Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Экономические исследования – научный журнал
Публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
+7 964 912-32-46
+7 964 912-32-46
Заказать звонок
E-mail
mail@myeconomix.ru
Адрес
170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Отправить статью
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Конкурсы
Все статьи
Номера журнала
Контакты
Экономические исследования – научный журнал
Публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Конкурсы
Все статьи
Номера журнала
Контакты
    Отправить статью
    Экономические исследования – научный журнал
    О журнале
    • О журнале
    • Условия публикации
    • Редколлегия
    • Партнеры
    • Документы
    • Реквизиты
    Конкурсы
    Все статьи
    Номера журнала
    Контакты
      Отправить статью
      Экономические исследования – научный журнал
      Телефоны
      +7 964 912-32-46
      Заказать звонок
      Экономические исследования – научный журнал
      • О журнале
        • О журнале
        • О журнале
        • Условия публикации
        • Редколлегия
        • Партнеры
        • Документы
        • Реквизиты
      • Конкурсы
      • Все статьи
      • Номера журнала
      • Контакты
      Отправить статью
      • +7 964 912-32-46
        • Телефоны
        • +7 964 912-32-46
        • Заказать звонок
      • 170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      • mail@myeconomix.ru
      • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00

      Методологическая рамка обучения на рабочем месте в высшей школе

      Главная
      —
      Статьи
      —
      Управление инновациями
      —Методологическая рамка обучения на рабочем месте в высшей школе
      Управление инновациями
      22 августа 2022

      М. М. Мирончев, аспирант кафедры экономики предприятия и менеджмента Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

      Статья посвящена изучению методики обучения, совмещенного с работой (ОСР), рассмотрению метода с точки зрения реализации и внедрения в организациях и университетах. Систематизированы и конкретизированы характеристики зарубежной и российской высших школ. Предложены механизм применения ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы и проект для целей формализации научно-теоретического обоснования методологической рамки ОСР в высшей школе.

      The article is devoted to the study of the methodology of Work-based learning (WBL), consideration of the method with regard to implementation in organizations and universities. The characteristics of foreign and Russian higher schools are systematized and concretized. The mechanism of the application of the WBL in the management of an educational organization of a higher school and a project for the purpose of formalizing the scientific and theoretical substantiation of the methodological framework of the WBL in higher school are proposed.

      Ключевые слова: ОСР, обучение, совмещенное с работой, обучение на рабочем месте, обучение на основе работы, образовательная программа, высшее образование, высшая школа, WBL, Work-based learning, инновации в образовании.

      Keywords: WBL, Work-based learning, on the job training, academic programme, higher education, higher school, educational innovation.

      Традиционные теоретические методы преподавания высшей школы в последнее время все чаще дополняются другими более эффективными и инновационными методами, в которых студенты получают возможность проявить лучшие свои качества. Один из этих методов – обучение на работе / обучение, совмещенное с работой / ОСР (англ. WBL – Work-based learning), является инновационным и неоднократно доказавшим свою эффективность по всему миру.

      Обучение, совмещенное с работой, уже практикуется во всем мире с 80-х годов ХХ века. Автором данной статьи проведена систематизация и конкретизация ОСР, посредством изучения характеристик и определений, описанных зарубежными (табл. 1) и российскими (табл. 2) учёными.

      Таблица 1 – Характеристики Work-based learning*
      Определение, характеристика Автор
      Страна
      Work-based learning – это образовательный метод, который погружает студента на рабочее место, побуждая узнавать о рабочей среде, в которой они будут работать, и выполнять типичные задачи для компании. Метод предоставляет реальный практический опыт работы, чтобы лучше подготовить студента к сложному миру занятости – слиянию теории с практикой aXcelerate – revolutionary Student Management System
      Австралия (город Брисбен)
      Work-based learning – это полностью аккредитованные, согласованные модули или программы запланированного обучения в рамках работы, выполняемой поставщиками высшего образования
      David Major, University of Chester
      Великобритания (город Честер)
      Work-based learning относится ко всем формам обучения, которое происходит в реальной рабочей среде. Обучение (формальное и неформальное), оплачиваемая / неоплачиваемая стажировка и обучение без отрыва от работы являются наиболее распространенными видами WBL. Эти типы обычно, но не всегда, сочетают элементы обучения на рабочем месте с аудиторным обучением
      ILO – International Labour Organization
      Швейцария (город Женева)
      Work-based learning – это все, что касается приобретения знаний в текущей профессиональной области и обеспечения познания нового для того, чтобы улучшить результаты работы и повысить эффективность. WBL дает сотрудникам возможность учиться на работе. В результате они рассматривают организацию как место и обучения, и заработка. Это повышает уровень доверия и уважения к компании; сотрудники пытаются помочь компании расти на рынке
      iED – The Institute of Entrepreneurship Development
      Греция (город Лариса)
      Основное внимание в процессе Work-based learning уделяется приобретению знаний, навыков и компетенций, которые приобретаются при выполнении или осмыслении профессиональных задач либо на рабочем месте (например, в рамках дуального профессионального обучения), либо в учреждении профессионального образования и профессиональной подготовки (ПОО). WBL может быть частью начального образования и профессиональной подготовки во всех секторах образования или компонентом дальнейшего образования и профессиональной подготовки
      Ulrike Engel, Universität Heidelberg
      Германия (город Гейдельберг)

