В настоящее время по мере развития государственности и широкого распространения движений в защиту прав и свобод женщин, вопрос гендерного различия все так же не теряет своей актуальности, в том числе и в организации бизнеса. При этом элементы гендерного различия до сих пор встречаются не только традиционно в развивающихся странах и странах Ближнего Востока, но и в развитых странах. Так, в ежегодном докладе Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон 2016» [1, с. 3] говорится, что в 90% исследуемых стран существует, по меньшей мере, один закон, ограничивающий экономические возможности женщин. В 2016 году в исследование Всемирного банка вошло 173 страны из которых в 155 странах сохраняется, по меньшей мере, одно препятствие для доступа женщин к экономическим возможностям, которое не существует для мужчин. Наибольшее количество правовых отличий между мужчинами и женщинами в развивающихся странах существует в Саудовской Аравии (28), Иордании (26), Иране (23); наименьшее – во Вьетнаме, Узбекистане, Фиджи (4). В 18 странах полностью отсутствуют различия в правах мужчин и женщин: Армения, Венгрия, Доминиканская Республика, Испания, Канада, Косово, Мальта, Мексика, Намибия; Нидерланды; Новая Зеландия; Перу; Пуэрто-Рико, территория Соединенных Штатов; Сербия; Словацкая Республика; Тайвань, Китай; Эстония и Южная Африка.
Таким образом, до настоящего времени большинство стран имеют гендерный разрыв в факторах, которые являются важными для развития предпринимательства, такие как доступ к деньгам и к специальному обучению. Однако, данные нового бизнес-обследования Facebook-ОЭСР-Всемирного банка свидетельствует о том, что после преодоления барьеров по созданию бизнеса, женщины чувствуют себя так же уверенно, как и мужчины, имеющие собственный бизнес [2].
Предпринимательство является важным источником создания рабочих мест и инноваций, также является средством для устранения неравенства, по половому признаку, где остаются значительные различия. Рассмотрим данные Организации экономического сотрудничества и развития, отражающие статистику вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность в странах Европейского союза.
В различных докладах ОСЭР в 2015-2016гг. отмечается тенденция к восстановлению предпринимательской активности после кризиса в странах, входящих в организацию [2]. Рост числа малых и средних предприятий в зоне евро опережает данный показатель в США, но обратная картина наблюдается для крупных предприятий. Поскольку малые и средние предприятия, как правило, имеют более низкую производительность труда, это может указывать на структурные факторы, лежащие в основе разрыва в производительности между зоной евро и США.
Так, темпы создания новых предприятий меньше докризисного уровня в Финляндии, США, Австралии, Германии, Испании, Бельгии и Италии, но выше – в Великобритании, Франции, Швеции и Нидерландах [2].
В структуре деятельности малых и средних предприятий преобладают традиционно сфера услуг (в т.ч. услуги, связанные с недвижимостью), а также торговля (рис.1).
Основываясь на статистических данных официального сайта ОЭСР, проведем исследование влияния гендерного фактора на предпринимательскую активность и самозанятость населения в странах-участниках организации.
Самозанятыми гражданами являются владельцы своего собственного бизнеса, в том числе без образования юридического лица, и заявившие о себе как о самозанятых в соответствующие органы.
Гендерный разрыв среди самозанятых в течение года соответствует разнице между количеством самозанятых мужчин и женщин ставок в течение года. Доля женщин (мужчин) работников, имеющих вторую работу в качестве самозанятых, рассчитывается путем деления числа женщин (мужчин), которые заявляют, что они имеют вторую работу в качестве самозанятых от общего числа женщин (мужчин) работников.
В период 2010-2014гг. доля самозанятых мужчин в большинстве исследуемых стран превышала соответствующий показатель у женщин (рис.2, 3).
Наибольшая доля самозанятого населения, вовлеченность в предпринимательскую деятельность, наблюдается в Греции – 18,6% у мужчин и 10% у женщин, и в Италии – соответственно 16,3% и 14%.
Превышение доли женщин-предпринимателей над мужчинами наблюдается только в двух странах, это Люксембург и Мексика, в остальных странах ситуация противоположная. Наименьшая доля самозанятых (предпринимателей) женщин в возрасте до 30 лет наблюдается в Дании и Японии и составляет примерно 1,1% в 2014 г. (рис. 3).
Таким образом, можно сделать вывод, что в европейских странах и в США вовлеченность женщин в предпринимательскую активность в целом ниже, чем у мужчин на 2-8% от населения соответствующего пола.
Рассмотрим основные факторы, препятствующие организации собственного бизнеса – это доступность профессионального образования и кредитных ресурсов для начала бизнеса.
