Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является практически решенным вопросом и уже определены позиции и условия присоединения. Конечно, стремление присоединиться к ВТО носит политический характер, но необходимо рассмотреть данную ситуацию и с экономической точки зрения, потому что многие секторы экономики подвержены риску, в частности агропромышленный комплекс (АПК).
На сегодняшний день АПК России не может обеспечить весь внутренний рынок продовольствием, т.к. государство не оказывает достаточной поддержки данной отрасли, а также основные фонды сильно изношены. Поэтому вступление России в ВТО откроет внутренний рынок для более сильных конкурентов. Соответственно, те предприятия, которым не оказывается государственная поддержка, исчезнут. Поэтому самый сильный удар будет нанесен по ослабленному АПК. Хотя государство и субсидирует сельское хозяйство, но это недостаточно из-за изношенности основных фондов и слабого притока инвестиций. Таким образом, общая экономическая оценка АПК России довольно низкая и он объективно не выдерживает конкуренции с подобными отраслями в развитых странах. Кроме того, эффективность АПК обеспечивает продовольственную безопасность страны, а значит и обеспечивает и экономическую безопасность, поэтому отказаться от этой отрасли, как от неконкурентоспособной, просто невозможно.
Для того чтобы повысить конкурентоспособность АПК, необходимо провести модернизацию всех сфер его деятельности. В частности следует разработать стратегическую модель развития АПК, которая будет отражать его развитие в долгосрочной перспективе.
В России агропромышленный комплекс, безусловно, является сложной многофункциональной структурой макроэкономики, в которой тесно связаны между собой промышленное и сельскохозяйственное производство.
Отличительной особенностью АПК является то, что индустриальный, прежде всего автоматизированный и механизированный способ производства, сочетается с ручным, немеханизированным трудом, который в свою очередь занимает значительную долю в данном подразделении. Этим обусловливается социально-экономическая специфика агропромышленного комплекса, заключающаяся в сочетании сельского и городского образа жизни, в различии менталитетов, культурных особенностей, образующих предпочтения и потребности, занятых в этом комплексе людей. Взяв во внимание данные особенности, мы сможем рассматривать современное положение АПК, а для разработки стратегических программ по его модернизации просто необходимо обратить на данный аспект особое внимание.
В состав агропромышленного комплекса входит четыре сферы:
1) отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства;
2) сельское хозяйство;
3) отрасли, занимающиеся переработкой продукции сельского хозяйства;
4) отрасли, обеспечивающие инфраструктуру вышеназванных отраслей.
Все отрасли агропромышленного комплекса взаимосвязаны друг с другом, поэтому для обеспечения эффективности всего комплекса в целом, необходимо достичь эффективного функционирования его составных частей, т.е. каждой отрасли.
Таким образом, основной целью модернизации АПК является создание конкурентоспособного инновационного самодостаточного экспортно-ориентированного АПК России, который смог бы обеспечить продовольственную безопасность экономики, создал возможность для приобретения лучших мировых технологий в области агропромышленного производства. Для достижения поставленной цели необходимо решение пяти подцелей: развитие институциональной среды и институтов, инфраструктурной среды, инновационной среды, включающей создание и внедрение инноваций, улучшение инвестиционного климата, который позволил бы обеспечить доступ к «дешевым» инвестициям, развитие науки и научного обеспечения, и не малую роль нужно уделять подготовки высококвалифицированных кадров.
Модернизацию в области институционального развития следует начать с улучшения нормативно-правового регулирования деятельности субъектов АПК России, в первую очередь необходимо снять противоречия в законодательных актах, обеспечить защиту прав частной собственности, и немало важно обеспечение прозрачности в государственном управлении АПК. Эффективности государственного управления можно достичь путем автоматизации, оптимизации и компьютеризации всех процессов учета и контроля работы министерств и ведомств через создание единого реестра. Это позволит не только сократить количество справок и документов, предоставляемых пользователями, но и значительно уменьшить время рассмотрения вопросов. Это касается, в том числе и вопросов регистрации прав пользования и владения землей. В современных условиях было бы целесообразно обеспечить подачу справок через Интернет. Экономический эффект от проведения данных мероприятий был бы весьма значителен, во — первых мы смогли бы добиться снижения очередей в органах учета, а во-вторых сократить штат сотрудников, занимающихся данными вопросами.
