Традиционные теоретические методы преподавания высшей школы в последнее время все чаще дополняются другими более эффективными и инновационными методами, в которых студенты получают возможность проявить лучшие свои качества. Один из этих методов – обучение на работе / обучение, совмещенное с работой / ОСР (англ. WBL – Work-based learning), является инновационным и неоднократно доказавшим свою эффективность по всему миру.
Обучение, совмещенное с работой, уже практикуется во всем мире с 80-х годов ХХ века. Автором данной статьи проведена систематизация и конкретизация ОСР, посредством изучения характеристик и определений, описанных зарубежными (табл. 1) и российскими (табл. 2) учёными.
Таблица 1 – Характеристики Work-based learning*
Определение, характеристика |
Автор |
Страна |
Work-based learning – это образовательный метод, который погружает студента на рабочее место, побуждая узнавать о рабочей среде, в которой они будут работать, и выполнять типичные задачи для компании. Метод предоставляет реальный практический опыт работы, чтобы лучше подготовить студента к сложному миру занятости – слиянию теории с практикой |
aXcelerate – revolutionary Student Management System |
Австралия (город Брисбен) |
Work-based learning – это полностью аккредитованные, согласованные модули или программы запланированного обучения в рамках работы, выполняемой поставщиками высшего образования |
David Major, University of Chester |
Великобритания (город Честер) |
Work-based learning относится ко всем формам обучения, которое происходит в реальной рабочей среде. Обучение (формальное и неформальное), оплачиваемая / неоплачиваемая стажировка и обучение без отрыва от работы являются наиболее распространенными видами WBL. Эти типы обычно, но не всегда, сочетают элементы обучения на рабочем месте с аудиторным обучением |
ILO – International Labour Organization |
Швейцария (город Женева) |
Work-based learning – это все, что касается приобретения знаний в текущей профессиональной области и обеспечения познания нового для того, чтобы улучшить результаты работы и повысить эффективность. WBL дает сотрудникам возможность учиться на работе. В результате они рассматривают организацию как место и обучения, и заработка. Это повышает уровень доверия и уважения к компании; сотрудники пытаются помочь компании расти на рынке |
iED – The Institute of Entrepreneurship Development |
Греция (город Лариса) |
Основное внимание в процессе Work-based learning уделяется приобретению знаний, навыков и компетенций, которые приобретаются при выполнении или осмыслении профессиональных задач либо на рабочем месте (например, в рамках дуального профессионального обучения), либо в учреждении профессионального образования и профессиональной подготовки (ПОО). WBL может быть частью начального образования и профессиональной подготовки во всех секторах образования или компонентом дальнейшего образования и профессиональной подготовки |
Ulrike Engel, Universität Heidelberg |
Германия (город Гейдельберг) |
* Таблица составлена автором и приведена в источнике [2]
Таблица 2 – Характеристики обучения, совмещенного с работой (ОСР)**
Определение |
Краткая характеристика |
Автор, ВУЗ |
Work Based Learning (WBL) – обучение, совмещенное с работой; инновационная модель обучения, одна из современных тенденций в высшей школе |
Данная форма обучения позволяет успешно совмещать образовательный процесс в академической среде и выполнение реальных трудовых функций на конкретном рабочем месте. При этом обучающийся проводит большее количество времени именно на предприятии, а не в аудитории (кампусе) |
Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева, С.В. Чегринцова Тверской государственный университет |
Обучение на рабочем месте (Work-Based Learning (WBL)) – это приобретение знаний, умений и компетенций посредством практического или рефлексивного обучения в профессиональном контексте |
Обучение на рабочем месте является фундаментальной основой профессионального образования. Данная практика непосредственно связана с миссией профессионального образования и обучения (ПОО) и направлена на то, чтобы помочь обучающимся приобрести знания и умения, которые им потребуются в дальнейшей трудовой жизни |
О.В. Шмурыгина, М.А. Дремина Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Концепция «Work-based learning» определяется как обучение на работе, то есть обучение «на рабочем месте» |
Данная концепция позволяет формировать профессиональные представления, а также конкретные прикладные знания и навыки у студентов, непосредственно в ходе выполнения профессиональных задач на базе организаций работодателя при непосредственном консультировании и организационно-педагогической поддержке наставников |
П.А. Бавина, И.Н. Чурилина, Е.В. Егорова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
WBL определяется как процесс обучения в университетах, направленный на освоение рабочих навыков, применяемых на оплачиваемой или неоплачиваемой работе |
Создание программы WBL будет успешным в том случае, если среди прочих будет учитываться и человеческий фактор. В этом процессе должны участвовать все заинтересованные стороны: студенты, преподаватели и работодатели. Предоставляя студенту больше свободы в выборе направлений обучения, университет следует принципу «целенаправленного обучения», что существенно повышает эффективность процесса. В некоторых случаях студенты привлекаются не только к формированию учебного плана, но и к самой процедуре оценивания |
А.Э. Анисимова Всероссийский институт научной и технической информации РАН |
** Таблица составлена автором и приведена в источнике [2]
В качестве визуализации российского и зарубежного опыта автором предложен механизм применения ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы (рис. 1).
