В начале XXI века сформировалась концепция устойчивого развития, закрепленная на глобальном уровне Целями устойчивого развития (далее ЦУР) в 2015 году. Устойчивое развитие предполагает решение вопросов, связанных с ликвидацией бедности, образованием, борьбой по изменению климата, защитой окружающей среды и т.п. [1]. При этом уделяется основное – внимание проблемам экологии и изменению климата как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако к решению данных проблем в этих странах подходят с точки зрения экономического развития и модернизации экономики [2, с. 12; 3, с. 15–16].
В связи с этим возрастает необходимость перенаправления финансовых потоков от «грязных» проектов в «зеленые», что требует от государства принятия определенных мер поддержки и идентификации подобных инвестиций. При этом в происходящих процессах возрастает роль институциональных инвесторов в формировании устойчивой финансовой системы, как потенциального огромного источника финансирования. Например, принятие мер государственной поддержки «зеленых» инвестиций в Германии, Италии, Канады [4; 5] или внедрение мер в Индонезии, направленных на вовлечение институциональных инвесторов в устойчивое развитие [6, с. 92–94].
Таким образом, решение проблемы недостаточности финансовых ресурсов для перехода к устойчивому росту находится в привлечении инвестиций от институциональных инвесторов, и нуждается в определенной помощи государства. Поэтому будет актуально рассмотреть опыт Франция, которая активно формирует политику, направленную на поддержание устойчивых инвестиций, для институциональных инвесторов.
Первые шаги по регулированию деятельности институциональных инвесторов в области устойчивого развития во Франции были сделаны сразу с двух сторон. Во-первых, со стороны государства и самих институциональных инвесторов: создание различных ассоциаций, где представителями являются институциональные инвесторы. Во-вторых, создание правовой основы правительством Франции.
К наиболее ранней созданной организации можно отнести ассоциацию «Finansol» (1995 года), целью которой стало продвижение социально ответственных финансов (la finance solidaire): повышение занятости, улучшение экологической обстановки, использование возобновляемых источников энергии и др. Среди важных реализуемых инициатив данной организации можно выделить: создание маркировки «Finansol» (1997 год), проведение ежегодных встреч для улучшения осведомленности по данным финансам «La Semaine de la finance solidaire» и др. [7].
С 2001 года начинает осуществлять свою деятельность ассоциация – Форум ответственных инвестиций (Forum pour l'investissement responsable, FIR), который создан по инициативе руководителей фондов, специалистов по анализу социальной и экологической ситуации, профсоюзов, ассоциаций, ученых и граждан. Среди совета директоров можно выделить представителей от институциональных инвесторов (например, Mirova, La Banque Postale Asset Management), ассоциаций (например, Фонд Николя Юло), ученых и др. [8]. Среди выдвинутых инициатив форумом можно отнести:
- Создана платформа для содействия диалога между инвесторами и компаниями – CorDial (2010 год). Среди основных тем, разрабатываемых в рамках данной группы, можно выделить: менеджмент по экологическим проблемам, корпоративное управление и развитие людских ресурсов, добавленная стоимость [9].
- Пропагандиская деятельность по внедрению социально ответственных инвестиций в рамках следующих событий: выпуск Закона о новых экономических положениях (La loi sur les nouvelles régulations économiques, NER) в 2001 году, форум Гренель по окружающей среде и выпущенных в рамках него указов и др. [10] А также Форум осуществляет пропагандистскую деятельность в органах государственной власти по внедрению «Label ISR». Как результат, создана в 2013 году платформа для обсуждения КСО (Plateforme RSE) под эгидой Премьер-министра Франции в ходе Конференции окружающей среды 2013 года [11].
С другой стороны, в 2001 году президент Жак Ширак представил проект Хартии по окружающей среде (Charte de l’environnement) [12], но принят он был только в 2004 году. Хартия устанавливает необходимость компенсировать причиненный ущерб окружающей среде; задает государству цель в содействии устойчивому развитию; требует от органов власти проведения процедур оценки рисков [13].