      * Таблица составлена автором и приведена в источнике [2]

      Таблица 2 – Характеристики обучения, совмещенного с работой (ОСР)**
      Определение
      Краткая характеристика
      Автор, ВУЗ
      Work Based Learning (WBL) – обучение, совмещенное с работой; инновационная модель обучения, одна из современных тенденций в высшей школе
      Данная форма обучения позволяет успешно совмещать образовательный процесс в академической среде и выполнение реальных трудовых функций на конкретном рабочем месте. При этом обучающийся проводит большее количество времени именно на предприятии, а не в аудитории (кампусе)
      Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева, С.В. Чегринцова

      Тверской государственный университет
      Обучение на рабочем месте (Work-Based Learning (WBL)) – это приобретение знаний, умений и компетенций посредством практического или рефлексивного обучения в профессиональном контексте Обучение на рабочем месте является фундаментальной основой профессионального образования. Данная практика непосредственно связана с миссией профессионального образования и обучения (ПОО) и направлена на то, чтобы помочь обучающимся приобрести знания и умения, которые им потребуются в дальнейшей трудовой жизни
      О.В. Шмурыгина, М.А. Дремина

      Российский государственный профессионально-педагогический университет
      Концепция «Work-based learning» определяется как обучение на работе, то есть обучение «на рабочем месте»
      Данная концепция позволяет формировать профессиональные представления, а также конкретные прикладные знания и навыки у студентов, непосредственно в ходе выполнения профессиональных задач на базе организаций работодателя при непосредственном консультировании и организационно-педагогической поддержке наставников
      П.А. Бавина, И.Н. Чурилина, Е.В. Егорова

      Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
      WBL определяется как процесс обучения в университетах, направленный на освоение рабочих навыков, применяемых на оплачиваемой или неоплачиваемой работе
      Создание программы WBL будет успешным в том случае, если среди прочих будет учитываться и человеческий фактор. В этом процессе должны участвовать все заинтересованные стороны: студенты, преподаватели и работодатели. Предоставляя студенту больше свободы в выборе направлений обучения, университет следует принципу «целенаправленного обучения», что существенно повышает эффективность процесса. В некоторых случаях студенты привлекаются не только к формированию учебного плана, но и к самой процедуре оценивания А.Э. Анисимова

      Всероссийский институт научной и технической информации РАН

      ** Таблица составлена автором и приведена в источнике [2]

      В качестве визуализации российского и зарубежного опыта автором предложен механизм применения ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы (рис. 1).

      Механизм применения ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы

      Рисунок 1 – Механизм применения ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы

      Механизм применения ОСР (рис. 1) показывает организацию образовательной программы в пропорциональном формате, а именно 75% – практическая часть обучения, 25% – теоретическая.

      В центре рисунка 1 находится обучающийся, который представлен в трех последовательных ролях:

      • абитуриент,
      • студент,
      • выпускник.

      Ключевая роль в этой системе (рис. 1) именно у обучающегося, т.к. последние исследования и тенденции говорят о том, что потребители (к которым относятся и студенты) оказались сильнейшим звеном в цепочке всей мировой экономики, а современные IT-технологии позволили занять положение, которое охарактеризовано, независимым от канала взаимодействия, индивидуальным подходом [2].

      Внедрение ОСР, как инновационной технологии, требует разработки её методологии: принципов, совокупности элементов ОСР, моделей организации процесса обучения, методического инструментария оценки предполагаемых результатов и пр. Автором статьи дано научно-теоретическое обоснование и предложен проект методологической рамки ОСР в высшей школе (табл. 3).

