Согласно распространенной в экономической теории, менеджменте, психологии и других социально-гуманитарных науках, изучающих поведение человека, классификации американского физиолога и философа А. Маслоу, потребности в безопасности относятся к числу первичных, ничем не заменимых. При этом они трактуются очень широко, как потребности в защите от голода, нищеты, болезней, преступников и внешних врагов. Каждый отдельный человек стремится обеспечить свое будущее и будущее своих близких приобретением солидного образования, надежной профессии, хорошо оплачиваемой работы, недвижимости, финансовых активов и т. д. Государство как представитель общества в целом обеспечивает безопасность, прежде всего, созданием силовых структур и организацией обороны. В наше время оно ответственно и за создание наиболее общих условий для эффективного развития социума и благополучия населения.
В течение многих столетий главной угрозой безопасности личности, общества, государства была военная агрессия со стороны внешних врагов. Сегодня, когда в арсеналах не только ведущих в военном отношении стран мира накоплено огромное количество ядерных и обычных вооружений, способных неоднократно уничтожить все живое на планете, война или угроза применения военной силы перестали быть универсальными средствами решения международных и внутренних проблем. В структуре национальной безопасности произошли значительные изменения. Под влиянием информационной революции и революции в военном деле, вызванных ими геоэкономических и геополитических изменений в мире сформировалась новая концепция глобальной и региональной безопасности, основанная на сочетании доверия и взаимного контроля, решении спорных вопросов путем переговоров. Вместе с тем все государства мира остаются элементами единой, но конфликтной по своей природе геополитической системы. Различия и противоречия национальных интересов сохраняются, поэтому традиционное соперничество между государствами остается важным фактором, влияющим на развитие как отдельных народов, так и человечества в целом. Соперничество, конкуренцию между странами особенно обостряет значительно усилившаяся с начала 90-х гг. глобализация общественной жизни. При этом приоритеты межгосударственного соперничества все больше перемещаются в сферу экономики – ее возможностей обеспечивать информатизацию и компьютеризацию всех сфер общественной жизни, устойчивый и сбалансированный рост материального и нематериального производства, высокие стандарты жизни населения, накопление и эффективное функционирование человеческого капитала и на этой основе наращивать военно-политическую мощь и международный престиж государства. В современных условиях экономика страны должна быть экономикой национальной безопасности.
Национальная безопасность – состояние защищенности интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. С учетом особенностей и потребностей современного социально ориентированного общества можно уточнить: состояние, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие страны, оборону и безопасность государства [4; 14].
Это сложное образование, в структуре которого базисные нормативные документы Беларуси и Российской Федерации выделяют политическую (государственную и общественную), экономическую, военную, экологическую, информационную, гуманитарную безопасность. В научной литературе структура национальной безопасности анализируется более детально. Например, в составе экономической безопасности рассматриваются и оцениваются продовольственная, энергетическая, сырьевая, технологическая, финансовая, валютно-кредитная и другие составляющие. Гуманитарная безопасность предстает как интегральная совокупность генетической, демографической, социальной, психологической, духовно-нравственной, правовой составляющих, в которых, в свою очередь, можно выделить множество элементов [6]. Как показывает анализ, экономическая безопасность играет ведущую роль в системе национальной безопасности, ибо любой вид безопасности нуждается в соответствующем экономическом обеспечении [8].
Состояние национальной безопасности определяется способностью всех субъектов общественных действий преодолевать всевозможные угрозы нормальному функционированию социума, благополучной жизни людей на основе характеризуемых определенной величиной, структурой и качеством природного, политического, дипломатического, экономического, социального, духовного, оборонного потенциалов страны. Важнейшее, определяющее значение имеет экономический потенциал как совокупность объективных возможностей для производства материальных и иных благ в целях удовлетворения потребностей общества. Экономический потенциал дает идеальное представление о том, каким может быть общественное производство, реализованный экономический потенциал, реальные объемы произведенных товаров и услуг характеризуют экономическую мощь страны.
Важнейшее проявление экономической мощи – функционирующее общественное производство определенного объема и структуры. Его обобщенными показателями являются валовой внутренний продукт, объемы производства продукции важнейших отраслевых комплексов и отраслей, а также темпы роста производства соответствующей продукции. Другими важнейшими проявлениями экономической мощи являются жизненный уровень населения страны, степень удовлетворения потребностей граждан и общества в целом. Этот аспект экономической мощи находит выражение в показателях объемов и динамики производства потребительских товаров и услуг, структуры личного потребления, степени удовлетворения жизненно важных потребностей людей в содержательном труде, общественных благах – услугах образования, здравоохранения, внутренней и внешней безопасности, в средней продолжительности жизни населения и т. п. [2, с. 26–27].