Эффективная интеграция села в рыночные процессы немыслима без информирования сельского населения и сельскохозяйственных предприятий об изменениях, происходящих в нормативно-правовых актах, конкурсах и аукционах, проводимых Министерством сельского хозяйства РФ. В силу некоторой отчужденности сельского населения, слабого развития средств коммуникаций, в особенности интернета и других новшеств, в сельской местности, наиболее действенным способом для достижения данной цели может быть телевизионная программа на ведущих телеканалах страны на указанную тему, которая могла бы служить неким первоисточником информации для жителей сельской местности.
Для того чтобы сделать тенденцию на модернизацию АПК более стабильной и системной, ее необходимо подкрепить четко структурированными нормативно-правовыми актами. К их числу можно отнести Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации.
Развитие инфраструктуры предполагает, что для развития агропромышленного комплекса необходимо строительство дорог, жилья, открытие школ и культурных учреждений с целью привлечения молодых специалистов в сельскую местность и создания достойного образа жизни для них.
Что касается инвестиционного климата, то главной задачей в данном направлении является создание благоприятных для инвесторов нормативно-правовых условий, путем предоставления различных льгот и преференций. Обеспечить доступ к «дешевым» финансовым ресурсам самих предприятий комплекса является основной макроэкономической задачей Центрального банка РФ, которая будет заключаться в расширенном кредитовании производства по приемлемым процентным ставкам. Нуждается в пересмотре и ставка НДС для продуктов питания, размер единого сельскохозяйственного налога для предприятий сельского хозяйства. Таким образом, через реформирование налоговой системы можно решить проблему диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Развитие науки и научного обеспечения тесно взаимосвязано с развитием инновационной деятельности и обучением высококвалифицированных кадров. Наиболее значимыми проблемами в данном направлении являются повышение привлекательности труда на предприятиях агропромышленного комплекса, а также внедрение НИОКР непосредственно в производство, для чего необходимо, безусловно, широкое привлечение инвестиций. Как отмечает профессор С.С. Ильин: «Необходимо обеспечивать интенсивное ресурсосберегающее развитие сельского хозяйства, его материально-технической базы и инфраструктуры на основе эффективного использования инноваций и инвестиций, более пропорционального и устойчивого динамичного развития АПК» [3].
Выполнение целей по модернизации АПК должно осуществляться в условиях соблюдения некого баланса интересов общества и государства. Неизбежность и даже необходимость процесса модернизации бесспорна. Вопрос заключается в том, каким образом и как скоро мы хотим этого достичь. А это дело выбора и расстановки приоритетов.
Задача Центрального банка РФ заключается в насыщении сельскохозяйственных предприятий кредитами по приемлемым процентным ставкам и на адекватных условиях. В 2010 год государственным бюджетом было выделено 79,3 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок. Из них 13,7 млрд. рублей отправлено на краткосрочные кредиты, 59,8 млрд. рублей – субсидирование инвестиционных кредитов. Но хотелось бы отметить, что по состоянию на 20 февраля 2010 г. ставка составляла 8,75% [1]. К сожалению, такая ставка не способна стимулировать расширенное воспроизводство в отрасли. Следовательно, банковское кредитование реального сектора экономики в России недоступно и не способно повысить производственный потенциал предприятий АПК.
Сельское хозяйство является движущей силой развития всего агропромышленного комплекса. Но исследуя статистику, мы наблюдаем такие данные, что обеспеченность сельского хозяйства тракторами, комбайнами составляет лишь 46% и 49% соответственно. Притом из них уже ⅔ техники выработали свой нормативный срок службы. В пищевой и перерабатывающей промышленности лишь 20% оборудования отвечают современным требованиям. А самой важной проблемой является то, что большая часть закупаемого оборудования является импортным, т.е. сельхозпроизводитель на 80% зависит от импорта необходимого оборудования [4]. Поэтому правительству следует приложить необходимые усилия для возрождения сельскохозяйственного машиностроения в России.