Также на волне слияний (особенно между BNP, Paribas и Société Générale) в 2000–2001 гг., которые породили социальную напряженность в стране в связи с массовыми увольнениями, принимается Закон о новых экономических положениях (NER) в 2001 году. Закон улучшил регулирование конкуренции, повысил прозрачность получения вознаграждений директоров и топ-менеджеров, усилил финансовое регулирование (например, против «отмывания денег»), то есть закон вводил этические аспекты предпринимательской деятельности [14]. При этом NER установил для листинговых компаний необходимость раскрывать информацию по социальным и экологическим аспектам (например, показатели по потреблению электроэнергии), но без привязки к качеству содержания информации (статья 116) [15, с. 4].
В 2007 году тема экологии начинает занимать лидирующие позиции во Франции. В частности, издается экологический пакт Николя Юло1, который определяет 5 направлений принятия мер: правительство должно быть ответственным за устойчивое развитие; установить постепенный рост ставки налога на выбросы углерода; переориентировать субсидирование сельского хозяйства на качественное сельское хозяйство; систематизация процедур представительной демократии; проведение политики по образованию и информированию [16].
1 Основатель французского фонда «Фонд Николя-Юло для Природы и Человека (Fondation Nicolas-Hulot pour la nature et l'homme)», цель которого заключается в защите окружающей среды.
Пакт подписали пять кандидатов на пост президента в 2007 году [17], в том числе будущий президент Николя Саркози [18]. Также он перед выборами в 2006 году заявляет о необходимости стимулирования инвестиций в более экологически чистые проекты [19].
В ответ на взятые на себя обязательства в предвыборной компании Николя Саркози, начиная с 2007 года, инициирует проведение Экологического форума Гринель с целью защиты окружающей среды и достижения устойчивого развития [20]. На форуме была составлена дорожная карта в области экологии и устойчивого развития, которая была издана в форме закона Гринель 1 2009 года (Grenelle I Act) [21, с. 9]. Закон Гринель 1 задает цели государства по охране окружающей среды и устойчивому развитию: сохранение биоразнообразия и экосистем, борьба с изменением климата, политика сокращения отходов, сокращение выбросов парниковых газов, развитие железнодорожного транспорта, энергоэффективность и т.п. [22].
Однако в 2010 году принят закон Гренель 2 (Grenelle II Act), который установил более подробные рамки реализации целей [22], установленных в законе Гренель 1, и определяет шесть направлений в сфере устойчивого развития. К ним относятся [23]: энергоэффективность зданий и градостроительная политика; развитие транспортной сферы; энергетика и климат; сохранение биоразнообразия; охрана здоровья граждан и утилизация отходов; новая модель экологического управления (т.е. вопросы экологического образования и информирования).
В статье 225 закона Гренель 2 закрепляется обязательство для листинговых компаний или для компаний, имеющих определенное количество наемного персонала или выше определенного уровня получаемого дохода компании, проводить независимую сертификацию по интеграции критериев ESG в капиталовложениях, финансовом менеджменте и обязательство по ее публикации. Также статья 225 расширила перечень охватываемых компаний и аспекты предоставляемой информации, установила более строгие правила к составлению отчетности (то есть раскрыть информацию о последствиях своей деятельности) (по сравнению с NER). Однако выбор индикаторов для оценки своей социальной и экологической деятельности остается за компаниями [24, с. 9; 25, с. 4–5].
Другой важной инициативой в сфере устойчивого развития, которая была принята в результате форума Гренель, является ежегодное проведение Экологической конференции (Conférence environnementale) с 2012 по 2016 гг. Среди основных обсуждаемых тем на данных конференциях стали переход к «зеленой» экономике, защита окружающей среды и биоразнообразия [26].
Однако Франция, в которой будет проводится COP21, решает показать себя как образец экологоориентированности и продемонстрировать возможности соглашения (COP21) по внедрению устойчивого развития в экономическую деятельность человека. Экологическая конференция 2014 года становится ключевой площадкой для выработки действий к COP21. Среди важных аспектов, установленных дорожной картой по конференции 2014 года, отмечается внедрение законопроекта по энергетическому переходу к зеленому росту, что должно поддержать законодательно внедрение плана по энергии и климату, выработанному на Европейском совете в 2014 году, и будет способствовать стабильности европейскому рынку по торговле квотами на выбросы СО2 (EU-ETS) [27, с. 2–3].
