Американская исследовательская компания Markets & Markets, произведя оценку мирового рынка отходов, пришла к выводу, что рынок управления отходами (в целом по миру) к 2019 году составит 1,4 трл долл, это на 8,9% превышает уровень 2014 –2015 гг. Россия, как страна с одной из самых крупных экономик мира, в силу низко развитой инфраструктуры, имеет гигантский потенциал роста в данной отрасли.
За год рейдов сотрудники Росприроднадзора выявили 33,5 тыс. нелегальных свалок. Ежегодно объем бытовых отходов в России увеличивается на 50 млн тонн, доля Москвы из которых без малого 20%, не удивительно, что в столице ситуация наиболее сложная и требует радикальных методов решения, но к этому мы еще вернемся. Почти 60% всех свалок находится в черте населенных пунктов и по последним данным общий объем накопленных отходов в России превышает 30 000 млн тонн. На сегодняшний день в России, стране имеющей 83 субъекта, 9 часовых поясов, граничащей с 18 странами мира, «работает менее 400 предприятий по сортировке и утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) и 1 092 мусорных полигона» [6].
Многие виды отходов хорошо поддаются обезвреживанию и переработке с целью их дальнейшей утилизации, однако уровень использования таких отходов остается все еще низким. Проблемы, препятствующие развитию рынка вторичных материальных ресурсов из отходов потребления, можно разделить на технико-технологические, организационно-управленческие, экономические и информационные.
Статья 3 «Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) утверждает, что направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности [5]:
1) максимальное использование исходных сырья и материалов;
2) предотвращение образования отходов;
3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
4) обработка отходов;
5) утилизация отходов;
6) обезвреживание отходов.
Таким образом, государственная политика направлена на минимизацию захоронения отходов, но статистика говорит совсем об обратном и захоронению подвергаются, в большинстве регионов, почти все накопленные отходы (табл. 1).
Отметим, что по многим регионам достоверность данных по обращению с отходами потребления вызывает сомнение. Необоснованно высокий уровень использования отходов чаще всего объясняется ошибочным отнесением многотоннажных строительные грунтов, которые используются для обратной засыпки отработанных карьеров, планировки территории, к отходам потребления. Заниженное количество захораниваемых отходов объясняется недостоверным учетом принимаемых отходов на объектах их захоронения, в том числе из-за отсутствия автомобильных весов, отсутствием эффективной системы учета обращения с ТБО. Количество образующихся отходов потребления также зачастую вызывает сомнение, основанное на его несоответствии численности населения и средним нормам накопления ТБО на 1 человека (включая объекты общественного назначения), не говоря уже о том, что в понятие отходов потребления входят также отходы, образующиеся на производстве. Многочисленные несоответствия данных в сведениях по обращению с отходами, поступивших из регионов, вызваны, в том числе, использованием для их заполнения в основном только сведений по форме 2-ТП (отходы), которые не дают достоверной картины в области обращения с отходами в целом и с отходами потребления – в частности, а обращение с ТБО от населения не учитывают вовсе.
«Для справки: в начале XXI в. (по странам ЕС – данные Eurostat) в Греции полигонному захоронению подвергали 90% ТБО; в Чехии – около 70%; в США, Великобритании, Испании, Италии, Венгрии, Финляндии– 55–60% ТБО; во Франции – 36%; в Германии и Бельгии – менее 10%, в Нидерландах и Швейцарии – менее 5%. В двух странах, в России и Румынии, за последние сотни лет в сфере обращения с ТБО по количественным показателям захоронения отходов не изменилось почти ничего: захоронению подвергают 97–98% образующихся ТБО» [2]. Вывод: из всего объема твердо-бытовых отходов только 2–3% перерабатываются, очевидно, что сложившаяся обстановка крайне негативно влияет на экологию в нашей стране, поэтому данные о том, что в России 55 млн человек проживают в неблагоприятных экологических условиях совсем не удивляют. Кроме того, по оценкам специалистов, 70% всех технологий в производственной сфере являются экологически не эффективными, что в целом дает 4–6% потерь от общего объема ВВП. Огромное влияние на экологию оказывают отходы нефтеперерабатывающих заводов. Только по итогам 2013 года общие объемы переработки нефти выросли на 2,8%, в то время как технологические мощности возросли лишь на 2,5% [3].
