Проблема 1. Низкие темпы обновления технологического оборудования
Основные фонды многих предприятий отрасли не обновляются десятилетиями, а если обновляются, то низкими темпами. Одна из причин такого положения – зависимость от поставок по импорту при значительных потребностях рынка технологического оборудования. Другая причина – это то, что 50% затрат на обновление материальной базы предприятия вынуждены нести самостоятельно, имея низкую рентабельность (9,6% в среднем в 2018 г.).
Потребности рынка в видах оборудования по важнейшим подотраслям оцениваются в процентных долях следующим образом: пищевые продукты, напитки и табачные изделия – 82,2%, хлебопекарня промышленность – 7,1%, производства по обработке и переработке молока – 4,5%.
Проблема 2. Несоответствие технологических процессов на предприятии экологическим требованиям
Многие пищевые предприятия относятся к объектам, оказывающим значительное негативное влияние на окружающую среду. Это крупные предприятия по переработке мяса и мясопродуктов, картофеля, фруктов и овощей, молочной продукции, растительных и животных масел и жиров и др.
Начиная с 2019 года в России все предприятия должны получать индивидуальный экологический паспорт и на основании его – экологическое разрешение, критерием получения которого будет соответствие технологических процессов на предприятии требованиям наилучших доступных технологий.
Проблема 3. Высокая материалоемкость производств и зависимость от импорта
В структуре себестоимости продукции пищевой и перерабатывающей промышленности материальные затраты доходят до 75%, в т.ч. сырье – составляет около 50%. В результате образовываются отходы в значительных объёмах, которые необходимо утилизировать при помощи современных технологий. Кроме того, отрасль становится экономически эффективной только при условии максимального использования отечественного сырья. Политика импортозамещения в значительной степени решила этот вопрос и как результат, обеспечено выполнение критериев Доктрины продовольственной безопасности, а также рекомендованных Минздравом РФ рациональных норм потребления по важнейшим продуктам питания – мясо, хлебобулочные изделия, картофель, сахар, растительное масло. Однако в отношении производства мяса крупного рогатого скота (КРС), а также молока и молочных продуктов рациональные нормы потребления не достигнуты несмотря на импорт этих продуктов. Также серьезные проблемы с обеспечением отечественным сырьем имеет крахмалопаточная промышленность.
Проблема 4. Низкий уровень инновационной активности
Инновационная активность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности находится на низком уровне – процентная доля инновационной продукции в структуре производства составляет 9–10% (например, в США – 50%). В предшествующие 5 лет рентабельность вложений в инновации была крайне низкой (5–6%).
Технологические инновации в пищевой и перерабатывающей промышленности, как правило, направлены на получение новой продукции с уникальными свойствами, а не на совершенствование применяемых технологий производства.
Проблема 5. Контроль предприятий иностранными компаниями
Многие из подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности России в значительной степени контролируются зарубежными компаниями:
- в табачной отрасли – на 96%,
- в пивной промышленности – на 80%,
- на рынке переработки молока – 60%,
- на рынке соковой продукции – 70%,
- на рынке замороженных овощей – 80%,
- на рынке овощной консервации – 90%,
- и т.д.
Доля иностранного капитала в пищевой и перерабатывающей промышленности РФ составляет 60% и продолжает расти. Помимо положительных моментов, можно видеть, что работа иностранных компаний на российском рынке приводит к уводу прибыли за рубеж, а часто и к закрытию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
При проведении технологической модернизации отрасли с участием государства необходимо соблюдать российские интересы, в противном случае модернизация может рассматриваться как процесс инвестирования в иностранные компании, извлекающие прибыль от работы на территории РФ.
Проблема 6. Нехватка собственных средств для осуществления модернизации
Как показывает мировая практика модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности – это масштабные преобразования, которые не могут осуществляться без мощной государственной поддержки в условиях недостаточности собственных средств у производителей. Очевидно, что и в условиях России для успеха модернизации необходимо привлечение масштабных инвестиций из федерального и региональных бюджетов в условиях целенаправленной государственной политики.
Государственная политика в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности в России представлена следующими документами:
- Стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2020 г.
- Проект стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2030 г.
- Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г.
- Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
- Доктрина продовольственной безопасности РФ.
Список литературы
1. Таточенко И. М., Таточенко А. Л. Технологическая модернизация российской пищевой промышленности: вызовы, проблемы // Modern science [Электронный ресурс]. – М., 2020. – № 1-2. – Режим доступа: http://modsc.ru/.
2. Стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р (в ред. от 30 июня 2016 г. № 1378-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/65bZISIOP6bA0VSJ67GnnpKIhhoHhxgP.pdf.
3. Проект стратегии развития пищевой промышленности РФ до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barley-malt.ru/wp-content/uploads/2019/11/proekt-strategyy-razvytyja-pyschevoj-y-pererabatyv....
4. Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. № 1931-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/KNMcvWfv5ZveFs1FtrfxqAyjlED28JsG.pdf.
5. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/oHAMAREx1e9uyphc0U8Vq5ikOoyMOrAo.pdf.
6. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/.