Малый и средний бизнес (МСП) в Российской Федерации является важным сектором экономики, одним из ключевых факторов социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения, заселения сельских территорий и сохранения земельных ресурсов от деградации. Предприниматели малого и среднего бизнеса играют важнейшую роль в создании и поддержании экономических взаимоотношений внутри и за пределами государства.
Среди субъектов МСП наибольшую долю занимают ИП – 55,1%, юридическим лицам принадлежит 44,9%. Малое и среднее предпринимательство в РФ – это, в первую очередь, микробизнес (95,5% от общего числа субъектов МСП). Число средних предприятий сравнительно невелико. Анализ распределения МСП – ЮЛ по категориям показал, что наибольшую долю занимают микропредприятия – 91,1%. На долю малых предприятий приходится 8,2%, средних – 0,7%. В структуре субъектов МСП – ИП доля средних составляет 0,01%, малых – 0,8%, микро- 99,19% [7].
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. В настоящее время в предпринимательстве действуют 2 типа КФХ. КФХ первого типа – являются юридическими лицами; КФХ второго типа – физическими лицами. До 1 января 2021 г. КФХ первого типа не обязаны проходить перерегистрацию и вправе сохранить статус юридического лица. КФХ второго типа (физическое лицо) не является субъектом предпринимательской деятельности. Глава КФХ является индивидуальным предпринимателем.
Рассмотрим вопрос допустимой организационной формы КФХ в хронологическом порядке:
- с 22.11.1990-х до 11.06.2003 г. – юридические лица [2];
- с 11.06.2003 г. по 30.12.2012 г. – вновь созданные КФХ не имели статуса юридического лица [1];
- с 31.12. 2012 г. — вновь созданные КФХ могут быть (ст. 86.1 ГК РФ) или не быть юрлицами (п. 5 ст. 23 ГК РФ) [1];
- до 01.01.2021 г. просуществуют КФХ, соответствующие законодательству 1990-х гг. (они вправе сохранить статус юрлица до 01.01.2021 г.) [3].
Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3].
Динамика количества КФХ в РФ за последние 11 лет, сведения о которых содержатся в ЕГРИП, представлена на рисунке 1. По данным ЕГРИП на 01.01.2019 г. в РФ зарегистрировано 147672 КФХ, в том числе до вступления в силу части 1 ГК РФ – 7921 ед. (юр.лица), в Тверской области 753 и 30 ед. соответственно [7].
Из 146672 КФХ 146982 ед. (99,53%) создано гражданами РФ, 674 ед. (0,46%) – иностранными гражданами и 16 ед. (0,01%) – лицами без гражданства.
КФХ развиваются на территории РФ неравномерно. Распределение КФХ по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Наибольшее число КФХ наблюдается в ЮФО – 20,8%, ПФО – 19,7% и СКФО – 18,3%. Согласно статистическим данным на эти 3 федеральных округа приходится 58,8% общего количества КФХ. В Тверской области на 01.01.2019 г функционировало 753 КФХ (3,8% от общего количества по ЦФО и 0,51% – по РФ).
При сокращении общего количества КФХ происходит их укрупнение. Общая площадь используемых КФХ и ИП земель достигла 43,3 млн га, средний размер землепользования в среднем по стране вырос до 247,8 га (выше, соответственно, на 47, 5% и в 2,4 раза по сравнению с данными ВСХП 2006 г.) [6, с. 58]. Посевная площадь за 2014-2018 гг. увеличилась на 19,7%, в том числе зерновых и зернобобовых культур – на 16,1%, кормовых культур – на 25,6%, технических культур – на 31,6%. Соответственно, увеличивается производство продукции растениеводства: зерна – на 23, сахарной свеклы – на 30,4, семян и плодов масличных культур – на 65,4, картофеля – на 20, овощей – на 22,5%.
За анализируемый период поголовье КРС в КФХ, включая ИП, увеличилось на 23,8%, в том числе коров – на 18,2%, что обусловило рост производства мяса КРС (в убойном весе) на 35,3%, молока на 31,6% по сравнению с 2014 г. [11, с. 26].
Вклад КФХ, включая ИП, в развитие сельского хозяйства и, соответственно, в решение задачи обеспечения продовольственной безопасности страны отражен на рисунке 2.
Удельный вес КФХ, включая ИП, в производстве сельхозпродукции возрастает за анализируемый период с 10 до 12,5%. Для сравнения отметим, что в 1995 г. на долю фермерских хозяйств приходилось 1,9%, в 2000 г. – 3,0% от общего объема производства сельхозпродукции.
В Тверской области в 2018 году удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составил 30,7%, в том числе продукции растениеводства – 66,8%, животноводства – 20,4% [9].