Рисунок 1 – Механизм применения ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы
Механизм применения ОСР (рис. 1) показывает организацию образовательной программы в пропорциональном формате, а именно 75% – практическая часть обучения, 25% – теоретическая.
В центре рисунка 1 находится обучающийся, который представлен в трех последовательных ролях:
- абитуриент,
- студент,
- выпускник.
Ключевая роль в этой системе (рис. 1) именно у обучающегося, т.к. последние исследования и тенденции говорят о том, что потребители (к которым относятся и студенты) оказались сильнейшим звеном в цепочке всей мировой экономики, а современные IT-технологии позволили занять положение, которое охарактеризовано, независимым от канала взаимодействия, индивидуальным подходом [2].
Внедрение ОСР, как инновационной технологии, требует разработки её методологии: принципов, совокупности элементов ОСР, моделей организации процесса обучения, методического инструментария оценки предполагаемых результатов и пр. Автором статьи дано научно-теоретическое обоснование и предложен проект методологической рамки ОСР в высшей школе (табл. 3).
Таблица 3 – Проект методологической рамки ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы***
Наименование раздела |
Содержание раздела |
Главная цель |
|
Целевые показатели |
|
Элементы WBL |
|
Принципы |
|
Модель рамки |
|
Методический инструментарий |
|
Ожидаемые результаты реализации |
|
Мониторинг процесса реализации |
|
*** Таблица составлена автором на основе [1, 3]
Внедрение методологической рамки ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы должно быть направлено на достижение стратегических целей образовательной системы РФ: достижение уровня качества образования, удовлетворяющего потребности всех стейкхолдеров (студентов / выпускников, рынка труда, государства, работодателя), а также его соответствие требованиям ФГОС ВО.
Применение вышеуказанных инновационных методологических разработок по обучению, совмещенному с работой (ОСР), позволит готовить максимально соответствующие запросам рынка труда кадровые ресурсы. Тем самым система высшего образования Российской Федерации решит стратегическую задачу формирования квалифицированного персонала как интеллектуального ресурса, который способен обеспечить рост социально-экономического потенциала страны.
Список литературы
-
Методологической рамки work-based learning в системе высшего образования / Н. Н. Беденко, Д. И. Мамагулашвили, О. В. Скудалова [и др.] // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 4(56). – С. 113-123. – DOI 10.26456/2219-1453/2021.4.113-123. – EDN JGSUJK.
-
Мирончев, М. М. Методология внедрения WBL-технологий в системе высшего образования: [16+] / М. М. Мирончев; Тверской государственный университет. – Тверь: б.и., 2022. – 89 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=690411 (дата обращения: 12.08.2022). – Текст: электронный.
-
Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой, (WBL) в высшем образовании Великобритании / Д. Талбот, К. Костли, М. А. Дремина, В. А. Копнов // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 1. – С. 122-145. – DOI 10.17853/1994-5639-2017-1-11-38. – EDN YHZGNJ.