Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию имеет довольно длительную историю. Ведутся частые споры о плюсах и минусах данного шага.
На наш взгляд, вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации – достижению экономической безопасности и, соответственно, политической независимости. Однако опыт многих стран показал, что при слиянии национального и международного рынков может произойти потеря национального контроля над целыми отраслями экономики [1].
Вступление России в ВТО не может не отразиться и на Республике Мордовия.
Так, например, рост конкуренции приведет к тому, что на рынке республике появится еще больше товаров импортного производства, причем далеко не всегда они будут хорошего качества. Уже сейчас на прилавках магазинов и на рынках очень часто встречаются товары ненадлежащего качества, а с упрощением таможенных процедур и снижением пошлин на ввоз товаров их станет гораздо больше.
Являясь до недавнего времени практически единственным регионом России, где производилась светотехническая продукция в широком ассортименте, Республика Мордовия была существенно потеснена на данном рынке китайскими производителями дешевых лампочек. В результате чего Главе республики Н.И. Меркушкину в свое время даже пришлось обращаться за помощью к Президенту РФ В.В. Путину и просить о введении повышенных таможенных пошлин на ввоз дешевой китайском продукции.
Еще одна проблема, с которой рискует столкнуться республика после вступления России в ВТО, – поглощение производства зарубежными компаниями. Уже сейчас мы видим, какой активный интерес проявляют к перерабатывающим предприятиям республики московские и питерские фирмы. Предприятия или выкупаются, или поглощаются более крупными объединениями, типа «Юнимилк», «Веда» и т.п. Руководство большинством предприятий, занимающихся производством продуктов питания на территории республики, уже сейчас ведется из Москвы. Существует большая вероятность того, что в скором времени после вступления России в ВТО это руководство переместится за границу, что, в свою очередь, существенно повлияет на цены на продукцию данных предприятий.
Рост безработицы вследствие низкой конкурентоспособности некоторых предприятий республики также может стать реальной угрозой.
Учитывая низкий уровень жизни населения республики и тот факт, что уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы в регионе продолжает оставаться одним из самых низких в Приволжском федеральном округе, рост цен на товары и услуги, вызванный увеличением цен на энергоносители из-за вынужденного приближения их уровня к мировым ценам, ухудшит материальное благосостояние граждан республики, приведет к еще большей дифференциации населения по уровню доходов.
И, наконец, главная угроза экономике республики от вступления России в ВТО – отношение данной организации к методам формирования экономической политики в отношении сельскохозяйственных производителей. Во-первых, Россия, и, как следствие, республика, станет в результате еще более зависимой от импорта продовольствия.
Но главное – правилами ВТО вступающей стране запрещается увеличивать прямые сельскохозяйственные субсидии выше среднего уровня той суммы, которую она выделяла в течение трех лет перед вступлением. Но проблема в том, что российская государственная помощь этому сектору чрезвычайно мала – настолько мала, что сельское хозяйство в России было на грани банкротства еще до начала мирового экономического кризиса. Если помощь будет отменена, российские фермеры исчезнут как класс. В действительности, доводы Москвы в пользу того, что ей надо предоставить исключительное право для увеличения сельскохозяйственных субсидий, вполне обоснованы, потому что даже с учетом запланированных увеличений уровень дотаций в России все равно будет гораздо ниже, чем в Евросоюзе [2].
Еще хуже ситуация в сельском хозяйстве обстоит в Республике Мордовия. Долгое время сельское хозяйство в регионе находилось в запустении. В 90-е гг. в России было два основных депрессивных региона: Чеченская Республика, где в то время шла война, и Республика Мордовия, с ее разрухой в экономике. Вот уже 20 лет республика с трудом пытается поднять экономику и вернуться на дореформенный уровень. В некоторых отраслях ей это с успехом удается, но сельское хозяйство до сих пор остается проблемной сферой.
Безусловно, в регионе есть предприятия-флагманы. В первую очередь, это «Мордовбекон», слава о котором уже идет далеко за пределами республики. Предприятия Атяшевского, Рузаевского, Ковылкинского, Лямбирьского, Ичалковского, Инсарского, Торбеевского районов уже давно нашли рынки сбыта своей продукции и развиваются более чем успешно, не нуждаясь в государственной поддержке. Однако таких предприятий в республике пока меньшинство. Тем более трудно им пришлось в 2010 году, когда по всей России наступила аномальная жара, погубившая значительную часть урожая зерновых и картофеля. Если в сложившихся условиях еще и отказаться от поддержки республиканских сельхозпроизводителей, то мы рискуем остаться без своей продукции и будем вынуждены покупать импортное продовольствие, о качестве которого уже давно идет много споров.
Западные страны чувствуют, что нарушение ключевых правил ВТО, даже в качестве исключения, создаст прецедент, из-за которого будут уничтожены все сегодняшние достижения в либерализации международной торговли продуктами питания, обеспеченные при помощи США [3].
Во многих отраслях существуют проблемы, но особенно хочется затронуть сельское хозяйство республики Мордовия. Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите. Так, например, после введения мясных квот и, как следствие, повышения цен мясные производства, наконец, начали работать.
Плодородность наших земель в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях Европе, Америке, Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, что может представлять опасность для продовольственной безопасности страны. Так, например, Австралия выставила условием вступления России в ВТО не повышение субсидий для сельского хозяйства.
