Современный затяжной кризис вскрыл большое количество проблем в российской экономике и, особенно в ее финансовом секторе. Для оздоровления банковской сферы Центральный банк Российской Федерации предпринял грандиозную санацию банков и их ликвидацию. Значительное количество финансово-кредитных учреждений прошло через процедуру банкротства, причем не только новые банки, но и те, кто в течение многих лет сохранял свои позиции на финансовом рынке.
В обстановке экономического спада коммерческие банки стараются выживать в условиях повышенного риска, своими силами ликвидировать возникающие в связи с этим проблемы. Негативное влияние как внешних, так и внутренних факторов ставит деятельность банков под угрозу. К таким факторам относятся большие объемы невозврата кредитов, коррупция в верхних эшелонах власти банков, неквалифицированное руководство, рост издержек. Но самые главные проблемы, приводящие к прекращению деятельности и отзыву лицензии у коммерческого банка это низкая ликвидность, снижение стоимости активов и убытки от основной деятельности. Следствием этого становится снижение собственного капитала, что ведет к неплатежеспособности банка и его банкротству.
Для предупреждения нежелательных последствий и выявления предпосылок дестабилизации финансовой деятельности коммерческого банка на ранней стадии необходимо своевременно и компетентно проводить финансовый анализ его деятельности. В связи с этим как никогда становится актуальна проблема развития и совершенствования подходов к методике анализа и оценке финансового состояния коммерческого банка.
В современных экономических условиях, когда глобализация международного экономического пространства нарастает год от года и взаимосвязи экономик различных стран становятся все более тесными при оценке деятельности финансово-кредитных учреждений необходимо использовать не только национальные методики, но и применять успешный опыт зарубежных финансовых институтов. В данной статье рассмотрена возможность использования оценки деятельности коммерческого банка с помощью методики Европейского Центрального Банка (далее – ЕЦБ). При написании данной статьи были использованы данные официального сайта ЕЦБ, его руководство к проведению финансового анализа и прочие положения надзорных органов Европы.
Для начала обратимся к истории возникновения данной методики.
После кризиса 2008 года на протяжении ряда лет Европейский союз (ЕС) начал поиски универсальной методики для анализа банковского сектора, чтобы последующий кризис не столь сильно повлиял на финансовую устойчивость ведущих банков и результаты ее применения могли быть использованы в проектах по оздоровлению всей финансовой системы [5,23].
Первым шагом по внедрению данной программы было создание Банковского союза (Banking Union), соединившего в себе определенные механизмы по надзору, восстановлению и оказанию финансовых услуг.
13 декабря 2012 года было достигнуто соглашение в Совете Министров и ЕЦБ было поручено с 1 марта 2014 года исполнять функцию по надзору и контролю над системными банками ЕС. В качестве подготовительной меры была проведена грандиозная операция по проверке стабильности балансов 130 важнейших банков. Процедура получила название «всесторонней оценки» (comprehensive assessment) и была разработана экспертами ЕЦБ совместно с национальными банковскими органами. Целью данного мероприятия было выявление реального состояния банковских активов всей еврозоны, их платежеспособности и устойчивости к рискам в кризисных ситуациях. Всесторонняя оценка проводилась под руководством ЕЦБ с ноября 2013 года по октябрь 2014 года. Проведение оценки потребовало колоссальных усилий и мобилизации значительных ресурсов, включая помощь компетентных национальных надзорных органов. В операции участвовало более 6000 инспекторов и аудиторов.
Эта оценка носила беспрецедентный охват деятельности банков, и публикация ее результатов дала значительный результат с точки зрения представления глубины и сопоставимости информации о банках.
С завершением комплексной оценки ЕЦБ окончательно стал единым супервайзером европейской финансовой системы и начался новый режим банковского надзора в зоне евро. С 2014 года ЕЦБ совместно с национальными надзорными органами осуществляет проверки финансового здоровья банков на постоянной основе. В подчинение ЕЦБ вошли 130 наиболее крупных и значимых банка еврозоны из 18 стран с активами более 22 млрд. евро, т.е. около 80% от совокупных активов ЕС. При этом регулярно производится пересмотр списка значимых банков по результатам их операционной деятельности после формирования ежегодного отчета.
После заключения ЕЦБ на основе анализа качества активов была выявлена нехватка капитала у банков у 25 банков в размере 24,6 млрд. евро. В двухнедельный срок эти банки предоставили в ЕЦБ планы дополнительной капитализации в перспективе.
