Развитие малого и среднего бизнеса – это одна из приоритетных задач Правительства России. 2 июня 2016 года было подписано распоряжение Правительства РФ об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Данная стратегия подразумевает ряд направлений развития малого и среднего бизнеса, одно из которых – совершенствование системы налогообложения.
Согласно вышеуказанной стратегии, «большим потенциалом для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность и развития „массового“ сегмента малого предпринимательства обладает патентная система налогообложения. Будут приняты меры по расширению возможностей использования данного налогового режима с учетом накопленной практики применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход».
Таким образом, актуальность совершенствования патентной налоговой системы признается на самом высоком уровне власти и не вызывает сомнения.
Патентная система налогообложения (далее – ПСН) в современном ее виде была введена в действие с 1 января 2013 года. До этого момента патентное налогообложение было разновидностью упрощенной системы налогообложения и не пользовалось популярностью. По состоянию на 1 января 2012 года в России было выдано лишь 67902 патента. При этом количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 4104059 человек. Это означает, что ПСН применяли около 1,65% предпринимателей России.
С преобразованием ПСН в самостоятельный налоговый режим и проведением государством кампании по его популяризации, по состоянию на 1 января 2016 года, удалось увеличить количество патентов, выданных в России, по сравнению с 2012 годом, в 3,55 раза при одновременном сокращении количества предпринимателей на 11,3% (241135 патентов на 3640230 предпринимателей) [1]. Графическое отражение данной ситуации представлено на рисунке 1. Анализируя представленный график, можно отметить, что количество патентов в каждом периоде (полугодие) увеличивалось, за исключением первой половины кризисного 2013 года.
На рисунке 2 представлены данные о темпах прироста количества выданных патентов и числа зарегистрированных предпринимателей, рассчитанные по отношению к предыдущему периоду. На графике ярко выражен экономический кризис 2013–2014 годов. За первое полугодие 2013 года произошло значительное снижение количества индивидуальных предпринимателей (более 9%) и еще большее падение количества выданных патентов – более 33%. Вероятно, кризис 2013–2014 годов в большей степени отразился на микробизнесе и только начинающих свою деятельность предпринимателях, что и объясняет многократное различие между темпами падения количества патентов и индивидуальных предпринимателей в 2013 году.
Начиная с 2014 года, патентная система регулярно демонстрировала достаточно высокие темпы роста. Положительная динамика свидетельствует об успешных преобразованиях патентной системы. Однако в сравнении с такими специальными налоговыми режимами, как система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенная система налогообложения, ПСН имеет весьма скромные показатели. Доля ИП, применяющих ЕНВД, составляет около 49%, а УСН – 38% на 01.01.2016 года (рис. 3) [1].
Существует ряд недостатков, которые снижают привлекательность ПСН для предпринимателей, в сравнении с УСН и ЕНВД.
Основным недостатком патентной системы является отсутствие возможности уменьшения величины налога на сумму страховых взносов, что означает относительно высокий уровень налоговой нагрузки в сравнении с другими специальными налоговыми режимами. Величина страховых взносов «за себя» для индивидуальных предпринимателей в 2016 году составляет минимум 23153,33 рубля, а за сотрудников – 20% от фонда оплаты труда [2]. Для предпринимателей, осуществляющих свой бизнес на микро уровне, данная сумма может оказаться весьма значительной. В ЕНВД и УСН (налоговая база – доходы) предусмотрена возможность уменьшения величины налога на сумму уплаченных страховых взносов. В результате сумма налога к уплате значительно снижается и зачастую приближается к нулю. Таким образом, по своей стоимости патент оказывается неконкурентным с упрощенной системой и налогом на вмененный доход. Необходимо отметить, что проблема страховых взносов стала очевидна еще при запуске патентной системы и на сегодняшний день она выявлена и поименована в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: «Отдельное внимание будет уделено вопросам смягчения фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды».
