Современная торговля табаком, никотинсодержащей продукции и новыми альтернативными электронными табачными изделиями занимает весомую долю рынка в России и за рубежом. На мировой арене главными экспортерами табака с многомиллиардным оборотом выступают государства: Китай, Польша, Италия, Германия, США, Индонезия, Индия и др.
Россия в связи с санкциями США и ЕС с 2023 года начала массовое закрытие табачных фабрик в связи с проблемами заготовления сырья и невозможностью его переработки на отечественном оборудовании в качественную табачную продукцию. Следовательно, зависимость российского рынка от импорта табака в связи с высоким спросом на него сохранялась и в 2024 году, когда наблюдалась тенденция роста нелегального сбыта и потребления табачных изделий.
В Российской Федерации оборот розничной торговли табачными изделиями в 2023–2024 гг. характеризовался неоднозначной тенденцией.
С одной стороны, продажа сигарет и папирос на душу населения сокращалась. С другой стороны, повсеместно отмечался рост импорта альтернативных табачных изделий и новых никотиновых продуктов в Россию.
Как видно, за последние 6 лет оборот торговли сигаретами в России в 2023 году достиг минимума в объеме 1320 шт. на человека, что на 17,5% меньше, чем в 2018 году (рис.1).
Рисунок 1 – Динамика объема продаж сигарет и папирос на душу населения в розничной торговле Российской Федерации, шт. (источник: [8])
Нелегальный товарооборот табачных изделий формируется в результате возникновения «серого импорта», который отражает состояние недостоверного учета и регистрации данных о табаке при декларировании на таможенной границе [2].
Влияние «серого импорта» табачной продукции влечет за собой ущерб для государства в результате занижения суммы таможенных пошлин и сборов, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и рациональному распределению по всей цепочке денежно-кредитных отношений.
По оценке экспертов, значительная доля – 60% незаконного импорта табака и табачных изделий (никотинсодержащей продукции) приходится на страны Евразийского экономического союза. В Российскую Федерацию из государств – членов ЕАЭС поставляются значительные партии нелегального табака. Финансовый ущерб федерального бюджета в 2024 году от нелегального товарооборота данной продукцией превысил 67,8 млрд руб. [7].
В связи с колоссальными бюджетными потерями и импортом аналогов табака эффективность продвижения качественной табачной продукции снижается. Параллельно с контрафактом «честные» продажи табака не позволяют предпринимателям получать прибыль из-за конкуренции импортеров, а покупателям становится трудно приобретать материальные выгоды в связи с вредоносными иностранными аналогами никотинсодержащей продукции.
С учетом выявленных проблем, приведем цифры статистики, которые указывают на необходимость первоочередной необходимости применения мер к организаторам оборота табака в городах, допустивших пороговые риски бюджетных потерь от нелегальной торговли (рис. 2).

Рисунок 2 – ТОП – 5 субъектов РФ с максимальным размером потерь бюджета от нелегального рынка табака, млрд руб. (источник: [6])
Сегодня Правительством Российской Федерации совместно с представителями национального депутатского корпуса уже предприняты попытки ограничения «серого импорта» табака. Приняты действенные законодательные инициативы и принимаются меры административной ответственности в отношении организаторов сбыта табака в нелегальных местах торговли; производятся процедуры уничтожения сырья для табака и технологического оборудования, выявленного в результате пресечения использования преступных схем вида: «ложный транзит». Данная форма поставок нелегальной продукции действует в момент, когда в качестве страны – выгодоприобретателя выступает другое государство, на территории которого планируется и организуется незаконный оборот табака (рис. 3).

Рисунок 3 – Классификация мер регулирования нелегального рынка табака и табачной продукции в России (составлено авторами по данным [5])
К сожалению, все принимаемые меры лишь частично позволяют минимизировать объемы нелегального импорта табака и контрафактного промысла табачной продукции при продвижении ее на российский рынок.
Проблемой является отсутствие в российском законодательстве системных мер уголовной ответственности за контрабанду по производству и сбыту табака, которые могли бы позволить защитить права потребителей и инвесторов при организации легального производства, обеспечить удовлетворение потребностей государства в «обелении» рынка табака [3].
В данном направлении развития регуляторной практики по изъятию с рынка табака нелегальных партий товаров и денежных средств от их продажи в пользу государства предприняты попытки, что находит отражение в Федеральном законе от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» [1].
Согласно данному законодательному акту, вектор развития мер регулирования нелегального рынка табака в России в течение 2025 года планируется направить на внедрение системы прослеживаемости табака для выявления товаров, остающихся в стране для внутреннего потребления, но оформленных в качестве транзитных грузов [5].
Данная мера государственного регулирования направлена на идентификацию товаров, подлежащих потреблению внутри страны и перераспределению маркированных табачных изделий на внешние рынки. В результате данной законодательной новеллы становится более гибким таможенно-тарифный и налоговый контроль, более рациональным надзор за оборотом табака по всей цепочке создания валовой добавленной стоимости табачной продукции.
Вместе с тем, для улучшения в целом экономической ситуации на рынке табака в России целесообразно организовывать на правительственном уровне процедуры ограничения импорта контрафакта, как посредством мониторинга качества товаров и цен, так и создания унифицированных правил трансграничной торговли табачными изделиями при их ввозе из стран участниц ЕАЭС. Это обусловливается наличием больших взаимных выгод, получаемых производителями и потребителями табака от его импорта из соседних дружественных государств.
Таким образом, гармонизация и унификация правил взаимной трансграничной торговли табаком в России и странах Евразийского экономического союза, применение более жестких мер привлечения к ответственности организаторов контрабанды табака, усиление роли денежно-кредитной и фискальной политики при установлении справедливой платы за табачную продукцию позволяют достичь сбалансированности решений защиты прав граждан и гарантий юридических лиц, являющихся добросовестными товаропроизводителями, обеспечивающими значительный отраслевой вклад в развитие национальной торговли.
Список литературы
- Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 27.11.2023 N 540-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462891/?ysclid=m6utlqjjtx93452372 (дата обращения: 07.02.2025).
- Андреева А.Н. Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения // Налоги. – 2020. – N 6. – С. 42–47.
- Диканова Т.А. Вопросы предупреждения незаконного оборота табачной продукции // Таможенное дело. – 2024. – № 4. – С. 33–36.
- Романова Н.К., Саломатин В.А., Саввин А.А. Современные тенденции развития экономики рынка табака в России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 9 (135).
- Сальникова А.В., Горячева Д.Д. Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС: оценка и направления минимизации // Вестник университета. – 2023. – № 10. – С. 211–219.
- Власти создадут механизм против «ложного транзита» импортных товаров. Какая продукция попадает в Россию таким путем [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/economics/04/10/2024/66fd5ab99a79477fff55fa43?ysclid=m6uq1714sb135589838 (дата обращения: 07.02.2025)
- Потери Бюджета РФ от нелегального оборота табака и никотинсодержащей продукции составил 67,8 млрд рублей [Электронный ресурс]. – URL: https://nnck.gov.ru/news/poteri-byudzheta-rf-ot-nelegalnogo-oborota-tabaka-i-nikotinsoderzhashchey-produktsii-sostavil-67-8-m/?ysclid=m6uqscw3pl624868404 (дата обращения: 07.02.2025).
- Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (дата обращения: 07.02.2025).