Введение
Территориальная проблематика в России активно разрабатывается многие десятилетия, но экономическая реформа диктует новые направления исследования и решения проблем регионального развития. Сегодня необходим переход на актуальные инструменты управления на основе инновационной переориентации и с учетом потенциальных возможностей регионов. Одним из таких инструментов управления выступает оценка и типология регионов по экономическому потенциалу. Это важная научная и практическая задача, решение которой обеспечит существенный вклад в повышение эффективности и конкурентоспособности регионов России.
Региональные проблемы хозяйственного развития и экономической политики всегда находились под пристальным вниманием отечественных учёных. Наиболее известны научные подходы к изучению регионов-субъектов РФ следующих учёных: А.И. Татаркина [18, 19], А.А. Румянцева [15], Г.А. Унтуры [21,22], А.С. Маршаловой [8] А.С. Новосёлова [8,9], В.Н. Лексина [3, 4, 5], А.Н. Швецова [3], П.А. Минакир [6, 7], С.А.Суспицына [16, 17]. Несмотря на внимание со стороны исследователей к вопросам регионального развития и многочисленные работы, многие направления этой многогранной проблемы не решены, являются дискуссионными и требуют, на наш взгляд, дальнейшей разработки. К такому направлению относится комплексная оценка способности региона-субъекта РФ к расширенному воспроизводству с учётом основных факторов развития и экономического потенциала территории.
1. Постановка задачи
Выработка направлений экономической политики региона напрямую зависит не только от ясного представления о процессах, протекающих в самом регионе, но и от места, которое он занимает среди прочих регионов РФ. Данный подход предполагает проведение оценки и типологии регионов на основе данных об экономическом потенциале территории. В связи с этим возникают две проблемы: во-первых, это подбор адекватной методики типологии регионов; во-вторых, обеспечение объективности исходных данных.
Многочисленные исследования, касающиеся оценки и типологии регионов России, представляют собой пёструю картину [1, 2]. Подходы, представленные в них, в значительной степени отличаются друг от друга. Авторская методика по оценке и типологии регионов-субъектов РФ – это ориентация на средний уровень экономического потенциала. Именно такой подход позволит узнать степень соответствия региона российским реалиям и установить достигаемую «планку» развития.
Среди отечественных учёных нет единого мнения в трактовке термина «экономический потенциал“. Поэтому возникает методическая трудность в выборе конкретных оценочных показателей или индикаторов для оценки экономического потенциала. Кроме того, по мнению автора, требуемые показатели должны соответствовать следующим условиям: во-первых, количественно отражать меру обособления регионов друг от друга; во-вторых, быть характерными для всех регионов; в-третьих, быть сопоставимыми во времени и пространстве. Соблюдение этих условий обеспечивается использованием данных официальной статистики (Росстата), а также оригинальной научно-обоснованной методики, адаптированной к специфическим особенностям развития регионов России.
2. Методические аспекты оценки экономического потенциала
Существует множество, как трактовок, так и вариантов исследования экономического потенциала региона [20, 23, 24–27]. Авторская методика оценки и типологии регионов-субъектов РФ по экономическому потенциалу состоит из четырёх разделов.
Первый раздел методики – это учёт следующих методологических принципов [2]:
1) комплексные оценки и многовариантность в расчётах;
2) учёт региональной специфики;
3) информационная обеспеченность исследования с опорой на реально существующую отчётно-статистическую базу;
4) практическая реализуемость, использование относительно простых методических приёмов и доведение выводов до уровня конкретных рекомендаций.
Второй раздел методики – это шесть этапов оценки и построения типологии.
На первом этапе осуществляется сбор исходных данных из источников официальной статистики. На втором этапе производится расчёт показателей и придание им позитивного характера. Третий этап – это процедура нормализации показателей (приведение в сопоставимый вид) по 100 балльной шкале. На четвёртом этапе определяются весовые коэффициенты показателей.
Расчёт и ранжирование агрегированного показателя (индикатора) по убыванию в баллах происходит на пятом этапе. Шестой, заключительный этап посвящён типологии регионов по баллам, построению рейтинговых таблиц и графиков.