В 2015 году выпущен Закон по энергетическому переходу к зеленому росту (La loi relative à la transition énergétique pour la croissance verte, LTECV) (2015), который стал ключевым нормативно-правовым актом в создании правовой основы в формировании постнефтяной энергетической модели: сокращение выбросов CO2, отказ от ископаемого и ядерного топлива, увеличение доли использования возобновляемых источников. Проект LTECV был внесен через министра экологии Сеголен Руаяль в 2014 году, а принят в августе 2015 года, то есть до Климатической конференции в Париже.
Его выпуску также поспособствовали две инициативы [28, с. 5]:
- Carbon Tracker Initiative – разработанная независимым финансовым аналитическим центром Carbon Tracker2 [29], расположенного в Лондоне, и ставящая под сомнение вложения в угольные, нефтяные и газовые компании, а также необходимость раскрытия рисков по выбросам углерода в своих портфелях [30; 31].
- Montreal Carbon Pledge (2014 год) – добровольная инициатива, согласно которой требуется от институциональных инвесторов измерение и раскрытие углеродного следа своих инвестиций [32].
Одной из ключевых статей закона LTECV по правовому регулированию институциональных инвесторов стала статья 173. В ней закреплены требования для институциональных инвесторов по раскрытию климатических и социальных рисков в своей отчетности, то есть Франция закрепила принципы добровольных инициатив в своем законодательстве. Согласно данной статье институциональные инвесторы должны раскрыть информацию о внедрении климатических аспектов в инвестиционные решения; о финансовых рисках, связанных с изменением климата; указать углеродный след в своих активах; и предоставить информацию о вкладе своих портфелей в достижение международной (снижение температуры на 2°C) и национальной целей [28, с. 8].
2 Основные спонсоры: Bloomberg Philanthropies, Frederick Mulder Foundation, Rockefeller Brothers Fund, The Velux Foundation, Wallace Global Fund, Oak Foundation, European Climate Foundation и др.
Стоит отметить, что к основной проблеме реализации статьи 173 относят то, что для сбора информации, требуемой к раскрытию, отсутствуют общепризнанные методы, и может потребоваться ряд не общедоступных данных [28, с. 9].
В 2016 году делает свои шаги в области устойчивых финансов Банк Франции3 (фр. Banque de France), который внедрил в свою деятельность концепцию CSR (Responsible Investment Charter), что накладывает на него образовательные, культурные, экономические, экологические обязательства и обязательства к своему штату [33, с. 39].
Также на национальном уровне Банк Франции и Французский орган власти по пруденциальному контролю и разрешениям (the French Prudential Supervision and Resolution Authority, ACPR) начали реализовывать программу по озеленению финансовой системы и интеграции климатических рисков [33, с. 2]. Банк Франции создал сеть по озеленению финансовой системы (the Network for Greening the Financial System, NGFS), которая была представлена и запущена на Саммите Одной Планеты (The One Planet Summit) в 2017 году в Париже. Целью инициативы является предоставление рекомендаций и успешных практик для центральных банков и супрвизоров с целью поощрения «зеленого» финансирования и достижения «Парижских целей» [33, с. 4].
В 2017 году Эммануэль Макрон (президент Франции) и Стефан Лофвен (премьер-министр Швеции) подписали инициативу по французско-шведскому стратегическому партнерству по инновациям и зеленым решениям (фр. Partenariat franco-suédois pour l'innovation et les solutions vertes), где «зеленые» финансы выступают одним из четырех ключевых пунктов данного партнерства [34]. Как указывается в соглашении, «зеленые» финансы являются значимым фактором для экономики, подготовленной к климатическим изменениям: переход на низкоуглеродную экономику для достижения целей Парижского соглашения по климату и создание правовой базы для «озеленения» предприятий и финансовых учреждений [35].
