Цифровая экономика – это хозяйственное производство, использующее цифровые технологии. В мире, где более 40% населения во всех сферах жизни пользуются сетью Интернет, виртуальная торговля достигает невероятных объемов. Оцифрованные денежные отношения стали безопаснее и доступнее [10].
Россия занимает первое место в Европе и шестое место в мире по количеству интернет – пользователей. По доступности услуг сотовой связи страна занимает второе место в мире (табл. 1), по доступности широкополосного интернета – десятое. За последние три года число смартфонов у россиян увеличилось в два раза – больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы.
К 2020 году три четверти россиян (86,7 млн человек) станут пользователями интернета [13].
Виртуальная часть жизни стала тем местом, где создаются новые продукты и идеи. Тестирование и апробация свежих изобретений становятся проще, так как больше нет необходимости проводить реальные краш-тесты продукции. Компьютерная визуализация позволяет оценить все достоинства и недостатки нового продукта без лишних финансовых затрат.
Цифровая экономика – развивающаяся ускоренными темпами сфера жизни, которая, по мнению экспертов, полностью переформатирует привычные хозяйственные связи и существующие бизнес-модели.
Вклад цифровой экономики в ВВП России оценивается в 2,8%. В то время как 19% от ВВП формируют интернет-зависимые рынки. Сегодня кадровая индустрия Российского Интернета насчитывает 2,5 млн. сотрудников, инфраструктура оценивается в 2 000 млрд рублей, маркетинг и реклама – в 171 млрд рублей, цифровой контент – в 63 млрд рублей, электронная коммерция – в 1238 млрд рублей [11].
Развитие цифровой экономики происходит очень быстрыми темпами. По оценкам финансистов, в ближайшем будущем всех участников этого сектора ждут снижение уровня безработицы, понижение издержек при производстве товаров.
Инструменты, которые предлагает цифровая экономика, позволяют полностью удовлетворить потребности клиента и повысить производительность труда. Электронная коммерция способна ослабить кризисы с помощью ускоренной реализации услуг и продукции, виртуальные платежные системы ускоряют товарообмен, интернет-реклама по своей эффективности превосходит все известные ранее способы оповещения о новом виде товара (услуги).
Развитием этой отрасли хозяйства занимается Правительство страны на законодательном уровне. Еще в декабре 2016 года президент России поручил Федеральному собранию подготовить программу развития этой сферы экономики. К делу привлекли экспертов из других министерств и ведомств, представителей бизнеса и финансистов.
Руководство государства понимает, что будущее за электронной коммерцией, и цифровая экономика РФ должна получить необходимую для быстрого развития финансовую и управленческую поддержку.
Программа развития цифровой экономики в России была принята 6 июля 2017 года. Основным постулатом этого документа является полная интеграция российской виртуальной экономики с этой сферой Евразийского экономического союза. Государство обязуется создать все технические и финансовые условия для скорейшего прогресса новой финансовой отрасли [12].
Особое внимание уделяется развитию компьютерного и телекоммуникационного оборудования в России. Продвижение отечественного программного обеспечения включает установку антивирусных программ на каждую импортируемую единицу компьютерной техники.
Президент РФ сравнил эту глобальную программу по значимости с всеобщей электрификацией страны в начале 20 века. Беспрецедентный по своему влиянию на экономический прогресс государственный проект можно воплотить в жизнь благодаря огромному накопленному интеллектуальному потенциалу.
Минкомсвязи предлагает перспективы внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. Управление ресурсами (водными, энергетическими, топливными) планируется проводить с помощью интегрированных цифровых платформ. Они позволят объединить в информационной среде всех участников рынка, снижая транзакционные издержки и изменяя систему разделения труда.
Планируется создание 50 «умных городов», в которых будет проживать 50 000 000 человек. Каждый горожанин сможет вносить свой вклад в управление городом, высказывая свое мнение на специальных информационных площадках. «Умные города» благодаря комплексу технических и организационных мероприятий создают комфортные условия для проживания и бизнес-деятельности [4].
Государство обязуется создать особые технологические медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в которых будет оказываться квалифицированная помощь.
Срок окончания реализации масштабного проекта назначен на 2025 год. К этому времени Минкомсвязи рассчитывает создать широкополосное покрытие сети Интернет в самых отдаленных уголках Российской Федерации. В планах правительства значительное удешевление стоимости услуг интернет-провайдеров. К 2020 году она не должна превышать 0,1% среднемесячного дохода, а к 2025 году планируется показатель в 0,05%.
В стране начинается разворачивание сетей 5G. Вначале их будут формировать в городах с населением от 300000 человек. К 2024 году должно быть 10 крупных населенных пунктов с покрытием этой сети.
Начавшийся переход на электронную документацию планируется развивать и в дальнейшем. Доля межведомственного документооборота должна составить до 90% от общей массы.
Электронная коммерция оценивается в 1 238 млрд рублей, а 36% пользователей делали покупки в интернет-магазинах.
