В последние десятилетия логистика как научно-практическое направление хозяйственной деятельности переживает период активного развития [1].
Глобальная тенденция интеграции экономических систем на уровне материального производства товаров и услуг проявляется в активном развитии логистики как научно-практического направления хозяйствования, заключающегося в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Логистическая система – это устойчивая совокупность структурных подразделений предприятия, поставщиков, потребителей и логистических посредников, связанных по материальным и информационным потокам, объединенных единым управлением для реализации стратегического плана логистики. Логистические системы обычно состоят из нескольких подсистем и имеют развитые с внешней средой связи [2].
Характеристика логистического подхода как основы совершенствования современных бизнес-систем представлена на рис.1.
Логистический подход находит широкое применение в развитии предприятий, работающих в сфере железнодорожных перевозок.
В настоящее время железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта промышленных предприятий. В себестоимости товарной продукции его доля варьируется от 7–10% в металлургии до 30–75% на горных разработках [3].
Одной из наиболее значимых статей расходов в калькуляции себестоимости внутренних железнодорожных перевозок является «ремонт и содержание подвижного состава». К примеру: по тепловозному парку на эту статью приходится до 25%, по электровозному – до 26%, по вагонному – до 45% от общих затрат на эксплуатацию (рис. 2) [5,6].
Вагоноремонтная отрасль России – это предприятия, которые осуществляют техническое обслуживание железнодорожных вагонов (грузовых и пассажирских), ремонт, модернизацию, производство и комплектацию вагонных узлов, колесных пар и других деталей [3].
Техническая исправность подвижного состава железнодорожного транспорта – единственная сфера деятельности вагоноремонтных заводов, поэтому данные предприятия являются предприятиями консервативного направления с медленными темпами научно-технического прогресса. Рынок услуг в сфере ремонта вагонов сформирован по территориальному принципу. Вагоноремонтные заводы располагаются вблизи сортировочных станций, депо, мест погрузки и выгрузки [4].
Переход на рыночное хозяйствование потребовал пересмотра традиционных подходов к организации работы железнодорожного транспорта, в том числе и вагоноремонтного хозяйства. Структурная реформа на железной дороге предусматривает выделение деятельности по ремонту железнодорожных вагонов в конкурентный сектор экономики, формирование товарного рынка ремонта вагонов и развитие конкурентной среды на данном рынке.
Проблема повышения эффективности деятельности вагоноремонтных предприятий существовала задолго до начала развития рыночных отношений и ограничивалась оптимальным использованием материально-технической базы вагоноремонтного комплекса в процессе ремонтного производства. При этом факторы внешней среды практически не учитывались [7,8].
Существующая система ремонта подвижного состава на местах сформирована в условиях плановой экономики и базируется на «статических» принципах, таких как:
- постоянная структура парка подвижного состава;
- нормативы выполнения ремонтов, неизменные в течение длительного времени;
- наличие постоянного запаса оборотных средств;
- неизменные условия эксплуатации.
В современных условиях ограниченность в ресурсах и старение парка подвижного состава являются основной причиной перераспределения ресурсов на внеплановые ремонты в ущерб плановой составляющей. Как результат: из-за увеличения доли внеплановых ремонтов (от 5–7% до 35–40%) снижается качество плановых. Непосредственно на ремонт подвижного состава тратится не более 10–15% выделяемых системе ресурсов вместо запланированных 60–70%. Растет число отказов подвижного состава в перевозочном процессе. Предприятия несут убытки, падает конкурентоспособность промышленного железнодорожного транспорта (рис.3).
Такое состояние дел является весьма благоприятным для вагоноремонтной отрасли, то есть число обращений на вагоноремонтные заводы возрастает. Но и на предприятиях вагоноремонтной отрасли существуют проблемы. В связи с этим, формирование и развитие системы ремонта железнодорожного подвижного состава на вагоноремонтном заводе на основе реализации логистического подхода приобретает особую необходимость.