Дальнейшее формирование политики по устойчивому финансированию во Франции осуществляется в рамках Программы 21 века по фидуциарным обязательствам, запущенной ПРИ4, ЮНЕП ФИ5, Generation Foundation6. В соответствие с данной программой от Франции представляется «Дорожная карта по устойчивому финансированию во Франции» (2018 год) на круглом столе ЮНЕП ФИ в Париже, в которой излагаются рекомендации по развитию устойчивого инвестирования для институциональных инвесторов и политиков [36].
3 Центральный Банк Франции.
4 ПРИ – Принципы ответственного инвестирования (англ. PRI, Principles for Responsible Investment).
5 Финансовая инициатива ЮНЕП (англ. UNEP FI, United Nations Environment Programme Finance Initiative).
6 Generation Foundation – это фонд, цель которого укрепить «устойчивый капитализм» (Sustainable Capitalism) за счет мобилизации ключевых участников мировой экономики.
На круглом столе в 2018 году Франция была признана одним из лидеров по устойчивому финансированию. В дорожной карте были даны рекомендации по развитию устойчивого финансирования: интеграция инвесторами критериев ESG по всем типам активов; учет инвесторами влияния своей деятельности на результат, включая разработку методологии по оценке результативности экологических и социальных инвестиций; разработка инструментов (для регуляторов, институциональных инвесторов и отраслевых групп) по поддержке устойчивых инвестиций; сотрудничество инвесторов, регуляторов и отраслевых групп с Целевой группой по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом, и реализация статьи 173 [37].
Одновременно с этим в 2018 году AFG7 (L’Association Française de la Gestion financière), FIR и EUROSIF8 выпустили Кодекс по открытости финансовой информации (Code de transparence), который сможет наилучшим образом показать эволюцию рынка ответственных инвестиций в Европе и во Франции: улучшить прозрачность и информативность вкладчиков и фондов SRI; усилить саморегулирование фондов SRI. Кодекс должен способствовать развитию регулирования по внедрению принципов ESG и вопросов, касающихся изменения климата. Также он должен способствовать реализации статьи 173 LTECV (2015) [38]. Подписались под данной инициативой следующие институциональные инвесторы [39]: BNP PARIBAS ASSET MANAGEMENT, AXA INVESTMENT MANAGERS, AMUNDI ASSET MANAGEMENT.
Франция одна из тех стран, где государство является одним из ключевых игроков в процессе привлечения финансирования от институциональных инвесторов в устойчивое развитие. Среди ключевых мер, принятых государством с целью формирования рынка устойчивых инвестиций и вовлечение в данный процесс институциональных инвесторов, можно отметить:
- Во-первых, создание национальной «зеленой» маркировки для финансовых продуктов (например, маркировка TEEC или «Greenfin»).
- Во-вторых, законодательные меры по увеличению прозрачности отчетности в части раскрытия информации по интеграции критериев ESG, как для крупных компаний, так и для институциональных инвесторов (Статья 173 LTECV, 2015 или Grenelle II Act, 2010).
8 Ведущая европейская ассоциация по продвижению устойчивых и ответственных инвестиций (http://www.eurosif.org/about-us/).
Подводя итоги по настоящему исследованию, французское государство создает правовую основу по регулированию и идентификации устойчивых инвестиций на фоне принимаемых международных инициатив, а также стимулирует спрос у бизнеса и домохозяйств на данные инвестиции при помощи мер государственной поддержки. Как следствие, эти действия позволяют сформировать рынок устойчивых инвестиций, где главными игроками выступают институциональные инвесторы.
Список литературы
1. Цели в области устойчивого развития // ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 31.01.2020).
2. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал [Электронный ресурс]. – 2017. – № 3 (37). – С. 9–21. – Режим доступа: https://www.finjournal-nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2017/3/articles/fm_2017_3_01.pdf.
3. Яковлев И. А., Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Научно-исследовательский финансовый институт: Финансовый журнал. – 2018. – № . 3 (43). – С. 9–20. – DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-9-20.
