На сегодняшний день – в условиях современного рынка, социально-ориентированный вектор экономического развития страны, в его неискаженном представлении, является одним из наиболее верных путей, подтверждающих свою состоятельность не только в сугубо теоретических, но и в практически-реализуемых аспектах. Рыночная экономика, безусловно, несовершенна, впрочем, как несовершенен любой другой тип хозяйствования, известный на данный момент. Однако как никакой другой тип хозяйствования рыночная экономика нуждается в отладке непосредственно системы социальных приоритетов, по той простой причине, что в отличие, например, от плановой экономики неизбежно ведет к нарастанию социального неравенства, будучи к тому же подверженной регулярным системным кризисам, в свою очередь порождающим кризисы социального характера.
Основу любого государства составляет, прежде всего, его народ – его социум. Исходя из этого, в независимости от господствующего механизма производства именно социальная направленность должна носить характер основополагающей в экономике. Однако на чем следует базироваться такому фундаменту, то есть, при каких условиях экономика страны может называться по-настоящему социально-ориентированной?
Во-первых, главенствующим среди прочих, в данном отношении, является принцип социальной справедливости, который предполагает не только достаточно высокую степень выравнивания доходов различный социальных слоев, но, более того, весьма трудную, однако решаемую задачу представления социальной справедливости в качестве важнейшего стимула инновационного развития общества. Показательным примером в данном отношении может служить шведская модель, базирующаяся на смешанной экономике, для которой характерна предельно допустимая, по меркам рыночной экономики, социализация и соответственно сравнительно небольшая дифференциация доходов среди богатых и бедных слоев населения. Анализируя материалы книги Р.С. Гринберга «Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора», профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор экономических наук А.В. Бузгалин приводит альтернативное разрешение вопроса о социальной справедливости на принципиальном уровне, говоря о том, что реализация принципа социальной справедливости есть одна из важнейших производительных сил в экономике, где главным источником развития должен стать массовый креативный класс (учителя, врачи, ученые, инженеры, рекреаторы природы и общества). Таким образом, делается основополагающий вывод о том, что без должного справедливого отношения к учителю, ученому, врачу, инженеру вообще нецелесообразно говорить о важности экономики как таковой, «так как без образования, культуры, науки, здравоохранения и естественно здорового человека не будет ничего, в том числе и экономики» [1].
Во-вторых, непосредственно связанным с главенствующим, является принцип инновационного развития общества, для которого, как отмечалось, социальная справедливость должна выступать стимулом, а в идеальном варианте возможно и мотивацией развития, то есть внутренним побуждением, направленным на то, чтобы принести максимально возможную пользу справедливому высоко социальному государству. Именно инновационные достижения отличают сильную экономику на общемировом уровне, позволяя не только успешно конкурировать в рыночной среде, но и диктовать определенные условия, располагая соответствующим инновационным продуктом. Не случайно с каждым годом возрастает тенденция так называемой «охоты за головами», или, что более, красноречиво – «охоты за мозгами» со стороны наиболее развитых в экономическом отношении мировых держав. Подобная картина зачастую представляет собой массовую утечку перспективных кадров, которые как раз таки увозят с собой за рубеж не только ценный каждодневный кропотливый труд, но и, в некоторых случаях, по-настоящему бесценные «ноу-хау».
В-третьих, логически вытекающим из предыдущих, является показатель уровня жизни населения, позволяющий рассуждать об основообразующей проблеме, а именно – есть ли вообще место в экономике конкретной страны социальной справедливости, обеспечивающей, в том числе, инновационное развитие общества. Как известно, уровень жизни представляет собой комплексное понятие, включающее в себя ряд важнейших факторов, определяющих уровень благосостояния населения. Помимо экономических составляющих, таких как средний ВВП на душу населения, размер дохода на душу населения, баланс доходов и расходов, оно включает в себя важнейшие социальные аспекты: качество образования, уровень здоровья, степень безопасности, степень свободы граждан, уровень социальной жизни и так далее. Естественно, чем выше уровень жизни страны, тем ее экономика является в большей степени социально ориентированной. Высокий показатель уровня жизни говорит о соответствующем показателе качества жизни фундаментальной основы общества – учителей, врачей, инженеров, ученых, которые, будучи обеспеченными достойной зарплатой, материально-технической базой, чувствуя определенный престиж своего социального статуса, за отсутствием каких-либо жизненно необходимых для своей деятельности потребностей, что очевидно, будут спокойно и продуктивно трудиться на благо Родины. Таким образом, в разы возрастает важность повышенного внимания и работы со стороны государства над каждым ключевым фактором: от экономики до экологии, определяющим уровень жизни населения, как в отдельном регионе, так и в целом по стране.
