Финансирование социально значимых отраслей в Российской Федерации происходит, в основном, за счет бюджетных средств. Развитие физической культуры и спорта является стратегически значимой задачей для государства, поскольку здоровье нации и обороноспособность страны во многом обеспечиваются благодаря повышению уровня физической активности и подготовки граждан.
В Российской Федерации система финансирования физической культуры и спорта разделена на несколько уровней. Полномочия федерального уровня заключаются в финансировании мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, а развитие массового спорта – это финансовая нагрузка на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1]. К сожалению, спонсорство в российском спорте развито слабо, в отличие от США. При этом в нашей стране предпринимаются активные попытки развития государственно-частного партнерства в реализации крупных спортивных проектов, а также привлечения частных инвесторов для спонсирования развития отдельных видов спорта и команд.
Благодаря реализации Федеральных целевых программ по развитию спорта в России удалось, начиная с 2006 г., значительно улучшить спортивную инфраструктуру, увеличить популярность систематических занятий спортом среди населения и переломить негативные тенденции развития спорта. Даже несмотря на кризис, финансирование развития физической культуры и спорта практически не пострадало. Недавно была введена новая практика в финансировании спорта – субъекты федерации получают индивидуальные задания на подготовку спортсменов сборных команд страны и финансирование из федерального бюджета, превращаясь в своеобразные точки роста. В стране функционирует более 6,5 тыс. спортивных школ, из которых почти 800 относятся к специализированным учреждениям олимпийского резерва. В действующей Федеральной программе по развитию спорта до 2020 г. делается упор на создание малобюджетных объектов спорта, располагающихся в шаговой доступности для населения. На реализацию Программы по развитию спорта в период на 2016-2020 г. из федерального бюджета выделено 74,0 млрд. руб., из средств бюджетов субъектов РФ – 18,9 млрд. руб., а из внебюджетных источников всего 4,5 млрд. руб. [2].
И, тем не менее, в системе бюджетных расходов Российской Федерации физической культуре и спорту отводится небольшое место [3]. Объемы финансирования напрямую влияют на динамику увеличения доли населения, систематически занимающегося спортом, в регионах Российской Федерации [4].
Наиболее эффективно развитие физической культуры и спорта реализуется в Центральном федеральном округе, где показатели развития спорта выше, чем в других федеральных округах. В то же время на фоне неблагоприятных социальных явлений в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах в период 2013–2017 гг. финансирование физической культуры и спорта резко здесь возросло, что должно поспособствовать активизации развития массового спорта в регионах [5].
В регионах Центрального Черноземья финансирование физической культуры и спорта имеет волнообразный характер, но в совокупности все факторы, оказывающие влияние на развитие массового спорта в регионах, обуславливают благоприятные тенденции развития спорта. Среди регионов Центрального Черноземья наиболее успешно финансирование развития спорта реализуется в Курской и Белгородской областях, где в динамике отмечается увеличение как численности, так и доли систематически занимающихся спортом [6].
В Российской Федерации функционируют различные виды организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Деятельность одних направлена на развитие и поддержание детско-юношеского и массового спорта, а других – на подготовку олимпийского резерва страны и развитие спорта высших достижений.
Финансирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, дифференцировано по объемам и источникам. В ходе реорганизации структуры организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в 2016 г., помимо привычных ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР и ЦСП появились спортивные школы (СШ), спортивные школы олимпийского резерва (СШОР) и центры олимпийской подготовки (ЦОП). В больше степени произошел переход имеющихся организаций в другую категорию, но и было создано немало новых объектов. Динамика финансирования деятельности в период 2014–2018 гг. говорит о том, что произошло перераспределение финансовых потоков в связи с изменением статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку (рис. 1).