4. Раков И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – Т. 11. – № 2. – С. 67–82. – DOI: 10.21202/1993-047X.11.2017.2.67–82.
5. Раков И. Д. На пути к зеленой экономике: опыт Италии и Франции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 11 (часть 2) – С. 389–397. – DOI: 10.17513/mjpfi.12511.
6. Yakovlev I. A., Nikulina S. I. Indonesia’s Strategy for Sustainable Finance // Financial Journal. – 2019. – № . 6. – С. 83–95. – DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-83-95
7. Une association de promotion… // L'association Finansol [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.finansol.org/une-association-de-promotion/ (дата обращения: 11.07.2019).
8. Forum pour l’Investissement Responsable // Forum pour l’Investissement Responsable [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.frenchsif.org/isr-esg/fir/la-gouvernance/#conseil-d-administration (дата обращения: 11.07.2019).
9. CorDial // Forum pour l’Investissement Responsable [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.frenchsif.org/isr-esg/nos-actions/cordial/#cordial-2016 (дата обращения: 11.07.2019).
10. Plaidoyer // Forum pour l’Investissement Responsable [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.frenchsif.org/isr-esg/nos-actions/plaidoyer/ (дата обращения: 11.07.2019).
11. Une plateforme pour promouvoir la responsabilité sociétale des entreprises // Archives Jean-Marc Ayrault 2012 / 2014 [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://archives.gouvernement.fr/ayrault/premier-ministre/responsabilite-societale-des-entreprises-en... (дата обращения: 11.07.2019).
12. Jacques Chirac propose une «charte de l'environnement adossée à la Constitution» et dotée de cinq principes // MAIREinfo [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://www.maire-info.com/environnement-developpement-durable/environnement/jacques-chirac-propose-u... (дата обращения: 04.07.2019).
13. LOI constitutionnelle № 2005-205 du 1er mars 2005 relative à la Charte de l'environnement (JORF № 0051 du 2 mars 2005 page 3697) // Légifrance [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution/Charte-de-l-environnement-de-2004 (дата обращения: 04.07.2019).
14. Adoption définitive de la loi sur les nouvelles régulations économiques // Eurofound [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: https://www.eurofound.europa.eu/ef/sites/default/files/ef_files/eiro/2001/05/feature/fr0105156ffr.do... (дата обращения: 04.07.2019).
15. 173 SHADES OF REPORTING: Focus on French Institutional Investors [Электронный ресурс] / Redon N., Blanc D.: Novethic’s research center. – 2017. – Режим доступа: https://www.novethic.fr/fileadmin/user_upload/tx_ausynovethicetudes/pdf_complets/173_SHADES_OF_REPOR... (дата обращения: 26.04.2019).
16. Dossier. Election présidentielle 2007. Nicolas Hulot dévoile son «pacte écologique» // La Croix [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: https://www.la-croix.com/Archives/2006-11-08/Dossier.-Election-presidentielle-2007.-Nicolas-Hulot-de... (дата обращения: 04.07.2019).
17. Retour sur le parcours de Nicolas Hulot // 20 Minutes [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: https://www.20minutes.fr/societe/705879-20110413-societe-retour-parcours-nicolas-hulot (дата обращения: 04.07.2019).
18. Nicolas Sarkozy devrait signer le Pacte écologique de Nicolas Hulot // Le Monde [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: https://www.lemonde.fr/societe/article/2006/12/14/nicolas-sarkozy-devrait-signer-le-pacte-ecologique... (дата обращения: 04.07.2019).
19. Nicolas Sarkozy veut être un candidat écologiste! // HUB*UNION EUROPEENNE [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: https://unioneuropeenne.blogspot.com/2006/12/nicolas-sarkozy-veut-tre-un-candidat.html (дата обращения: 04.07.2019).
20. Origine de l’initiative // Actu-Environnement [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://www.actu-environnement.com/ae/dossiers/annivgrenelle/origine_grenelle.php4 (дата обращения: 01.07.2019).