14 ноября 2015 года ЕЦБ завершил комплексную оценку девяти банков, из которых в пяти был выявлен дефицит собственных средств на 1, 74 млрд. евро, что ниже порогового значения на 5,5% в ожидаемых неблагоприятных сценариях. В результате банки своевременно смогли восстановить свою устойчивость. Теперь каждый год выбирается список банков, подлежащих очередной проверке.
В начале 2016 года ЕЦБ определил банки, которые подвергнутся всесторонней оценке в текущем году:
1) anka d.d. (Словения);2) Akciju sabiedrība «Rietumu Banka» (Латвия);
3) Banca Mediolanum S.p.A. (Италия);
4) Citibank Europe plc (Ирландия) [1].
Ожидается, что результаты будут опубликованы в ноябре 2016 года.
Процедура всесторонней оценки помогает принять своевременные меры по обеспечению адекватной капитализации банков, и повысить их возможность выдержать финансовые потрясения.
Всесторонняя оценка проводится на регулярной основе или специальной основе. Обычная оценка представляет собой начальную проверку финансового здоровья банков, которые были недавно классифицированы как значимые (это означает, что с этого момента их деятельность контролируется непосредственно ЕЦБ). Специальная всесторонняя оценка бывает вызвана исключительными обстоятельствами.
Комплексная оценка банковского учреждения состоит из трех блоков:
- Оценка рисков: проводится качественный и количественный анализ наблюдений по ключевым факторам риска: ликвидность, финансовый леверидж и размер финансирования.
- Анализ качества активов (AQR): оценка портфеля активов и его качества, оценка необходимости корректировки. Анализ делится на четыре этапа: подготовительный и три основных. AQR – служит основой для последующего стресс-теста.
- Стресс-тест. Проводится для проверки устойчивости балансов банков. Стресс-тестирование оценивает проект будущих потерь по базовым и неблагоприятным макроэкономическим сценариям. Данная методика предполагает осуществление двух подходов к расчету. «Восходящие стресс – тесты» опираются на подробные индивидуальные сведения банковского уровня. Индивидуальные расчеты, разработанные в деталях, впоследствии объединяются в результаты по системному уровню, благодаря чему результаты проверки точны и надежны. «Сверху–вниз» тесты опираются на данные системного уровня (применяются ко всем банкам, разработаны с помощью системного уровня допущений). Цель стресс-тестов заключается в проведении оценки убытков по кредитным уровням для каждого портфеля с целью определения капитала, необходимого для поддержания деятельности в рамках указанного сценария. К основным элементам этих тестов относят: прогноз убытков, способность их покрыть, потребности капитала по указанному сценарию.
Целями комплексной оценки являются:
- прозрачность – повышение качества информации о состоянии банков;
- улучшение – определение необходимых корректирующих и предупреждающих действий;
- укрепление доверия – каждый банк заинтересован в доверии всех своих клиентов и партнеров.
Обзор качества активов и стресс-тест преследуют взаимодополняющие цели. Каждая комплексная оценка заканчивается совокупным раскрытием общих результатов, а также данных по каждому из трех блоков анализа. Заметим, что в российской методике Банка России итоговое заключение построено по такому же принципу.
Данные исследований выявили тенденцию к увеличению использования AQR и стресс-тестов в сфере банковского надзора, как на уровне регулирующих органов, так и на уровне самих банков, а также расширению регионов ее использования.
Так, например, в рамках Программы оценки финансового сектора в Саудовской Аравии проводилась всесторонняя оценка с использованием стресс-тестирования, в частности, стресс-тесты «сверху-вниз». По результатам проведенной оценки все банки могут выдержать серьезные потрясения из-за высокой капитализации, однако сектор может пострадать из–за продолжительного снижения цен на нефть, особенно малые национальные банки. Международный валютный фонд (МВФ) дал специальные рекомендации: регулирующие органы должны проводить стресс-тесты в более широком диапазоне и на регулярной основе. Надзор банковской системы в Саудовской Аравии учел рекомендации МВФ, и теперь использует данную практику в своей стране [5].
Таким образом, практика использования комплексной оценки распространяется далеко за пределы ЕС.
ЕЦБ разработал рекомендации для стран, которые хотели бы опробовать или непосредственно внедрить данную методику всесторонней оценки.
Рекомендации разделены по двум направлениям. Одно для регулирующих или надзорных органов и другое для самих банков.
Для регулирующих органов рекомендуется адаптировать свой подход к стресс-тестам и AQR для более точной оценки в соответствии со спецификой финансовой деятельности в стране. Это предопределяется несоответствиями между странами в формах отчетности, в критериях оценки, которые в свою очередь зависят от уровня развития экономики. Так невозможно полное перенесение европейской методики, скажем, в экономику развивающихся стран Африки. В этом случае потребуется серьезная модификация всесторонней комплексной оценки. Так же адаптация необходима и для стран с переходной экономикой, например, бывших социалистических стран. Несмотря на то, что после вхождения в состав ЕС, их относят к развитым странам, тем не менее, на практике они являются странами с переходной экономикой.
