Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Экономические исследования – научный журнал
Бесплатная публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
+7 (495) 859-02-12
+7 (495) 859-02-12Редакция журнала
+7 (964) 912-32-46
Заказать звонок
E-mail
mail@myeconomix.ru
Адрес
170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
Режим работы
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Отправить статью
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Все статьи
Номера журнала
Контакты
Экономические исследования – научный журнал
Бесплатная публикация научных статей по экономике в издании РИНЦ
О журнале
  • О журнале
  • Условия публикации
  • Редколлегия
  • Партнеры
  • Документы
  • Реквизиты
Все статьи
Номера журнала
Контакты
    Отправить статью
    Экономические исследования – научный журнал
    О журнале
    • О журнале
    • Условия публикации
    • Редколлегия
    • Партнеры
    • Документы
    • Реквизиты
    Все статьи
    Номера журнала
    Контакты
      Отправить статью
      Экономические исследования – научный журнал
      Телефоны
      +7 (495) 859-02-12 Редакция журнала
      +7 (964) 912-32-46
      Заказать звонок
      Экономические исследования – научный журнал
      • О журнале
        • О журнале
        • О журнале
        • Условия публикации
        • Редколлегия
        • Партнеры
        • Документы
        • Реквизиты
      • Все статьи
      • Номера журнала
      • Контакты
      Отправить статью
      • +7 (495) 859-02-12 Редакция журнала
        • Телефоны
        • +7 (495) 859-02-12 Редакция журнала
        • +7 (964) 912-32-46
        • Заказать звонок
      • 170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      • mail@myeconomix.ru
      • Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00

      Современное состояние и регулирование нелегального рынка табака в России

      Главная
      —
      Статьи
      —
      Экономика отраслей и предприятий
      —Современное состояние и регулирование нелегального рынка табака в России
      Экономика отраслей и предприятий
      18 марта 2025
      1638

      Рыкова Инна Николаевна, доктор экономических наук, академик РАЕН, руководитель центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации; 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2; ORCID ID: 0000-0002-9171-2278; e-mail: rykova@nifi.ru.

      Иванов Максим Олегович, научный сотрудник Центра отраслевой экономики, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, maximiv@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-2389-5524

      Губанов Роман Сергеевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник центра отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации; 125375, г. Москва, Настасьинский переулок, д. 3, строение 2; ORCID ID: 0000-0003-1675-8150; e-mail: gubanof@mail.ru

      Inna N. Rykova, Doctor of Economics, Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Center for Sectoral Economics of the Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, rykova@nifi.ru, https://orcid.org/0000-0002-9171-2278

      Maxim O. Ivanov, is a researcher at the Center for Industrial Economics of the Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, maximiv@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-2389-5524

      Roman S. Gubanov, Ph. D. (Economy) Leading Researcher at the Center for Sectoral Economics, FSBI «Financial Research Institute» of the Ministry of Finance of the Russian Federation; 3/2 Nastasyinsky Lane, Moscow, Russian Federation, 127006; ORCID ID: 0000-0003-1675-8150; e-mail: gubanof@mail.ru

      Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы оборота табака и никотинсодержащей продукции в России и зарубежных странах. Анализируется динамика объемов продаж табачной продукции на российском рынке в расчете на душу населения. Затрагиваются проблемы применения мер фискальной и таможенно-тарифной политики государства по ограничению нелегального импорта табака в Российскую Федерацию.

      На основе анализа цифр статистики, отражающих колоссальные финансовые потери бюджетной системы Российской Федерации, в статье предложены меры контроля и надзора за производителями и организаторами торговли в целях приведения рынка табака в соответствие с общепринятыми нормами и законодательными актами РФ. В связи с выявлением причин высокой оборачиваемости табака, поступающего на российский рынок из государств – членов Евразийского экономического союза в статье рекомендовано обеспечить на наднациональном уровне правительственных решений унификацию и гармонизацию правил торговли табачной продукции и усилить контрольно-надзорную функцию ответственных органов исполнительной власти.

      Annotation. The article discusses current issues of tobacco and nicotine-containing products turnover in Russia and abroad. The dynamics of sales of tobacco products in the Russian market per capita is analyzed. The problems of applying fiscal and customs-tariff policy measures of the state to limit illegal tobacco imports into the Russian Federation are discussed. Based on the analysis of statistical figures reflecting the enormous financial losses of the budgetary system of the Russian Federation, the article proposes measures of control and supervision over producers and trade organizers in order to bring the tobacco market in line with generally accepted norms and legislative acts of the Russian Federation. In connection with the identification of the reasons for the high turnover of tobacco entering the Russian market from the member states of the Eurasian Economic Union, the article recommends ensuring the unification and harmonization of tobacco trade rules at the supranational level of government decisions and strengthening the control and supervisory function of responsible executive authorities. 

