Введение
Актуальность данного направления исследования обусловлена тем, что страны АСЕАН находятся в весьма динамично развивающемся районе мира, с богатыми природными и трудовыми ресурсами, развитым производственным потенциалом.
В последние годы развитию сотрудничества в денежно-кредитной сфере стран-членов АСЕАН посвящен целый ряд книг и статей как в зарубежной, так и в отечественной печати [2, с. 15], [7, с. 62, 67], [11, с. 132]. Российские компании весьма заинтересованы в расширении сотрудничества по всем направлениям, в том числе и в денежно-кредитной сфере, а о привлекательности данного региона свидетельствует борьба за приоритетное сотрудничество с АСЕАН таких супердержав, как США и Китай.
По всей видимости, основное направление развитие кооперации в денежно-кредитной сфере стран-членов АСЕАН будет идти не по пути слияния, поглощения или расширения филиальной сети, а на основе внедрения новейших цифровых технологий в данной сфере. «Банковский сектор – это локомотив внедрения цифровых и технологических решений…» [9].
Страны АСЕАН сформировали емкий рынок с населением около 650 млн человек, совокупным ВВП в 2,7 трлн долл. по итогам 2017 г., с темпами роста ВВП 5-7% в год в период 2015-2018 гг. [2]. Внешнеторговый оборот сообщества в 2017 г. достиг 2,6 трлн долл., а привлеченные иностранные инвестиции превышают 120 млрд долл. в год [2].
По прогнозам экспертов, к 2030 г. АСЕАН станут четвёртой экономикой мира после КНР, США и ЕС [2].
Одной из основных форм финансового сотрудничества между странами АСЕАН, а также АСЕАН+ являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). По итогам 2018 г. АСЕАН привлекли рекордное количество ПИИ – 155 млрд долл., а доля региона в глобальном притоке ПИИ выросла с 9,6% в 2017 г. до 11,5% в 2018 г. [2].
Сингапур является главным внутренним источником инвестиций в другие страны-члены АСЕАН, на него приходится около 70% всех внутренних инвестиций в АСЕАН. При этом эксперты отмечают, что Сингапур не всегда является реальным источником ПИИ для других стран-членов АСЕАН, поскольку денежно-кредитные учреждения Сингапура весьма часто выступают в качестве посредников инвестиций других стран мира в АСЕАН. В последние годы эксперты отмечают рост ПИИ из Японии, Китая, Нидерландов, Германии, Швейцарии и Австралии. Наиболее значимыми инвесторами в АСЕАН являются такие транснациональные компании как Aeon (Япония), Seven-Eleven (Япония), Alibaba (Китай), Industrial and Commercial Bank of China (Китай), Samsung (Республика Корея). Увеличение потоков ПИИ было также обусловлено значительным увеличением трансграничных слияний и поглощений (рост на 124%), до 16,7 млрд. долл. в 2017 г. [2].
Необходимо отметить, что в последние годы отмечаются существенные изменения в структуре инвестиций в страны АСЕАН. Так, если ранее основной сферой инвестиций являлись финансовая сфера и производство, то в последние годы большая часть ПИИ направляется в оптовую и розничную торговлю. По итогам 2017 г. ПИИ в финансовый сектор сократились до 15,6 млрд долл. с 41,4 млрд долл. в 2016 г. [2].
При этом эксперты отмечают увеличение роста ПИИ в сферу финансовых услуг с 39 до 42 млрд долл. по итогам 2018 г. и сопоставимость с объемом ПИИ в производственный сектор АСЕАН – 55 млрд долл. в 2018 г. Большая часть инвестиций в АСЕАН поступает из Японии, Гонконга, ЕС, Индии и Республика Корея.
Объем трансграничных слияний и поглощений в сфере услуг вырос в 2014–2018 гг. до 43 млрд. долл. по сравнению с 16 млрд. долл. в 2009–2013 гг. Рост в последние годы частично объясняется относительно поздним открытием некоторых секторов услуг в АСЕАН, поскольку сфера финансовых услуг носит стратегический характер [2].
Основным документом, определяющим главные направления развития стран-членов является Проект экономического сообщества АСЕАН на период до 2025 г. (ASEAN Economic Community (AEC) Blueprint 2025) [9] принят лидерами АСЕАН в 2015 г. в рамках программы «АСЕАН 2025: движение вперед вместе».
