Значительное преобладание в российской экономике неконкурентоспособных предприятий, которые преимущественно располагаются на территории монопрофильных городов, является одной из наиболее актуальных проблем экономики нашей страны. Наиболее остро это проблема проявила себя в результате финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.
Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны.
Градообразующий комплекс это одно или совокупность нескольких предприятий одной или смежных отраслей, суммарно производящие не менее 50% валового продукта города, либо в штате которого работает не менее 25% экономически активного населения города. Градообразующее предприятие в подавляющем большинстве случаев способствует обеспечению условий жизнедеятельности в муниципальном образовании. Оно играет ключевую роль в обеспечении занятости и уровня доходов большей части населения, участвует в поддержании уровня функционирования объектов инженерной и социальной инфраструктуры, транспорта и энергетики, обеспечивает программы социальной помощи малообеспеченным категориям граждан.
Стоит отметить, что основной отличительной особенностью российских моногородов по сравнению с моногородами развитых стран Европы является значительная степень неразвитости объектов социальной инфраструктуры за пределами градообразующего предприятия. Такой линейная стратегия развития города скрывает в себе значительные социальные риски, которые при неблагоприятном развитии экономики города могут способствовать возникновению социального кризиса.
В качестве значимой составляющей качества жизни в монопрофильных городах можно назвать ограниченность материальных ресурсов. Наличие отраслевой специализации выступает ограничителем рынка предложения товаров и услуг в городе. Казалось бы, тем самым, такая ситуация должна мотивировать развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Но, тут вырисовывается другая проблема, согласно которой малые предприниматели ограничены в капитале и в возможностях взятия крупных кредитов, а инвесторы из вне с опаской относятся к вкладу своих денежных средств в альтернативные профили моногородов из-за сопутствующих им высоких рисков и колоссального уровня неразвитости объектов инфраструктуры.
На сегодняшний день, по данным Министерства регионального развития, в России насчитывается 460 моногородов. Далеко не все моногорода являются проблемными. Большинство из них успешно функционируют, внося свою существенную лепту в ВВП страны. В то же время, по данным официальной статистики [7] в двадцати семи городах ситуация признана критической.
Город Гуково Ростовской области является одним из списка 27 моногородов, разработка и реализация инвестиционных планов развития которых является первоочередными задачами.
Численность постоянного населения г. Гуково на 1 января 2014 г. составила 65,3 тыс. чел. или 1,5% от общей численности населения Ростовской области и продолжает сокращаться (рис.1, 2,3) [6].
По итогам 2013 г. число умерших составило 992 человека, что на 138 случаев меньше соответствующего периода прошлого года (табл. 1). Смертность сократилась по сравнению с прошлым годом на 12,2%. Детей в 2013 г. родилось на 1 человека больше, чем по результатам 2012 г [6].
Миграционный отток в 2013 г. зарегистрирован на отметке в 171 человека, что на 134% превышает показатели 2012 г. (табл. 2) [6].
Отрицательное сальдо миграции населения, сложившееся в городе, наиболее остро отражается на местном бизнесе, градообразующем предприятии, инфраструктуре и местной власти, которые, будучи работодателями, лишаются – в силу указанного демографического обстоятельства – квалифицированной рабочей силы. Выезд и долговременное пребывание людей за пределами дома неблагоприятно отражаются на устойчивости института семьи. На этом неблагоприятном миграционном фоне стала отчетливо проявляться неудовлетворенная потребность работодателей города в квалифицированной рабочей силе.
Основными причинами маятниковой миграции населения являются [2]:
- низкий уровень оплаты труда на предприятиях г. Гуково (рис.4.), понуждающий людей, владеющих востребованными не горными специальностями, уезжать на заработки за пределы города;
- низкий уровень заработной платы на угледобывающих предприятиях в сравнении со значениями, средними по угольной отрасли страны, что побуждает лиц, владеющих основными горными профессиями, устраиваться на горные предприятия, действующие в других регионах РФ (Москва, Сант-Петербург, Сочи);
- высокий уровень профессиональной заболеваемости и травматизма на угольных предприятиях, в связи с отсутствием мощной системы профилактики специфических шахтерских заболеваний. Несмотря на то, что средняя заработная плата на угольных предприятиях почти в 2 раза превышает уровень средней заработной платы по городу, высокие риски для здоровья и жизни отталкивают часть населения города от выбора шахтного забоя в качестве места своей работы. Негативный фон для принятия таких решений составляют и участившиеся случаи техногенных катастроф на приграничных шахтах Украины (Западный Донбасс), где – в силу исторических обстоятельств – проживают родственники и близкие многих гуковчан;
- в Гуково наблюдается один из самых высоких в Ростовской области процент лиц старше трудоспособного возраста.
Уменьшение общей численности населения города является дополнительной причиной вытеснения гуковчан из города в поисках таких мест, заработок в которых поможет более-менее достойно содержать нетрудоспособных родителей.