При определении типов используется многомерная средняя величина и производится ранжирование по огиве распределения. Регионы распределяются по двум группам, которые распадаются на типы. Первая группа – это регионы с уровнем экономического потенциала выше среднего. В этой группе выделяются четыре типа: регионы-лидеры, локомотивные регионы, опорные регионы, развивающиеся регионы. Вторая группа – это регионы с уровнем экономического развития ниже среднего. В эту группу входят три типа: консервативные регионы, депрессивные регионы, регионы-“аутсайдеры».
Третий раздел методики – это структура оценки и комплекс показателей. Экономический потенциал региона рассматривается как комплексная оценка способности региона к расширенному воспроизводству с учётом основных факторов развития. На этой основе определяется комплекс показателей экономического потенциала региона-субъекта РФ, учитывающий собственные региональные ресурсы устойчивого экономического роста. Экономический потенциал оценивается по обеспеченности трудовыми ресурсами и основными фондами, а также по финансовой и инвестиционной обеспеченности [2].
Обеспеченность трудовыми ресурсами оценивается по двум показателям. Это – уровень участия в рабочей силе и скорректированный коэффициент демографической нагрузки. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении экономического потенциала региона.
Уровень участия в рабочей силе отражает степень занятости трудоспособного населения в экономике региона. Рассчитывается как отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.
Скорректированный коэффициент демографической нагрузки характеризует обеспеченность региона лицами трудоспособного возраста с учётом лиц нетрудоспособных возрастов. Показывает, сколько приходится лиц трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособных возрастов.
Обеспеченность основными фондами оценивается по двум показателям. Это – фондовооруженность и степень сохранности основных фондов. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении экономического потенциала региона.
Фондовооруженность характеризует оснащённость основными фондами работников предприятий региона. Рассчитывается как отношение полной учётной стоимости основных фондов к среднегодовой численности занятых в экономике, в млн. рублей на человека.
Степень сохранности основных фондов отражает уровень готовности предприятий региона к воспроизводству. Рассчитывается как разница между 100-процентной сохранностью и процентом износа.
Финансовая и инвестиционная обеспеченность оценивается тремя показателями: обеспеченность доходной части бюджета, удельный вес прибыльных организаций, индекс физического объёма инвестиций в основной капитал. Тенденция к росту каждого показателя свидетельствует о положительной динамике и укреплении экономического потенциала региона.
Обеспеченность доходной части бюджета отражает процесс формирования регионального бюджета. Рассчитывается в процентах с учётом соотношения налоговых и безвозмездных поступлений в доходы регионального бюджета.
Удельный вес прибыльных организаций характеризует финансовое состояние предприятий региона. Рассчитывается как разница между 100 процентами и процентом убыточных предприятий.
Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал отражает инвестиционные возможности региона и рассчитывается в сопоставимых ценах.
Четвёртый раздел методики – это источники информации. В соответствии с авторской методикой все расчёты проводятся только на материалах официальной статистики. В данном исследовании использованы статистические сборники «Регионы России. Социально-экономические показатели». Это позволяет обеспечить надёжность и достоверность исходных данных, прозрачность, объективность и независимость информации.
3. Практические аспекты оценки экономического потенциала
Один из вариантов авторской методики оценки экономического потенциала региона был впервые апробирован при расчёте рейтингов регионов, опубликованных в журнале «Рейтинги» [11–14]. К настоящему времени методика прошла корректировку и состоит из 6 этапов.
Этап 1. Сбор исходных данных из источников официальной статистики. Из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели, 2019 г.“ [10] выбраны следующие данные:
- среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.;
- уровень участия в рабочей силе, %;
- коэффициенты демографической нагрузки;
- основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб.;
- степень износа основных фондов (на конец года; в %);
- доходы консолидированного бюджета субъекта РФ (миллионов руб. всего);
- безвозмездные поступления в доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, млн руб.;
- удельный вес убыточных организаций (в % от общего числа организаций);
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году).
Этап 2. Расчёт показателей и придание им позитивного характера. Обработаны следующие показатели:
1) уровень участия в рабочей силе, %;
2) скорректированный коэффициент демографической нагрузки;
3) фондовооруженность, тыс. руб. на занятого;
4) степень сохранности основных фондов, %;
5) обеспеченность доходной части бюджета, %;
6) удельный вес прибыльных организаций, %;
7) индекс физического объёма инвестиций в основной капитал.
Этап 3. Нормализация показателей (приведение в сопоставимый вид) по 100 балльной шкале. Проведены расчёты по показателям, приведённым на этапе 2.