При этом розничный онлайн-экспорт составляет 2 миллиарда долларов (включая товары, цифровые товары и услуги). Онлайн-ритейл оценивается в 706 млрд рублей (рост на 18%), онлайн-трэвел – в 363 млрд рублей (рост на 15%), услуги в интернете – в 169 млрд рублей (рост на 15%), онлайн-платежи – в 686 млрд рублей (рост на 17%).
Количество услуг, предоставляемых государством в онлайн-режиме, к 2025 году должно составить 80%, при этом большая часть населения предпочтительно дает удовлетворительную оценку их качеству. Объем рынка интернет-рекламы за 2016 год составил 136 млрд рублей.
Введение беспилотного общественного транспорта к окончанию срока реализации программы должно быть осуществлено в 25 городах России.
Государство обещает высочайший уровень поддержки высокотехнологичным предприятиям, ведущим свою деятельность в сфере IT. Вузы страны должны увеличивать объем выпускаемых специалистов в сфере компьютерных технологий.
С вступлением России в цифровую экономику получили развитие различные онлайн-платформы: p2p-платформы, краудфандинговые платформы, ICO.
В настоящее время существует множество цифровых платформ, которые обеспечивают рынки товаров, услуг и информации, поставляемых как в физическом, так и в цифровом виде.
Государственные цифровые платформы представляют собой цифровую экосистему, технологическую среду с API, предоставляющую услуги и сервисы для управления жизненными ситуациями граждан, а также площадку, где формируется договоры между государством и различными категориями стейкхолдеров, заинтересованными в получении государственных услуг. На государственных платформах, в том числе, могут предоставляться бесплатные сервисы, основанные на обработке открытых больших данных, как для бизнеса, так и для населения.
Компании платформы – один из базовых элементов новой экономики. Следует наращивать инвестиции в национальные цифровые платформы. Развитие цифровых технологий должно быть включено во все программы и планы социально-экономического развития. Задействованным в развитии цифровых платформ частным компаниям должен быть обеспечен максимально облегченный доступ к кредитам, субсидиям, налоговым и иным финансовым льготам.
С целью раскрытия потенциала цифровых платформ для развития бизнеса следует учитывать следующее:
- политика должна быть направлена одновременно на поощрение и упрощение создания и использования цифровых платформ в бизнес-среде, включая сектор МСП, в том числе на информирование общества о множественных преимуществах, которые платформы предлагают бизнесу в масштабах глобального рынка;
- бизнес и правительство, намеренно или ненамеренно, могут сокращать преимущества платформ, вводя ограничения и устанавливая барьеры.
Необходимо поощрять бизнес управлять цифровыми платформами. Следует избегать консервативного, конфликтующего с указанными целями регулирования. Достижение указанных целей потребует более эффективного координирования деятельности бизнеса и государства.
Цифровые платформы, создаваемые гражданским обществом, чрезвычайно важны как источник открытых данных, значимых для выстраивания государственной экономической политики и обратной связи с населением.
Цифровые платформы открывают возможности для совместного использования данных различными стейкхолдерами, создавая благоприятные условия для аналитики, прогнозирования и мультифункциональных сервисов.
Например, Р2Р платформу – сайт, где есть физические лица, которые и выступают кредиторами. Именно так они напрямую взаимодействуют с пользователями – потенциальными заемщиками. Нет никаких посредников или третьих лиц. Это упрощает процесс оформления, экономит деньги обеих сторон и занимает намного меньше времени [1].
Сейчас Р2Р-займы относятся к потребительскому кредитованию, поэтому основной законодательный акт – это Гражданский Кодекс [2]. Кроме того, при взыскании просроченной задолженности используется Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 10 августа 2017 года) [5].
Нормативных актов, которые бы отдельно регулировали выдачу p2p-займов, пока нет. Такой вид деятельности не попадает под банковскую сферу, поэтому необходимость в получении лицензии на ведение деятельности отсутствует. Если выдача займов не является регулярной, то необходимость в такой процедуре отсутствует. А если регулярной, то регистрация только организации. ИП не могут осуществлять подобную деятельность. В противном случае нарушается уголовное законодательство и нормы Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ [11] и Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (Статья 172. Незаконная банковская деятельность) [9].
К цифровым платформам можно отнести и ICO, или Initial Coin Offering (первичное размещение токенов) – это выпуск каким-либо проектом купонов, или токенов, предназначенных для оплаты услуг площадки в будущем – в виде криптовалюты [8]. При этом в отличие от IPO, покупатели валюты не получают доли в компании и никак не могут воздействовать на внутренние управленческие решения. На самом деле ICO – это ещё одна реализация модели краудфандинга, когда участники финансируют развитие компании сейчас для того, чтобы получить от неё какие-то блага в будущем.
Например, за токены проекта Storj Storjcoin X – можно купить определённый объём дискового пространства в Storj или увеличить пропускную ширину канала. Также токены можно зарабатывать, предоставляя в аренду определённое пространство на своём жёстком диске.
Выпуская свои собственные «деньги» и обменивая их на одну из распространённых криптовалют (такую, как Bitcoin или Ethereum) или даже на реальные валюты (доллары, евро), проект может обеспечить себе финансирование, необходимое для запуска или развития. Кроме того, выпуская валюту для проекта, можно ускорить его развитие (как введение денег в древности увеличило торговый оборот) и автоматически решить задачу будущей монетизации.
