В настоящее время термин «устойчивое развитие» широко используется как в научной, так и в публицистической литературе. Международный институт устойчивого развития определяет его как единство окружающей среды, благосостояния народов и экономической эффективности. Конференция ООН также выделяет 3 составляющие устойчивого развития, к которым относит и социальное равенство, экономическую эффективность и экологическую устойчивость [4, с. 114]. Кроме того, важным условием устойчивого развития является его совокупная положительная направленность на протяжении длительного периода времени (с учетом возможных кратковременных отрицательных колебаний) [17, с. 309]. Таким образом, устойчивое развитие предполагает взаимодополняющее развитие биосферы, человечества и экономики с совокупным положительным результатом в долгосрочной перспективе.
Устойчивое развитие экономики, в свою очередь, требует стимулирования факторов, воздействующих на него. Одним из таких факторов для национальных и региональных экономик является международный туризм. На сегодняшний день он составляет 30% всех экспортируемых услуг и 6% общего мирового экспорта (1,5 трлн долл. США в денежном выражении). На него приходится 10% мирового ВВП и 1/11 часть всех рабочих мест в мире. Международный туризм стремительно развивается даже в условиях экономического кризиса: годовой прирост мирового въездного турпотока в 2015 г. составил 3-4% [1]. Являясь одной из ведущих отраслей мирового рынка, международный туризм также оказывает значительное влияние на экономики стран-реципиентов международных туристских потоков, выполняя ряд экономических функций:
- производственная функция: заключается в том, что туристские предприятия и организации создают туристский продукт и тем самым участвуют в формировании ВВП и ВРП;
- содействие занятости населения: прямое содействие осуществляется через создание рабочих мест непосредственно в туристической отрасли, косвенно – в смежных отраслях. Туризм является комплексной сферой услуг, что определяет его масштабность и трудоемкость. Несколько снизить эффект повышения занятости может внедрение новых технологий, однако, по большей части, оно не способно заменить работников туристической сферы;
- создание дохода: к прямым доходам от международного въездного туризма можно отнести федеральные и региональные налоги, которые выплачивают участники въездного туристического бизнеса, а также доходы от непосредственных затрат иностранных туристов на проживание, перемещение, питание и т.п. Косвенные доходы бюджет получает от загрузки гостиниц, ресторанов, кафе, развлекательных, исторических, культурных центров, а также от создания дополнительных рабочих мест [3, с. 236]. В некоторых странах доходы от международного въездного туризма составляют основу экспортных доходов;
- нивелирование платежного баланса: в случае положительного сальдо по статье «туризм» (т.е. превышения доходов от въездного туризма над расходами от выездного) данная статья помогает выравнивать макроэкономические показатели;
- сглаживание неравномерности развития регионов: регионы, не развитые индустриально, но обладающие привлекательными природными и культурными ресурсами, способны достигнуть более высокого уровня жизни, развить инфраструктуру и сферу обслуживания за счет привлечения и обслуживания иностранных туристов [6, с. 29].
Таким образом, развитие международного туризма способно внести значительный вклад в экономику региона и страны в целом. По данным ЮНВТО, развитие туризма активизирует деятельность 32 экономических отраслей, а благодаря мультипликативному эффекту отдача от туризма в несколько раз превышает расходы на него. При этом одной из основных тенденций современного мирового туристического рынка является стремление к соблюдению принципов устойчивого развития [13, с. 21]. Это обусловлено как общим стремлением к достижению сбалансированного состояния экономической, социальной и экологической сфер, так и возникновением проблем, связанных с несоблюдением принципов устойчивого развития непосредственно в туристической сфере. Наиболее ярко эти проблемы проявились с развитием массового туризма: экологическим бедствием стало загрязнение природных парков, заповедников, превышение допустимой антропогенной нагрузки на рекреационные территории и, как следствие, нарушение их экологического равновесия и ухудшение эстетических качеств. Среди негативных социокультурных последствий можно отметить значительное увеличение плотности населения в популярных местах отдыха, потерю культурной самобытности из-за повсеместной коммерциализации, напряженные отношения между местными жителями и туристами [16, с. 211]. Бурное развитие массового туризма во второй половине XX века породило недовольство в странах третьего мира. На Гавайях был спровоцирован всплеск преступности, возник культурный и экологический резонанс. Протесты выражали народы стран Азии и Тихоокеанского бассейна, которые поддерживали христианские ценности, что нашло отражение в деятельности Всемирного совета по туризму в странах третьего мира в Бангкоке, Института Тихоокеанских исследований Фиджи, Христианской конференции Азии и Сингапура. Россия пока не испытала на себе подобных по масштабам наплывов иностранных туристов, однако уже сейчас в отдельных регионах ощущаются негативные последствия неорганизованного туризма — загрязняются земли, прибрежные территории, водоемы, вытаптывается растительность, сокращается численность редких животных и растений. Во многом это обусловлено отсутствием развитой туристской инфраструктуры, отвечающей одновременно всем экономическим и экологическим требованиям.