Этап 4. Определение весовых коэффициентов показателей. Веса распределены следующим образом (один из возможных вариантов): 1 – 0,2; 2 – 0,2; 3 – 0,1; 4 – 0,1; 5 – 0,1; 6 – 0,1; 7 – 0,2.
Этап 5. Расчёт и ранжирование агрегированного показателя (индикатора) по убыванию в баллах. Проведены расчёты за 2018 год по 85 регионам субъектам РФ.
Этап 6. Типология регионов по баллам, построение рейтинговых таблиц и графиков. Построена типология регионов и рейтинг регионов России за 2018 год по экономическому потенциалу (многомерная оценка в баллах). Результаты представлены ниже.
Регионы-лидеры – Ямало-Ненецкий автономный округ – 73,20.
Локомотивные регионы: Камчатский край – 56,12; г. Санкт-Петербург – 56,01; г. Москва – 56,00; Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 55,9.
Опорные регионы: Московская область – 50,73; Республика Саха (Якутия) – 50,33; Чукотский автономный округ – 50,18; Ленинградская область – 50,16; Сахалинская область – 49,32; Мурманская область – 49,11; Республика Коми – 48,29; Ненецкий автономный округ – 47,5; Хабаровский край – 47,45; Республика Татарстан – 47,29; Иркутская область – 47,25; Магаданская область – 47,10.
Развивающиеся регионы: Тюменская область – 44,81; Красноярский край – 44,72; Приморский край – 44,58; Амурская область – 44,21; Архангельская область – 44,10; Вологодская область – 44,01; г. Севастополь – 42,00; Кабардино-Балкарская Республика – 41,24; Омская область – 41,11; Томская область – 41,05; Смоленская область – 40,38; Белгородская область – 40,28; Калининградская область – 40,25; Тверская область – 40,18; Ростовская область – 40,15; Тульская область – 40,13; Курская область – 40,10; Калужская область – 40,05; Ярославская область – 40,02; Липецкая область – 38,91; Республика Башкортостан – 38,74.
Консервативные регионы: Нижегородская область – 38,67; Самарская область – 38,63; Воронежская область – 38,61; Владимирская область – 38,53; Новосибирская область – 38,51; Удмуртская Республика – 38,00; Республика Мордовия – 37,98; Челябинская область – 37,95; Забайкальский край – 37,75; Астраханская область – 37,72; Краснодарский край – 37,15; Новгородская область – 37,10; Еврейская автономная область – 36,85; Свердловская область – 36,84; Республика Дагестан – 36,60; Ставропольский край – 36,44; Карачаево-Черкесская Республика – 36,32; Саратовская область – 36,07; Карелия – 35,62; Республика Ингушетия – 35,51; Брянская область – 35,42; Волгоградская область – 35,35; Пермский край – 35,06; Республика Хакасия – 34,06; Чувашская Республика – 34,01; Кемеровская область – 33,98; Кировская область – 33,83; Костромская область – 33,79; Орловская область – 33,66; Оренбургская область – 33,58; Чеченская Республика – 33,47; Псковская область – 32,29; Ивановская область – 32,17; Ульяновская область – 31,15; Республика Алтай – 31,05; Алтайский край – 31,01; Республика Бурятия – 29,96; Республика Адыгея – 29,60; Республика Северная Осетия-Алания – 29,32.
Депрессивные регионы: Тамбовская область – 28,30; Пензенская область – 28,14; Рязанская область – 28,12; Республика Калмыкия – 28,10; Курганская область – 27,00; Республика Марий Эл –25,85; Республика Крым – 25,25.
Регионы-“аутсайдеры»: Республика Тыва – 18,93.
Распределение регионов между типами рейтинга меняется ежегодно, т.к. многомерная средняя величина принимает разные значения. Например, в 2011 г. – 41,31; в 2018 г. – 39,03. За последние 5 лет экономический потенциал снизился, о чем свидетельствуют следующие данные:
- регионы с уровнем экономического потенциала выше среднего: 2011 г. – 49,5%; 2018 г. – 44,7%;
- регионы с уровнем экономического потенциала ниже среднего: 2011 г. – 50,5%; 2018 г. – 55,3%;
Авторская методика позволяет проводить оценку по разным вариантам. Примерный перечень аналитических таблиц и графиков, полученный в результате реализации методики оценки (многомерная оценка) включает типологию регионов России по типам рейтинга, ранжирование регионов России, типологию регионов России с разбивкой по федеральным округам и др.