В-четвертых, не меньшую значимость представляет собой сложившаяся в обществе система социально-нравственных ориентиров и ценностей. Аналогично тому, как нецелесообразно говорить об экономике без соответствующего уровня образования, культуры, науки, здравоохранения, нецелесообразно говорить об экономике без указанной системы, которая, по сути, представляет собой совершенно определенные ориентиры мировоззренческих установок [3], влияющих на социальную устойчивость общества. Такие ориентиры выступают в качестве основополагающей среды для развития вышеуказанных условий, которые определяют уровень жизни населения. Наличие благоприятного социального климата, а также четко сформулированной обще приемлемой национальной идеи могут существенно ускорить качественное развитие экономики непосредственно в социально-ориентированном направлении. В этой связи, своеобразным индикатором развития выступает один из важнейших социальных институтов – институт семьи. Именно в отношении института семьи государством по определению принимаются законодательные меры и иные мероприятия, призванные поддержать, а в некоторых случаях, исходя из условий современной действительности – при всё нарастающей тенденции к снижению влияния социально-нравственных ценностей, хотя бы сохранить полноценную традиционную семью. Таким образом, чем большее внимание со стороны государства уделяется развитию данного института – поддержке максимально благоприятных условий для создания семьи и рождения детей, тем более социально-ориентированным оно является. В непосредственной связи с социально-нравственным состоянием общества находятся важнейшие показатели, касающиеся распространенности проблемы алкоголизма и наркомании в стране, которые также являются красноречивыми индикаторами социальной ориентированности экономики.
Стоит отметить, что все социальные права граждан, а также государственные инициативы должны быть закреплены законодательно [2]. При надлежащем исполнении эта важнейшая мера соответственно исключит всякого рода недопонимания и двусмысленность в рассматриваемом отношении. К примеру, защита прав потребителей должна не просто называться таковой, а реально защищать права, опираясь на четкие законодательные нормы и правила. Кроме того, важным фактором в данном отношении является зачастую несовершенство законодательной базы, развязывающей руки обману как таковому, то есть различного рода мошенническим организациям, всячески исхитряющимся находить лазейки и без всякой ответственности вести соответствующую своим целям обманную деятельность. Свобода обману несет огромный ущерб всей общественной среде и не позволяет в верном направлении развивать ни социальную жизнь, ни экономику как таковую. Кроме этого, не менее важным показателем является уровень социальной ответственности на всех уровнях: от граждан и бизнес единиц до государства в целом.
Следующим важнейшим элементом, непосредственно связанным с предыдущим, является эффективность работы государственного аппарата на всех уровнях. К данному пункту, прежде всего, относится степень развитости бюрократизма и уровень коррупции, которые в случае высоких показателей практически нивелируют все старания государства, непосредственно касающиеся социальной сферы. Только четко отлаженный механизм, направленный на максимальное снижение негативного влияния бюрократизма и коррупции, способен своевременно и в полном объеме способствовать реализации различных законодательных инициатив. Однако под снижением влияния следует понимать реальные меры, которые в свою очередь были бы также не подвержены этим двум отрицательным явлениям и не создавали бы вкупе с ними своеобразный безвыходный замкнутый круг. Таким образом, эффективность работы государственного аппарата целиком и полностью зависит от самого государственного аппарата, отлаженный механизм его работы, при отсутствии бюрократизма и коррупции незамедлительно приведет к положительным сдвигам в социально-экономическом развитии общества.
Немаловажными показателями изначальной социальной ориентированности в экономике являются тип шкалы налогообложения, применяемый государством, процент от государственного бюджета, приходящийся непосредственно на социальные нужды, а также система банковского кредитования граждан. В первом случае социальную ориентированность характеризует прогрессивная шкала налогообложения, которая максимально снижает степень социальной дифференциации, справедливо взимая с богатого наибольший налог, соответствующий его наибольшему доходу, с бедного наименьший, соответствующий наименьшему доходу или, при необходимости, вовсе освобождая данную категорию граждан от налогового бремени. Также необходимо отметить связанную с этим систему льгот, преференций и величину пособий для нуждающихся граждан. В развитых социально-ориентированных государствах практически искоренено такое понятие как бедный социальный слой, так как даже неработающий по объективным причинам человек может достойно жить на определенные ему пособия, не говоря уже о людях с ограниченными возможностями, заслуженных пенсионерах и так далее. Однако что интересно, процент, неработающих в таком случае относительно невелик, так как социально-ориентированное государство создает еще более лучшие условия для работающих граждан, позволяющие полностью раскрыть определенный творческий потенциал личности, предоставляя высококачественные рабочие места для всех желающих трудится, сокращая тем самым показатели безработицы к минимуму. При этом каждый специалист занят своим делом, так как для любого выпускника высшего учебного заведения всегда найдется достойное рабочее место согласно конкретной рабочей специальности, отсюда, естественно, и соответствующее качество работы и производительность труда.
