Региональные финансы формируются из различных внутренних и внешних источников. Источники региональных бюджетов можно классифицировать по категории принадлежности субъектов управления на собственные, перераспределяемые, заемные и привлеченные средства [5, c. 87].
Собственные доходы – финансовые средства, полученные в бюджет региона в результате деятельности территориальных органов власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями, а также полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений.
Перераспределяемые доходы – финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты из бюджетов более высокого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных регионам полномочий.
Заемные источники – средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др. Отметим, что согласно действующему бюджетному законодательству данные средства рассматриваются как источники финансирования дефицита бюджета.
Привлеченные источники – средства, переданные юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе в распоряжение территориальным органам власти для решения территориальных экономических и социальных задач.
Наличие собственных доходов в достаточном объѐме позволяет говорить о финансовой самостоятельности региона. Напротив, недостаток собственных источников финансирования приводит к необходимости привлечения дотаций из федерального бюджета, что определяет дотационность региона.
Очевидно, что успешное решение таких задач, как обеспечение соответствия уровня и образа жизни населения государственным и другим стандартам, формирование потенциальных возможностей для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта, развитие природоресурсного и экологического потенциала, обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации, возможно только при условии наличия в распоряжении региона достаточного объѐма финансовых ресурсов.
Критерием, позволяющим количественно оценить финансовую самостоятельность региона, можно считать его финансовый потенциал. Часто финансовый потенциал рассматривается экономистами и как фактор, определяющий инвестиционную привлекательность региона. Подобный подход, в частности, используется ведущим национальным рейтинговым агентством «Эксперт-РА», которое определяет рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, используемая этим агентством, рассматривает финансовый потенциал как элемент инвестиционного потенциала региона, характеризующийся объѐмом налоговой базы, прибыльностью предприятий и доходами населения.
Весьма интересное определение дают финансовому потенциалу А.Л. Коломниец и А.И. Новикова [2, с. 5]: «финансовый потенциал – это совокупность финансовых ресурсов, мобилизация которых в полном объѐме никогда недостижима для целей развития территорий и удовлетворения социально-экономических потребностей граждан». На наш взгляд, справедливым в данном определении является указанный целевой характер мобилизации ресурсов. Предположение о недостижимости полной мобилизации данных ресурсов даѐт основание говорить о степени использования финансового потенциала, которую возможно увеличить при условии максимального вовлечения и оптимального использования всех имеющихся ресурсов.
Целевую ориентацию мобилизуемых ресурсов подчѐркивает и К.М. Менькова [3, с. 33], утверждая, что финансовый потенциал – это та часть мобилизуемых финансовых ресурсов, которая может быть направлена на развитие региона. В составе этих ресурсов автор выделят налоговые и неналоговые поступления в бюджет, привлечѐнные средства, амортизационные отчисления и прибыль хозяйствующих субъектов.
М.А. Репченко и О.М. Фокина [4, с. 66], предлагают рассматривать не собственно финансовый, а бюджетно-финансовый потенциал, который характеризует степень самостоятельности конкретного субъекта Российской Федерации и уровень его дотирования из федерального бюджета. К характеристикам бюджетно-финансового потенциала, по мнению авторов, следует отнести доходы бюджета, расходы бюджета, поступление налогов и иных обязательных платежей в бюджет, долю доходов бюджета в валовом региональном продукте (ВРП), долю расходов бюджета в ВРП.
В целом можно констатировать, что в отечественной экономической науке не сложилось единого чѐткого определения понятия «финансовый потенциал региона». Наиболее часто это понятие отождествляется с инвестиционным потенциалом.
Чтобы более чѐтко определить различия между инвестиционным и финансовым потенциалом необходимо проанализировать следующее определение. Инвестиционный потенциал – это максимально возможная совокупность всех собственных ресурсов (финансовых, материальных, научно- технических, кадровых), накопленных в результате предшествующей хозяйственной деятельности, которые можно использовать для обеспечения инвестиционной деятельности без нарушения текущей хозяйственной деятельности [1, c. 9]. Следовательно, можно выделить следующие ключевые моменты, отличающие финансовый потенциал от инвестиционного:
· инвестиционный потенциал аккумулирует финансовые, материальные, научно-технические и кадровые ресурсы, тогда как финансовый потенциал формируется исключительно за счет финансовых источников;
· для формирования инвестиционного потенциала важен факт накопления указанных ресурсов в предшествующем периоде, тогда как для формирования финансового потенциала важна количественная оценка максимальной возможности генерирования финансовых ресурсов в текущий момент времени;
· цель формирования инвестиционного потенциала – обеспечение непосредственно инвестиционной деятельности, тогда как цель формирования финансового потенциала – обеспечение стабильного развития региональной экономики.
На наш взгляд, финансовый потенциал региона следует определять как максимально возможный объѐм собственных и привлеченных финансовых ресурсов, аккумулируемых регионом, которые можно использовать для обеспечения стабильного функционирования и развития региональной экономики. Таким образом, источники финансового потенциала должны включать только те ресурсы, которые региональное правительство может самостоятельно привлечь и использовать в целях развития региона.
Количественно финансовый потенциал региона должен определяться как максимально возможный объѐм собственных доходов регионального бюджета. Финансовый потенциал региона в этом случае будет определяться по следующей формуле:
Предложенная трактовка финансового потенциала региона позволяет говорить о финансовых возможностях региона. В этой связи источники финансового потенциала региона должны включать, прежде всего, те ресурсы, которые региональное правительство может самостоятельно привлечь и использовать в целях развития региона. Это та часть доходов бюджета, которую органы власти могут использовать для решения задач развития региона.
Очевидно, что косвенно финансовый потенциал региона, трактуемый через наличие собственных финансовых ресурсов, и уровень его использования характеризует уровень дотационности, а, следовательно, априори качественной характеристикой дотационного региона является либо низкая величина финансового потенциала, либо низкий уровень его использования. Низкая величина финансового потенциала региона может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
· недостаточно развитая производственная база региона;
· скудные природно-ресурсные возможности региона;
· низкий уровень развития науки и внедрения достижений научно- технического прогресса в хозяйственную деятельность региональных предприятий и т.д.
Отметим, что дотационный регион, выбирая рост своего финансового потенциала в качестве основной приоритетной цели, обеспечивает в будущем уменьшение своей зависимости от федеральных дотаций, и возможность достижения практически любой из задач социально-экономического развития.
Список литературы
1. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизм формирования и использования. – М.: Анкил, 2005 – 325 с.
2. Коломниец А.Л., Новикова А.И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. – 2000. – №3. – С. 4–7.
3. Менькова К.М. Теоретические и методологические подходы к оценке финансового потенциала муниципальных образований в условиях реформирования территориальной организации местного самоуправления // Финансы и кредит. – 2008. – №14. – С. 32–39.
4. Репченко М.А., Фокина О.М. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учѐтом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона // Инновации. – 2007. – №7. – С. 64–67.
5. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.