      Таблица 3 – Проект методологической рамки ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы***
      Наименование раздела
      Содержание раздела
      Главная цель
      • Создание методологической базы внедрения ОСР в управление образовательной организацией высшей школы России как условия минимизации разрыва между качеством подготовки студентов и реальными потребностями рынка труда
      Целевые показатели
      • Количество образовательных программ с применением ОСР
      • Контингент обучающихся по образовательной программе с применением ОСР
      • Численность обученных экспертов ОСР
      • Рост удовлетворенности обучающихся качеством образования на образовательной программе с применением ОСР
      • Рост удовлетворенности представителей бизнеса качеством подготовки студентов
      Элементы WBL
      • Взаимовыгодное сотрудничество между студентами, образовательной организацией и работодателями с целью повышения качества образования и содействия карьерному продвижению студентов и выпускников
      • Совмещение работы и обучения в реальной конкретной производственной обстановке
      • Соответствие образовательной программы потребностям студента и организации, в которой студент он осуществляет трудовую деятельность
      • Принятие студентом на себя ответственности за персональное непрерывное обучение и развитие
      • Индивидуальная траектория обучения
      • Активное применение ИТ-технологий в обучении
      • Сетевое обучение: вовлечение в образовательный процесс ресурсов других организаций и сторонних образовательных платформ
      • Трансдисциплинарность обучения, интеграция различных дисциплин и областей знаний
      • Гибкий календарный график обучения
      • Инновационность обучения за счет активного вовлечения работодателей и внедрения новшеств на предприятии
      Принципы
      • Гибкость, инновационность, трансдисциплинарность, инклюзивность, оптимизация затрат ресурсов, триадность, корпоративность
      Модель рамки
      • Представляет собой концептуально-теоретическое образование, которое отражает особенности организации образовательной программы с применением ОСР
      Методический инструментарий
      • Сформирован в условиях трёхуровневой модели зрелости в образовательной программе с применением ОСР
      Ожидаемые результаты реализации
      • Перечень выгод для каждой группы заинтересованных сторон, показатели оценки реализации образовательной программы с ОСР, методика оценочных процедур
      Мониторинг процесса реализации
      • Включает элементы: объекты, задачи, результаты мониторинга, управленческие решения на основании мониторинга

      *** Таблица составлена автором на основе [1, 3]

      Внедрение методологической рамки ОСР в управлении образовательной организацией высшей школы должно быть направлено на достижение стратегических целей образовательной системы РФ: достижение уровня качества образования, удовлетворяющего потребности всех стейкхолдеров (студентов / выпускников, рынка труда, государства, работодателя), а также его соответствие требованиям ФГОС ВО.

      Применение вышеуказанных инновационных методологических разработок по обучению, совмещенному с работой (ОСР), позволит готовить максимально соответствующие запросам рынка труда кадровые ресурсы. Тем самым система высшего образования Российской Федерации решит стратегическую задачу формирования квалифицированного персонала как интеллектуального ресурса, который способен обеспечить рост социально-экономического потенциала страны.

      Список литературы

      1. Методологической рамки work-based learning в системе высшего образования / Н. Н. Беденко, Д. И. Мамагулашвили, О. В. Скудалова [и др.] // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 4(56). – С. 113-123. – DOI 10.26456/2219-1453/2021.4.113-123. – EDN JGSUJK.

      2. Мирончев, М. М. Методология внедрения WBL-технологий в системе высшего образования: [16+] / М. М. Мирончев; Тверской государственный университет. – Тверь: б.и., 2022. – 89 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=690411 (дата обращения: 12.08.2022). – Текст: электронный.

      3. Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой, (WBL) в высшем образовании Великобритании / Д. Талбот, К. Костли, М. А. Дремина, В. А. Копнов // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 1. – С. 122-145. – DOI 10.17853/1994-5639-2017-1-11-38. – EDN YHZGNJ.

      Документы
      Методологическая рамка обучения на рабочем месте в высшей школе
      383 Кб
      Дополнительно

      Дополнительная вкладка, для размещения информации о статьях, доставке или любого другого важного контента. Поможет вам ответить на интересующие покупателя вопросы и развеять его сомнения в покупке. Используйте её по своему усмотрению.

      Вы можете убрать её или вернуть обратно, изменив одну галочку в настройках компонента. Очень удобно.

      Назад к списку
      • Экономика отраслей и предприятий 49
      • Маркетинг 11
      • Менеджмент 15
      • Предпринимательство 42
      • Управление качеством 3
      • Финансы 19
      • Управление инновациями 14
      • Инвестиционная деятельность 6
      • Организация производства 3
      • Информационные технологии в экономике 13
      • Математические методы в экономике 6
      • Региональная экономика 75
      • Макроэкономика 16
      • Мировая экономика 5
      • Другие направления 50
      • Конкурсы и конференции 29
      О журнале
      О журнале
      Условия публикации
      Редколлегия
      Партнеры
      Документы
      Реквизиты
      +7 964 912-32-46
      +7 964 912-32-46
      Заказать звонок
      E-mail
      mail@myeconomix.ru
      Адрес
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      mail@myeconomix.ru
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      © 2023
      Учредитель ООО «ИнтерКонсалт». Сетевое издание «Экономические исследования» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 24 июня 2022 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-83525
      Политика конфиденциальности
      Разработано в