Критика массового туризма стала основой развития и продвижения экологического туризма (экотуризма), выдвинутого на рассмотрение такими международными организациями, как ЮНЕСКО, Международная академия по изучению туризма и ВТО в 80-х годах XX века [5, с. 10]. Экотуризм направлен на изучение и сохранение окружающей среды. Одной из его особенностей является экологически и экономически осмысленная политика использования туристско-рекреационных ресурсов. Экотуризм подразумевает повышение экономической устойчивости регионов в совокупности с сохранением их биологического и этнографического разнообразия. Это, в свою очередь, способствует другим положительным экономическим и социальным изменениям [12, с. 115]. В настоящее время экотуризм является одним из ведущих направлений в мировой туристической отрасли, которое с каждым годом набирает обороты. Он также является популярной темой для исследований: примерами работ могут служить «Важность экотуризма» (Афонсо Д. С.), «Экотуризм: экономический анализ» (Стил П.), «Индустрия экотуризма в тропических лесах Амазонки в Напо (Эквадор)» (Лемки К.), «Основы менеджмента экологического туризма» (Кекушев В. П., Сергеев В, П., Степаницкий В. Б.), «Экологическое развитие Латинской Америки: экотуризм и поиск путей устойчивого развития Коста-Рики» (Мидоус Д. Р.), «Экологический туризм» (Храбовченко В. В.), «Управление развитием туризма: эколого-экономический аспект» (Селиванов И. А.) и др. [14], [18]). Существуют международные и национальные организации, работа которых направлена на поддержку и развитие экотуризма (Международное общество экотуризма (TIES), Рабочая группа по экологически устойчивому развитию туризма и др. [2, с. 14]).
Экологический туризм является наиболее очевидным, но не единственным направлением устойчивого развития туристической сферы [16, с. 210]. В рамках данной концепции могут развиваться и другие виды туризма, не определяющие в качестве главной цели путешествия познание природы и местной культуры, однако требующие обязательного уважения к ним. Для устойчивого развития любого вида туризма необходимо, чтобы выполнялись определенные условия: во-первых, программы развития должны учитывать долгосрочные прогнозы и перспективы, ориентируясь не на кратковременную выгоду, а на развитие региона как туристической дестинации в целом; во-вторых, необходимо в равной степени учитывать влияние на экологическую, социальную и экономическую сферы, не допускать нанесения ущерба природному и культурному достоянию стран и регионов в пользу получения экономической выгоды, но и максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения положительного экономического эффекта.
Создание механизма устойчивого развития туризма является сложной задачей, которая в настоящее время в России еще не решена. Актуальными ее проблемами являются:
- нехватка практических инструментов реализации данной концепции;
- сложность определения результатов проводимых мероприятий, что связано с общей неразработанностью системы оценки влияния туризма на экономику, экологию и социум и отсутствием четкого набора индикаторов устойчивого развития туризма;
- отсутствие эффективно функционирующей системы государственно-частного партнерства, ориентированной на устойчивое развитие. Такая система, в основном, реализуется в создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа, которые, однако, так и не принесли должного эффекта или же вообще не начали реально функционировать (например, ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» [15]). Казарян А. А. отмечает, что причинами этого являются недостаточная продуманность и невнимание даже к основным аспектам стратегического проектирования и планирования особых экономических зон [9, с. 17];
- отсутствие проработанной системы вовлечения местного населения в процесс планирования и управления туризмом, что должно сглаживать возможные недовольства последствиями деятельности туристической сферы и формировать положительное отношение к туристам;
- отсутствие комплексного внедрения принципов устойчивого развития во всех сферах экономики, т к. въездной туризм не является изолированной отраслью, он тесно связан с развитием транспорта, развлекательных и культурных объектов, общей городской инфраструктуры и др. [11, c. 347].
