Модернизация – это масштабное качественное преображение страны, обеспечивающее прогресс всех сторон жизнедеятельности общества и человека, в том числе политики, экономики, здравоохранения, образования и науки, и т.д.
Модернизация экономики, заявленная как одна из главных стратегических целей социально-экономической политики государства, предполагает преодоление сырьевого характера народного хозяйства и повышение его конкурентоспособности на основе внедрения новейших технологий. Однако, несмотря на достаточно продолжительный период, прошедший с момента провозглашения этой цели, существенных изменений в плане модернизации экономики не произошло.
Для модернизации нужны капитальные вложения, необходимые и достаточные для решения проблемы обновления основного капитала и устойчивого долгосрочного развития [1]. Самое главное для развития и модернизации экономики можно сформулировать следующим образом: в России должно быть выгодно производить продукцию и получать прибыль на основе развития производства. Ввод и использование новых мощностей должны быть рентабельнее, чем эксплуатация старого оборудования, введенного еще в советские годы. Фактически же ситуация пока прямо противоположная. Если она сохранится, то дорога к модернизации будет закрыта.
Обновление производства должно осуществляться как системный процесс, во всех отраслях народного хозяйства. Практически невозможно добиться замены основных фондов в какой-либо одной отрасли без модернизации смежных производств. Так, чтобы увеличить пропускную способность железных дорог, необходимы принципиально новые локомотивы, вагоны, реконструкция путевого хозяйства и всех служб. Но, чтобы сделать новый локомотив, нужно провести научно-исследовательские работы и обеспечить производство комплектующих и материалов необходимого качества. Комплектующие изделия производятся десятками предприятий, относящихся к различным видам деятельности. Производители в свою очередь должны налаживать производство в соответствии с изменившимися условиями и сделать заказы кооперированным с ними предприятиям. Все это может работать в условиях, когда основная часть предприятий располагает оборудованием, материалами и технологиями, удовлетворяющими новым требованиям. Неспособность отдельных звеньев в производственной цепочке произвести продукт требуемого качества в необходимом количестве и в нужные сроки предопределяет необходимость импорта. На практике российское производство находиться именно в такой ситуации.
О сложности налаживания современного производства свидетельствует многолетние попытки ВАЗа создать производство качественного автомобиля. С одной стороны, ни сам автозавод, ни смежные производства не в состоянии организовать выпуск необходимых компонентов высокого качества, с другой зарубежные производители предпочитают создавать сборочные производства на основе производимых ими комплектующих, придерживая для себя передовые технологии и лицензионные разработки.
Как вид экономической деятельности, производство машин и оборудования относится к наукоемкому и высокотехнологичному, обладает безграничным потенциалом для внедрения достижений науки и техники, благодаря чему способно существенно ускорить развитие инновационного сектора. Более того, производство машин и оборудования образует материальную основу национальной экономической и военной безопасности страны. Разумеется, часть используемой техники, причем в растущих объемах, в современном мире приобретается по импорту.
Как известно, вход в «ловушку» импортопотребления широк, а выход из нее узок. На определенной стадии роста импортопотребления теряется та критическая масса собственного производства, при которой борьба за снижение импортозависимости сохраняет экономическую целесообразность.
Результатом этого процесса являются: существенное ослабление связи производства с внутренним конечным потребителем; заметное усиление технологической привязки к зарубежному производителю. На глобальном рынке Россия является главным импортером машиностроительной продукции. Основным торговым партнером России являются страны Евросоюза. На них приходится до 90% машиностроительного импорта.
Государство, в экономике которого данный вид производства не обладает конкурентоспособностью, неизбежно обрекается на экономическую отсталость, даже если объем ВВП относительно высок. Однако наша страна все сильнее отстает в этом виде экономической деятельности. Об этом говорит, например, сравнительный анализ ряда основных показателей, характеризующих производство машин и оборудования в России, США и стран ЕС (табл.1).
Как видно из таблицы 1, по общему выпуску продукции машиностроения Россия отстает от США, хотя американские машиностроительные компании активно переводят производство за рубеж.
Высока зависимость производства машин от машиностроительного импорта запасных частей, комплектующих. Это во многом связано с накоплением импортной составляющей в составе активной части основного капитала, что сформировало устойчивую «технологическую привязку» к иностранному поставщику. Свою роль играет также развитие сборочных производств в машиностроении на импортных комплектующих.
