Инновации выступают неотъемлемым элементом экономического развития любой страны. Тем не менее, конкурентоспособность экономики России и развитие технологических направлений невозможно обеспечить лишь за счет государственных средств, которые сегодня являются основным источником финансирования инноваций. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики: 58,6% (471,7 млрд руб.) от общего объема внутренних затрат на НИОКР приходится на бюджеты всех уровней, тогда как средства организаций предпринимательского сектора составляют всего 21,7% (102,4 млрд руб.) от общего объема всех внутренних затрат на НИОКР. Следовательно, государство по-прежнему остается основным драйвером инновационных разработок несмотря на то, что, за последние годы затраты частных предприятий увеличились. При этом объема внутренних затрат на НИОКР в процентах от ВВП в России за 2019 составил 1,03% ВВП [1, с. 469]. Оптимальным считается значение, которое больше 2. Так «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» предполагает увеличение уровня внутренних затрат на НИОКР до 2,5–3% от ВВП посредством повышения эффективности бюджетного финансирования и снижения его доли в общей структуре затрат на НИОКР за счет привлечения и аккумулирования средств частного сектора [2, с. 17]. Объем финансирования инноваций недостаточен. Поэтому необходимо стимулировать привлечение финансовых средств из частного сектора для обеспечения процесса создания и внедрения новых технологий, чем и обоснована актуальность исследования. И речь здесь идет не только о стимулировании частных организаций к увеличению затрат на НИОКР, обучение сотрудников и модернизацию основных средств. Привлекательным источником частного финансирования может стать краудфандинг. По данным Банка России, объём банковских вкладов населения или физических лиц достиг 30,665 трлн руб. к 01.01.2020 г. и за 2019 год вырос на 7,3% [3]. Это означает, что население располагает средствами, часть из которых можно использовать для финансирования перспективных инновационных проектов. Однако ситуация, связанная с пандемией коронавируса, создает сложности для привлечения этих средств в инновационный сектор. Ведь люди в кризисной ситуации сокращают потребление и начинают сберегать, а не инвестировать.
Прежде чем приступить к изучению особенностей краудфандинга, разберемся с терминологией. Краудфандинг в России еще только развивается, когда как за рубежом, в частности, США стал эффективным механизмом привлечения средств. Термин «краудфандинг» происходит от англ. слова «сrowd», которое означает «толпа», и «funding» – «финансирование». Иными словами «финансирование толпой» [4, с. 31].
Проведем анализ особенностей и приоритетов развития краудфандинга в России и определим основные проблемы в этом направлении.
Общий объем рынка краудфандинга в 2017 году в России составил 11,2 млрд руб. – рост почти в 2 раза. При этом объем рынка краудфандинга в США увеличился с 2,7 млрд. долл. США в 2012 г. до 95,9 млрд. долл. США в 2017 году. Иными словами, у этого механизма финансирования есть большие перспективы [5].
Рассмотрим применяемые в деловой практике подходы к краудфандингу и определим, какой он бывает.
Консалтинговая компания J’son&Partners Consulting выделяет следующие виды краудфандинга [6]:
- Reward crowdfunding – финансирование в обмен на подарки и другие призы.
- Equity crowdfunding – получение финансовых средств посредством передачи небольшого процента от продвигаемого бизнеса или предложения доли в вашей компании в рамках долгосрочных инвестиций.
- Debt crowdfunding – средства предоставляются в обмен на долю в будущей организации или на обещание возврата инвестиций.
Тем не менее, в рамках подхода Банка России выделяют следующие виды краудфандинга [7]:
P2P – выдача займов физическому лицу физическим лицом.
P2B – выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом.
B2B – выдача займов юридическому лицу / индивидуальному предпринимателю юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Краудинвестинг – привлечение финансирования юридическим лицом в обмен на долю в уставном капитале, конвертируемые займы, где инвесторами выступили в основном физические лица.
Rewards – привлечение финансирования в проекты в обмен на нефинансовое вознаграждение (почти 163 млн руб.).
Основные проблемы развития краудфандинга как механизма финансирования инновационных проектов лежат в плоскости законодательства. Именно поэтому в 2016 году Банком России была разработана концепция, которая предполагает организацию регулирования краудфандинга по 3-м основным направлениям: регулирование деятельности краудфандинговых площадок и установление требований к ним; установление требований к эмитентам ценных бумаг и заемщикам; установление требований к кредиторам и инвесторам, использующим краудфандинговую площадку [8].
По данным Банка России, объем рынка краудфандинга за 9 месяцев 2019 года сократился на 42% и составил 5,2 млрд руб. За аналогичный период 2017 года он составил 7,7 млрд руб., в 2018 году – 8,9 млрд руб.
