Целью государственной политики в области развития инновационной системы является перевод России на инновационный путь развития, т.е. построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счѐт расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках наукоѐмкой продукции. Основными уровнями управления реализацией поставленных задач являются субъекты России и муниципальные образования, непосредственно располагающие совокупностью экономических ресурсов и адаптирующиеся к изменяющимся условиям. Именно этим объясняется усиление внимания к активизации инновационной деятельности региональных экономических систем.
В основе управления инновационной деятельностью региона лежит инновационная политика, которая должна быть направлена на повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, увеличение ВРП на этой основе, улучшение социально-экономического положения населения. Ее главной задачей является реальное превращение инновационного потенциала в основной фактор, обеспечивающий переход экономической системы мезоуровня на инновационный путь развития.
Для эффективного управления инновационным потенциалом региона его необходимо оценивать. Такие оценки осуществляются постоянно, однако они фиксируют только имеющиеся региональные инновации, но не дают представления о факторах, влияющих на инновационную деятельность. Более того, нет единого мнения в подходах к методам оценки и анализа инновационного потенциала и выработке соответствующей инновационной политики.
Инновационный потенциал региона является сложной пространственной, развивающейся во времени системой, обладающей синергетическими свойствами. С позиций биоадекватного подхода инновационный потенциал региона является системой взаимопроникающих потенциалов [3].
В течение последних 15 лет превалирует ресурсо-эксплуатирующая тенденция в развитии экономики страны, и сложилась следующая уникальная инновационная ситуация: с одной стороны, имеются значительные фундаментальные, технологические заделы и возможности, квалифицированные научные и инженерные кадры, развитая, превышающая по отдельным стратегическим направлениям мировые аналоги научно- производственная база, а с другой – крайне слабая ориентированность этого важного элемента национального богатства на реализацию в конкретных инновациях, отсутствие продуманной организационно-управленческой инновационной технологической политики.
Как показал анализ, в России сложились три основных кластера инновационной деятельности: РАН, отраслевая наука, университеты, которые функционируют в отрыве друг от друга: как и раньше, финансы направляются в отраслевые НИИ, исследовательское оборудование находится в РАН, а высококвалифицированные кадры, и особенно образованная мобильная молодежь – в вузах [2]. Возможностью их объединения является создание учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), связанных с экономической, социальной сферами, органами управления и власти. При реализации программы УНИК при высшей школе создается, по существу, новый механизм межотраслевого взаимодействия: отраслевая наука осуществляет заказ на получение научно-технической продукции вузам, что стимулирует и инновационную активность предприятий.
Уровень инновационной активности предприятий в России крайне низок – около 2%; насчитывается 2532 инновационно-активные организации, из которых – 2262 предприятия промышленности [1]. То есть произошло сокращение почти вдвое интенсивности собственной исследовательской деятельности на инновационно-активных предприятиях при резком снижении новизны инноваций. Основным видом инновационной деятельности является приобретение готового технологического оборудования, а наиболее распространенным видом инноваций – продуктовые. Причиной слабой инновационной активности можно назвать низкий уровень инновационного потенциала, в целом, и его составляющих элементов, в частности, а также его не включенность в оценки развития экономической системы.
Анализ научных работ показывает, что толкование инновационного процесса в экономической системе невозможно без выделения особой роли инновационного потенциала (ИП). Под ним понимают и упорядоченную совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка, и совокупность возможностей использования производительной силы ресурса, и меру способности и готовности экономического субъекта осуществлять инновационную деятельность [4]. Иногда это понятие отождествляется с понятиями научного, интеллектуального, творческого и научно-технического потенциалов.
Таким образом под инновационным потенциалом субъектов микро- и мезоуровня экономической системы понимается совокупность взаимосвязанных элементов, необходимых для перспективного развития за счет внутренних возможностей, в том числе для создания новшеств, осуществления инноваций и эффективного их использования на мировом уровне.
В этой связи с точки зрения системного подхода инновационный потенциал региона является сложной пространственной, развивающейся во времени системой, обладающей синергетическими свойствами, который состоит из системы взаимосвязанных компонентов: кадрового, информационного, финансового, производственно-технологического потенциалов, составляющих ресурсный блок, научно-технического, организационного, управленческого, потребительского потенциалов и инновационной культуры.