Заключение
Практическая реализация предложенной методики оценки экономического потенциала региона-субъекта РФ даёт типологию регионов, которая адекватно отражает их пространственную и временную дифференциацию. Место конкретного региона в типологии отражает его способность к решению важных социально-экономических проблем и достижению приоритетных целей, а также дополняет существующие оценки и даёт региональным властям независимую экспертизу.
Типология регионов-субъектов РФ даёт возможность каждому региону выработать направления инновационной экономической политики в зависимости от места, которое он занимает среди прочих регионов РФ. Кроме того, типология позволяет учесть потенциальные возможности региональных проектов, адекватно оценить уровень инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности производств и видов деятельности, формирующих потенциал развития в регионе.
Список литературы
1. Горшенина Е. В. Проблемы типологии регионов-субъектов РФ // Экономические исследования [Электронный ресурс]. – 2011. – № 3. – Режим доступа: http://erce.ru.
2. Горшенина Е. В. Региональные экономические исследования: теория и практика: Монография. – Тверь: Тверской государственный университет, 2009. – С. 204.
3. Лексин В., Швецов А. Программные методы территориального развития // Российский экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 58–62.
4. Лексин В. Н. Региональная действительность и региональные исследования // Регион: Экономика и Социология. – 2014. – № 2 (82). – С. 7–38.
5. Лексин В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал. – 2011. – № 9–10. – С. 73–77.
6. Минакир П. А. Теоретические аспекты исследования пространственных экономических систем // Журнал экономической теории. – 2017. – № 3. –С. 7–10.
7. Минакир П. А. Экономический рост и развитие: региональное приложение // Федерализм. – 2013. – № 2. – С. 49–62.
8. Новоселов А. С., Маршалова А. С. Актуальные проблемы разработки стратегии социально-экономического развития региона // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2017. –№ 3 (121). – С. 189–197.
9. Новоселов А. С. Регион: теория и практика управления экономикой. – Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 2011. – С. 466.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. – Росстат. – М., 2019. – 1204 с.
11. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2010. – № 1.
12. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2011. – № 12.
13. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2012. – № 12.
14. Рейтинги. Научно-практический журнал. – ООО «Центр экономических исследований», 2013. – № 12.
15. Румянцев А. А. Институциональные возможности развития инновационной деятельности в регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 4 (46). – С. 184–198.
16. Суспицын С. А. Измерения в пространстве региональных индикаторов: методология, методики, результаты. – Регион: Экономика и Социология, 2014. – № 3 (83). – С. 3–30.
17. Суспицын С. А. О новой парадигме отношений регионов и федерального центра. – Интерэкспо Гео-Сибирь, 2016. – № 3/3. – С. 13–19.
18. Татаркин А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития // Общество и экономика. – 2015. – № 5. – С. 88–91.
19. Татаркин А. Региональные институты модернизации пространственного развития Российской Федерации // Современные производительные силы. – 2015. – № 1. – С. 102–104.
20. Украинчук Е. В. Теоретико-методические подходы к оценке экономических потенциалов регионов России для определения точек экономического роста // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2014. – № 24. – С. 130–135.
21. Унтура Г. А. Инновационное развитие регионов России: неравномерность, кооперация и конкуренция. – Регион: Экономика и Социология, 2015. – № 1 (85). – С. 275–304.
22. Унтура Г. А. Стратегическая поддержка регионов России: проблемы оценки статуса территорий инноваций. – Регион: Экономика и Социология, 2012. – № 1 (73). – С. 123–141.
23. Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (на 2002–2010 годы и до 2015 года: Федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&collection=1&backlink=1&nd=201009.... – Загл. с экрана.
24. Черницкий С. В. Комплексная методика оценки экономического потенциала регионов. – Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. – № 5 (27). – С. 208–213.
25. Швецов А. Н. Методология и практика исследований территориальных систем. – Регион: Экономика и Социология, 2011. – № 2. – С. 292–297.
26. Шулаева О. В., Есенин М. А., Агекян Э. А. Российский и зарубежный опыт формирования системы показателей для оценки экономического потенциала регионов // Экономика, статистика и информатика. – Вестник УМО, 2015. – № 3. – С. 225–232.