      Ключевые слова: товар, рынок, табак, табачная продукция, регулирование табака, оборот, нелегальный рынок

      Keywords: commodity, market, tobacco, tobacco products, tobacco regulation, trafficking, illegal market

      Современная торговля табаком, никотинсодержащей продукции и новыми альтернативными электронными табачными изделиями занимает весомую долю рынка в России и за рубежом. На мировой арене главными экспортерами табака с многомиллиардным оборотом выступают государства: Китай, Польша, Италия, Германия, США, Индонезия, Индия и др.

      Россия в связи с санкциями США и ЕС с 2023 года начала массовое закрытие табачных фабрик в связи с проблемами заготовления сырья и невозможностью его переработки на отечественном оборудовании в качественную табачную продукцию. Следовательно, зависимость российского рынка от импорта табака в связи с высоким спросом на него сохранялась и в 2024 году, когда наблюдалась тенденция роста нелегального сбыта и потребления табачных изделий.

      В Российской Федерации оборот розничной торговли табачными изделиями в 2023–2024 гг. характеризовался неоднозначной тенденцией.

      С одной стороны, продажа сигарет и папирос на душу населения сокращалась. С другой стороны, повсеместно отмечался рост импорта альтернативных табачных изделий и новых никотиновых продуктов в Россию.

      Как видно, за последние 6 лет оборот торговли сигаретами в России в 2023 году достиг минимума в объеме 1320 шт. на человека, что на 17,5% меньше, чем в 2018 году (рис.1).

      Динамика объема продаж сигарет и папирос на душу населения в розничной торговле Российской Федерации, шт.

      Рисунок 1 – Динамика объема продаж сигарет и папирос на душу населения в розничной торговле Российской Федерации, шт. (источник: [8])

      Нелегальный товарооборот табачных изделий формируется в результате возникновения «серого импорта», который отражает состояние недостоверного учета и регистрации данных о табаке при декларировании на таможенной границе [2].

      Влияние «серого импорта» табачной продукции влечет за собой ущерб для государства в результате занижения суммы таможенных пошлин и сборов, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и рациональному распределению по всей цепочке денежно-кредитных отношений.

      По оценке экспертов, значительная доля – 60% незаконного импорта табака и табачных изделий (никотинсодержащей продукции) приходится на страны Евразийского экономического союза. В Российскую Федерацию из государств – членов ЕАЭС поставляются значительные партии нелегального табака. Финансовый ущерб федерального бюджета в 2024 году от нелегального товарооборота данной продукцией превысил 67,8 млрд руб. [7].

      В связи с колоссальными бюджетными потерями и импортом аналогов табака эффективность продвижения качественной табачной продукции снижается. Параллельно с контрафактом «честные» продажи табака не позволяют предпринимателям получать прибыль из-за конкуренции импортеров, а покупателям становится трудно приобретать материальные выгоды в связи с вредоносными иностранными аналогами никотинсодержащей продукции.

      С учетом выявленных проблем, приведем цифры статистики, которые указывают на необходимость первоочередной необходимости применения мер к организаторам оборота табака в городах, допустивших пороговые риски бюджетных потерь от нелегальной торговли (рис. 2).

      ТОП – 5 субъектов РФ с максимальным размером потерь бюджета от нелегального рынка табака, млрд руб.
      Рисунок 2 – ТОП – 5 субъектов РФ с максимальным размером потерь бюджета от нелегального рынка табака, млрд руб. (источник: [6])
      Сегодня Правительством Российской Федерации совместно с представителями национального депутатского корпуса уже предприняты попытки ограничения «серого импорта» табака. Приняты действенные законодательные инициативы и принимаются меры административной ответственности в отношении организаторов сбыта табака в нелегальных местах торговли; производятся процедуры уничтожения сырья для табака и технологического оборудования, выявленного в результате пресечения использования преступных схем вида: «ложный транзит». Данная форма поставок нелегальной продукции действует в момент, когда в качестве страны – выгодоприобретателя выступает другое государство, на территории которого планируется и организуется незаконный оборот табака (рис. 3).
      Классификация мер регулирования нелегального рынка табака и табачной продукции в России
      Рисунок 3 – Классификация мер регулирования нелегального рынка табака и табачной продукции в России (составлено авторами по данным [5])

      К сожалению, все принимаемые меры лишь частично позволяют минимизировать объемы нелегального импорта табака и контрафактного промысла табачной продукции при продвижении ее на российский рынок.

      Проблемой является отсутствие в российском законодательстве системных мер уголовной ответственности за контрабанду по производству и сбыту табака, которые могли бы позволить защитить права потребителей и инвесторов при организации легального производства, обеспечить удовлетворение потребностей государства в «обелении» рынка табака [3].