Удельный вес КФХ, включая ИП, в структуре производства основных видов сельхозпродукции в целом по стране отражен на рисунке 3.
Основной причиной популярности регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки, многие из которых спонсируют именно крестьянские хозяйства. В рамках «единой» субсидии основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПоК) являются: грантовая поддержка начинающих фермеров; грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм; грантовая поддержка СПоК для развития их материально-технической базы; возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.
В рамках «единой» субсидии основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПоК) являются: грантовая поддержка начинающих фермеров; грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм; грантовая поддержка СПоК для развития их материально-технической базы; возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.
С 2017 года грантовая поддержка малых форм хозяйствования оказывается в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (единая субсидия). Субъекты Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления развития сельского хозяйства и объём их финансирования из средств единой субсидии.
В 2018 году объём ассигнований федерального бюджета, направленных на грантовую поддержку КФХ и СПоК, увеличен по сравнению с 2017 годом на 23,1% и составил 11,1 млрд руб., или 29,43% общего объёма средств единой субсидии, в том числе: на поддержку начинающих фермеров – 3,93 млрд руб.; на развитие семейных животноводческих ферм – 4,49 млрд руб.; на грантовую поддержку СПоК – 2,65 млрд руб. Гранты предоставлены 2353 начинающим фермерам, 717 семейным животноводческим фермам и 213 кооперативам [6, с. 61].
КФХ-грантополучателями в 2018 г. создано 6021 новых постоянных рабочих мест в сельской местности при плане 3731 рабочих мест, в кооперативах, получивших грантовую поддержку, создано 1249 новых рабочих места при плане 574 рабочих мест (уровень выполнения плана 161,4 и 217,6% соответственно). Получателями грантовой поддержки (ИП и КФХ и СПоК) обеспечен прирост производства сельскохозяйственной продукции в 4, 32 и 10,1 раза соответственно [6, с. 60-61].
Важным аспектом эффективного развития КФХ является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки.
В качестве примера можно привести разработанный стратегический подход государственной поддержки субъектов МСП в Тверской области. В 2017 году объем государственной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям области в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области на 2017 2022 годы» выплачено 59,2 млн руб., в том числе из областного бюджета – 13,5 млн руб., из федерального бюджета – 39,4 млн рублей [8]. В 2018 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Тверской области в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» выплачено 77,1 млн рублей, в том числе из областного бюджета – 12,4 млн рублей, из федерального бюджета – 64,7 млн рублей [9].
Государственная поддержка осуществлялась по следующим направлениям: возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования; грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм; грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.
В 2017 году господдержка в области оказана 6 начинающим фермерам, 3 семейным животноводческим фермам и 2 сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Полученные гранты позволили фермерам приобрести технику, оборудование, сельскохозяйственных животных, построить и реконструировать производственные помещения.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативам полученные гранты позволили развивать свою материально-техническую базу: внедрить новые технологии и создать высокопроизводительные рабочие места, осуществить строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов, приобрести оборудование и технику для производственных объектов, уплатить часть взносов по договорам лизинга оборудования и технических средств.
Однако, несмотря на активную государственную поддержку, отдельные меры проводимой государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточны для эффективного развития КФХ.
По данным ЕГРИП, по состоянию на 01.01.2019 г. количество КФХ в РФ, прекративших свою деятельность, составило 288361 ед., в том числе в связи с принятием членами хозяйств единогласного решения о прекращении деятельности – 274498 ед. (95,2%), в Тверской области 1899 и 1828 (96,3%) соответственно (рис. 4).
Число ликвидируемых КФХ стало превышать число вновь созданных. В течение последнего отчетного года (с 01.01.2018 г. по 01.01.2019 г.) было зарегистрировано 18541 хозяйство, прекратили вою деятельность 21699 КФХ, в том числе 21578 ед. (99,4%) — в связи с принятием членами КФХ единогласного решения о прекращении деятельности, в Тверской области 92 и 126 ед. (100%) соответственно [7].
Предпринимательской деятельности в России, согласно результатам опроса 2018 г., проведенного РСПП, мешают три ключевые проблемы: рост цен и тарифов; избыточно высокие налоги; недостаток квалифицированных кадров [10].
Выполненное исследование позволило выявить базовые проблемы развития КФХ как в целом по РФ, так и Тверской области: отсутствие единого подхода к определению правового статуса; чрезмерное административное давление; малые объемы и недоступность для большей части хозяйств различных форм господдержки; сохраняющееся несовершенство земельных отношений, механизма агрострахования; низкая финансовая и юридическая грамотность; низкий уровень материально-технической оснащенности; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; низкая рентабельность производства; недостаток квалифицированных кадров; низкий уровень доступа к рынку сбыта сельхозпродукции, льготным кредитам; неразвитость рыночной инфраструктуры; слабость кооперативного движения.