Для того, чтобы АПК мог эффективно развиваться, необходимо, чтобы государство выделяло на данную отрасль не менее 7–10% бюджетных расходов.
Научно обоснованное развитие АПК играет важную роль в условиях кризисных явлений в рыночной экономике. Для того чтобы ставить цели необходимо понять – на какой результат можно рассчитывать от функционирования комплекса. Достижение этого возможно лишь при построении стратегической модели развития АПК на федеральном, территориальном и отраслевом уровне. Очевидно, что на федеральном уровне крайне сложно учесть потребности конкретного региона и предприятия. Поэтому руководство региона или предприятия заинтересовано в формировании бюджета на планируемый период и стимулировании активного использования планирования.
Как подчеркивает доктор экономических наук В.М. Иванченко, «только такое планирование, которое способно выработать на макроуровне оптимальные решения по узловым вопросам научно-технического, экономического и социального развития общества и соединить их с реальными интересами владельца – хозяина средств производства в любых действенных формах в основном звене может стать базой целостной системы планового управления экономикой» [2]. Стратегическая модель развития АПК должна отражать развитие в долгосрочной перспективе. За основу необходимо взять показатели в динамике, которые предложены Международным экономическим форумом в рамках реализации проекта сравнения стран в 2009 г. Макроэкономические показатели следует разделить на составляющие: страны, комплекса и отрасли. Также потребуется доработать некоторые из этих показателей с учетом особенностей АПК в целом, сельского хозяйства и сельской местности, аграрной науки с учетом земли как основного актива сельскохозяйственных предприятий.
Разработка стратегической модели позволит систематизировать проблемные вопросы и продемонстрировать взаимосвязь социально-экономического механизма и государственного регулирования АПК. Как правило, значение АПК в развитии народнохозяйственного комплекса значительно недооценивается во многом именно из-за недостаточности использования планирования для формирования стратегии развития народного хозяйства. Использование планирования на всех уровнях позволит продвинуть сельское хозяйство на более высокий качественный уровень, а также расширит возможности по привлечению частных инвестиций в отрасль. В конечном итоге, общество сможет оценить, что инвестирование средств в АПК – это вложение в будущее, которое может быть таким же высоко окупаемым, как и капитальные вложения в нефтяные и газовые компании.
Таким образом, модернизация АПК – сложный многоступенчатый долгосрочный процесс перехода из текущего состояния на более качественный и технологически более высокий уровень. В этом процессе существует множество препятствии:
1) люди, которым необходимо будет постоянно развиваться для того чтобы отстоять свои прогрессивные интересы;
2) плачевное состояние сельскохозяйственного машиностроения и сельского хозяйства;
3) достаточно низкий уровень эффективности государственного управления как в целом, так и комплекса в частности.
Однако без преодоления этих препятствий невозможно дальнейшее развитие страны, достижение продовольственной безопасности и независимости государства. Реализация предложенных мероприятий в рамках стратегии развития агропромышленного комплекса позволит осуществить намеченный план выхода комплекса из кризиса, решить задачи обеспеченности населения качественными и безопасными для здоровья продуктами питания, привести к диверсификации экономики. Кроме того, это позволит сделать АПК конкурентоспособной отраслью, продвинуть продукцию АПК на мировой рынок, а также максимально эффективно использовать условия членства России в ВТО.
Список литературы
1. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] / Центральный Банк РФ. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm.
2. Иванченко В. М. Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. – М.: Наука, 2009. – 232 c.
3. Ильин С. С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК России: история, теория и практика: монография. – М.: Социум, 2009. – 533 с.
4. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2009: стат. сб./ Росстат. – M., 2009. – 439 c.