Больше всего пострадал сегмент b2b-кредитования, который сократился на 80,5%, до 860 млн руб., а в 2018 году составлял 4,4 млрд руб., в 2017 году – 6,3 млрд руб.
Объем рынка p2p-кредитования сократился на 70%, с 268 млн до 80,6 млн руб., а крупнейший сегмент краудфандинга – p2b-кредитование, вырос с 4 млрд руб. за 9 месяцев 2018 года до 4,1 млрд руб. в 2019 году. Классический сегмент краудфандинга Rewards вырос в 2019 году с 129 млн руб. до 132 млн руб. При этом стоит отметить, что российские платформы, такие как Planeta.ru и Boomstarter.ru, эффективно можно использовать для привлечения средств в социальные проекты, проекты, связанные с культурой, искусством и образованием, но в отношении финансирования бизнес-проектов эти платформы малоэффективны. Это связано с тем, что культура краудфандинга в России только развивается и люди готовы пожертвовать средства на решение какой-то социальной проблемы, но не готовы предоставить их для организации бизнеса, который, по мнению многих, должен действовать на свой страх и риск.
Среди причин сокращения объемов сделок, связанных с краудфандингом выделяют следующие:
1) рост конкуренции со стороны банков, которые в 2019 году активно начали кредитовать малый и средний бизнес, снижая требования к отбору компаний и сократили время обработки заявок и выдачи кредитов;
2) снижение активности инвесторов, вызванной неблагоприятной общеэкономической ситуацией и падением доходов большинства инвесторов, которые стремятся использовать традиционные инструменты для инвестиций и не желают пробовать новые;
3) большое количество ненадежных заемщиков, что существенно понизило доверие к краудфандингу.
По мнению ряда экспертов, в 2020 году рынок краудфандинга должен вернуться в исходное положение и отвоевать свои позиции. В большей степени это связывают с появлением новых игроков, таких как «СберКредо» (Сбербанк), «Поток» (Альфа-банк) [9].
Несомненно, рынок краудфандинга требует дополнительных мер в области правового регулирования ¬– формирования правил игры. В 2017 году в соответствии с поручениями президента Российской Федерации Владимира Путина Банком России был разработан законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», направленный на регулирование правоотношений в области краудфандинга. В итоге 24 июня 2019 года был принят соответствующий Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом в законе сам термин «краудфандинг» не используется, но введены такие понятия, как «инвестиционная платформа», «участники инвестиционной платформы», «оператор инвестиционной платформы», «договор инвестирования», «утилитарные цифровые права». В целом этот нормативный правовой акт регулирует экономические отношения в сегментах краудлендинга и краудинвестинга. Осуществление инвестиций происходит посредством соблюдения правил инвестиционной платформы (сайта, через который предоставляются финансовые средства), которые изложены в законе (Статья 4). Так, в правилах инвестиционной платформы должны содержаться: порядок идентификации и аутентификации участников; требования к инвестиционным проектам; требования к деловой репутации лиц, привлекающих инвестиции; виды и порядок заключения договоров с использованием инвестиционной платформы; порядок и сроки передачи денежных средств; размер вознаграждения оператора; состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы и лицом, привлекающим инвестиции; порядок обмена информацией между инвесторами. При этом физические лица посредством инвестиционной платформы могут инвестировать денежные средства в течение 1 календарного года в сумме не более 600 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица могут привлекать через инвестиционные платформы не более 1 млрд руб. за 1 календарный год.
В федеральном законе приведены следующие способы вложения средств посредством краудфандинга (Статья 5):
1) путем предоставления займов;
2) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее – ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы;
3) путем приобретения утилитарных цифровых прав (право требовать передачи вещи (вещей), право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг).
В рамках действующего законодательства разработан реестр операторов инвестиционных платформ – организаций, которые могут заниматься привлечением средств с помощью краудфандинга. Организации, не входящие в этот реестр, заниматься этой деятельностью не имеют права.
Отдельно стоит изучить особенности функционирования механизма ICO (первичное размещение монет, Initial Coin Offering) – выпуск проектом токенов (криптовалюты) с целью получения в будущем вознаграждения или каких-то благ. ICO считается производной формой краудфандинга. Особенность его применения заключается в отсутствии каких-либо регулирующих органов, так как сам процесс привлечения финансовых средств, осуществляется на основе доверительных отношений и использования технологии блокчейн.