Среднесписочная численность занятых в экономике города по крупным, средним и малым предприятиям и организациям снизилась в 2014 г. относительно предыдущего периода на 29,74% и составила 8,53 тыс. человек (табл. 3) [6]. Эта тенденция обуславливается ростом численности гуковчан, выезжающих на работу за пределы города и региона (в основном в Ростов-на-Дону, Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Якутию).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в городе за сентябрь 2014 года увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 14,8% и составила 18203 рубля (рис. 4) [6].
Стоит отметить, что в городе возрастает потребность в рабочей силе, заявляемая работодателями в службу занятости населения: в 2012 г. по отношению к предыдущему году – на 12,0%; в 1-ом полугодии 2013 г. по отношению к аналогичному периоду 2012 г. – на 67,1%. По состоянию на 01.01.2012 г. городской банк вакансий содержал 1177 ед., на 01.01.2013 г. – 1257 ед., на 01.07.2013 г. – 1864 ед. Разброс предлагаемой заработной платы от 5,2 до 35,0 тыс. рублей [1].
Однако наблюдается постоянное несоответствие спроса предложению по квалификационному признаку. Из общего количества вакансии по рабочим профессиям ежегодно составляли порядка 82%, из них, порядка 65% ориентированы на мужской физический труд, а на регистрационном учете состоят руководители, специалисты и служащие (порядка 45%), женщины (более 70%), лица, имеющие медицинские ограничения к различным видам труда (порядка 20%). Наиболее востребованными в городе продолжают оставаться медицинские работники, работники швейного производства, начиная с 4 кв. 2011 г. – подземные рабочие угольной отрасли (60% от заявленных рабочих профессий), а на учете состоят бухгалтера, менеджеры, операторы и бывшие работники угольной отрасли, имеющие медицинские противопоказания к подземным видам работ.
Снижению напряженности на рынке труда города будет способствовать открытие новых производств, развитие малого и среднего предпринимательства, максимальная информированность населения, расширенный спектр профориентационных услуг различным категориям граждан, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.
Для увеличения доли занятого в экономике города населения можно предложить следующий алгоритм действий [4]:
- Сформировать устойчивую стратегию деятельности органов МСУ по повышению объемов занятости населения МО «Город Гуково» в совокупности с определением наиболее актуальных видов и форм занятости.
- Обозначить механизмы реализации политики государства в стратегии социально-экономического развития МО «Город Гуково».
- В качестве основополагающей меры по обеспечению продуктивной занятости населения МО «Город Гуково» обозначить улучшение качественных характеристик уже существующих рабочих мест, а также создание новых.
- Произвести оценку влияния миграционных движений населения МО «Город Гуково» на показатели его социально-экономического развития.
- Сформулировать предложения по повышению роли органов МСУ в процессе регулирования потоков мигрирующего населения в рамках местного рынка труда моногорода, а также рынках труда сопредельных территорий.
- Произвести прогноз основных направлений социально-экономического развития МО «Город Гуково».
- Произвести работу по определению объема и структуры необходимых инвестиционных вложений для создания программы, способствующей повышению качества системы рабочих мест.
- На основе проделанной работы сформировать инвестиционный фонд повышения качества рабочих мест на уровне региона.
- Приступить к реализации программы повышения качества рабочих мест на уровне МО.
В качестве конкретных мер по осуществлению поддержки экономики МО «Город Гуково» следует выделить [5]:
- Организацию общественных работ для обеспечения населения, ушедшего с градообразующего предприятия, временным видом заработка.
- Реализация мероприятий по переквалификации высвободившихся кадров и выделение субсидий на проезд тех категорий трудоустроенного населения, которые работают в других регионах.
- Диверсифицировать экономику города с акцентом на количественном и качественном улучшении уровня услуг, оказываемых в социальной сфере.
- Способствовать активизации развития малого и среднего предпринимательства на территории города, к примеру, путем создания дочерних малых организаций, занимающихся смежной с градообразующим предприятием деятельностью.
Список литературы
1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Гуково» на период до 2020 года: Постановление Администрации города Гуково от 24.10.2012 года № 1651.
2. Об утверждении Программы социально-экономического развития города Гуково на 2014 – 2018 годы: Решение Гуковской городской Думы от 12.03.2014 года № 496.
3. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования «Город Гуково».
4. Васиян Р. И. К вопросу совершенствования занятости населения в моногороде // Социальная политика и социальное партнерство. – 2013. – № 5. – 26 с.
5. Марков И. А. Управление занятостью населения в моногородах – наукоградах: Монография / Под научной редакцией Г.Г.Руденко. – М.:Палеотип, 2013. – 112 с.
6. Государственный комитет статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
7. Государственный комитет статистики РФ по Ростовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostov.gks.ru/.