Экономическая мощь всех стран мира существенно отличается от потенциальных возможностей, поэтому повсеместно значимой является проблема эффективного их использования. В постсоветских странах эта задача особенно актуальна. По оценке академика Н. П. Федоренко, совокупный потенциал России, например, на рубеже ХХ–XXI вв. был задействован на 2,4– 2,7%, тогда как в США этот показатель был в десять раз выше – 28,5%. В странах Западной Европы он достигал 50% [15, с. 57].
Производным от экономического потенциала является военно- экономический потенциал (ВЭП), синтезирующий возможности государства обеспечивать военную безопасность. Понимаемый в широком смысле ВЭП – это совокупность задействованных и потенциальных не только материальных, но и духовных возможностей государства, которые могут быть использованы в военных целях при максимальном и своевременном их раскрытии и применении. Он определяется всей совокупностью возможностей государства содержать и совершенствовать вооруженные силы (ВС), повышать их боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современными оружием и военной техникой, всеми видами довольствия в мирное и военное время. Важными компонентами ВЭП являются общеобразовательная, военная и военно-техническая, морально-психологическая подготовка личного состава ВС и высшего руководства армии и государства, а также морально- психологическое состояние народа, уровень военной и военно-идеологической подготовки населения [3, с. 35–36]. Таким образом, как следует из изложенного, наращивание и укрепление ВЭП и обеспечение национальной безопасности в условиях обостряющейся глобальной конкуренции требует системной модернизации постсоветских обществ. Для этого необходимо качественно новое состояние экономики – экономика национальной безопасности.
Проблема эта обсуждается в научной литературе со второй половины 90-х гг. В частности, в работах одного из крупнейших специалистов в области военной экономики А.И. Пожарова отмечалось, что «объективно уже существует экономика безопасности как определенная система экономических отношений и совокупность экономических структур, обслуживающих функционирование различных подсистем безопасности. Экономика безопасности предстает, во-первых, как часть экономики, обслуживающая защиту жизненно важных интересов общества, во-вторых, в более конкретном виде, как совокупность специальных (функциональных) экономик, обеспечивающих конкретные функциональные виды безопасности: собственно экономическую, политическую, военную, экологическую и т. д.» [11, с. 65; 12, с. 332–333]. В более поздней публикации уточняется, что экономика безопасности – одна из двух составных частей экономики наряду с экономикой благосостояния, обеспечивающей воспроизводство и развитие человека, средств производства и существующих экономических отношений [13, с. 39, 40]. При этом подчеркивалась необходимость создания и всесторонней разработки теории экономики национальной безопасности, предметом которой является «система экономических отношений, складывающихся в обществе в связи с выделением ограниченных экономических ресурсов для обеспечения безопасности, их распределением между функциональными подсистемами безопасности и эффективным использованием» [11, с. 68].
А.И. Пожаров вполне правомерно подчеркивал комплексный характер проблем национальной безопасности, необходимость их координированного, системного, научно обоснованного решения. Однако в современных условиях обеспечение национальной безопасности нельзя выделить из всей совокупности проблем управления обществом, государственной стратегии в целом. Вопросы национальной обороны, обеспечения военной и тесно связанных с ней других видов безопасности неразрывно связаны не только с экономическим ростом и повышением конкурентоспособности экономики, но и с развитием образования, науки и техники, культуры, здравоохранения, рациональным природопользованием, повышением качества жизни населения, поддержанием стратегической стабильности. Это, собственно, и отражено в принятых в последние годы концептуальных документах.
По мнению автора, категория «экономика национальной безопасности» имеет более емкий смысл, чем тот, который вкладывали в нее ее «изобретатели». При более широкой, гуманитарной трактовке она характеризует новое качество экономики социально ориентированного государства, способного обеспечить инфраструктурные условия и взявшего на себя ответственность как организатора наиболее полного удовлетворения всего комплекса индивидуальных, групповых, общественных, государственных потребностей, описанных «пирамидой» А. Маслоу. В этом качестве она может войти в систему категорий экономической теории, тем более что проблемы безопасности, в том числе проблемы военной экономики, военной сферы, остались за пределами ее рассмотрения.