Наибольшие объемы финансирования выделяются для осуществления деятельности ДЮСШ, поскольку их больше всего в Российской Федерации. В 2018 г. в России зарегистрировано 2387 ДЮСШ (в 2014 г. 3780), 1150 СШ, 879 СШОР, 157 СДЮСШОР (в 2014 г. 1055), 105 ЦСП (в 2014 г. 171), 55 УОР (в 2014 г. 56) и 35 ЦОП [7]. Положительная динамика финансирования деятельности относительно 2016г., когда новая структура устоялась, отмечается в СШ (в 4,7 раза), СШОР (в 3,3 раза), УОР (23,6%), ЦОП (в 4,5 раза) и ЦСП (12,9%). В тех организациях, где рост финансирования произошел в разы, в большей степени повлияло перераспределение финансовых потоков. Стоит отметить, что постепенно растет финансирование организаций, которые относятся к категории «другие».
Изменения в структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в период 2014–2018 гг. являются отражением не только особенностей функционирования спортивных организаций, но и негативных экономических процессов в стране (рис. 2).
В структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, более 60% приходится на заработные платы, при этом в динамике доля этой статьи увеличивается на 0,5%. Вторая по величине сумма тратится на содержание спортивных сооружений, доля которых в динамике растет в силу удорожания коммунальных и бытовых услуг. Также растет и доля затрат на материально-техническое обеспечение, одной из причин чего является рост цен. На прочие расходы приходится чуть более 9%. В то же время снижается доля расходов на оздоровительную кампанию и участие в соревнованиях и тренировочных сборах, которые, например, могли переложить на самих участников.
Для финансирования деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, используются одни и те же источники, но, в зависимости от вида организации, их доля в структуре финансирования различается (рис. 3).
Среди источников финансирования ДЮСШ, СШ и СДЮСШОР преобладают средства муниципальных бюджетов, причем, в ДЮСШ их доля превышает 80%, в то время как средства федерального бюджета занимают менее 1%, а в СДЮСШОР доля федеральных бюджетных средств менее 0,5%. В УОР, ЦСП, ЦОП и СШОР преобладают средства бюджета субъектов РФ, поскольку в них проводится подготовка спортсменов для спорта высших достижений, в то же время доля муниципальных бюджетом минимальна и не превышает 1%. В УОР максимальное присутствие финансирования из федерального бюджета. Во всех видах организаций, осуществляющих спортивную подготовку, присутствуют и внебюджетные источники, но максимальна их доля в категории «других организаций», структура финансирования которых максимально диверсифицирована и сбалансирована.
В ходе исследования нами было установлено, что в Российской Федерации динамика развития физической культуры и спорта имеет положительные тенденции. В финансировании организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в период 2014–2018 гг. отмечаются различные тенденции, хотя общий объем финансирования вырос на 36,7%, но произошло распределение финансовых потоков в 2018 г. в зависимости от категории организации. В структуре расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в динамике меньше стало выделяться средств на оздоровительную кампанию и участие в соревнованиях и тренировочных сборах. Также было установлено, что роль федерального бюджета в финансировании расходов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, минимальна. В основном, функционирование спортивных организаций происходит за счет муниципальных бюджетов и средств бюджета субъектов РФ, в зависимости от вида организации.
Таким образом, мы пришли к выводу, что деятельность организаций в Российской Федерации, в основном, обеспечивается за счет государственных средств, а доля внебюджетных источников пока невелика. Также стоит отметить, что на финансировании спортивных организаций проявления кризиса практически не отразились негативно.
Список литературы
1. Черноног А. Н. Приоритеты государственной экономической политики и виды финансирования в физической культуре и спорте высоких достижений в России // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 185–190.
2. Черноног А. Н. Финансирование физической культуры и спорта в России // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – № 2. – С. 218–223.
3. Матушанская Е. Е. Место физической культуры и спорта в структуре расходов бюджетной системы Российской Федерации // Вектор экономики. – 2018. – № 12 (30). – С. 91.
4. Ширков Ю. А. Влияние финансирования ФКИС на изменение доли населения, занимающегося спортом в ЦФО // Региональный вестник. – 2018. – № 4 (13). – С. 41–43.
5. Перькова Е. Ю. Анализ развития физической культуры и спорта в федеральных округах России // Вопросы социально-экономического развития регионов. – 2018. – № 1 (4). – С. 2–6.
6. Зюкин Д. А., Пожидаева Н. А., Матушанская Е. Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. – 2018. – № 3 (12). – С. 76–81.
7. Статистическая информация. Министерство спорта РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.05.2019 г.).