектов;
- повышение привлекательности туристско-рекреационной зоны.
Реализация мероприятий позволит создать эффективную систему государственного регулирования и стимулирования развития туристской рекреации в регионах.
Анализируя мероприятия, направленные на совершенствование методических основ развития и управления сферой туризма, следует иметь в виду что туризм создает дополнительные рабочие места; ускоряет развитие других отраслей экономики; способствует увеличение регионального бюджета; поддерживает высокий уровень жизни населения; улучшает имидж региона как экономически развитой территории; сохраняет и развивает культурный потенциал региона.
В регионах Российской Федерации предпринимаются меры по концентрации сил на развитие туризма, что означает успешное развитие местной экономики. Однако методов воздействия региональных органов в данном направлении явно недостаточно. Необходимо проработать методические основы политики туристско-рекреационного комплекса, а именно привлечение средств населения; амортизационная политика; политика стимулирования использования прибыли предприятий на инвестиционные цели; политика по развитию рынка ценных бумаг; политика по развитию рынка страховых услуг; политика по развитию рынка лизинговой деятельности.
В целом изложенные в работе методологические основы управления туристским рынком должны способствовать формированию и развитию туристского рынка, отвечающего закономерностям и требованиям современной рыночной экономики и особенностям конкретного региона. Решение этих проблем возможно только при наличии научно-обоснованной методической базы создания эффективно функционирующей организационной структуры управления и оценки эффективности управления сферой туризма в условиях риска и неопределенности.
Список литературы
1. Развитие туризма в Российской Федерации: Федеральная целевая программа (1996-2005 гг.). Утв. Пост. Правительства РФ от 26.02.96. – № 177.
2. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях. – М.: КНОРУС, 2007.
3. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.: Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. – № 954.
4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
5. Богданов Е. И., Боголюбов B. C. Методологические аспекты измерения эффективности туризма как отрасли экономики. Труды Академии туризма: Сб. научных трудов. – Выпуск 4. – СПб.: Невский Фонд. – 2002.