Cводный стратегический план действий (ССПД) (Consolidated Strategic Action Plan (CSAP) призван дополнить проект AEC 2025, выступая в качестве единого справочного документа, предназначенного для информирования общественности о ключевых направлениях деятельности, которые будут реализованы в рамках экономической интеграции АСЕАН в период 2016-2025 гг.
Непосредственно сфере финансовой интеграции посвящено два раздела:
- инвестиционный климат;
- финансовая интеграция, финансовая доступность и финансовая стабильность.
Что касается инвестиционного климата, то в качестве ключевого пункта плана предусмотрено создание открытого, прозрачного и предсказуемого инвестиционного климата в регионе в период 2016-2025 гг.
В сфере финансовой интеграции предусмотрен весьма широкий план мероприятий, а именно:
- заключение соглашений в рамках АСЕАН по банковской интеграции;
- либерализация финансовых услуг в соответствии с Рамочным соглашением об услугах;
- существенная либерализация и интеграция страховых рынков АСЕАН;
- расширение торговых связей фондовых рынков АСЕАН, принятие стандартов по долговым ценным бумагам АСЕАН и т.д.
Планами АСЕАН также предусмотрено в ближайшие годы ускорить либерализацию счетов движения капитала, с тем чтобы стимулировать активность потоков капитала между странами-членами АСЕАН для содействия трансграничным инвестициям и кредитованию в регионе.
В сфере совершенствования и интеграции платежно-расчетных систем стран АСЕАН предполагается содействие стандартизации и развитию инфраструктуры расчетов для трансграничной торговли, денежных переводов, розничных платежных систем и рынков капитала, строгие соответствия международным стандартам для инфраструктуры финансового рынка, принятие международных стандартов (например, ISO 20022) при создании внутренних платежных систем.
В данных планах нашли отражение и сотрудничество в рамках АСЕАН-России. В частности, предусмотрена реализация Рабочей программы АСЕАН-Россия по торговле и инвестициям на период после 2015 г. для расширения экономического сотрудничества между АСЕАН и Россией.
Планами также предусмотрено изучение возможности стратегического взаимодействия с региональными группировками, такими как АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и другими.
Раздел «Финансовая интеграция, финансовая доступность и финансовая стабильность» (Financial Integration, Financial Inclusion, and Financial Stability) [3] ключевой задачей региональной экономической интеграции определяет стабильность финансового сектора.
Стратегические меры по финансовой интеграции стран АСЕАН включают в себя:
- повышение роли местных банков стран-членов АСЕАН для укрепления финансовой интеграции в целях развития торговли и инвестиций внутри АСЕАН;
- создание более интегрированных рынков страхования;
- развитие взаимосвязанных рынков капитала.
Руководство АСЕАН стремится либерализовать финансовый сектор через механизм Соглашения о предоставлении услуг (ASEAN Trade in Services Agreement (ATISA), который должен послужить основой для интеграции финансовых рынков с партнерами по диалогу в регионе. При этом планируется обеспечить более широкий доступ на рынки квалифицированных (уполномоченных) банков АСЕАН (Qualified ASEAN Banks (QABs) посредством системы банковской интеграции (ASEAN Banking Integration Framework (ABIF), основанной на готовности каждой страны сделать более открытым доступ к национальным рынкам из других стран АСЕАН.
Развитие инфраструктуры рынка капиталов (ASEAN Capital Market Infrastructure (ACMI) Blueprint) реализуется за счет дальнейшего углубления и взаимосвязи рынков капитала, посредством увязки клиринговых счетов и депозитарных связей для упрощения процедуры инвестирования в регионе, предоставления инвесторам и эмитентам ценных бумаг возможности более эффективно использовать трансграничные рынки капитала стран-членов АСЕАН.
В ноябре 2015 г. Министры финансов АСЕАН и управляющие центральными банками, одобрили Дорожную карту валютно-финансовой интеграции АСЕАН (RIA-FIN) [3], а также разработку планов финансовой интеграции АСЕАН после 2015 г.
