Размер оплаты труда – один из критериев, определяющих престиж и привлекательность той или иной профессии для человека. В Российской Федерации труд работников физической культуры и спорта долгие годы оплачивался весьма невысоко, что негативно отразилось на престиже профессии спортивных тренеров и инструкторов, а кадровая деградация стала одной из причин снижения качества подготовки российских спортсменов.
Труд спортивных тренеров в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ/СШ), оплачивается хуже, чем в спортивных организациях, осуществляющих подготовку олимпийского резерва [1]. Дифференциация в уровне оплаты труда существует не только по видам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, но и по категориям работников, причастных к подготовке спортсменов (тренеры, тренеры-инструкторы, методический и медицинский персонал).
С началом действия Федеральной целевой программы по развитию физической культуры в отрасль пошел приток финансирования, что позволило переломить негативные тенденции в развитии российского спорта. Постепенно по всей территории страны начала развиваться спортивная инфраструктура, в том числе и фитнес-индустрия, больше внимания стало уделяться пропаганде здорового образа жизни и систематических занятий спортом среди населения, страна провела несколько крупных спортивных мега-событий. В развитии спортивной инфраструктуры и массового спорта больше других преуспели в Центральном и Приволжском федеральных округах [2].
Оплата труда спортивных тренеров на фоне роста популярности спорта и развития отрасли физической культуры и спорта начала увеличиваться. Одновременно стали повышаться и квалификационные требования к работникам, что изменило качество кадрового состава персонала, участвующего в подготовке спортсменов. Заработные платы спортивных тренеров в 2017 г., которые по новой классификации ОКВЭД относятся к «Деятельности в области спорта, отдыха и развлечений», значительно дифференцированы в разрезе федеральных округов страны. По уровню среднемесячных заработных плат спортивных тренеров наиболее привлекательна профессия в Центральном, Северо-западном, Дальневосточном и Уральском федеральных округах [3].
Среди регионов Центрального федерального округа самыми высокими заработными платами обеспечены спортивные тренеры в Тульской и Ярославской областях, Москва и Московская область в силу крайне высоких различий в социально-экономическом развитии с другими регионами не сопоставлялись. Выше среднего уровня заработных плат в регионе относительно всех отраслей заработные платы спортивных тренеров в Тамбовской, Калужской и Рязанской областях, что делает профессию спортивного тренера наиболее привлекательной на фоне других профессий в этих регионах [4].
Финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации по большей части происходит за счет бюджетных средств, хотя в последние годы на фоне трудностей в экономике страны пытаются диверсифицировать источники финансирования развития спортивной отрасли. Доля расходов на развитие физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетов всех уровней невелика. Максимально от общих затрат расходуется на развитие физической культуры и спорта из Консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и в динамике доля федерального бюджета в развитии спорта снижается, а консолидированных бюджетов растет [5].
Поскольку роль заработной платы имеет одно из важнейших значений в развитии отрасли, ее рост должен стать отражением экономической ситуации в стране и намерений правительства относительно перспектив развития спорта. Если мы ставим задачу поддержать и ускорить темпы развития отрасли, улучшить результаты деятельности в спортивной сфере, то, безусловно, необходимо повышать заработные платы спортивных работников. Особенно это важно на фоне проявлений структурного кризиса в экономике страны, потому что позволит сохранить положительные тенденции развития на фоне негативных экономических предпосылок. Необходимо оценить, как изменилась доля расходов на заработные платы в структуре финансирования физической культуры и спорта (рис. 1).
В период 2012–2017 гг. расходы на заработные платы работников физической культуры и спорта в структуре финансирования устойчиво росли. Причем, подобный анализ следует выполнять как в абсолютном выражении, так и в относительном (процентном), чтобы лучше понимать динамику происходящих изменений [6]. Одной их причин роста выступило ежегодное увеличение численности работников спорта. В 2018 г. расходы на заработные платы в общей структуре финансирования сократились относительно предыдущего периода на 6,5%, а в абсолютном выражении на 80,6 млрд. руб., что, вероятнее всего стало проявлением негативных тенденций в экономическом развитии страны. Что касается структуры финансирования заработных плат, то в период 2014–2018 гг. доля бюджетных источников сократилась с 89,8% до 85,7%. В то же время в 2018 г. относительно 2014 г. расходы на заработные платы работников физической культуры и спорта возросли на 35,0%, в том числе из консолидированных бюджетов израсходовали на 30,6% больше, из внебюджетных источников на 89,5% больше, а вот затраты федерального бюджета по этой статье сократились на 17,1%.
