В России, в связи с международной напряженностью и сложностью внешнеэкономических отношений, важно сохранять баланс внутри государства. В связи с этим проблема обеспечения определенного уровня заработной платы и доходов населения является наиболее актуальной для экономики страны. Уровень средней заработной платы, наравне с ВВП, показателями внешнеэкономической деятельности, состоянием бюджета государства, качества жизни и благосостояния граждан, является показателем характеризующим благосостояние не только граждан, но и всей страны в целом. Заработная плата – плата работнику за труд, в зависимости от сложности, профессиональной подготовки и квалификации, с учетом стимулирующих выплат и компенсаций. Среднемесячная заработная плата, весьма относительное понятие, однако, это показатель является важным параметром, который используют в расчетах. Средняя зарплата рассчитывается как среднее арифметическое в пределах ограниченного объема: государства, территорий, города или предприятия [1].
За последнее десятилетие экономика России пережила два кризиса –финансовый 2008-2009 гг. и экономический 2014-2015 гг., что не могло не отразиться на динамике оплаты труда, которая сохранилась положительной, однако ее темпы роста значительно снизились: 107% в 2017 г. против 128% в 2007 г. (рис. 1). Основными причинами внутриэкономических проблем в России стали снижение цен на нефть и падение курса рубля, что на фоне нестабильной экономической ситуацией в связи с финансовыми санкциями и другими структурными проблемы, отрицательно повлияло на рынок труда и спрос на рабочую силу.
При сопоставлении уровня заработной платы в России необходимо учитывать региональные различия, которые связаны как с отраслевой спецификой экономики субъектов РФ, так и с природно-климатическими условиями жизнедеятельности и соответственно с разной стоимостью жизни в регионах. Самый высокий уровень средней заработной платы в 2018 году наблюдался в Чукотском АО – 98 374 руб., что в 4 раза больше, чем в регионе с самой низкой оплатой труда – республике Дагестан. Москва занимает четвертое место по уровню заработной платы в 2018 г., Санкт–Петербург – десятое место. В Курской области среднемесячная зарплата в 2018 году составила 29 914 руб. и это 59 место среди всех субъектов РФ. Средняя заработная плата по России составила 43445 руб. (табл. 1).
Значительное региональное неравенство вызвано, прежде всего, структурой экономики и связанными с ней межотраслевыми различиями в оплате труда, а также с ее уровнем на предприятиях разных форм собственности (государственные и муниципальные предприятия, предприятия негосударственной формы собственности). Регионы Центрального ФО и Дальневосточного ФО обладают самыми высокими доходами, выделяясь на общем фоне. Дифференциация в оплате труда по регионам настолько сильная, что, например, средняя заработная плата москвичей превышает среднюю зарплату некоторых развитых восточноевропейских государств, тогда во многих других, например, в регионах Северо-Кавказского ФО и многих других регионах РФ заработная плата на уровне бедных стран в мире (рис. 2).
При этом большая разница между регионами существует даже в рамках округов. Рассмотрим это на примере самого «высокооплачиваемого» округа страны – ЦФО, где уровень заработной платы за последние шесть лет вырос в 1,5 раза, достигнув уровня в 54470 руб., что свидетельствует о высокой динамике экономического развития. Однако, эти показатели определяются влиянием Москвы и Московской области. Среди других регионов ЦФО самые высокие доходы отмечаются в Калужской и Тульской областях, а в Тамбовской и Ивановской – самый низкий уровень оплаты труда. Причем, размах вариации между Москвой и наименее доходными областями составляет более 36 тыс. руб. в 2013 году, а в 2018 году разница превысила 57 тыс. руб. (табл. 2). Влияние столицы настолько высокое на средний уровень по округу, что его значение выше, чем в любой иной области (даже в Московской). Такая ситуация определяет территориальную миграцию и переток трудовых ресурсов из регионов в Москву.
Официальным показателем состояния экономики и уровня жизни в нашей стране является прожиточный минимум. Прожиточный минимум – уровень дохода индивида, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека [3]. Прожиточный минимум различается по субъектам Российской Федерации, на его величину влияет экономическая и финансовая ситуация в самом регионе и решения местных депутатов. Установлены три категории населения, которым определяют разную величину минимума: работающее население, пенсионеры и дети. На каждую категорию рассчитывается необходимый размер дохода для удовлетворения их потребностей [4].
Соотношение среднемесячной заработной платы населения ЦФО с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2013 и 2018 годы, представленное в таблице 3, позволяет сделать вывод, что среднемесячная заработная плата превышает прожиточный минимум от 2,5 до 4,5 раз. Соотношение между этими показателями в 2013 г. и 2018 г. оставалось на одном уровне (табл. 3).
Однако это не говорит о росте благосостоянии граждан в регионах округа, потому что в отличие от оплаты труда уровень прожиточного минимума в абсолютном выражении увеличился в гораздо меньшей степени. На наш взгляд, директивно установленный прожиточный минимум сильно занижен, является стандартом очень низкого уровня потребления и не удовлетворяет важнейших потребностей человека 21 века.
Одним из инструментов смягчения неравенства доходов, сокращения дифференциации регионов, борьбы с бедностью выступает законодательное регулирование минимальной заработной платы. Ее уровень должен быть достаточным для удовлетворения наиболее значимых потребностей человека, то есть выполнять воспроизводственную и стимулирующую функции. К сожалению, в нашей стране минимальный размер оплаты труда (МРОТ) крайне низок и не соответствует содержанию цены труда, а только выполняет роль показателя для расчета минимального уровня социально гарантированных выплат – пенсий, пособий, стипендий. Более того, МРОТ, как в РФ в целом, так и по регионам, до сих пор не достигает уровня прожиточного минимума, который считается границей абсолютной бедности [5].
Российские аномалии показателя средней заработной платы, наличие высокой дифференциации в ее распределении со значительной долей низкооплачиваемых работников, отставание российской производительности труда и его цены от стран с развитой рыночной экономикой с неизбежностью приводят к расслоению населения, формируя большой кластер людей живущих в бедности. Поэтому, увеличение заработной платы в стране является важнейшей задачей Правительства. Заработная плата является важнейшим макроэкономическим показателем благосостояния не только отдельной сферы или сектора экономики, но и функционирования экономики страны в целом. Россия обладает достаточным объемом ресурсов для стабилизации экономической ситуации и регулирования уровня заработной платы работников. Именно поэтому первоочередной задачей Правительства РФ должно являться регулирование уровня оплаты труда, сокращение дифференциации регионов, повышение уровня и качества жизни населения страны.
Список литературы
1. Арзамасцева В. А., Лещева М. Г. Анализ уровня заработной платы в России // Молодежь и XXI век. – 2016. – 2016. – С. 28–30.
2. Рынок труда, занятость и заработная плата / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 07.05.2019 г.).
3. Коокуева В. В. Проблемы бедности и дифференциации населения по уровню доходов в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – № 12. – С. 45–50.
4. Бикеева М. В. Бедность в России: ключевые подходы к анализу и оценке // Статистика и экономика. – 2018. – № 3. – С. 23–29.
5. Дубакова А. В., Закриев Р. И. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум: проблемы регулирования // Конкурентоспособность территорий: Материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. – 2018. – С. 33–35.