Анализируя показатели импорта высокотехнологичной продукции, в частности машин и оборудования можно сделать вывод, что в России в 2013–2014 гг. наблюдался ускоренный рост импорта машин и оборудования по отношению к экспорту в 5,2 раз. Это связано с тем, что в России намного медленнее и в несравнимо меньших масштабах налажен процесс обновления технической базы предприятий, прежде всего предприятий металлообработки и машиностроения. В 2015 году это соотношение снизилось до 3,2 раза. Это связано с уменьшением импорта в связи с ослаблением рубля и к подорожанию импортной продукции и снижению поставок оборудования и легковых автомобилей.
Уменьшение затронуло и экспорт. Россия экспортировала в 2015 году машин и оборудования на 3,6% меньше чем в 2014 году. Это связано с уменьшением спроса внутри страны и наличием большого количества заводов по сборке автомобилей внутри страны.
На объеме внешней торговли России также сказались введенные ЕС ограничения на поставку ряда категорий машин и оборудования. Из таблицы 2 и 3 видно, что объем экспорта машин и оборудования в России не растет, а импорт этих видов техники увеличивается быстрыми темпами, хотя объемы импорта машин и оборудования по сравнению с другими странами в России в десятки раз меньше.
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. разработаны сценарии развития цели и задачи технологической и промышленной политики, методы и механизмы ее проведения применительно к отдельным секторам отечественного машиностроения и других отраслей экономики. Необходимо решать определенные задачи создания современной промышленности, покупать оборудование, предприятия, лицензии, налаживать высокотехнологическое производство. Однако, ключевым фактором в формировании современной индустрии должно стать технологическое перевооружение ключевых отраслей. В их числе машиностроение, транспорт, коммунальное хозяйство, строительство, сельское хозяйство. В процессе модернизации экономики предстоит решать задачи развития наукоемких производств и создавать предпосылки для инновационного развития. А ведь именно промышленность, а внутри нее машиностроение, есть главный поставщик технических и технологических инноваций.
Обновление производства следует увязывать с созданием комфортных условий труда, ростом производительности труда и заработной платы. Однако достижение хорошего результата в массовом порядке требует крупных затрат. Производство машин и оборудования является абсолютным лидером среди всех видов экономической деятельности по темпам сокращения численности занятых. Из России идет массовый отток исследователей в те страны, где лучше условия для проведения исследовательских работ, выше уровень финансирования и заработков.
Экономика России в 2000-х годах, как известно, перешла от длительного спада к увеличению объемов производства и наращиванию размеров капитала. Инвестирование в производство машин и оборудования в 2000-е годы позволило обновить производственные мощности, выпуск которых в начале 2010-х годов был достаточным для удовлетворения внешнего и внутреннего спроса. Конечно, имели место положительные сдвиги в части промышленного производства. Но нужно отметить, что процесс роста в промышленном производстве идет крайне медленно. Объем продукции машиностроения уменьшился в условной физической массе на 42% и в блоке промышленного производства его доля сократилась с 6,3% до 12,3% в 2010 г. (табл. 4).
По данным Министерства экономического развития России в ноябре 2010 г. произошло сокращение выпуска в обрабатывающих производствах. Особенно, в производстве машин и оборудования. Это связано с неустойчивым состоянием национального хозяйства России, что привело к ухудшению условий внешней торговли и прекращении наращивания капитальных вложений [4].
Однако, по сравнению с 2009 годом промышленное производство в целом увеличилось на 8,4%. Индекс промышленного производства составил 106,7%.
Несмотря на увеличение промышленного производства в 2011 году, до 4,7% по сравнению с 2010 годом, 35,7% общего роста обеспечило производство транспортных средств и оборудования, 7,5% – производство машин и оборудования. Индекс производства машин и оборудования в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года составил 112,4%, по сравнению с декабрем 2010 года – 55,8% (табл. 5).
В 2013–2014 годах крупные и средние предприятия уменьшили вложения в основной капитал на 1,2%. Но, несмотря на это, возобновился рост промышленного производства в целом, составивший 3,9% к декабрю 2013 года. По оценке Минэкономразвития России, увеличение составило 0,7%. Индекс производства машин и оборудования в январе 2013 года по сравнению с январем 2012 года составил 83,4%.