Уровень заработных плат работников в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, значительно дифференцирован, поэтому целесообразно оценить, как за последние пять лет изменились средние заработные в организациях, осуществляющих спортивную подготовку (табл. 1).
Первое, что стоит отметить, что с 2014 г. изменился состав организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Общая численность работников спортивных организаций без внешних совместителей возросла на 23,1%, а численность внешних совместителей сократилась на 19,1%, при этом фонд начисленной заработной платы работников (без внешних совместителей) увеличился на 40,5%. Самый высокий средний уровень оплаты труда работников отмечается в «училищах олимпийского резерва», чуть ниже уровень оплаты труда в «центрах олимпийской подготовки». Самый низкий уровень заработных плат в «детско-юношеских спортивных школах». В динамике сильнее всего возросли заработные платы в «училищах олимпийского резерва», а в целом более динамичный рост заработных плат произошел у внешних совместителей.
Как в любой отрасли, имеет место дифференциация заработных плат работников физической культуры и спорта по категориям работников (рис. 2).
Директора спортивных организаций получают заработные платы почти вдвое больше по размеру, чем тренерский персонал. В динамике средний уровень заработных плат директоров сократился на 2,8%, в то же время заработные платы тренерского персонала сократились на 11,3%. Численность тренерского персонала возросла на 27,6%, поэтому удержать заработные платы в 2018 г. на уровне 2014 г. не представляется возможным в силу неблагоприятных экономических факторов и насыщения рынка труда специалистами в этой области.
Больше внимания стало уделяться роли методической подготовки в тренировочном процессе, поэтому средние заработные платы методического персонала увеличились на 18,5%. Но максимальный рост заработных плат в отрасли физической культуры и спорта отмечается по категории медицинских работников (+36,8%). Это произошло на фоне сокращения их численности на 4,6%, в то время как требования к медицинской стороне подготовки спортсменов возросли, в том числе на фоне допинговых скандалов. Самые низкие заработные платы в категории «прочие работники физической культуры и спорта».
Уровень заработных плат работников физической культуры и спорта показывает положительные тенденции развития. Дифференциация в уровне оплаты труда между организациями, осуществляющими спортивную подготовку, имеет объективные причины – при подготовке олимпийского резерва требуются кадры с высоким уровнем профессиональной квалификации. Стоит отметить, что больше внимания стало уделяться медицинскому персоналу и методическим работникам и это также является положительным моментом. В силу того, что развитие физической культуры и спорта сильно зависит от бюджетного финансирования (хотя в малой степени от федерального бюджета), существует опасность потери достигнутых успехов в развитии спорта и спортивных кадров в частности из-за отягощающейся экономической ситуации в стране. Развитие физической культуры и спорта является одной из стратегических задач государства, поэтому не следует способствовать развитию негативных тенденций в спорте, поэтому необходимо контролировать ситуацию в отрасли с целью создания возможности своевременной реакции на негативные проявления.
Список литературы
1. Ширков Ю. А. Анализ динамики заработных плат тренеров по видам спортивных организаций // Наука и практика регионов. – 2018. – № 3 (12). – С. 52–56.
2. Перькова Е. Ю. Анализ развития физической культуры и спорта в федеральных округах России // Вопросы социально-экономического развития регионов. – 2018. – № 1 (4). – С. 2–6.
3. Бобровский Е. А. Оплата труда спортивных тренеров как фактор развития физической культуры и спорта // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 40–43.
4. Корчагина Н. Л. Анализ заработных плат в сфере физической культуры и спорта в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 158–160.
5. Матушанская Е. Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. – 2018. – № 12 (30). – С. 91.
6. Зюкин Д. А., Пожидаева Н. А., Матушанская Е. Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. – 2018. – № 3 (12). – С. 76–81.
7. Статистическая информация. / Министерство спорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ – Загл. с экрана. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 07.05.2019 г.).