В 2017 году, согласно данным Smith + Crown, в ходе ICO уже было привлечено $180 млн, больше, чем за весь 2016 год ($101 млн). И объём привлечений постоянно растёт.
Покупая токены, выпущенные проектом, инвесторы рассчитывают:
- получить выгоду от перепродажи токенов по более высокой цене в будущем (предполагая, что они будут пользоваться большим спросом – например, потому, что проект «выстрелит»);
- воспользоваться своими купонами в будущем, получив (как предполагается) услуги по более низкой цене;
- поддержать интересный для себя проект.
Существует такое явление как краудфандинг (англ. crowdfunding – «народное финансирование») – способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах. Если ICO – ещё одна модель краудфандинга, то как участники могут быть уверенным, что это не мошенничество? Не существует абсолютно никаких законов, регулирующих проведение ICO, ни в одной стране мира. ICO со стороны покупателя – это сделка, основанная на доверии. Как и в случае с краудфандингом, проект может не дожить до стадии появления продукта, или, появившись, может стать для вас полным разочарованием. Наконец, некоторые предприимчивые мошенники могут просто обмануть, проведя ICO для проекта, который они и не собирались развивать.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О валютном регулировании и валютном контроле» регулирует валютные отношения на территории Российской Федерации. Данный закон обеспечивает реализацию единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества [6].
Использование криптовалюты на территории РФ повлечет за собой административное наказание. КоАП РФ Статья 15.24.1. Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства [3].
Анализируя данные законодательные акты, можно сделать вывод, что на данный момент не существует нормативной базы для регулирования онлайн-платформ и криптовалюты. Нормативная база РФ не дает определение криптовалюте, не определяет ее функции и не создает условия для ее использования. Ни один из законодательных актов не дает определение Blockchain, также не создает благоприятных условий для его использования.
Некоторые проекты, проводящие ICO, привлекают третью сторону – своего рода арбитров, которые могут рассчитывать на доверие со стороны инвесторов, выступая посредником между ними и проектами. Другие образуют юридические лица и связывают себя ограничениями по возможностям расхода средств, полученных через ICO.
Возникает проблема контроля анонимности, так как через ICO могут проходить проекты, которые являются мошенническими схемами. Одним из правильных решений могло бы стать раскрытие личностей ключевых участников проекта. Они, как правило, является активными участниками криптовалютного сообщества. Все значимые ICO публикуют описания идеи, бизнес-плана развития проекта и публикуют экспертные оценки.
В Российской Федерации отсутствует закон регулирующий онлайн-платформы, а значит нет контроля ответственности перед участниками, возникает риск мошенничества. Граждане могут столкнуться с финансовой пирамидой, которая выдает себя за онлайн-платформу.
Отсутствие законодательства дает почву для различных видов злоупотребления: отмывание денежных средств, финансирование терроризма, мошенничество, продажа запрещенных средств и предметов, коррупция. Государство не должно абстрагироваться, а должно создавать условия для развития без ущерба для общества.
Список литературы
1. P2P-кредитование // Бизнес Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/361108. – Загл. c экрана (дата обращения 26.11.2017).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 10 августа 2017 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gpkodeksrf.ru/skachat-gpk-rf. – Загл. c экрана (дата обращения 26.11.2017).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.10.2017) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. – Загл. c экрана (дата обращения 26.11.2017).
4. Концепция первых 50 «умных» городов // Бизнес Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/. – Загл. c экрана (дата обращения 29.11.2017).
5. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ // Правовая справочно-консультационная система «Кодексы и законы РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-395-1/. – Загл. c экрана (дата обращения 26.11.2017).
6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Правовая справочно-консультационная система «Кодексы и законы РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-173_10-12-2003///. – Загл. c экрана (дата обращения 26.11.2017).
7. Рейтинг стран по числу пользователей Интернетом // РАЭК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raec.ru/live/raec-news/9230/. – Загл. c экрана (дата обращения 27.11.2017).
8. Справка: что такое ICO, зачем его проводят и как на нём заработать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/24383-ico-faq. –Загл. c экрана (дата обращения 29.11.2017).
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 9.07.2017) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699//. – Загл. c экрана (дата обращения 26.11.2017).
10. Цифровая экономика в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/334484/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii. – Загл. с экрана (дата обращения 29.11.2017).
11. Цифровая экономика России 2017: аналитика, цифры, факты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/cifrovaya-ekonomika-rossii-2017-analitika-cifry-fakty/. – Загл. c экрана (дата обращения 29.11.2017).
12. Цифровая экономика Российской Федерации: Программа Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf. – Загл. c экрана (дата обращения 28.11.2017).
13. Цифровая экономика: взаимодействие отрасли и государства: Заседание Совета по законодательному обеспечению Цифровой экономики при Председателе Государственной Думы // РАЭК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raec.ru/live/raec-news/9230/. – Загл. c экрана (дата обращения 27.11.2017).