В 2014 году произошло сразу два важных для нашей промышленности события: обмен санкциями и сильное понижение курса рубля к мировым валютам. Начался очередной виток импортозамещения, одновременно с ним проходит отказ российской экономики от долларовых кредитов. В отраслевом разрезе низкая общеэкономическая динамика стала результатом замедления роста промышленного производства. Это привело к существенному замедлению роста обрабатывающих производств (до 2,5% против 3,9% в 2013 году), в особенности отраслей, обслуживающих инвестиционный спрос. Но, несмотря на замедления роста некоторых отраслей промышленности Росстат отражает увеличение промышленного производства по некоторым позициям. Так производство труб, металлургия, часть отраслей машиностроения показывают заметный рост. В 2014 году рост промышленного производства составил 1,7%, по сравнению с 2013 годом – 0,4%. Прирост промышленного производства по итогам 2014 года составил 1,7% и был обеспечен увеличением добычи полезных ископаемых и ростом обрабатывающих производств.
По данным указанным в докладе «Экономика России», 2015 год промышленность завершила в рецессии. С начала 2015 года российская экономика вступила в фазу полномасштабного спада. В целом спад промышленного производства стал реакцией на снижение внутреннего спроса. Наиболее сильно это ударило по обрабатывающим производствам. Их выпуск к концу 1 квартала 2016 года упал до 93,3% от максимального выпуска мая 2014 года. В самом удручающем положении оказались заводы, выпускающие автомобили и продукцию инвестиционного назначения. В то же время на фоне общепромышленного спада многие предприятия, в первую очередь работающие на экспорт, продолжили наращивать выпуск [3].
В первой половине 2016 года увеличение промышленного производства в целом составило 0,2%. Индекс промышленного производства, по данным Росстата, снизился в марте на 0,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В I квартале падение объемов промышленного производства составило 0,6% [2]. В июне 2016 года объемы промышленного производства продемонстрировали рост на 1,7% по отношению к прошлому году. Это максимальный рост производства в России с декабря 2014 года. Стоит отметить, что он усиливается с каждым месяцем: в апреле рост был в 0,5%, в мае – 0,7%, а в июне уже 1,7%. Индекс производства машин и оборудования в августе 2016 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года по данным Росстата составил 101,4%, в январе–августе 2016 года – 103,6%.
Представленные показатели темпов экономического роста опираются на два альтернативных сценария, которые отражают влияние различных цен на нефть на основные макроэкономические параметры. Альтернативный прогноз на основе более низкой цены на нефть предполагает продолжение рецессии в 2016 году, при этом экономика сократится на 1,0%.
Инвестиции в производство машин и оборудования находятся на низком уровне: доля инвестиций в основной капитал в их общем объеме в последние 10 лет колеблется от 0,7% до 0,9%. Невыгодность вложений капитала в производство машин и оборудования обуславливает низкий спрос со стороны производства на результаты исследований и разработок. Низкий уровень частного финансирования исследовательских разработок объясняется тем, что частный капитал направляется преимущественно не в наукоемкое производство, к которому относится машиностроение, а в добычу природных ресурсов и производство материалов.
И так, первоочередная задача, ближайшая сверхзадача – восстановление экономического роста. Следует признать, что возрождение отечественного производства машин и оборудования является ключевой задачей модернизации экономики. Оно способно создать благоприятные условия для технического перевооружения всех отраслей экономики передовой техникой, преодоление сырьевой направленности экономики.
Сказанное не означает, что Россия должна самостоятельно производить все виды техники, а свидетельствует лишь о том, что она должна быть способна производить любые виды техники на уровне, отвечающем современным требованиям, расширять свое участие в мировой торговле машинами и оборудованием, на равных конкурировать с ведущими фирмами мира.
В соответствии с теорией воспроизводства для создания конкурентоспособного машиностроения необходимо резкое увеличение инвестиций в производство машин и оборудования, а также существенное повышение финансирования исследования и разработок. Решение такой задачи невозможно без значительного повышения роли государства в экономике. Должны быть созданы действующие стимулы для развития отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс. Целевое финансирование, внесение изменений в налоговую систему, увеличение государственного финансирования исследовательских разработок по направлениям.
Список литературы
1. Гамидуллаева Л. А. Проблемы и перспективы модернизации экономики России // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11. –9. – С. 2010-2015.
2. Кирененко А. К. О текущей ситуации в экономике РФ по итогам I квартала 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/monitoring2016month3.
3. Декареева А. С. Доклад об экономике России № 33 (апрель 2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf (дата обращения 15.10.2016).
4. Доклад об экономике России в 2010-2014 годах // Официальный сайт Федеральной службы по аккредитации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e5c7dc37-899b-4a44-b1e5-b46514b40b16/Sbornik_BLOCK_min_p0.pdf?... (дата обращения 15.10.2016).
5. World economic outlook: a survey by the staff of the International Monetary Fund. –Washington, D.C.: The Fund, 1980. – ISSN 0251-6365.