Другим недостатком патентной системы является то, что ограничения по численности сотрудников и годовому доходу низкие и не учитывают специфику региона действия спецрежима. Допустимая численность сотрудников индивидуального предпринимателя составляет 15 человек, а максимальный доход – 60 млн руб. в год. При учете данных ограничений учитывается вся деятельность предпринимателя, а не только тот вид деятельности, на который выдан патент. Анализируя мировой опыт применения патентной налоговой системы, можно утверждать, что патент – это спецрежим, ориентированный на малый бизнес. Вышеуказанные ограничения, в сравнении с патентными режимами других стран, являются весьма «мягкими». Например, в Польше количество сотрудников не должно превышать 5 человек, а в Казахстане и Литве вовсе не должно быть наемных сотрудников. Более важным недостатком является отсутствие дифференциации величины предельного дохода в зависимости от территории ведения бизнеса. Регионы России значительно отличаются по величине валового регионально продукта и среднему заработку. Например, ВРП города Москва в 2014 году составил 12808,6 млрд руб., Кемеровской области – 747,4 млрд руб., Республики Алтай – 39,1 млрд руб. Средний заработок в 2015 году в Москве составил 53953 руб., в Кемеровской области – 23877 руб., в Республике Алтай – 18815 руб. [3]. Однако по России установлен единый показатель предельного дохода – 60 млн руб., который также не подлежит индексации. Целесообразно увязать величину предельного дохода с величиной официально установленного регионального минимального размера оплаты труда. Данный опыт есть у Республики Казахстан, где при применении патентной системы предельный доход предпринимателя за налоговый период должен не превышать 300-кратного минимального размера заработной платы.
Следующим недостатком ПСН является ограничение номенклатуры допустимых видов деятельности услугами, представленными в Общероссийском классификаторе услуг населению, однако есть ряд сфер малого бизнеса, требующих стимулирования, но не зафиксированных в данном классификаторе. К примеру, в Кемеровской области перечень видов деятельности для применения патентной системы в 2016 году был расширен до 69 видов деятельности (перечень НК РФ содержит 63 вида деятельности). Региональными властями были добавлены следующие виды деятельности:
- изготовление мебели;
- строительство жилья и других построек;
- услуги бань, душевых и саун;
- услуги копировально-множительные;
- услуги ландшафтного дизайна;
- услуги по организации фейерверков [4].
На данные виды деятельности пришлось 43 патента из 2082 [1]. С одной стороны, данный показатель является весьма низким (около 2%), но если учесть, что в структуре выданных патентов 63% приходится на розничную торговлю, а оставшиеся 37% – это остальные виды деятельности, то в данной ситуации показатель 2% можно охарактеризовать, как существенный и свидетельствующий о востребованности добавленных видов деятельности. На рисунке 4 представлена структура выданных патентов по видам деятельности в Кемеровской области.
Существует ряд видов деятельности, которые требуют поддержки со стороны государства, но в силу своей инновационности или производственного характера не включены в перечень НК РФ для применения патентной налоговой системы или Общероссийский классификатор услуг населению.
Например, в Кемеровской области таким видом деятельности может стать производство средств индивидуальной защиты (не требующих применения сложных технологических процессов). Ежегодно в период массового распространения ОРЗ и ОРВИ наблюдается дефицит марлевых повязок в аптечной сети Кемеровской области. Кроме того, вследствие высокого уровня промышленного развития региона, есть повышенный спрос как со стороны предприятий, так и со стороны населения и на другие средства индивидуальной защиты (например, на респираторы). Очевидно, что есть предпосылки к развитию малого бизнеса в данном направлении, чтобы обеспечить насыщенность рынка.
Также для целей применения патентной системы можно рассматривать фермерские хозяйства. Деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства зачастую не ограничивается производством для собственного потребления и по факту является фермерской деятельностью. Для целей легализации данной деятельности ее можно было бы рассматривать как деятельность, подходящую для применения патентной налоговой системы.
Наделение региональных властей полномочиями по расширению списка видов деятельности, актуальных для конкретного региона, позволило бы сделать ПСН более гибкой.