Изучение статистических данных (рис.4) наглядно показывает, что практически во всех странах доля женщин с высшим образованием, организовавших собственное дело, не превышает соответствующую долю мужчин. Исключение составляет Испания, но и там наблюдается минимальный разрыв: 10% мужчин и 10,4% женщин-предпринимателей имеют высшее образование. В отдельных странах наблюдается минимальный разрыв по данному показателю не более 2%, как в Люксембурге, но в большинстве стран превышение составляет 9 и более процентов. Максимальный разрыв между мужчинами и женщинами-предпринимателями, имеющими высшее образование, наблюдается в Португалии, Словении, Греции – более 11%. Обобщая статистические данные можно сделать вывод, что даже в развитых странах существует мужской паритет в доступности образовательного ресурса для начала собственного бизнеса.
В доступности кредитных ресурсов для финансирования бизнеса также наблюдается гендерный разрыв, что подтверждается данными по странам ОЭСР (рис. 5).
Анализируемые показатели демонстрируют, что доля мужчин, обратившихся за кредитом для начала бизнеса практически в 2 раза превышает долю обратившихся за кредитом для начала бизнеса женщин. Чаще всего прибегают к кредитным ресурсам предприниматели-мужчины в Мексике (11,8%), Израиле (8%) и Новой Зеландии (8%). Меньше всего заемные средства для бизнеса используют в Португалии (0,6% предпринимателей), Словакии (1,4%), Нидерландах (1,5%).
Опрос населения в разных странах, выявил, что доля мужчин и женщин, которые заявили, что в ближайшие пять лет хотели бы организовать собственный бизнес, также не одинакова – в подавляющем большинстве стран доля мужчин выше, что свидетельствует о наличии гендерного разрыва (рис. 6). Исключением является Бразилия, где процент населения, предпочитающий собственный бизнес в целом выше, чем в других странах, при этом предпринимательскую активность проявляют 62,9% женщин и 58,8% мужчин. Наименьшее желание организовать бизнес высказали жительницы Японии (13,6%), Чехии и Испании (по 17,2%).
В России предпринимательскую активность готовы проявить 41,1% мужчин и 27,8%, что в целом совпадает с общими тенденциями по зарубежным странам. Соответственно в Российской Федерации также существуют препятствия и повышенные риски для деятельности женщин-предпринимателей.
В целом, для преодоления гендерного неравенства, международными организациями предлагаются проведение последовательного реформирования, направленного на [4]:
1. Обеспечение равного доступа к профессиональному образованию мальчиков и девочек.
2. Агитацию и повышение осведомленности среди молодых мужчин и женщин, родителей, учителей и работодателей о гендерных стереотипных представлениях и вероятных последствий обучения для занятости, предпринимательства, возможности карьерного роста и заработка.
3. Увеличение представленности женщин в принятии социально значимых вопросов. Поощрение более широкого участия и представленности женщин на всех уровнях политики, в том числе в правительстве, парламенте, местных органов власти и судебной системы.
4. Устранение дискриминационного гендерного разрыва в оплате труда путем усиления правовой базы и ее применение для борьбы со всеми формами дискриминации в оплате труда, подборе персонала, подготовке и продвижению по службе; содействие прозрачности оплаты труда. Содействие совмещению работы и семейной жизни, в частности предоставление неполного рабочего дня.
5. Проведение просветительских и профилактических кампаний и действий со стороны работодателей и профсоюзов с целью прекращения сексуальных домогательств на рабочем месте.
6. Сокращение гендерного разрыва в сфере предпринимательской деятельности, а частности доступности кредитных ресурсов для женщин, организаторов бизнеса.
7. Сокращение гендерного разрыва в области финансовой грамотности путем разработки и реализации инициатив и программ, направленных на удовлетворение потребностей финансовой грамотности женщин, и, в частности, на укрепление их информированности, уверенности в себе, навыков решения финансовых вопросов.
8. Проведение систематической оценки и исследований гендерных последствий для экономики и развития общества и генерирование соответствующих выводов на перспективу.
Решение указанных проблем, ликвидация гендерного неравенства, позволит повысить предпринимательскую активность женщин в разных странах и может явиться дополнительным импульсом для развития малого и среднего предпринимательства, что положительно отразиться на посткризисной мировой экономике в целом.
Список литературы
1. Женщины, бизнес и закон 2016: Доклад Всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wbl.worldbank.org/~/media/WBG/WBL/Documents/Reports/2016/ WBL2016-KeyFindings-Russian.pdf.
2. Зеленые побеги восстановления в области предпринимательства: Доклад от 28.09.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org/newsroom/green-shoots-of-recovery-in-entrepreneurship-beginning-to-appear.htm.
3. Статистические данные официального сайта ОЭСР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stats.oecd.org/index.aspx?queryid.
4. Расширение экономических возможностей женщин через предпринимательство и бизнес-лидерство в странах ОЭСР: Справочный доклад. – 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org/gender/Enhancing%20Women%20Economic%20Empowerment_Fin_1_Oct_2014.pdf.