Возвращаясь к теме производства вторичных материальных ресурсов (ВМР), нужно отметить, что объем накопленных промышленных отходов и ТБО содержит в себе полезных компонентов сравнимо с используемыми месторождениями природных ископаемых. Очевидно, что переработка ТБО и производство ВМР имеет огромный потенциал и возможности. Помимо привлечения инвестиций, создания рабочих мест, пополнения бюджета – это также борьба за экологию, а загрязнение окружающей среды является одной из глобальных проблем всего человечества.
Существует не малое количество методов переработки отходов, помимо депонирования (захоронение), чаще всего применяется сжигание, компостирование, пиролиз, плазменная переработка которые подразделяются на 2 стратегии управления отходами: механико-биологическую и стратегию термических методов.
Таблица 2 об используемых видах отходов потребления, свидетельствует о том, что рынок ВМР в регионах развит еще очень слабо. Из таблицы видно, что сведения об использовании таких видов отходов как масла отработанные, отходы, содержащие нефтепродукты, аккумуляторы отработанные, шпалы ж/д деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, неорганические кислоты и щелочи представлены в гораздо большем объеме, чем о таких видах отходов как бумага, картон, черные и цветные металлы, полимеры, стекло, резина. Объяснить это можно только тем, что информация получена исключительно из сведений 2ТП-отходы от предприятий и характеризует в основном уровень использования отходов потребления предприятиями. Непосредственно рынком ВМР региональные органы исполнительной власти не интересуются.
Как отмечалось выше, Россия имеет огромный потенциал развития на рынке управления отходами, но отрасль переработки отходов в ее современном виде в нашей стране практически отсутствует. В первую очередь для сбалансированного соотношения публичных и частных интересов в экологической политике государства, российское законодательство должно разработать грамотную нормативно-правовую базу. На сегодняшний день ряд законов: ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», федеральный закон «Об охране окружающей среды» и ряд других указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства в сфере управления отходами носят поверхностный и не совершенный характер, большая часть этих законов направлена на регулирование деятельности предприятий, повышая ответственность за утилизацию отходов. Такое бремя негативным образом сказывается на деятельности российский предприятий, заставляя или их в кратчайшие сроки перевооружать основные фонды, или платить штрафы. Такое положение дел является дополнительным тормозом к притоку инвестиций в данную отрасль. Решить эту проблему можно только одним способом, пересмотр и принятие новых поправок в закон «Об отходах производства и потребления», к слову сказать впечатление абсолютной неразвитости такого рынка связано с полным отсутствием соответствующей информации у специалистов органов исполнительной власти регионов и из-за отсутствия какой-либо заинтересованности в ее получении. Анализ региональных программ в области обращения с отходами потребления, разработанных, как правило, до 2020 года, также вселяет определенный оптимизм, поскольку во многих регионах основой данных программ являются мероприятия по созданию объектов комплексного обращения с отходами потребления, в состав которых включены линии по сортировке отходов, производства по утилизации отсортированных используемых фракций, обустроенные надлежащим образом полигоны. Однако далеко не во всех субъектах Российской Федерации имеется хотя бы элементарная производственная база по обращению с отходами, при этом не планируются и какие-либо серьезные мероприятия по ее созданию. Здесь очень своевременным оказалось внесение поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», наделяющих региональные власти гораздо большими и более конкретными полномочиями, но и возлагающими на них значительно большую ответственность за организацию обращения с отходами в регионах. Необходимо отметить наиболее важные моменты, которые могут оказать существенное воздействие на развитие рынка использования ВМР.
1. Разработка территориальных схем обращения с отходами в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, которые, в том числе, должны содержать данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам).
2. Обеспечение производителями, импортерами товаров выполнения нормативов утилизации отходов от использования этих товаров или уплата экологического сбора на утилизацию отходов от использования товаров.
3. Разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами.
4. Организация деятельности по обращению с отходами региональными операторами.
5. Регулирование тарифов в области обращения с отходами.
Несмотря на это, опыт обращения и переработки мусора в зарубежных странах несоизмеримо больше, нежели в России. Например, в Германии в 1991 году была введена система «Duales System Deutschland GmbH», основа которой сортировка ТБО по разным контейнерам, эта система довольно отлажена и всех устраивает, также немецкое законодательство обязало национальные предприятия уменьшать размер и производить само разлагающиеся упаковки, ввела дополнительные налоги за утилизацию отходов. В Бразилии применяется логистический подход к управлению обратными потоками отходов под названием реверсивная логистика. Реверсивная логистика – это процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы обращения и потребления в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления их стоимости [1, С. 74–75]. В Польше положительная динамика стала наблюдаться после принятия ряда жестких законов, все это привело к ответственному отношению в сортировке ТБО. Менее чем за десять лет объем переработки отходов в Польше вырос с 5% до 31%, соответственно количество отходов, подлежащих захоронению, резко упало, муниципалитеты стали ответственны за управление отходами на их территории. Эти и ряд других решений резко изменили ситуацию, связанную с прогрессивным образованием отходов, экологическая обстановка в стране нормализовалась, что стало одним из факторов изменения количества притока туристов. Япония считается эталоном раздельного сбора и переработки мусора. Сложно поверить, но даже этикетки пластиковых бутылок удаляются и утилизируются отдельно.
Принимая во внимание выше сказанное, можно прийти лишь к одному, что истина в том, что если мы хотим жить в более чистом доме, в более чистой окружающей среде, то нам следует начинать с самих себя и постепенно осуществлять раздельный сбор мусора, во-первых, во-вторых, власть должна убедиться в том, что мы к этому готовы и начать принимать необходимые меры, благо опыт зарубежных стран имеется. В Москве, как в самом крупном городе страны, ситуации с ТБО наиболее напряженная, здесь как нельзя кстати можно привести в пример опыт Парижа. За соперничество в проведении олимпийских игр 2008, одной из причин, почему Париж уступил Пекину была сильная загрязненность города, этот факт послужил поводом изменить ситуацию в лучшую сторону. Первым шагом было начало сортировки мусора на три группы: на стеклянную посуду, другую «чистую тару» и на все остальное. В отношении этого с жителями Парижа была проведена и проводиться активная «агитация», по выходным было организовано обучение сортировке мусора, расклейка плакатов, выступление мэра Парижа – все это дало результат и город стал намного чище. Москва конечно гораздо крупнее Парижа, имеет много других важных проблем, но пришел тот день, когда этот вопрос нельзя откладывать, помимо того, что столица может стать гораздо чище, это довольно прибыльный бизнес, в котором никогда не будет нехватки «сырья», например, как в Дании или Швеции.
Технологии – вот главный фактор, который в отношении России способен резко изменить чашу весов, заинтересовать инвесторов. Сжигание как один из самых распространенных способов утилизация, до сих пор является эффективным, но данный метод постепенно будет вытесняться более рентабельными, менее загрязняющими окружающую природу технологиями. «Пиролиз – один из эффективных методов, позволяющих реализовать процесс переработки органических отходов с получением ценных материалов. Он может быть реализован как единая технологическая цепочка, в результате чего на выходе можно получить три вида конечного продукта: твердый, газообразный и жидкий. Если применение неконденсируемой фракции сводится преимущественно к ее сжиганию в целях получения тепла, то технический углерод может быть использован для получения ценных материалов, находящих применение в промышленности, сельском хозяйстве и в быту» [7]. Все более чаще стали говорить о появлении автоматической линии сортировки отходов, которая постоянно совершенствуется, процент извлечения вторичных ресурсов такой установкой в скором будущем выйдет на новый качественный уровень. Появление данных технологий в России с постепенным внедрением сортировки мусора «на дому» может в корне решить проблему ТБО.
