На развитие экономики Республики Марий Эл все более значительное влияние оказывает малый бизнес, представленный сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством; рыболовством и рыбоводством; добычей полезных ископаемых; обрабатывающим производством; производством и распределением электроэнергии, газа, воды; строительством; ремонтом и торговлей; гостиницами и ресторанами; транспортом и связью; финансовой деятельностью; арендой и предоставлением услуг различного характера.
Стабильный сектор малого бизнеса в регионе способствует росту уровня и качества жизни населения. Малые предприятия Республики в наибольшей степени ориентированы на удовлетворение запросов населения путем оперативного реагирования на изменение спроса на тот или иной вид товаров, работ и услуг. Малый бизнес обеспечивают рынок региона такой продукцией, работами и услугами, которые не производятся и не оказываются на крупных и средних предприятиях. Без такого рода продукции, работ и услуг для большинства крупных и средних предприятий окажется невозможным вести производство на высококачественном уровне. Кроме того, малые предприятия вносят существенный вклад в развитие экономики Республики, создавая и предоставляя новые рабочие места для трудоспособного населения.
В 2015 г. в Республике Марий Эл действовало 15812 малых и микро предприятий, что составило около 34,52% всех предприятий региона (рис.1) [6, 7].
Оборот малых и микро предприятий в 2015 г. был равен 123058,9 млн. руб., или 37, 13% от всего оборота товаров и услуг (рис. 2), при этом среднесписочная численность работников данных предприятий составляла 51194 чел. (около 16,82% от общего количества занятых) (рис. 3).
За анализируемый период 2011–2015 гг. развитие субъектов малого и микро бизнеса, несмотря на активную помощь данный субъектам со стороны государства в Республики Марий Эл, осуществлялось медленными темпами. В 2015 г. число малых предприятий увеличилось по сравнению с 2011 г. на 41 ед., или на 12,54% (табл. 1). На низкую динамику развития малого бизнеса на территории Республики в данном периоде негативное влияние оказал финансово-экономический кризис.
Число предприятий – субъектов малого и микро бизнеса по отраслям в 2015 г. было распределено таким образом: 37,1% всех предприятий осуществляло свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли; ремонте, 17,8% – осуществляло операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 14,6 – в обрабатывающем производстве, 11,6% – в строительстве, 5,3% приходилось на транспорт и связь. Высокий удельный вес малых и микро предприятий и организаций в сфере торговли и ремонта объясняется меньшим, чем в других сферах деятельности объемом затрат и коротким сроком окупаемости инвестиций.
Среднесписочная численность работников малых предприятий увеличилась в 2015 г. по сравнению с 2011 г. на 3357 чел., или на 47, 98%. Тем не менее, доля занятых в сфер малого бизнеса в 2015 г. составляла всего 16,67%. Наибольшее число работников малых предприятий в 2015 г. сосредоточено в обрабатывающем производстве (13616 чел., или 26,6%), торговле и ремонте (12211 чел., или 23,9%), в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (7960 чел., или 15,5%), в строительстве (5970 чел., или 11,7%) (табл. 2). Такое распределение по отраслям не в полной мере соответствует приведенным выше данным об отраслевой структуре числа малых предприятий. Сосредоточение наибольшего числа работников в обрабатывающем производстве связано с его трудоемким характером.
В 2015 г. оборот предприятий – субъектов малого и микро бизнеса увеличился по сравнению с 2011 г. на 44627 млн. руб., или на 56,9% и составил 37,13% от общего оборота всех предприятий и организаций Республики Марий Эл (табл. 3). Следовательно, можно сделать вывод, что несмотря на невысокий тем роста количества зарегистрированных малых и микро предприятий и организаций, они ежегодно увеличивают свой объем производства путем эффективного использования вложенных инвестиций в основной капитал. В 2015 г. 58,9% всего оборота малых предприятий принадлежало оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 16,3% – обрабатывающему производству, 7,9% – строительству, 7,1% – операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, что в целом соответствует приведенной информации об отраслевой структуре малых предприятий.
