На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка ключевую роль играет эффективная деятельность, как Центрального банка, так и всей банковской системы в целом, которая обеспечивает финансовыми ресурсами крупные и средние организации, а так же малый бизнес, составляющий основу любой развитой рыночной экономики.
Деятельность Центрального банка России имеет огромное значение, поскольку от эффективности его функционирования и правильно выбранных методов денежно-кредитного регулирования зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, а также укрепление позиций банковского сектора экономики.
Осуществляя денежно-кредитную политику Центральный Банк, в первую очередь, воздействует на инфляционные процессы в стране и на кредитную деятельность коммерческих банков. Это влияет на расширение или сокращение объёмов кредитования, укрепление денежного обращения, достижение сбалансированности внутренних экономических процессов.
В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» главной задачей Банка России является достижение 4-х % уровня инфляции и сдерживание ее в среднесрочной перспективе.
Стоит признать данную задачу довольно сложной, но если она будет достигнута, то это будет самый низкий уровень инфляции за историю современной России.
На рисунке 1 показана динамика инфляционных процессов в России на современном этапе.
В 2010–2015 гг. инфляция в РФ колебалась в диапазоне от 8,8% до 12,9%, а годовой уровень инфляции в 2016 г. существенно снизился и составил 5,4% (рис.1), что соответствует прогнозам ЦБ РФ на среднесрочную перспективу.
Основным инструментом Центробанка по регулированию операционной деятельности коммерческих банков служит ключевая ставка. На рисунке 2 показана динамика уровня ключевой ставки, как регулятора, который позволяет оказывать влияние на тот или иной процесс. При этом прослеживается достаточно чёткая тенденция взаимосвязи динамики ключевой ставки и инфляционных процессов.
Снижение темпов инфляции и понижающая корректировка ключевой ставки оказывают существенное влияние на политику установления процентных ставок коммерческих банков.
На рисунках 3 и 4 показана динамика изменения средневзвешенных процентных ставок по срочным вкладам и кредитам, привлеченным и предоставленным населению [6].
По данным рисунка 3 можно сделать вывод, об активном воздействии ключевой процентной ставки ЦБ РФ процентную политику банков в области установления ставок по срочным депозитам. Особенно это отчетливо проявляется в период с 2014 г. по 2017 г. Так в 2015 году, когда наблюдался максимальный уровень инфляции и ключевой ставки по депозитам были максимальны. Наиболее высокая средневзвешенная процентная ставка установилась по депозитам от 91 до 180 дней, от 1 года до 3 лет и от 31 до 90 дней. К концу же 2016 года, когда стала снижаться ключевая ставка и инфляция, то наблюдается снижение процентных ставок и по срочным депозитам.
Влияние на динамику процентных ставок по кредитам так же показывает зависимость от изменений ключевой ставки, при этом видно, что наиболее чёткое следование этим изменениям наблюдается по кредитам на срок от полугода до 3-х лет.
На втором месте по влиянию на деятельность банковского сектора находится политика обязательного резервирования ЦБ РФ.
Ввиду волатильности макроэкономической ситуации и нестабильности финансового сектора, ЦБ РФ активизирует деятельность фонда обязательного резервирования, что выражается в регулировании ставок обязательного резервирования (табл.1).
В течение анализируемого периода норматив обязательного резервирования имеет тенденцию к росту, и на сегодняшний день достаточно высок – 5% по всем обязательствам. Подобные изменения связаны с тем, что Банк России старается создать такой Фонд обязательного резервирования, который мог бы в достаточной мере отвечать целям его формирования. А именно: обеспечение обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Данная мера позволит частично абсорбировать приток ликвидности, связанный с финансированием дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда, а также будет способствовать дестимулированию роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций. Помимо этого можно сказать, что это может способствовать повышению доверия к банковской системе страны.
Но, также необходимо отметить, что высокий норматив резервирования серьёзно влияет на отвлечение свободных ресурсов коммерческих банков.
Далее необходимо остановиться на влиянии денежно-кредитной политики Банка России на основные показатели деятельности банковской системы РФ (табл.2).
Можно констатировать, что в банковском секторе России в период с 2014 по 2016 годы наблюдался прирост практически по всем показателям. Отрицательная динамика, в этот период, видна только по показателю предоставления кредитов физическим лицам, что, по нашему мнению, связано с падением реальных доходов населения. Развитию кредитования населения в России в условиях кризиса был нанесён сильнейший удар. Финансовая нестабильность приводит к увеличению числа непогашенных кредитов. В условиях сокращения рабочих мест и урезания зарплат многие граждане просто потеряли возможность платить по кредитам. Новые процентные ставки делают проблематичным совершение регулярных выплат. Это приводит к потере доходов и, как следствие, к уменьшению финансирования, сокращению скорости оборота денежных средств.