Еще одной рекомендацией для надзорных органов является усиленный контроль и широкий диапазон проведения проверки финансового здоровья банков.
Сами банки, в свою очередь должны обеспечить наличие соответствующих данных, внедрение передовых инструментов для обеспечения надлежащего стресс-моделирования, сохранение адекватного капитала под стресс-сценарии. Для сохранения достаточности капитала в пессимистических сценариях развития банкам необходимо следовать рекомендациям надзорных органов, проводящих комплексную оценку банковских учреждений.
Разрабатывая данные рекомендации, ЕЦБ рассчитывало на возможность применения данной методики в других странах. Следовательно, и в российской практике возможно применение данной процедуры анализа финансового состояния банка. Однако не следует забывать о модификации и адаптации для компетентного интегрирования всесторонней оценки в российскую экономику.
Но прежде чем перенимать европейский опыт необходимо проанализировать плюсы и минусы данного подхода.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие минусы:
1. Сложность расчетов. Для внедрения методики необходима ее значительная модификация к условиям российской экономики.2. Мобилизация значительных ресурсов на проведение всесторонней оценки.
Рассмотрим подробнее вторую сложность, связанную с внедрением данной оценки в российскую практику. В качестве примера приведем затраты, связанные с оценкой одного из крупнейших французских финансовых конгломератов во всей Европе – Группы Soсiété Générale. Полная оценка банковских балансов проводилась в период с ноября 2013 года по октябрь 2014 года и потребовала мобилизации трудовых, финансовых и временных ресурсов: было задействовано более 800 человек, участвующих в различных этапах проекта, 100 инспекторов от ЕЦБ и прочих контрольных органов ЕС были задействованы в проверке информации, представленной Группой. В общей сложности Société Générale пришлось пересмотреть и проанализировать более 9 миллионов кредитных линий и 500 миллионов данных, а также провести анализ 2300 отдельных кредитных историй, в течение всего периода проверки. Результаты проверки позволили выявить намечающиеся проблемы и вовремя их устранить.
Несмотря на то, что российские банки намного меньше европейских по своим активам для проведения проверки соответствующего уровня также потребуется значительное количество высококвалифицированных сотрудников и специалистов. Однако результаты анализа могут полностью компенсировать выявленные недочёты и проблемы, связанные с внедрением всесторонней оценки. Цели, преследуемые ей, позволят укрепить доверие государства, партнеров и населения к банковскому сектору. Определение проблем и рисков, будет способствовать восстановлению банковских балансов для повышения их устойчивости и надежности, что должно способствовать экономическому росту страны.
Обзор качества активов и стресс-тесты все чаще становятся стандартом методологических подходов, используемых различными регуляторами в экономике западных стран, чтобы контролировать безопасность банковского сектора и его прочность. Такой подход ценится профессионалами рынка, которые видят результаты применения методики в повышении качества баланса банков и их общего финансового состояния. Тем не менее, его применение требует огромных усилий и лояльность широкого круга специалистов, проводящих данный анализ.
В целом опыт ЕЦБ по анализу состояния банковских балансов, оценке рисков и определению достаточности капитала, безусловно, заслуживает внимания российского экспертного сообщества и органов пруденциального надзора. В особой степени это касается методологических аспектов оценки степени рискованности активов, методов стресс-тестирования и прогноза потребности банков в дополнительном капитале [5, 25].
Список литературы
1. European Central Bank // Официальный портал Европейского Центрального банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bankingsupervision.europa.eu/home/html/index.en.html (дата обращения 17.10.2016).
2. La Banque de France // Официальный портал Банка Франции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.banque-france.fr/accueil.html (дата обращения 19.10.2016).
3. Evaluation complete des bilans bancaires (comprehensive assessment) // Официальный портал группы Société Générale [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.societegenerale.com/fr/mesurer-notre-performance/donnees-et-publications/evaluation-comp... (дата обращения 03.11.2016).
4. Oliver Wyman. Asset Quality Review and Stress Test: Recent Experiences and Potential Implications for the MENA. – Region Dubai, 7th May 2014. – LON–FSP22401–197,
5. Financial System Stability Assessment – Update // International Monetary Fund Washington, D.C. Saudi Arabia. – IMF Country Report № 12/92. – April 2012.
6. В.М. Усоскин. Новая система банковского надзора в Европейском союзе // Деньги и кредит. – 2015. – № 3.