Особняком стоит, запатентованный российскими разработчиками, способ переработки отходов под названием термолиз. Не имеющая аналогов, разработка использует энергосберегающие (до 40%) магнетроны для генерации микроволнового поля в технологиях, применяющих термолиз. Данный метод уже удалось осуществить на практике в г. Тамбов. Основными целевыми продуктами технологии СВЧ-термолиза отходов являются (в массовых долях выхода):
- углеродное вещество (пирокарбон), удовлетворяющий техническим условиям на кокс металлургический доменный (выход до 35%);
- топливный газ (смесь водорода, угарного газа, ацетилена, этилена) выход до 25%.
Также возможно получение (в зависимости от состава ТБО), следующих продуктов:
- прямогонная бензиновая фракция с температурой кипения 100-120˚С (выход до 2%) — зависит от состава ТБО;
- обводненная мазутная фракция с температурой кипения до 300˚С (выход до 5%);
- азотные удобрения (выход 0,9%)
- сухая строительная смесь (выход 2%).
На 2014 год стоимость такого комплекса составляла 350 млн.руб, рентабельность завода порядка 70%, что еще раз подтверждает вышесказанные слова об актуальности этой темы и о огромном потенциале в этой области, который еще только предстоит реализовать [4].
Из органических отходов также возможно получать энергию. Активно ведутся разработки биогазовых установок. Биогаз – газ, который получается путем водородного или метанового брожения биомассы, состоит по большей части из метана (40–70%) и углекислого газа (30-60%). Биогаз возможно получать из отходов жизнедеятельности животных и человека, отходов на пищевом производстве. Технология требует серьезной доработки, имеется ряд минусов, большой срок окупаемости, но в ближайшем будущем данный способ извлечения энергии будет широко использоваться.
Бразильская компания EKT усовершенствовала и запатентовала технологию производства древесно-полимерных композитов. ( «Древесно-полимерные композиты (ДПК) – это материалы, где древесина смешивается с мономерами, которые затем полимеризуются и смешиваются с древесиной в процессе экструзии для приобретения требуемых свойств».). Оборудование способно из обычных твердо-бытовых отходов получать строительные материалы хорошего качества, отвечающего всем требованиям. Проведенные испытания полученных образцов это доказали. Процесс был назван «технология ВэйстВуд».
Ресурсосбережение по праву во всем мире называют одним из самых приоритетных направлений, с помощью которого осуществляется экономический рост. Центральной задачей государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» стало уменьшение энергоемкости ВВП на 40%. Утилизация и вторичное использование отходов неотъемлемая часть ресурсосбережения. В России необходимо разработать единую сбалансированную модель управления отходами как для отдельных отраслей промышленности, так и для регионов в целом, которая позволила бы существенно сократить издержки на организацию и строительство необходимой инфраструктуры, повысить эффективность, а следовательно и рентабельность индустрии переработки отходов, что привело бы к увеличению привлекательности и интереса со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов, финансирование которых позволит активно развивать отрасль управления отходами в России.
Список литературы
1. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Монография / К. Лайсонс, М. Джиллингем. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 798 с.
2. Шубов Л. Я., О.Н. Борисова. Эволюция стратегии управления ТБО // Твердые бытовые отходы. – 2014. – № 11. – С. 12–15.
3. Сидягин Д. Е., Веснин Д. В. Перспективы развития Российского нефтеперерабатывающего сектора // Наука и образование в XXI веке. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». – 2014. – С. 122–124.
4. Технология СВЧ-термолизации твердых бытовых отходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solidwaste.ru/i/ent/875/presentation_13958324007585.pdf.
5. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 29.12.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/.
6. Замыслов Э. В. Оксобиоразложение как оптимальный способ решения экологических проблем // Твердые бытовые отходы. – 2014. – № 8. –С. 48–53.
7. Скурыдин Ю. Г., Скурыдина Е. М. Переработка твердых отходов методом пиролиза // Твердые бытовые отходы. – 2014. – № 1. – С. 30–34.