При этом возрастает кредитование нефинансовых организаций, что связано с предоставлением заемных средств Центральным банком на инвестиционные проекты с более низкой процентной (кредитной) ставкой – 9%. Банк России, проводя лояльную политику в отношении кредитовании бизнеса и экономики (отдельные компании и отрасли) старается сделать её менее рискованной. По данному направлению размещения кредитных ресурсов меньше риска неплатежей и невозврата, значит меньше возможности пошатнуть банковскую систему, так и в целом финансовый рынок страны [7].
Ситуация резко меняется в 2016 году и данные на 01.01.2017 г. показывают: отрицательную динамику активов, объёмов кредитования нефинансовых организаций, депозитов и средств организаций на счетах. Так же существенно замедлились темпы прироста собственного капитала банков и вкладов физических лиц. Единственный показатель, по которому наблюдается небольшой прирост – кредиты физическим лицам.
Наиболее обобщающим показателем эффективности функционирования банковской системы является прибыль, динамика которой представлена на рисунке 5.
Наглядно видна резко изменившаяся ситуация с прибыльностью коммерческих банков на начало 2017 г. – прибыль выросла почти в 5 раз по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году под влиянием политики ЦБ РФ направленной на минимизацию рисков коммерческие банки были вынуждены снизить уровень риска по проводимым операциям. Это существенно повлияло на сокращение расходов по созданию резервов на потери и как следствие увеличило инвестиционные возможности банков. Росту прибыли способствовало и снижение процентных ставок под влиянием формирующегося профицита ликвидности в банковском секторе, что позволило сократить процентные расходы. Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на рост номинальных объёмов прибыли коммерческих банков фактические доходы растут не столь интенсивно.
Но так же следует отметить, что более половины суммы прибыли, полученной банками в 2016 г. заработал Сбербанк, а основные показатели деятельности, как отмечает сам регулятор (ЦБ РФ), снизились. Банки сократили объёмы кредитования как экономики в целом, так и нефинансовых организаций в частности. Потребительское кредитование выросло на символическую величину [2].
Деятельность Центрального банка не ограничивается только применением косвенных инструментов регулирования денежно-кредитной системы. Путём прямого регулирования Банк России воздействует на количество кредитно-финансовых институтов и как следствие на уровень конкуренции в финансовом секторе.
Стоит отметить и тот факт, что на данном этапе Банк России ведет политику оздоровления и централизации всей банковской системы – отзывая лицензии у кредитных организаций, проводящих высоко рискованную политику, которая может нарушить стабильность банковского сектора и подорвать доверие населения и бизнеса к финансовой системе государства. Это происходит достаточно интенсивно. Так если на 1 января 2013 года в России действовало 956 банков, то на начало 2017 года их было уже 623. И уже за первые месяцы текущего года отозваны лицензии еще у 14 банков. Кстати, процесс отзыва лицензий оказывает заметное влияние на общую динамику активов, которые, как видно из таблицы 2, показали низкие темпы роста.
Проблемы в экономике и банковском секторе на сегодняшний день не преодолены. Выявленные негативные тенденции указывают на возможность возникновение системного кризиса в банковской сфере, обусловленного сокращением ресурсной базы банков, что так же сокращает возможности кредитования банками предприятий нефинансового сектора экономики.
Сокращение объёмов сбережений населения является ещё одним фактором, влияющим на уменьшение банковских (кредитных) ресурсов.
Провозглашённое ЦБ РФ поэтапное снижение ключевой ставки в рамках политики кредитной экспансии с одной стороны будет способствовать удешевлению кредитов для коммерческих организаций и населения, а с другой стороны это приведёт к снижению доходности депозитов и не сделает вложения в них более привлекательным.
Следовательно, Банк России должен внести корректирующие изменения при помощи других инструментов денежно-кредитной политики. Например, актуально снижение ставки отчисления в фонд обязательного резервирования, что позволит увеличить банкам собственные средства за счёт возможного роста процентных доходов, а, следовательно, прибыли.
Банки должны восстановить кредитование организаций и тогда процентные доходы от этого будут составлять основную часть их прибыли.
Ключевую роль в решении этой проблемы может сыграть Банк России, который, активно применяя как косвенные, так и прямые инструменты денежно-кредитной политики, будет воздействовать на ключевые показатели банковского сектора.
Список литературы
1. О Центральном банке Российской Федерации: ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ: принят Гос.Думой 27 июня 2002 г. (по состоянию на 01 янв. 2017г.) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/.
2. Банки не верят в экономику // Газета.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2017/01/25/10492517. shtml (дата обращения 11.04.17).
3. О динамике развития банковского сектора РФ в январе 2017 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/din_razv_17_01.pdf (дата обращения 10.04.2017).
4. Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия) // Аналитические показатели. – март 2016. – № 161 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1603.pdf (дата обращения 9.04.2017 г.).
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов: информационно-аналитическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2017 (2018-2019).pdf (дата обращения 10.04.2017).
6. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat (дата обращения 2.04.2017 г.).
7. Финансовое обозрение № 2 II квартал 2016. Условия проведения денежно-кредитной политики: информационно-аналитическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/dkp/fin_ob/FO_2016-2.pdf (дата обращения 11.01.2017).
8. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.