Также одной из наиболее актуальных проблем реализации концепции устойчивого развития туризма является ее связь с ограничением возможных экономических выгод для участников туристического бизнеса, что приводит к неохотному ее принятию. Во многих курортных зонах необходимым условием становится сокращение въездного турпотока до уровня, сопоставимого с разрешенной антропогенной нагрузкой в данной местности, что лишает турфирмы, гостиницы, рестораны, развлекательные объекты дополнительной прибыли, получаемой за счет большого количества туристов. В этой связи особую актуальность представляет эколого-просветительская деятельность, донесение до участников турбизнеса и до самих туристов понимания не только ценности используемых ими природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов, но и ограниченности срока их использования при отсутствии учета экологических и социальных аспектов. Немалую роль играют и административные решения региональных и федеральных властей. Экономическое же решение конфликта может заключаться в переключении с количества на качество оказываемых туристских услуг. Все большее количество иностранных туристов готовы платить за тишину, спокойствие, чистоту окружающей среды, отсутствие большого количества отдыхающих вокруг себя – т.е. за все то, чего им не хватает в месте постоянного пребывания. Такая тенденция вызвана ухудшением экологической обстановки, нехваткой во многих странах нетронутых хозяйственной деятельностью природных зон, перенаселенностью отдельных городов и стран [7, с. 13]. Таким образом, потери от снижения количества иностранных туристов могут быть полностью или частично компенсированы ценами, скорректированными сокращением предложения на рынке туризма и повышением качества предлагаемых туристских услуг.
Есть предложения и касательно решения других проблем. Так, Илькевич С. В. для разработки экономических инструментов по формированию устойчивого туризма в России предлагает обратить внимание на инвестиционные, кредитные, налогово-бюджетные и организационно-структурные аспекты. По мнению автора, привлечение долгосрочных иностранных инвестиций позволит уменьшить стоимость займов, диверсифицировать источники фондирования и усовершенствовать подходы к осуществлению бизнес-процессов на основе смешения их национальных особенностей, снизить коррупцию в принятии управленческих решений, повысить конкурентоспособность туристической отрасли. Среди фискальных стимулов инвестирования предлагаются пониженные налоговые ставки, уплачиваемые по упрощенной системе налогообложения, налоговые льготы для отдельных видов туризма, эффективно функционирующие особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, организация которых будет основана на анализе зарубежного опыта, ориентации на иностранных туристов, достаточной специализации и сегментировании данных образований. Также автором предлагается создание государственной корпорации по особо охраняемым территориям как альтернативы бюджетному финансированию заповедников, которые в настоящее время преобразуются в национальные парки, в первую очередь, в коммерческих интересах и без учета принципов устойчивого развития. Кроме того, с точки зрения организационно-структурных вопросов устойчивого развития туризма рекомендуется:
- при разработке региональных кластеров обращать внимание на такие аспекты, как координация стратегий маркетинга предприятий туризма и долгосрочной региональной политики, продление туристического сезона и необходимость формирования региональных образовательных кластеров в области туризма и сервиса, максимально интегрированных в соответствующий региональный туристско-рекреационный кластер;
- ограничивать импорт, который снижает мультипликативный эффект туризма (имеется ввиду не только приобретение импортных товаров для потребления туристами, но и импорт строительных материалов и оборудования, репатриация доходов и прибыли иностранными работниками, проценты по иностранным кредитам и другие издержки, понесенные за рубежом);
- по мере возможности сокращать структурные утечки — утечки расходов туристов, не доходящих до дестинации (например, страхование туристов, бронирование, туроператорские и турагентские доходы и т.п.);
- избегать излишней зависимости от туризма [8].
Максарова Е. М. приводит ряд мер, необходимых для становления устойчивого развития сферы туризма на региональном уровне. В их числе создание условий для объединения и эффективной координации действий государственного и частного сектора, научно-исследовательских, общественных организаций и туристов; совершенствование имеющейся нормативно-правовой базы туристической деятельности, определение норм пропускных возможностей природных территорий, предельно допустимой антропогенной нагрузки, правил поведения туристов; повсеместное признание концепции устойчивого развития и разработка стратегии ее реализации в отдельных регионах; более эффективное использование и совершенствование таких инструментов, как экологический менеджмент и аудит, система сертификации предприятий, использующих принципы устойчивого развития и др. [11, c. 349].