Основные источники отказов и сбоев можно систематизировать, представив вагоноремонтный завод в качестве производственной логистической системы:
- неоптимальный поток ресурсов, возникающий из-за несоответствия объема и качества ресурсов потребностям элемента ремонтной логистической системы в каждый момент времени;
- лимитирующий элемент, означаемый свойствами отдельных элементов и связей между ними;
- ведущее ограничение, определяемое предельными параметрами совокупности элементов логистической системы;
- плохо организованная система целей, как результат нерезультативной стратегии развития [5].
Обеспечение работоспособности вагоноремонтного завода представляет собой направленный процесс контроля параметров входного и выходного логистического потока и выработки управляющих воздействий на основные элементы производственной логистической системы ремонтного подразделения с применением следующих методов (табл. 1):
- программно-целевой метод (в перспективе 5–10 лет);
- новые принципы использования системы (в перспективе 3–5 лет);
- улучшение конструкции ремонтной системы, определяющей пропускную способность логистической цепи (в среднесрочном периоде 1–3 года);
- регулирование (оптимизация) элементов системы, определяемое объемом ресурсных и резервных запасов (в краткосрочном периоде, менее 1 года) [5]. Для выхода из сложившейся ситуации требуется сформировать эффективную систему взаимодействия между цехами предприятия. При формировании системы в нее должны быть включены принципы, позволяющие ей приспособиться к нуждам ремонтного процесса, к степени износа оборудования, к количеству и качеству выделяемых на ремонт ресурсов. Система ремонта, основанная на таких принципах, позволит управлять количеством ресурсов, расходуемых на собственные нужды и на возобновление ремонтного ресурса в соответствии с изменяющимися условиями в вагоноремонтном производстве.
Для наилучшего распределения ресурсов и пошаговой оптимизации ресурсной, функциональной, структурной чрезмерности работы вагоноремонтного предприятия рекомендуется использовать следующую последовательность (рис. 4):
- создание системы учета наличия и расхода ресурсов, переоценка запасов и создание резерва ресурсов;
- повышение эффективности использования элементов системы (ремонтного оборудования, оснастки, зданий и тд), создание структурных резервов;
- улучшение взаимодействия граничных элементов и структурных звеньев системы, оптимизация ресурсных и структурных резервов;
- обеспечение согласованной и ритмичной работы ремонтного предприятия, создание резервов на основе управления ресурсами, структурой и функциями системы.
Использование логистического подхода при исследовании информационных и материальных потоков вагоноремонтных предприятий позволило выявить, что простои возникают из-за недостаточной оперативности планирования и управления, а так же отсутствия согласованности в работе производственных подразделений [5].
В соответствии с требованиями рынка разрабатываются новые и совершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, решающие известные логистические задачи: сокращение складских запасов, оперативное реагирование на изменения спроса, снижение себестоимости продукции, оптимизация транспортных потоков, координация деятельности всех элементов логистической системы.
Список литературы
1. Шумянкова Н. В. Логистический подход как основа совершенствования бизнес-систем // Инноватика и экспертиза. – 2012. – вып.1 (8). – С.137–145.
2. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – 21-е изд. – Москва: Дашков и К⁰, 2013. – 418 с.
3. Вагоноремонтные заводы России // Современная энциклопедия промышленности России – заводы и их продукция, поставщики, промышленные выставки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wiki-prom.ru/45otrasl.html.
4. Старых С. А. Экономическая оценка конкурентоспособности вагоноремонтного комплекса железнодорожного транспорта: дисс. …..канд. экон. наук: 08.00.05 МИИТ. – М., 2007. – 192 с.
5. Корнилов С. Н. Формирование и развитие системы ремонта железнодорожного подвижного состава промышленных предприятий на основе логистических принципов: дисс. …..д-ра тех. наук: 05.22.01. – Санкт-Петербург, 2004. –267 с.
6. Корнилов С. Н., Рахмангулов А. Н., Дудкин Е. П., Горшенин А. А. Логистика ремонта железнодорожного подвижного состава: Монография. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2005. – 182с.
7. Вагонреммаш [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vagonremmash.ru/.
8. Производственный менеджмент: Учебник для бакалавров / Под ред. И.Н. Иванова. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 574 с.