Таким образом, несмотря на высокую востребованность и эффективность мер господдержки, потенциал КФХ в импортозамещении и комплексном развитии сельских территорий, повышении занятости и доходов сельского населения недоиспользуется.
Для крестьянских (фермерских) хозяйств обычно характерна высокая занятость работников в основном производстве, у них остается мало времени на выполнение функций обслуживания производства. Недостаточное развитие в АПК административного района (области) инфраструктурных подразделений, ориентированных на обслуживание фермерских хозяйств, вынуждает фермеров самостоятельно решать вопросы материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, реализации продукции, что отнимает у них много времени и сокращает затраты труда, которые могли бы быть обращены непосредственно на сельскохозяйственное производство.
Производственная деятельность крестьянских хозяйств организуется в условиях большой нехватки техники, материальных и финансовых ресурсов. В настоящее время выживают только те хозяйства, члены которых вместе с производством сельскохозяйственной продукции занимаются коммерческой деятельностью, торгуют готовыми продуктами питания и товарами широкого потребления. Работают рентабельно хозяйства, являющиеся членами различных кооперативов и ассоциаций, то есть действующие совместно, что и позволяет им иметь положительные результаты.
Высокие эффективность и уровень товарности современного фермерского хозяйства в развитых странах – это результат не только использования новейшего высокопроизводительного оборудования, прогрессивных технологий, автоматизации производства, но и его надежного обслуживания специализированными фирмами: снабженческо-сбытовыми, внедренческими, посредническими, по переработке продукции и др.
На федеральном уровне фермеров России объединяет общественная организация – Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Эта организация была образована в 1990 г. на первом съезде фермеров. Она выражает их интересы, защищает их права, координирует предпринимательскую деятельность, ведет диалог с административными структурами от имени частного сектора села, участвует в подготовке законодательных актов в его интересах, инициирует принятие этих актов, распространяет передовой опыт формирования рыночной инфраструктуры села. Ассоциация крестьянских хозяйств является примером интеграции. Эти интеграционные процессы продолжаются и сейчас.
В Москве 19–20 февраля 2019 г. состоялся юбилейный XXX Съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). В работе съезда приняли участие около 800 делегатов со всех регионов страны, представители федеральных государственных органов власти, органов управления АПК субъектов Российской Федерации (в том числе Тверской области).
Опыт стран с развитым сельским хозяйством показывает, что фермерские хозяйства эффективно могут развиваться только при развитой системе межфермерских кооперативов, которые обслуживают, консультируют, защищают и представляют интересы крестьян, «отпочковывают» и концентрируют отдельные стадии, процессы производства, сбыта, учета, материально-технического обеспечения, внедрения научно-технических достижений и т.д.
В соответствии с майским Указом Президента РФ № 204 [4] в целях повышения доступности господдержки, увеличения объемов финансирования и совершенствования механизма доведения средств до аграриев Минсельхозом России разработан федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (Паспорт утвержден в декабре 2018 г.) [5].
Федеральный проект предусматривает реализацию мероприятий по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставлению субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах РФ предусмотрено предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ 3736 млн руб. на период с 2019 по 2021 гг. [5].
В Тверской области в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» с 2019 по 2024 годы запланированы бюджетные ассигнования в сумме 438,12 млн рублей на оказание грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам (грант «Агростартап»), предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров [8].
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=5142-6&rnd=F7966ED8F54AC324DD321E3883326CB...– Загл. c экрана.
2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 (ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11050/. – Загл. c экрана.
3. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон РФ от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014 № 171-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/. – Загл. c экрана.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018. – № 204 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/. – Загл. c экрана.
5. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: Паспорт национального проекта (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/72185938/.– Загл. c экрана.
6. О ходе и результатах реализации в 2018 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: Национальный доклад. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. – 182 с.
7. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 25.01.2020).
8. Об итогах работы агропромышленного комплекса Тверской области // Министерство сельского хозяйства Тверской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минсельхоз.тверскаяобласть.рф/ (дата обращения 05.03.2019).
9. Отчет о деятельности Правительства Тверской области за 2018 год // Правительство Тверской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://тверскаяобласть.рф/sistema-organov-gosudarstvennoy-vlasti/pravitelstvo-tverskoy-oblasti/otch... (дата обращения 10.02.2020).
10. Российский союз промышленников и предпринимателей // Аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rspp.ru. – Загл. c экрана.
11. Сельское хозяйство в Росси 2019: Стат. сб. / Россия – М., 2019. – 91 с.