Еще одним недостатком патентной системы является отсутствие возможности ее применения самозанятыми гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя. Существует большое количество граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Их доход, как правило, оказывается не учтенным для расчета НДФЛ. Работа налоговых органов с такими лицами является трудозатратной и низкоэффективной для государства. Целесообразно побуждать самозанятых граждан к полноте уплаты налогов не путем тотального контроля, а с помощью повышения налоговой культуры и упрощения процедуры учета и уплаты налогов. Патент для самозанятых граждан может стать хорошей альтернативой форме 3-НДФЛ. Необходимо отметить, что значимость данного аспекта также нашла отражение в упоминаемой выше Стратегии: «Одновременно будут предложены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на создание удобного и низкозатратного режима налогообложения для самозанятых граждан, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности без привлечения наемных работников».
Изначально патентную систему позиционировали как простой и недорогой спецрежим. Но преимущество его низкой стоимости было ликвидировано отсутствием возможности уменьшения величины налога на сумму страховых взносов. Второе преимущество – простота – также было поставлено под сомнение. Патентная система не требует ведения налоговой отчетности и подачи декларации, единственное условие – ведение книги доходов, чтобы не допустить превышения предельного показателя в 60 млн. руб. При этом у индивидуального предпринимателя остается обязанность подачи деклараций в страховые фонды (4-ФСС и 1-РСВ). Таким образом, освободив налогоплательщика от обязанности расчета налога и подачи декларации в налоговый орган, государство оставило обязанность производить эти действия в части страховых взносов, а соответственно, фактически патент не решает «бумажную» проблему ведения бизнеса.
Целесообразно осуществить интеграцию страховых взносов в стоимость патента и освободить индивидуального предпринимателя от обязанности подачи отчетности в страховые фонды. Данное предложение применимо к индивидуальным предпринимателям, не использующим труд наемных работников.
В целях усовершенствования ПСН имеет смысл пересмотреть механизм оплаты патента. Патентная налоговая система предполагает авансовую систему оплаты, что означает наличие у предпринимателя свободных денежных средств до начала деятельности. Данный спецрежим во многом рассчитан на вновь зарегистрированных предпринимателей, только начинающих ведение деятельности. Открытие бизнеса предполагает высокие начальные затраты, направленные на урегулирование юридических вопросов, аренду помещения (как правило, первый платеж осуществляется за два месяца – первый и последующий), покупку оборудования, закуп материалов (товаров) и прочие траты. Оплата патента до начала ведения деятельности ложится дополнительной нагрузкой на предпринимателя и затрудняет начало деятельности. Изменение момента уплаты налога уменьшило бы финансовую нагрузку на предпринимателя в начале деятельности. Налоговым кодексом РФ предусмотрен следующий порядок:
1) если патент получен на срок до шести месяцев, то предприниматель оплачивает полную сумму налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента;
2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента;
- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее тридцати календарных дней до дня окончания налогового периода [5].
Для удобства налогоплательщика целесообразно предусмотреть несколько дополнительных возможных схем оплаты налога, кроме уже предусмотренных законодательством:
- в полной стоимости в последний месяц срока действия патента;
- ежемесячно равными долями.
Таким образом, у налогоплательщика появится возможность выбирать момент уплаты налога в соответствии со своими финансовыми потоками и возможностями.
Патентная налоговая система – это самый молодой налоговый режим. Необходимость повышения его привлекательности для предпринимателей обусловлена наличием накопившихся проблем. Данные проблемы не являются фундаментальными, что дает возможность их решения и повышения значимости ПСН для экономического регулирования малого бизнеса.
Список литературы
1. Данные по формам статистической налоговой отчётности // Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.10.2016).
2. Страховые взносы в 2016 году: изменения // Контур [Электронный ресурс]: Журнал. – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/2937 (дата обращения: 10.07.2016).
3. Рынок труда, занятость и заработная плата // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 10.07.2016).
4. О введении патентной системы налогообложения и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Кемеровской области: Закон Кемеровской области № 101-ОЗ от 02.11.2012 г. (ред. от 25.11.2015 № 104-ОЗ) // Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn42/about_fts/docs/5077387/ (дата обращения: 10.07.2016).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 10.07.2016).