Регион-субъект РФ имеет в своём распоряжении финансовые ресурсы в виде денежных средств и финансовых активов. В результате взаимодействия поступления, расходов и распределения денежных средств, их накопления и использования образуются финансовые ресурсы региона. Источники финансовых ресурсов региона разнообразны. Так региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды образуют централизованную часть финансовых ресурсов, а средства предприятий – децентрализованную (рис.1).
Региональные органы государственной власти имеют полномочия к регулированию в полной мере лишь регионального бюджета, который и составляет основу региональных финансов. Нет рычагов к регулированию на региональном уровне финансов предприятий и формирования фондов социального развития. Из внебюджетных фондов поддаются косвенному контролю лишь региональные.
Совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов представляет собой бюджетную систему РФ.
Конституцией РФ и её субъектов закреплены и разграничены бюджетные и налоговые полномочия РФ. Полномочия субъектов РФ включают формирование и исполнение региональных бюджетов, создание бюджетной системы региона. Региональный бюджет является главной финансовой базой региональных органов государственной власти. Финансовая самостоятельность региона во многом определяется состоянием бюджета, формирование которого характеризуется нестабильностью. Например, в Краснодарском крае дефицит бюджета составил в 2014 г. 26876,1 млн рублей, в 2015 г. – 17136,5 млн рублей, а в 2016 г. дефицит сменился профицитом – 2442,6 млн рублей (табл. 1).
Доходная часть регионального бюджета формируется за счёт закреплённых (налоговых и неналоговых) и регулирующих источников дохода.
Закреплённые (собственные) налоговые доходы – это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и др. (табл. 2). К собственным неналоговым доходам относятся доходы от реализации прав на имущество, доходы от государственной собственности или деятельности, прочие неналоговые доходы.
Структура доходов бюджета Краснодарского края в целом стабильна в динамке (табл. 2). Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета региона имеет НДФЛ – на уровне 30%. Значительны доли налога на прибыль (15,7–18,1%) и налога на имущество (14,6–16,1%). Однако хроническая неплатёжеспособность некоторых предприятий делает проблематичным своевременное поступление налогов в бюджет, особенно налога на прибыль.
Регулирующие доходы – это поступления из федерального бюджета в виде трансфертов, межбюджетных ссуд и др.
Бюджетная зависимость территорий определяется долей федеральных бюджетных средств. Трансферты в виде субсидий, дотаций, субвенций передаются с целью регулирования доходов и расходов региона, осуществления целевых федеральных программ, федеральных программ по развитию регионов и составляют значительную часть регионального бюджета.
Внебюджетные фонды представляют собой образованную в рамках действующего законодательства РФ и региона, решений представительных органов местного самоуправления обособленную часть финансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники формирования. Внебюджетные фонды позволяют аккумулировать денежные средства с их дальнейшим целевым использованием. Они предназначены для финансирования комплекса мероприятий по решению социальных, экономических и общественно значимых задач.
Система внебюджетных фондов имеет три уровня: федеральный, областной (региональный) и местный. В регионах действуют все три уровня. Рассмотрим эти уровни на примере Краснодарского края.
Первый уровень представлен действующими структурными подразделениями следующих федеральных внебюджетных фондов:
- пенсионный фонд российской федерации;
- фонд социального страхования российской федерации;
- федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- прочие внебюджетные фонды.
Второй уровень составляют региональные внебюджетные фонды:
- фонд развития территорий;
- фонд социальной поддержки населения;
- фонд администрации области;
- экологический фонд области;
- фонд развития жилищного строительства;
- иные фонды, имеющие собственные источники формирования.
Образование местных внебюджетных фондов, представляющих третий уровень, находится в ведении представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Средства внебюджетных фондов используются на основе их организационной самостоятельности, поэтому регулированию и контролю со стороны региональных органов государственной власти подвергается только второй уровень внебюджетных фондов, да и то косвенно.
Эффективность деятельности внебюджетных фондов всех уровней напрямую зависит не только от своевременности поступления в них денежных средств, но и от возможностей фона удовлетворить потребности региона. Например, по Краснодарскому краю исполнение бюджета пенсионного фонда носит нерегулярный характер – в 2015 году бюджет имел с дефицит 189,9 млн рублей (табл. 3). Бюджет бюджета фонда социального страхования не исполняется систематически (табл. 4), а бюджета фонда социального страхования периодически имеет дефицит (табл. 5).
Финансовые средства предприятий – основная ячейка финансовой системы страны и региона. Преобладающая часть всех финансовых ресурсов сосредоточена именно на предприятиях и от их состояния зависит стабильность всей финансовой системы в целом.
Состояние финансов предприятий определяется как внутренними, так внешними факторами. Внутренние факторы – это отраслевая принадлежность, уровень рентабельности, конкурентоспособность продукции, состояние активов и их оборачиваемость активов и др. Однако наиболее негативное влияние на экономику предприятий оказывают внешние факторы: общий кризис в отраслях экономики, неблагоприятная налоговая и бюджетная политика государства, жесткая кредитная политика, сжатие спроса и кризис сбыта. В существующих условиях предприятиям чрезвычайно сложно обеспечить устойчивость своего финансового состояния и поддерживать необходимый уровень платёжеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Например, убыточные и неплатёжеспособные предприятия существуют во всех отраслях экономики Краснодарского края (табл. 6).
Следует отметить, что убыточность предприятий имеет стабильный характер и по некоторым видам экономической деятельности приближается к 50% и даже превышает этот уровень (табл.6).
Важнейшей причиной сложного экономического состояния предприятий является замещение собственных (прибыль и другие источники) источников формирования оборотных средств заёмными (банковский и коммерческий кредит). В таких условиях собственные оборотные средства выпадают из кругооборота предприятий и направляются на погашение кредита, что отрицательно сказывается на величине прибыли. Прибыль – важнейший показатель деятельности предприятий и главный источник формирования средств предприятий, направляемых на развитие региональной инфраструктуры. Однако при постоянно снижающейся прибыли или её отсутствии формирование фондов социального развития на предприятиях становится невозможным и поэтому финансы предприятий фактически не участвуют в решении социально-экономических проблем региона.
Финансовая деятельность предприятий непосредственно связана с функционированием их основных производственных и оборотных средств (фондов). Амортизационные отчисления выступают формой финансовых отношений, осуществляющих оборот основных производственных средств. Амортизационные отчисления, прибыль и кредиты банка являются основными источниками финансирования воспроизводства основных производственных средств. Амортизационные отчисления сегодня фактически потеряли свои экономические функции и не являются действенным источником финансовых средств, о чём свидетельствует высокий коэффициент физического износа основных фондов. Например, в Краснодарском крае высокую и очень высокую степень износа имеют основные фонды по всем видам экономической деятельности (табл. 7).
Современная ситуация такова, что основные источники финансовых средств Краснодарского края (бюджет, внебюджетные фонды, финансы предприятий) не могут обеспечить финансовую стабильность региона (табл. 2,4,5,7). Отсутствие финансовых средств негативно сказывается на инвестиционном процессе как инструменте распределения и использования финансовых ресурсов. Основные причины очевидны: неэффективность экономической политики федеральных и региональных властей, отсутствие стратегии реформирования предприятий, неэффективная региональная политика.
Список литературы
1. Горшенина Е. В. Региональные экономические исследования: теория и практика: Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 204 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1402 с.