      В данном направлении развития регуляторной практики по изъятию с рынка табака нелегальных партий товаров и  денежных средств от их продажи в пользу государства предприняты попытки, что находит отражение в Федеральном законе от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» [1].

      Согласно данному законодательному акту, вектор развития мер регулирования нелегального рынка табака в России в течение 2025 года планируется направить на внедрение системы прослеживаемости табака для выявления товаров, остающихся в стране для внутреннего потребления, но оформленных в качестве транзитных грузов [5].

      Данная мера государственного регулирования направлена на идентификацию товаров, подлежащих потреблению внутри страны и перераспределению маркированных табачных изделий на внешние рынки. В результате данной законодательной новеллы становится более гибким таможенно-тарифный и налоговый контроль, более рациональным надзор за оборотом табака по всей цепочке создания валовой добавленной стоимости табачной продукции.

      Вместе с тем, для улучшения в целом экономической ситуации на рынке табака в России целесообразно организовывать на правительственном уровне процедуры ограничения импорта контрафакта, как посредством мониторинга качества товаров и цен, так и создания унифицированных правил трансграничной торговли табачными изделиями при их ввозе из стран участниц ЕАЭС. Это обусловливается наличием больших взаимных выгод, получаемых производителями и потребителями табака от его импорта из соседних дружественных государств.

      Таким образом, гармонизация и унификация правил взаимной трансграничной торговли табаком в России и странах Евразийского экономического союза, применение более жестких мер привлечения к ответственности организаторов контрабанды табака, усиление роли денежно-кредитной и фискальной политики при установлении справедливой платы за табачную продукцию позволяют достичь сбалансированности решений защиты прав граждан и гарантий юридических лиц, являющихся добросовестными товаропроизводителями, обеспечивающими значительный отраслевой вклад в развитие национальной торговли.

      Список литературы

      1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 27.11.2023 N 540-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462891/?ysclid=m6utlqjjtx93452372 (дата обращения: 07.02.2025).
      2. Андреева А.Н. Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения // Налоги. – 2020. – N 6. – С.  42–47.
      3. Диканова Т.А. Вопросы предупреждения незаконного оборота табачной продукции // Таможенное дело. – 2024. – № 4. – С. 33–36.
      4. Романова Н.К., Саломатин В.А., Саввин А.А. Современные тенденции развития экономики рынка табака в России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 9 (135).
      5. Сальникова А.В., Горячева Д.Д. Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС: оценка и направления минимизации // Вестник университета. – 2023. – № 10. – С. 211–219.
      6. Власти создадут механизм против «ложного транзита» импортных товаров. Какая продукция попадает в Россию таким путем [Электронный ресурс]. – URL:  https://www.rbc.ru/economics/04/10/2024/66fd5ab99a79477fff55fa43?ysclid=m6uq1714sb135589838 (дата обращения: 07.02.2025)
      7. Потери Бюджета РФ от нелегального оборота табака и никотинсодержащей продукции составил 67,8 млрд рублей [Электронный ресурс]. – URL:    https://nnck.gov.ru/news/poteri-byudzheta-rf-ot-nelegalnogo-oborota-tabaka-i-nikotinsoderzhashchey-produktsii-sostavil-67-8-m/?ysclid=m6uqscw3pl624868404 (дата обращения: 07.02.2025).
      8. Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс]. – URL:  https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (дата обращения: 07.02.2025).

      Документы
      Современное состояние и регулирование нелегального рынка табака в России
      256,7 Кб
      Назад к списку
      • Экономика отраслей и предприятий 60
      • Маркетинг 19
      • Менеджмент 33
      • Предпринимательство 49
      • Управление качеством 8
      • Финансы 29
      • Управление инновациями 18
      • Инвестиционная деятельность 6
      • Организация производства 3
      • Информационные технологии в экономике 24
      • Математические методы в экономике 6
      • Региональная экономика 78
      • Макроэкономика 18
      • Мировая экономика 7
      • Другие направления 51
      • Конкурсы и конференции 30
      О журнале
      О журнале
      Условия публикации
      Редколлегия
      Партнеры
      Документы
      Реквизиты
      +7 (495) 859-02-12
      +7 (495) 859-02-12Редакция журнала
      +7 (964) 912-32-46
      Заказать звонок
      E-mail
      mail@myeconomix.ru
      Адрес
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      Режим работы
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      mail@myeconomix.ru
      170019, г. Тверь, ул. Маяковского, 33, офис 66
      © 2025
      Учредитель ООО «ИнтерКонсалт». Сетевое издание «Экономические исследования» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 24 июня 2022 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-83525
      Политика конфиденциальности
      Публичная оферта
      Согласие на обработку персональных данных