Процент от государственного бюджета, определенный на социальные нужды должен быть одним из самых высоких, так как все остальные статьи бюджета напрямую зависят от того насколько эффективной окажется система образования, готовящая специалистов, система здравоохранения поддерживающая здоровье людей, наука, как локомотив инновационного развития и так далее.
Отдельного внимания заслуживает система банковского кредитования, функционирующая в государстве. Основным показателем в данном отношении является процент по кредитам физическим и юридическим лицам. Если этот процент несоизмеримо высок, то банковская система, выполняющая в социально-ориентированном государстве функцию ни в коем случае не наживы, а прежде всего (во взаимодействии с государством) содействия развитию творческого потенциала населения, его мотивации, осуществления бизнес идей, теряет всякую значимость. Каждый из указанных элементов напрямую связан друг с другом, соответственно только сочетание грамотно выстроенных составляющих системы по отношении друг к другу способен принести наибольший эффект.
На рисунке 1, предложенном автором, в общем виде представлены наиболее важные показатели, характеризующие социальную ориентированность государственной экономики.
Данная структура (рис. 1) позволяет достаточно точно определить насколько экономика той или иной страны является по сути социально-ориентированной.
В дополнение необходимо отметить одну важную закономерность, подтвержденную на практических примерах: как правило, наиболее эффективной и социально-ориентированной является не чисто рыночная или командная экономика, а смешанная, сочетающая в себе наиболее сильные стороны представленных систем хозяйствования. Яркими примерами в данном отношении являются экономика Швеции, Норвегии и других скандинавских стран, Германии, Японии, США, Австралии. При этом от смешанной эффективной экономики следует отличать экономику переходную. Российская экономика на данной ступени развития еще не преодолела рубеж переходного состояния, по направлению к эффективной смешанной экономике, хотя, обладая большим практическим опытом (принимая во внимание сильную в отдельных ключевых аспектах экономику СССР), имеет все необходимые ресурсы для построения таковой.
В свою очередь построение социально-ориентированной экономики в России также находится на начальном этапе, очевидно, что данное направление должно стать одним из приоритетных в развитии государства, иначе экономика страны не сможет быть сколь либо конкурентоспособной на мировой арене. Социум, как отмечалось, есть основа государства – его опора, и такая основа нуждается в постоянной качественной поддержке. В данном случае основные показатели (рис.1), характеризующие социальную ориентированность государственной экономики могут являться скорее не мерилом, а как раз таки ориентирами, которые в комплексе помогут существенно посодействовать российской экономике в достижении вышеуказанной цели. К сожалению, на данный момент по очень многим рассматриваемым критериям российское социально-экономическое развитие имеет отрицательные значения, будь то дифференциация доходов или инновационная составляющая. Естественно, имеют место и отдельные положительные моменты, касающиеся незначительного, но, все таки, роста по ряду показателей уровня жизни в сравнении с периодом девяностых годов, а также в отношении отдельных законов социальной направленности, однако без комплексного системного решения указанных проблем не удастся построить по-настоящему социально-ориентированную экономику. Первым шагом к такому построению должен стать качественный скачок от затянувшегося переходного периода к развитию эффективно функционирующей смешанной экономики, включающей в себя все необходимые инструменты для реального социального развития.
Список литературы
1. Бузгалин А. В. Справедливость как предпосылка свободы и эффективности: обновление социального проекта возможно? // СОЦИС:социол. исслед. – 2013. – № 3. – С. 135–145.
2. Вешкина Э. Г. От социально-ориентированной до социально-адаптированной экономики России // Бизнес в законе. – 2011. – № 3. – С.178–181.
3. Грошева Т. А. Россия на пути к социально-ориентированной рыночной экономике // Известия Томского политехнического университета. – 2005. – № 5. – С.189–192.