Для более эффективного проведения процесса интеграции в финансовой сфере и мониторинга процесса среди стран Сообщества был создан целый ряд соответствующих внутренних структур.
В апреле 2016 г. министрами финансов и управляющими центральных банков АСЕАН был создан Рабочий комитет по финансовой интеграции АСЕАН (Working Committee on Financial Inclusion (WC-FINC), работа которого направлена на продвижение инициатив по активизации финансовой интеграции в АСЕАН.
Форум АСЕАН по рынкам капитала (ASEAN Capital Markets Forum, ACMF), был учрежден в 2004 г. и за истекший период реализовал ряд инициатив направленных на развитие глубокого интегрированного рынка капитала в регионе. Торговая сеть АСЕАН (ASEAN Trading Link (ATL), в настоящее время объединяет биржи Малайзии, Сингапура и Таиланда, обеспечивает инвесторам более легкий и беспрепятственный доступ на финансовые рынки АСЕАН из любой точки возможного доступа.
Механизм банковской интеграции АСЕАН (ASEAN Banking Integration Framework (ABIF) был создан для активизации процесса банковской интеграции в АСЕАН, а также для разработки инициатив, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы банковской сферы и механизмов сотрудничества, а также на обеспечение финансовой стабильности.
Платежно-расчетная система стран АСЕАН нацелена на создание безопасной, инновационной, конкурентоспособной, эффективной и более взаимосвязанной платежной системы АСЕАН путем принятия международных стандартов. По данным 34-го саммита АСЕАН единая платежная система между Таиландом и Сингапуром заработает в первой половине 2020 г.
Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, РК) в формате «АСЕАН+3», который был формализован в 1999 г. В рамках этого механизма в 2000 г. была запущена «Чиангмайская инициатива» о создании системы своп-соглашений по взаимной поддержке национальных валют. В ноябре 2008 г. было принято решение (вступило в силу в марте 2010 г.) о переводе «Чиангмайской инициативы» на многосторонний уровень и создании подобия «азиатского валютного резервного фонда» в размере 120 млрд. долл. для борьбы с финансовыми кризисами (80% финансирования осуществляется восточноазиатской «тройкой»).
Форум АСЕАН по вопросам налогообложения (ASEAN Forum on Taxation (AFT) служит платформой для использования налоговой политики в целях региональной экономической интеграции, а также для поддержки регионального диалога по вопросам налогообложения в интересах местной кооперации.
Сотрудничество АСЕАН в сфере страхования реализуется через периодическое проведение Совещания страховых регуляторов АСЕАН (ASEAN Insurance Regulators' Meeting (AIRM) с целью укрепления сотрудничества в страховой сфере, для развития систем регулирования и надзора в области страхования.
Совет страховых бюро АСЕАН (Council of Bureaux (COB), который состоит из назначенных страховых агентств для выполнения функций, необходимых для осуществления протокола обязательного страхования автотранспортных средств в рамках рамочного соглашения АСЕАН об облегчении транзита грузов (ASEAN Framework Agreement on the Facilitation of Goods in Transit (AFAFGIT).
Страховой форум АСЕАН (ASEAN Insurance Forum (AIF) способствует сотрудничеству между (Working Committee Financial Service Liberalisation WC-FSL и (ASEAN Insurance Regulators' Meeting (AIRM), а также привлечению частного сектора для продвижения интеграции в страховой отрасли стран АСЕАН.
Сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанской группой (АТГ) по борьбе с отмыванием денег. В 2006 г. АСЕАН заключила меморандум о взаимопонимании с Секретариатом АТГ в целях координации программ подготовки кадров для стран АСЕАН и наращивания потенциала по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, которые также являются членами АТГ.
Заключение
По-прежнему существует значительный потенциал для развития финансовой кооперации стран-членов АСЕАН, привлечения инвестиций для развития финансового сектора и наибольшим потенциалом привлечения инвестиций для ускорения развития обладает цифровизация денежно-кредитной сферы, финтех, которая обеспечивает доступность банковских услуг для самых широких слоев населения, развитие электронной коммерции.
Перспективы увеличения ПИИ в сфере финансовых услуг в АСЕАН являются многообещающими в связи с быстрым ростом объемов электронной торговли. Только за последние два года на 50 проектов в сфере электронной коммерции в АСЕАН было привлечено 12,6 млрд. долл. [3]/ Многие из них привлекли венчурный капитал для расширения операций и инвестирования в другие государства-члены АСЕАН.