Инновационный потенциал региона можно представить в виде системы взаимопроникающих потенциалов. В основе этой системы лежит ресурсный блок, дающий «питание», и являющийся фундаментом развития всей системы. От его количественного и качественного состава зависит функционирование системы.
Правомерно утверждать, что научно-технический потенциал должен быть тесно связан с ресурсным блоком, опираться на него, поскольку появление изобретений, новшеств, инновационных программ невозможно без взаимодействия людей, оборудования и технологий, финансовых ресурсов, а также информации. Связующим звеном или стержнем системы является управленческий потенциал. Именно от правильных, своевременных решений зависит, будут ли раскрыты возможности хозяйствующего субъекта по созданию востребованной конкурентоспособной продукции, поэтому выходом, отражающим успешность, эффективность развития системы, является потребительский потенциал и инновационная культура, сформированная в регионе.
Совершенствование структуры инновационного потенциала, а также методов управления им достигается мониторингом инновационных процессов, происходящих в регионе на основе эконометрических моделей, отражающих влияние факторов инновационного потенциала на результативный экономический показатель развития региона. Это позволяет принимать управленческие и организационные решения по распределению ресурсов финансового потенциала с целью их более эффективной реализации.
Главной задачей управления является учѐт сложившихся тенденций и перевод всех отрицательных факторов в положительные с помощью различных мер, таких, как разработка и принятие инновационной программы региона.
Главной задачей организационной модели процесса управления инновационным потенциалом является реальное превращение инновационного потенциала области в основной фактор, обеспечивающий переход производственно-социального комплекса на инновационный путь развития. Для развития инновационного потенциала региона, необходимо реализовать следующие цели и мероприятия:
– стимулирование эффективного использования ресурсного блока инновационного потенциала: производственно-технологической базы, кадрового потенциала, информации и финансов;
– стимулирование развития научно-технического потенциала;
– развитие организационного потенциала и создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций, повышение уровня управленческого потенциала;
– совершенствование уровня инновационной культуры в регионе;
– повышение роли и развитие потребительского сегмента.
Необходимы следующие мероприятия по активизации инновационной деятельности региона:
– сформировать и регулярно обновлять базу данных с внесением в неѐ как наиболее перспективных компаний и предприятий, обладающих высоким потенциалом развития, так и компаний, не занимающихся инновационной деятельностью, аутсайдеров, а также проанализировать сложившуюся в компаниях ситуацию, потребности, проблемы, основные причины, препятствующие развитию;
– выбрать наиболее эффективное направление работы области (транспортное машиностроение, производство строительных материалов, лесная, деревообрабатывающая, электронная промышленность на базе ОПК, производства, направленные на переработку сельскохозяйственной продукции) и основные предприятия, т.к. регион не может обеспечить поддержку всех предприятий и организаций. Им будет обеспечена постоянная поддержка со стороны научно-технического, образовательного комплекса, органов государственной власти, организаций инфраструктуры по всем видам ресурсов: финансам, квалифицированным кадрам, поиску партнеров, по спросу на продукцию и др.;
– сформировать банк данных о разработках, проводимых и завершѐнных на предприятиях, о полученных патентах, свидетельствах;
– принять закон о защите интеллектуальной собственности;
– содействовать обновлению материально-технической базы перспективных предприятий путем целевого финансирования из средств бюджета, выдачи льготных кредитов, совершенствования лизинга;
– содействовать созданию комплекса органов государственной власти, организаций инфраструктуры по всем видам ресурсов: финансам, квалифицированным кадрам, поиску партнеров, по спросу на продукцию и др.;
– сформировать банк данных о разработках, проводимых и завершѐнных на предприятиях, о полученных патентах, свидетельствах;
– принять закон о защите интеллектуальной собственности;
– содействовать обновлению материально-технической базы перспективных предприятий путем целевого финансирования из средств бюджета, выдачи льготных кредитов, совершенствования лизинга;
– стимулировать (кадровое, информационное, финансовое обеспечение) исследования и разработки, направленные на нужды области.
Список литературы
1. Андреев Ю.Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России // Регионология. – 2007. – №2. – С. 21.
2. Марченко Е.М., Разумова М.В. К вопросу об оценке инновационного потенциала // Экономика региона. – 2007. – №18. – С. 16.
3. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. – М.: «Машиностроение-1», 2007.
4. Мовчан Р.А. Проблема формирования инновационного потенциала развития региона // Экономика региона. – 2006. – №5.