21. AMF Recommendation № 2010-13 of 2 December 2010: Report on the Social and Environmental Information Published by Listed Companies // L’Autorité des marchés financiers (AMF) [Электронный ресурс]. – 2010. – 46 с. – Режим доступа: https://www.amf-france.org/magnoliaPublic/technique/multimedia?docId=db5e5d5d-b39c-4fc4-aa16-d60cc79... (дата обращения: 26.04.2019).
22. Grenelle I // The Grantham Research Institute on Climate Change and the Environment [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/law/grenelle-i/ (дата обращения: 30.04.2019).
23. Environnement: trois ans après, vers la dernière étape du Grenelle // vie-publique.fr [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: https://www.vie-publique.fr/actualite/dossier/environnement-grenelle/environnement-trois-ans-apres-v... (дата обращения: 30.04.2019).
24. Doucin M. The French legislation on extra-financial reporting: built on consensus [Электронный ресурс] / Doucin M.: ministère des affaires étrangères et européennes. – 2013. – Режим доступа: https://www.globalreporting.org/sitecollectiondocuments/gofpara47policiesinitiatives-france.pdf (дата обращения: 26.04.2019).
25. The French legislation on extra-financial reporting: built on consensus [Электронный ресурс] / Ministère des Affaires Etrangères. – France. – 2012. – Режим доступа: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/Mandatory_reporting_built_on_consensus_in_France.pdf (дата обращения: 26.04.2019).
26. La conférence environnementale // Ministère de la Transition écologique et solidaire [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/conference-environnementale (дата обращения: 04.07.2019).
27. FEUILLE DE ROUTE 2015 issue des trois tables rondes de la Conférence environnementale // La Ministre de l’écologie, du développement durable et de l’énergie [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/sites/default/files/Conférence_environnementale_FRTE_2015.p... (дата обращения: 04.07.2019).
28. Decree Implementing Article 173-VI of the French Law for the Energy Transition. Challenges and first Recommendations (October 2015) [Электронный ресурс] / Investing Initiative. – 2015. – 31 с. – Режим доступа: http://2degrees-investing.org/wp-content/uploads/2018/02/energy_transition_law_in_france_-_briefing_... (дата обращения: 26.04.2019).
29. About Us // Carbon Tracker Initiative Limited [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.carbontracker.org/about/ (дата обращения: 26.04.2019).
30. Carbon Tracker measures oil and coal risk for investors // Guardian [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/sustainable-business/2015/apr/30/carbon-tracker-measures-oil-and-coal-ri... (дата обращения: 26.04.2019).
31. Carbon Tracker has changed the financial language of climate change // Guardian [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/sustainable-business/sustainability-case-studies-carbon-tracker (дата обращения: 26.04.2019).
32. Montreal Carbon Pledge // Climate Action in Financial Institutions Initiative [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.mainstreamingclimate.org/montreal-pledge/ (дата обращения: 26.04.2019).
33. Banque de France Responsible Investment Report 2018 / Banque de France. 2018. – Режим доступа: https://www.banque-france.fr/sites/default/files/media/2019/03/26/banque-de-france-responsible-inves... (дата обращения: 11.07.2019).
34. Green finance: the way forward – Implementing the French-Swedish partnership for innovation and green solutions 2018 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/8b53e02a-e9b1-48c4-942d-0ce75ab49432/files/4f748949-ec3... (дата обращения: 04.07.2019).
35. Un partenariat stratégique franco-suédois pour l’innovation et les solutions vertes // La DG Trésor: Ministère de l’Economie et des Finances [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/fb763773-cbc8-4ae6-9e17-939c7e991796/files/d1ea3093-9d7... (дата обращения: 03.07.2019).
36. launch of the France roadmap for sustainable finance / lancement de la feuille de route française de la finance durable // United Nations Environment Programme – Finance Initiative [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.unepfi.org/news/industries/investment/launch-of-the-france-roadmap/ (дата обращения: 04.07.2019).
37. France roadmap aims to further strengthen French leadership in sustainable finance // Principles for Responsible Investment [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: https://www.unpri.org/news-and-press/france-roadmap-aims-to-further-strengthen-french-leadership-in-... (дата обращения: 04.07.2019).