США и Европа исторически составляли основную часть инвестиций в АСЕАН, но этот факт сейчас оспаривается Китаем, поскольку за последние два года в АСЕАН произошел значительный скачок ПИИ из КНР. По всей видимости, эта тенденция сохранится, в результате чего КНР с течением времени будет оказывать более значительное влияние (как экономическое, так и геополитическое) на регион.
Увеличение долгосрочных инвестиций в АСЕАН из КНР также способствует ускорению интернационализации юаня и использованию китайской валюты для трансграничных расчетов.
В настоящее время в АСЕАН сложилась многоуровневая структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в Ассоциации (ежегодно сменяется на выборной основе). В настоящее время в рамках АСЕАН действуют 29 комитетов и 122 рабочих группы, что в определенной степени осложняет и затягивает согласование и реализацию принятых решений.
Коммерческие отношения между АСЕАН и другими странами мира продолжают расширяться, однако иностранные фирмы сталкиваются с большим числом проблем, а также возрастающими рисками при инвестировании в регион, что обусловлено неопределенностью, несовершенным корпоративным управлением и непрозрачностью бизнеса в большинстве стран-членов АСЕАН.
Тем не менее, страны Юго-Восточной Азии, АСЕАН является одним из наиболее перспективных, динамично развивающихся регионов мира, где российские государственные и частные компании должны занять свои ниши экономического и финансового сотрудничества со странами-членами АСЕАН. По всей видимости, основные пути расширения финансовой кооперации как внутри стран-членов АСЕАН, а также России и АСЕАН следует искать на пути более широкого развития и внедрения цифровых технологий во всех сферах денежно-кредитной интеграции. Дальнейшее направление исследований по финансовой интеграции, по всей видимости, будет смещаться в сферу развития и более глубокого внедрения цифровых технологий в денежно-кредитной сфере, создания новых банковских продуктов и построения расчетных систем на базе широкого внедрения интернет-технологий.
Список литературы
1. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-bankovskoy-sistemy-tsifrovaya-transformatsiya-sred... (Дата обращения 15.09.2020).
2. Россия и АСЕАН: перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://freeconomy.ru/analitika/rossiya-i-asean-perspektivy.html (Дата обращения 10.05.2020).
3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20190620/1555711807.html (Дата обращения 15.05.2020).
4. В Индонезии заявили [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama (Дата обращения 22.08.2020).
5. Доклад об инвестициях в АСЕАН 2019. The ASEAN Investment Report 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/unctad_asean_air2019d1.pdf (Дата обращения 25.03.2020).
6. Доклад об инвестициях в АСЕАН 2019. The ASEAN Investment Report 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/unctad_asean_air2019d1.pdf (Дата обращения 25.03.2020).
7. Доклад об инвестициях в АСЕАН 2018. The ASEAN Investment Report 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asean.org/storage/2018/11/ASEAN-Investment-Report-2018-for-Website.pdf. (Дата обращения 12.03.2020 г.).
8. Доклад об инвестициях в АСЕАН 2019. The ASEAN Investment Report 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/unctad_asean_air2019d1.pdf (Дата обращения 25.03.2020).
9. Проект экономического сообщества АСЕАН на период до 2025 г. (ASEAN Economic Community (AEC) Blueprint 2025) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asean.org/storage/2012/05/Updated-AEC-2025-CSAP-14-Aug-2018-final.pdf (Дата обращения 25.01.2020)
10. Финансовая кооперация в регионе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Regional cooperation in finance. https://asean.org/asean-economic-community/asean-finance-ministers-meeting-afmm/overview/ (Дата обращения 20.01.2020).
11. Дорожная карта валютно-финансовой интеграции АСЕАН. Regional cooperation in finance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asean.org/asean-economic-community/asean-finance-ministers-meeting-afmm/overview/ (Дата обращения 19.01.2020).
12. Доклад об инвестициях в АСЕАН 2019. The ASEAN Investment Report 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/unctad_asean_air2019d1.pdf (Дата обращения 25.03.2020).