Внимание экономической теории к военной сфере в лучшем случае ограничивалось тем, что при рассмотрении структуры национальной экономики армию относили к так называемой «непроизводственной сфере» наряду с органами правопорядка, судебной системой, религиозными и другими общественными организациями. В то же время подразумевается как само собой разумеющееся то, что армия обеспечивает внешнюю безопасность как важное общественное благо. Большинство справочных изданий исключают армию и из «непроизводственной сферы» и из экономики в целом [1, с. 1040; 7, с. 800; 16, с. 801]. Лишь в одном белорусском учебном издании оборону вместе с отраслями нематериального производства, судебными и юридическими, религиозными учреждениями относят к сфере услуг [5, с. 274], однако это важнейшее теоретическое положение соответствующих значимости проблемы обоснования и проработки пока что не получило.
Современная военная экономика – это подсистема экономических систем большинства стран мира. С макроэкономической точки зрения она представляет собой часть материального производства (создание вооружения и военной техники в оборонно-промышленном комплексе, всего необходимого для удовлетворения военных потребностей в базовых отраслях, гражданском секторе, а также создание материальных благ в пределах ВС) и часть нематериального производства – сферы услуг (удовлетворение потребностей общества во внешней, отчасти и внутренней, безопасности, при должных кадровом и финансовом обеспечении, оснащении и организации ВС – в самоуважении и уважении народа). Она имеет сложную структуру, которую можно рассматривать с социально-экономической, функциональной, институциональной, отраслевой точек зрения.
С социально-экономической точки зрения военная экономика представляет собой сложную совокупность отношений: в сфере государственного управления и финансирования военно-экономической деятельности; сфере научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок технологий двойного и собственно военного назначения; военном производстве в составе оборонно- промышленного комплекса страны и системе международной специализации и кооперирования военно-хозяйственной деятельности и военного обмена; производстве, распределении, обмене и потреблении в ВС в целом и в воинских частях как первичных субъектах военно-хозяйственных отношений; сфере обмена и потребления как производства самой жизни военнослужащих и их семей, возникающих на стыке, взаимопроникновении военного и гражданского секторов экономики; социальной инфраструктуре общества, обеспечивающей воспроизводство и развитие человеческого потенциала военной сферы; военной инфраструктуре как совокупности предприятий, учреждений, организаций, служб, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие ВС.
При более углубленном анализе структура военной экономики может быть представлена более детально и дифференцировано, с учетом того, что ее научная трактовка (как и военной сферы в целом) в современных условиях возможна только на основе системного подхода к общественной жизни [9, 10].
Список литературы
1. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.
2. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы: учебник для военных академий и университетов / Под ред. А.И. Пожарова. – М.: Воениздат, 1999.
3. Военная экономика: учебное пособие для слушателей высших военных учебных заведений по специальности «Государственное и военное управление» / Под общ. ред. В.Г. Ольшевского. – Мн.: ВА РБ, 2011.
4. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 09.11.2010.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mod.mil.by/koncep.html.
5. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2003.
6. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы / М. В. Мясникович, П. Г. Никитенко, В. В. Пузиков [и др.]. – Мн.: Право и экономика, 2003.
7. Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
8. Ольшевский В.Г. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности: история и современность // Сб. трудов IV Междун. науч.-практ. конф. «Проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений. Продвижение НАТО и Евросоюза на Восток – Проблемы безопасности России, стран СНГ, Европы и Азии». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.
9. Ольшевский В.Г. Военная сфера в социальной структуре общества: методологические предпосылки анализа // Вестник Военного университета. – 2010. – № 2.
10. Ольшевский В.Г. Военная экономика в экономической системе общества: содержание и структура // Экономика, социология и право. – 2010. – № 5.
11. Пожаров А.И. Экономика национальной безопасности // Военная мысль. – 1998. – № 3.
12. Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория: монография. – М.: ВФЭУ, 2005.
13. Пожаров А.И. Экономика национальной безопасности: реальность и наука [Электронный ресурс] // Вооружение и экономика. – 2010. – № 1. – Режим доступа: http://www.mil.ru/info/1070/51205 index.shtm.
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12.05.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/ 99.html.
15. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. – М.: Экономика, 2001.
16. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Экономика, 1999.