1. Что такое контрольный листок?
Контрольный листок – это форма (документ), используемая для сбора данных в режиме реального времени в том месте, где данные генерируются. Собираемые данные могут быть количественными или качественными.
2. История возникновения
Контрольный листок был включен японским союзом ученых и инженеров в состав семи статистических методов управления качеством в 1979 г.
3. Семь простых инструментов качества (7QC)
В 1979 году Союзом японских ученых и инженеров собрано воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов, которые были объединены в группу под названием «Семь простых инструментов качества». Эти семь инструментов несложны и предназначены для массового использования руководителями, специалистами и рядовыми рабочими.
К семи инструментам качества относятся (7QC):
- контрольный листок;
- контрольная диаграмма/карта;
- диаграмма причин и следствий;
- диаграмма Парето;
- гистограмма распределения показателей;
- диаграмма разброса показателей;
- стратификация (расслоение).
4. Основное назначение контрольного листка
Основное назначение контрольного листка заключается в предоставлении информации в удобном для восприятия виде. Контрольный листок позволяет распределить данные по категориям. Он показывает, как часто возникают те или иные события. Информация, которая собрана с помощью контрольного листка, является более систематизированной, чем обычный сбор данных.
5. Когда используется контрольный листок
Контрольный листок используется для регистрации опытных данных и для предварительной их систематизации. Имеются сотни разных видов контрольных листков.
6. Сбор данных и анализ с помощью контрольного листа
Контрольный листок используется в самом начале работы для сбора первичной информации об отклонениях в бизнес-процессах (несоответствия стандартов, сбои, ошибки, дефекты и т.д.). Обычно отклонения, регистрируемые в контрольном листке, измеряются по шкале «было» – «не было». Если «было», то отмечается каким-то знаком (крестик, косая черта и т.д.), если «не было», то никак не отмечается.
В результате по каждому заранее определенному показателю или фактору бизнес-процесса рассчитывается количество отклонений, что позволяет ранжировать показатели по частоте возникновения несоответствий и выбирать из них приоритетные для дальнейшего улучшения.
7. Визуальное представление
Чаще всего контрольные листки оформляются в виде таблицы или графика. На рисунке 1 приведен пример заполнения контрольного листка.
8. Правила сбора данных с помощью контрольного листка
- Необходимо установить суть изучаемой проблемы и сформулировать вопросы, которые нуждаются в разрешении.
- Необходимо разработать форму контрольного листка, позволяющую получить достоверную информацию о процессе.
- Необходимо разработать методику измерений, которая позволит получить данные, учитывая важные условия протекания процесса. Так, измерения следует осуществлять на одном виде оборудования при использовании определенной оснастки, с указанием режимов процесса, исполнителя, времени и места протекания процесса. Это позволит в дальнейшем учесть влияние этих факторов на процесс.
- Необходимо выбрать сборщика данных, который имеет информацию о процессе, не заинтересованного в ее искажении и обладающего квалификацией для получения достоверных данных.
- Необходимо провести инструктаж о методике измерений со сборщиками данных.
- Средства и методы измерений должны обеспечивать требуемую точность измерений.
- Следует выполнить аудит процесса сбора данных, оценить его результаты, откорректировать методику сбора данных (при необходимости).
9. Недостатки сбора данных с помощью контрольного листка
- недостаточная точность измерений из-за несовершенства средств или методов измерений;
- недостаточная точность измерений из-за плохой информированности сборщиков данных, их низкой квалификации или их заинтересованности в искажении результатов;
- совмещение измерений, относящихся к разным условиям протекания процесса;
- влияние процесса измерений на изучаемый процесс.
Список литературы
- Седлер М.И., Седлер М.Х. Статистические методы в управлении качеством: Учеб. пособие / Санкт-Петербургский университет, 2013. –156 с.
Продолжение публикации материалов раздела «Вопрос-ответ» в следующих номерах журнала.