Наиболее полно, на наш взгляд, отражает решение проблемы создания механизма устойчивого развития туризма в регионах России работа Киякбаевой Е. Г., в которой сформирован набор социально-экономических инструментов и соответствующих им показателей для оценки уровня устойчивого развития туризма в регионах России. Инструменты и показатели разделены на экономический, социальный и экологический блоки. В экономический блок входят инструменты государственно-частного партнерства, программы развития туризма на региональном уровне, финансово-экономические преференции для малого, среднего и крупного бизнеса, инвестиции и маркетинг туристской деятельности. Социальный блок включает доступность туристских услуг для населения региона, кадровое обеспечение туризма, обеспечение безопасности и благополучного пребывания туристов на территории региона, обеспечение средствами размещения и вовлечение населения в работу в сфере туризма и рекреации. В экологический блок включены инструмент определения и нормирования допустимой антропогенной нагрузки, инструмент обеспечения качества окружающей среды через создание системы особо охраняемых природных территорий, природоохранный, промышленно-экологический и социально-экологический индексы. На основе показателей, оценивающих вышеперечисленные инструменты, формируются интегральные показатели устойчивого развития туризма в том или ином регионе [10, с. 112]. Несмотря на некоторые спорные моменты в выборе показателей, характеризующих отдельные блоки, и в объективности оценки их значимости в интегральном показателе, данная методика предлагает комплексный инструмент оценки и формирования устойчивого развития туризма в регионах России, который может быть взят на вооружение российских органов государственной власти на федеральном и региональном уровне.
Итак, несмотря на сложность и комплексность исследуемого вопроса, уже имеются некоторые наработки в сфере создания механизма устойчивого развития туризма в регионах России. Взаимовыгодное сотрудничество и более четкая координация действий государственных структур и научно-исследовательских образований, представителей туристического бизнеса и общественных организаций позволят максимально эффективно использовать имеющийся багаж знаний, оценить и выбрать наиболее приемлемые направления и способы реализации имеющихся предложений, а также выработать оптимальную стратегию устойчивого развития международного въездного туризма в регионах России.
Список литературы
1. Tourism – an economic and social phenomenon // World Tourism Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/content/why-tourism. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2016).
2. Альмухамедова О. А. Роль экотуризма в устойчивом развитии рекреации // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2013. – № 6 (143). – С. 8-16.
3. Боголюбов В. С. Экономика туризма: Учебник / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. – М.: Академия, 2005. – 311 с.
4. Голубева В. А. Концепция устойчивого развития регионов / В.А. Голубева // Science time. – 2014. – № 10 (10). – С. 113-116.
5. Джафари Дж. Становление туристики как науки / Дж. Джафари // Вестник РМАТ. – 2012. – № 1 (4). – С. 7-11.
6. Дмитриев М. Н. Экономика туристского рынка: Учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева, Е. Н. Малыгина. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 312 с.
7. Жигула Л. Д. Экологический туризм: предпосылки зарождения, формирование, понятия и современные тенденции развития / Л. Д. Жигула // Вологдинские чтения. – 2008. – № 8. – С. 12-13.
8. Илькевич С. В. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации / С. В. Илькевич // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2014. – № 2. – С. 4-17.
9. Казарян А. А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российские туристско-рекреационные особые экономические зоны: автореф… канд. экон. наук. / А.А. Казарян. – М., 2010 – 22 с.
10. Киякбаева Е. Г. Социально-экономические механизмы устойчивого развития туризма в регионах России: дис. … канд. геогр. наук / Е. Г. Киякбаева. – Москва, 2015. – 147 с.
11. Максарова Е. М. Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме / Е. М. Максарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 85. – С. 345-350.
12. Миронова Н. И. Развитие экологического туризма в России / Н. И. Миронова // Сервис в России и за рубежом. – 2009. – № 4. – С. 115-129.
13. Мошняга Е. В. Основные тенденции развития туризма в современном мире / Е.В. Мошняга // Вестник РМАТ. – 2013. – № 3 (9). – С. 20-33.
14. Научная электронная библиотека eLibrary.ru [Электронный ресурс] // eLibrary.ru. – Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 05.05.2016).
15. ОНФ: 100 миллионов на развитие Большого Голоустного ушли в никуда // Твой Иркутск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irk.ru/news/20151029/development. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2016).
16. Пономарева И. Ю. Устойчивое развитие туризма и его влияние на социальные процессы / И.Ю. Пономарева, А. С. Малафий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. – С. 209-215.
17. Цапиева О. К. Устойчивое развитие региона: теоретические основы и модель / О.К. Цапиева // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2. – С. 307-311.
18. Электронная библиотека диссертаций dslib.net [Электронный ресурс] // dslib.net. – Режим доступа: www.dslib.net (дата обращения: 05.05.2016).