Ведущие страны, интенсивно развивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%; в Германии – 93%; в Италии – 78%; даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это при том, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6–8 раз.
Вследствие климатических и прочих условий сельскохозяйственного производства, в России его энергоемкость в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость – в 5 раз [4].
Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5–10 процентов.
Если США надежно защищены сверхвысокими налогами от вхождения на свой аграрный рынок импортной продукции, то у нас средние импортные пошлины на продовольствие – порядка 18%.
Наиболее важные позиции для продовольственной безопасности, нуждающиеся в защите: мясо, сахар, растительное масло, пшеница.
Вся вышеперечисленная продукция производится на территории республики, в первую очередь, мясо и пшеница. Таким образом, мы относимся к той категории регионов, которые первыми попадают в группу риска при вступлении России в ВТО. Это тем более опасно, что Мордовия и без того продолжает оставаться дотационным регионом, в который постоянно направляются трансферты из федерального центра. При снижении их объема мы рискуем вернуться в 90-е гг. и вновь лицом к лицу столкнуться с разрухой и запустением в сельском хозяйстве.
Конкурировать с товарами на мировом рынке республиканские товаропроизводители вряд ли будут в состоянии, однако, есть ряд отраслей, в которых открытие границ и упрощение процедур вступления на рынок может оказать положительное влияние на экономику Мордовии.
Как известно, было принято решение о строительстве в республике Технопарка – одного из пяти на территории России. Кроме того, республикой заключен ряд соглашений с корпорацией «РосНаноТех» на производство отдельных видов высокотехнологичных продуктов. В первую очередь, это касается производства оптоволокна нового поколения. Таким образом, в республике будут созданы благоприятные условия для развития нанотехнологий и производства высокотехнологичных продуктов, аналогов которым не будет нигде в мире.
В республике в настоящее время активно реализуются программы по поддержке малого бизнеса. В Саранске построен Бизнес-инкубатор – учреждение, призванное помочь всем желающим открыть собственное дело, дающее средства составившим лучшие бизнес-планы, сдающее в аренду на льготных условиях (или бесплатно) офисные помещения «под ключ». Данная организация неоднократно становилась лауреатом различных всероссийских конкурсов за вклад в развитие малого бизнеса в регионе. В настоящее время в республике еще остается достаточно много незаполненных ниш, в первую очередь, на рынке услуг, которые можно было бы заполнить малыми предприятиями. Поэтому вступления в ВТО может способствовать развитию малого бизнеса в регионе. Однако, малый бизнес этот необязательно будет развиваться с помощью республиканских предпринимателей. Существует большая вероятность того, что именно зарубежные «активисты», изучив рынок Мордовии, быстро найдут в нем «белые пятна» и постараются заполнить их своим бизнесом. Поскольку малый бизнес в странах Европы и Америки имеет достаточно долгую историю по сравнению с Россией и, тем более, с Республикой Мордовия.
В качестве еще одного положительного момента можно отметить тот факт, что приход на рынок импортных товаропроизводителей и поглощение бизнеса может привести с более справедливой оценке труда работников региона, повышению их уровня жизни и, главное, существенно изменит основные принципы принятия на работу и распределения привлекательных должностей. Ведь, как известно, устроиться на работу в республике без знакомых практически невозможно, а получить за свой труд достойную зарплату – и вовсе нереально.
Кроме того, открытие границ приведет к поступлению на рынок республики продукции, которая до сих пор была не доступна мордовским потребителям. А снижением импортных пошлин повысит ее доступность.
Подводя итоги проведенному исследованию о последствиях вступления в ВТО для России в целом и Республики Мордовия в частности, о преимуществах и недостатках данного шага, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в мире сложилась такая ситуация, когда страны-члены ВТО буквально вынуждают Россию присоединяться к их числу, применяя различные санкции к нашей стране, проводя недружественную политику и напрямую шантажируя ухудшением условий торговли и т.п.
В подобных условиях вступление России в ВТО представляет неизбежным шагом, однако перед этим необходимо еще раз взвесить все «за» и «против» и продумать грамотную стратегию вступления в данную торговую организацию на выгодных нам условиях.
Многие страны хотят, чтобы Россия вступила в ВТО. Этим следует воспользоваться как преимуществом при обсуждении условий, на которых страна присоединиться к 150 членам данной организации.
По нашему мнению, на данном этапе развития экономики России вступление в ВТО принесет ей скорее вред, чем пользу. В первую очередь, больше отрицательных, нежели положительных последствий это принесет для экономики республики. Несмотря на существенные преобразования в экономике страны, она все еще продолжает оставаться слабо конкурентоспособной, вывозя на экспорт сырье и материалы. Здесь мы мало отличаемся от стран третьего мира. До тех пор, пока в стране не наступит стабильная экономическая ситуация, пока мы полностью не преодолеем последствия финансового кризиса, не создадим благоприятные условия для развития малого бизнеса, на наш взгляд, вступление в ВТО существенно ухудшит экономическое положение не только товаропроизводителей, но и простых граждан.
Список литературы
1. Адуков Р. Х. Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО // Экономика АПК: проблемы и решения. – 2006. – № 10. – С. 33–34.
2. Стригин А. Экономика Северо-Запада // Российская газета. – 2010. – № 5316. – С. 2.
3. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? // Левая политика. – 2009. – № 9. – С. 38–55.
4. Минкова К. В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО // Эксперт. – 2009. – № 1. – С. 22–23.