Сбор средств с помощью механизма ICO происходит посредством эмиссии проектом токенов, которая никем не регулируется. Эмиссия осуществляется с использованием специализированных площадок, таких как Etherium или Waves. Сам процесс
Такое положение вещей в свою очередь дает большую мобильность и свободу в привлечении средств, но создает и существенные риски. Ведь в случае невыполнения сторонами своих обязательств, никто не может заставить выполнить их. Как уже отмечалось, своеобразного центрального банка в данном случае не существует. Именно поэтому на заре развития рынка ICO было множество мошеннических проектов (скам-проектов – от английского слова «scam» – обман, мошенничество), суть которых заключалась не в привлечении инвесторов для разработки продукта, а в сборе средств с помощью токенов и выведении их для собственного обогащения.
Ярким примером несовершенства технологии можно считать организацию первого децентрализованного венчурного фонда DAO на базе криптовалюты Ethereum. Разработчикам с помощью ICO удалось привлечь 160 млн долл. Однако по причине технической недоработки злоумышленник сумел создать дочерний фонд и вывести через него токены на сумму примерно 60 млн долл. И таких примеров очень много, с чем отчасти и связан спад объёма собираемых средств после 2017 года.
По данным Smileexpo, за 2014 год сумма собранных средств составила 31,09 млн долл., в 2015 – 8,85 млн долл., в 2016 – рекордные 210,36 млн долл., а в 2017 году начался спад – всего было собрано 60,04 млн долл [10].
На этом этапе развития рынка большая часть ICO проводились в США (1,031 млрд долл.), Китае (452 млн долл., включая Гонконг) и России (310 млн долл.) [11].
По результатам исследования ICO Bench, за всю историю анализа рынка ICO всего было собрано примерно 27 млрд долл. и опубликовано более 5700 проектов. При этом, самым результативным месяцем для сбора средств в течение 2019 года был май – собрано более 1,2 млрд долл., за остальные месяца объем собранных средств не превышал отметку в 400 млн долл., а после октября начал резко сокращаться, достигнув в декабре значения менее 50 млн долл [12, с. 7].
По данным ICO Market Review, в 2018 году в тройку лидеров мирового рынка ICO вошли США – 696 сделок и 7,4 млрд долл., Россия – 2,4 млрд долл., Сингапур 2,2 млрд долл [13, с. 8]. Тем не менее, на рынке до сих пор достаточное количество мошенников. По имеющимся статистическим данным за 2018 год 80% всех ICO-проектов были мошенническими. Их основатели не выполнили своих обязательств. Лишь 8% проектов оказались успешными и вышли на биржу.
В целом можно выделить следующие приоритеты развития краудфандинга в России:
1) развитие законодательной базы с целью упрощения процесса организации краудфандинга и его разновидностей, в том числе, с использованием криптовалюты;
2) расширение полномочий краудфандинговых платформ и усиление контроля за их участниками;
3) увеличение прозрачности процедуры проведения ICO и создание механизма защиты прав инвесторов;
4) развитие культуры краудфандинга, способствующей лучшему пониманию механизма его функционирования.
Таким образом, в данной статье были исследованы особенности осуществления краудфандинга в России и выявлены приоритеты его развития.
Список литературы
1. Внутренние затраты на научные исследования и разработки (по Российской Федерации; по субъектам Российской Федерации; по видам экономической деятельности; по приоритетным направлениям; по социально-экономическим целям) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/jmBvxLCl/nauka_5.xlsx.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. – № 2227-р. – 135 с.
3. Средства на счетах организаций, банковские депозиты (вклады) и другие привлеченные средства юридических и физических лиц в рублях (в целом по Российской Федерации) // Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/vfs/statistics/BankSector/Borrowings/02_01_Funds_all.xlsx.
4. Джанджугазова Е. А. Инновационная экономика как пространство для развития новых идей: краудфандинг [Текст] / Е.А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2016. – Т. 3. – № 4. – 134 с.
5. Объем рынка краудфандинга в 2017 году увеличился в два раза // Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=1902.
6. Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг J’son&Partners Consulting [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding-kraudinvesting-kraud....
7. Объем рынка краудфандинга в 2017 году увеличился в два раза // Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=1902.
8. Разработана концепция регулирования краудфандинга в России // Банк России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/event/?id=712.
9. ЦБ зафиксировал резкое падение интереса россиян к краудфандингу России // РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/18/11/2019/5dcd55c19a794751a1a5c3ca.
10. Что такое ICO и станет ли оно «IPO будущего»? // Forbes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/tehnologii/344599-stanet-li-ico-ipo-budushchego.
11. Что мы знаем про прошедшие ICO и как регулировать будущие ICO // DeCenter [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://decenter.org/ru/chto-my-znaem-pro-proshedshie-ico-i-kak-regulirovat-budushchie-ico.
12. ICO Market Weekly Review // ICO Bench. – 4 February. – 2019. – № 5. – p. 7.
13. ICO Market Review // ICO Market. – 11 December. – 2018. – № 36. – p. 13.