Таким образом, анализ динамики развития предприятий – субъектов малого и микро бизнеса в Республике Марий Эл свидетельствует о том, что рост количества малых и микро предприятий и численности работающих в малом и микро бизнесе идет довольно медленным темпом (рис. 4). Однако, следует отметить стабильный и динамичный рост объема производства малыми и микро предприятиями, что еще раз указывает на значимость малого и микро бизнеса в экономике Республики Марий Эл.
Среди наиболее важных и известных предприятий и организаций Республики, подпадающих под критерии субъектов малого бизнеса, определенных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (табл. 4) [2], можно выделить ЗАО «Сернурский сырзавод», ЗАО «СПП Салют», ООО Научно-производственную фирму «Республиканский молочный завод», ООО «Научно-производственная фирма „Геникс“, ООО фирму „Инструмент-Н“, ООО „Строй-Град“, ООО „Наш профиль“, ООО „Управление механизации строительства“, „Колхоз Родина“, ООО „Поволжская продовольственная компания“, ООО „Логистик Групп“, ООО «СК „ХТМ-Строй“, ООО „ДРУЖИНА“, ООО „Марийская Картонажная Мануфактура“, ООО „Чистый город“, ООО „Аргус“, ООО „Альянс-Сервис“ и т.д. Данные малые предприятия уже опередили свое место в экономике Республики и заняли в ней довольно устойчивые позиции.
Сложившаяся в Республике Марий Эл структура занятости по отраслям на малых и микро предприятиях и оборота (рис. 5) говорит о наибольшем развитии малого бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли. Также происходит развитие малого бизнеса в промышленности и строительстве. Однако приоритетные отрасли реального сектора экономики в регионе получили недостаточное развитие.
Таким образом, проведенный анализ основных показателей деятельности субъектов малого и микро бизнеса указывает на их недостаточные темпы развития в Республике Марий Эл. К причинам этого можно отнести:
1) недостаточные знания людей для постановки и ведения собственного рентабельного бизнеса;
2) несовершенство российского законодательства, вынуждающее часть индивидуальных предпринимателей уходить в „теневой“ бизнес;
3) невысокий уровень доходов населения Республики и сложность в получении кредитов, необходимых для открытия своего бизнеса.
К проблемам малого бизнеса в Республике также можно отнести сложность привлечения высококвалифицированных специалистов в виду отсутствия возможности предложения им более высокой заработной платы и лучшего социального пакета по сравнению с крупными и средними предприятиями.
В целях решения вышеназванных проблем активная поддержка субъектам малого бизнеса на федеральном уровне оказывается Министерством экономического развития, Акционерным обществом „Федеральная корпорация (Корпорация МСП)“, Акционерным обществом „МСП Банк“, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в НТС, Министерством сельского хозяйства России.
На территории Республики Марий Эл также реализуются следующие программы поддержки развития субъектов малого предпринимательства:
1) Программа „Развитие малого и среднего предпринимательства“ государственной программы Республики Марий Эл «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность (2013–2020 годы)»;
2) Программа «Государственная молодежная политика и вовлечение молодежи в социальную практику» государственной программа Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013–2020 годы;
3) республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2012–2020 годы» [4, 5].
Еще одной особенностью субъектов малого бизнеса является высокая степень чувствительности к реализуемой в стране налоговой и бюджетной политике. Поэтому к мерам государственной поддержки субъектов малого бизнеса также можно отнести предоставление малым предприятиям налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения и введения для них упрощенной системы налогообложения (УСН), направленной на снижение их налоговой нагрузки, упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности [1, 3].
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ. Часть вторая от 05.05.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181525.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193148#0 (дата обращения 10.11.2016).
3. О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл: Закон Республики Марий Эл от 27.10.2011 г. № 59-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn12/about_fts/docs/5867814/.
4. Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014–2020 годы: Годовой отчет о ходе реализации государственной программы Республики Марий Эл за 2014 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Марий Эл. – Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/minfin/DocLib6/201505031505.rar.
5. Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ за 2014 год [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. – Режим доступа: http://mari-el.gov.ru/mecon/DocLib8/085021052015.doc.
6. Республика Марий Эл в цифрах: Краткий статистический сборник. – Маристат: Йошкар-Ола, 2016 – 370 с.
7. Республика Марий Эл. 2015: Статистический ежегодник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2015. – 420 с.
8. Данные по формам статистической налоговой отчётности [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 12.09.2016).